Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf

Текст перед ссылками: создание отдела продаж под ключ Текст после ссылок:

Спокойно проехать тысячи километров байкер может только в кино. Как правило, за кадром остаются чисто технические подробности такой поездки. Ну какой режиссер будет показывать процесс замены масла или починки рамы мотоцикла при помощи стропов! Не увидишь и того, что за день езды мотоциклисту негде помыться, а ведь на нем осела «пыль странствий». Вот и недавно вернувшийся из своего мотопутешествия Игорь Соколов, более известный, как «Синус», сделал для себя много открытий. Он, конечно, не новичок в поездках. Достаточно вспомнить его австралийское путешествие или поездку до Гибралтара. Но одно дело – ехать по благополучному континенту, заполненному жизнерадостными кенгуру. Совсем другое – по минным полям Афганистана и горному бездорожью Непала.

Китай в пролете

Согласно задумке, Игорь Соколов должен был преодолеть около 40 тысяч км через Китай, Монголию, Вьетнам, Камбоджу, Лаос, Таиланд, Бангладеш, Индию, Непал, Пакистан, Афганистан, Иран, Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан, Чечню, и к середине июля добраться в Питер на 75-летие мамы. Надо ли говорить, сколько сил отняло получение виз во все эти страны! Но планы путешествия пришлось поменять, потому что Китай, который визу, вроде бы, выдал, в самом начале путешествия потребовал… приглашение на мотоцикл. По сути, «приглашение на байк» – это спецбланк, который должны подписать в Пекине четыре ведомства – министерство обороны, министерство госбезопