Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


В свое время к «заряженным» повседневным авто относились разве что особые серии городских хетчбэков, хотя со временем количество истинно «драйверских» моделей на дорогах мира и стало стремительно расти. Но легковушки легковушками, а создать нечто подобное из полноразмерного кроссовера не так-то просто, и за подобные проекты берется далеко не каждый производитель. Но в концерне BMW и его особом подразделении M GmbH вызов приняли…

Вводная
О выпуске повседневного полноприводника баварцы задумались еще в начале 1990-х годов и поставили свой X5 серии E53 на конвейер в 1999-м, заполучив вместе с новыми технологиями марки Land Rover еще и внушительную долю потенциальных покупателей кроссоверов с солидным достатком. Первенец серии продержался в производстве ровно семь лет, а затем публике был представлен и новый флагман, машина серии E70, остающийся «в обойме» до сих пор.

Между тем публике сейчас требуется уже нечто большее, чем «просто» полноприводник, и даже семейством с большим выбором двигателей и комплектаций никого не удивишь. Немцам нужно было что-то делать.

И вот в апреле 2009 года в ходе международного автошоу в Нью-Йорке на стенде «Баварских моторных заводов» было торжественно сдернуто покрывало тайны с «горячего» варианта X5 M. Последняя литера в названии этого автомобиля поклонникам немецкого концерна скажет практически все, ведь особое подразделение BMW M GmbH ведет свою историю с «постройки» гоночных болидов еще с первых послевоенных лет, а сегодня продукция этой компании хорошо известна и уважаема не только в мире автоспорта.

Но почему же при работе с кроссовером мастера технического тюнинга вынесли определяющую суть модели букву в «хвост» названия своего творения? Может быть, они посчитали полноприводник не столь «драйверским», как признанные M3 или M6?

Общие черты
Прежде всего – о том, что M-версия кроссовера позаимствовала у базового X5. По сравнению с предшественником современный полноприводник стал на 165 мм длиннее и на 60 мм шире при росте колесной базы на 110 мм и одинаковой общей высоте. Всего на мировом рынке за несколько лет существования модели на нее устанавливалось четыре бензиновых двигателя (от 3 до 4,8 литра мощностью от 272 до 407 л. с.) и один 3-литровый двухнаддувный дизель, доступный в мощностных вариантах от 235 до 306 «лошадок».

В агрегатной части места механическим коробкам передач не нашлось, и некоторое время единственным доступным был 6-ступенчатый «автомат» с режимом ручного переключения и управлением рычагом-джойстиком, а два года тому назад на часть кроссоверов стал устанавливаться и новейший 8-диапазонный агрегат.

Заметим, что базовый BMW X5 подвергли плановому рестайлингу в самом начале 2010 года: пятиместный кроссовер обзавелся иным передним бампером, слегка измененной задней оптикой, адаптивным рулевым управлением, новым контроллером мультимедийного комплекса и несколько перенастроенной полноприводной трансмиссией xDrive (она, к слову, в обычных условиях распределяет тягу в отношении 40:60 в пользу задней оси, но это значение может меняться в зависимости от ситуации).

«Горячему» варианту с литерой M в названии подобное вмешательство не требовалось еще целый год, поэтому небольшие «косметические» нюансы и передние кресла в их первоначальном варианте – это единственное, что отличает выходящие из ворот заводов сегодня экземпляры от полноприводника для американского рынка 2010 года выпуска, который и предоставлен нам для тест-драйва.

Нечто свое
Как известно, автомобильные легенды из ниоткуда не берутся. И баварские «эмки», прежде чем стать для кого-то эталоном быстрых дорожных машин, прошли долгий путь. Может быть, поэтому специалисты из Мюнхена и не стали в первом же поколении своего «горячего» кроссовера делать слишком явный акцент на его динамические характеристики и технические новшества.

Построенный на основе «гражданского» пятидверного полноприводника, BMW X5 M на первый взгляд кажется не таким уж отдаленным от прообраза. Перед нами все тот же узнаваемый кузов работы англичанина Криса Бэнгла, правда опирающийся на дорогу через более крупные колеса и короткоходную спортивную подвеску, а внутри автомобиль остался пятиместным, и никакого намека на гоночный каркас и штурманские приборы в салоне нет. На самом же деле превосходство особой серии кроется в заметных и не очень мелочах.

Среди них – наиболее эффективные с точки зрения аэродинамики бамперы: передний обладает внушительными воздухозаборниками, а задний помимо имитации воздуховодов по краям снабжен выемками под четыре выхлопные трубы. Накладки на порогах плавно перетекают в штатные фендеры колесных арок, на самых неожиданных элементах можно встретить логотип M GmbH с фирменным триколором этой компании, а в нашем случае общее впечатление подчеркивает и агрессивный цвет кузова под названием «Мельбурн».

Открыв капот, приятно удивляешься заботе баварцев о чистоте (и секретности?) двигателя. В движение BMW X5 M приводит «злая» V-образная «восьмерка» объемом 4,4 литра, дополненная двойным наддувом.

Мощность этого движка запомнить легко – ровно 555 лошадиных сил, но от этого показателя отвлекаешься сразу после знакомства с пиковым крутящим моментом. 680 ньютон-метров – внушительная цифра сама по себе, а доступны они в огромном диапазоне от 1500 до 5650 оборотов в минуту. Секрет в том, что M TwinPower Turbo – первый в мире двигатель с технологией общего выпускного коллектора, каждая из четырех труб которого обслуживает по два цилиндра.

Базовый 6-диапазонный «автомат» заменен более «живым» аналогом M Sport со штатными подрулевыми «лепестками», иначе настроено и активное рулевое управление. Работа мастеров «придворного» баварского ателье предполагает и заниженную на 10 мм подвеску (в данном случае – пневматическую с возможностью регулировать дорожный просвет) с увеличенной жесткостью, плюс штатные тормозные механизмы заменены комплектами с дисками большего диаметра и четырехпоршневыми «машинками» спереди и двухпоршневыми сзади.

Наконец, немецкие инженеры сохранили в недрах кроссовера трекшн-контроль, но дополнили его системой M Dynamic Mode, которая при активации соответствующих настроек позволяет ослабить электронный «ошейник». Как говорится, это только вершина айсберга.

  Абсолютно стандартный X5 M способен на спринт с места до первых 100 км/ч всего за 4,2 секунды, а его «максималка»

ограничена электроникой на отметке в 250 километров в час.

Отойдем от темы
Прежде чем проверить «баварца» в действии, не забудем о стандартных элементах и опциях тестового экземпляра. Единственное, чего в данном BMW X5 M нет, – так это DVD-проигрывателя с 8-дюймовым монитором для задних пассажиров, расположенного между передними креслами. В остальном, как говорится, полный «фарш».

В наличии четырехзонный климат-контроль, система камер кругового обзора, мультимедийная система с навигацией и спутниковым радио, подогрев всех сидений с вентиляцией передних, электропривод и (только для водительского) память положений кресел, отделка многофункционального рулевого колеса черной кожей Merino с контрастной прострочкой, подогрев и электропривод руля, датчики дождя и света.

Также в автомобиле присутствуют панорамная крыша с электроприводом, система бесключевого доступа и запуска двигателя, доводчики всех боковых дверей и модуль дистанционного открывания багажника. А о более массовых элементах комплектации упоминать и не будем, ведь далее нас ждет собственно тест-драйв.

Испытано на себе
Наверное, ходовые испытания подобных авто делаются в первую очередь с расчетом на истинных драйверов. Конечно, динамике BMW X5 M внимание мы тоже уделим, но не забудем и о другой составляющей полноприводника. А именно о возможности эксплуатировать «обжигающий» немецкий кроссовер каждый день.

Технически герой нашего сегодняшнего тест-драйва и «купеобразный» X6 M – ближайшие родственники. Но каких кроссоверов продается больше? Верный ответ в виде большего интереса к «заряженной» версии BMW X5 скрывает за собой именно практичность: достойную обзорность, высокую посадку и наличие полноценного второго ряда сидений в связке с 620-литровым багажником и складной спинкой заднего «дивана».

И эта пригодность для повседневной езды вкупе со спортивными доработками кроссовера если не творит чудеса, то однозначно подкупает. Водительское кресло с внушительной боковой поддержкой и руль (правда, его обод показался все же маловатым для такой машины) может идеально настроить под свою комплекцию практически каждый, а при спокойном движении X5 M ничем свою «злую» сущность не проявляет. Спасибо отменной шумоизоляции.

Стоит только «притопить» педаль акселератора, характер «баварца» меняется. Как и прежде, полноприводник практически не подвержен кренам кузова при резких поворотах и отменно тормозит с любой скорости, но «проснувшийся» двигатель меняет даже не поведение автомобиля, а отношение к технике того, кто за рулем. Если в спокойном режиме скорости просто не чувствуешь, то в азарте BMW X5 M начинает вызывать еще большее уважение. И это при «дорожных» настройках подвески, руля и реакций на педаль газа, что уж говорить о спортивном режиме.

Отметим с лучшей стороны и ручной режим переключения передач: здесь он является «честным» и при нахождении оборотов в красной зоне тахометра или, наоборот, «около нуля» коробка передач никогда не сменит ступень самовольно. Кстати, специально для тех, кто не желает отвлекаться от обзора, баварцы вывели на лобовое стекло единую проекцию тахометра и спидометра.

Оценка в зачет
Укомплектованный электроникой по максимуму, BMW X5 M в наш век наиболее «осторожных» и «зеленых» с точки зрения экологии автомобилей удовлетворяет всем требованиям новых стандартов, и в то же время этот «горячий» кроссовер не перестает быть драйверским автомобилем. А главное, драйверским с отменными условиями для его повседневной эксплуатации как в мегаполисе с пассажирами, так и в выходной день на закрытой трассе. Может, немцам пора перестать осторожничать и готовить следующее поколение уже под названием XM5?

Ради близости к наиболее перспективным рынкам сбыта немцы наладили выпуск нынешнего семейства X5 в американском штате Южная Калифорния и в мексиканском городе Толука-де-Лердо. Некоторое время «гражданские» кроссоверы в формате крупноузлового производства

собирались и в Калининграде на предприятии «Автотор».

Технические характеристики BMW X5 M (E70)
Двигатель:
V-образный 8-цилиндровый 32-клапанный, 4395 куб. см
Максимальная мощность: 555 л. с. (408 кВт) при 6000 об./мин.
Максимальный крутящий момент: 680 Нм при 1500-5650 об./мин.
Трансмиссия: 6-ступенчатая АКПП
Привод: полный
Габариты кузова (длина-ширина-высота): 4851х1994х1764 мм
Колесная база: 2933 мм
Дорожный просвет: 220 мм
Снаряженная масса: 2245 кг
Емкость топливного бака: 85 л

Благодарим компанию Falcon Motors за предоставленный для обзора автомобиль.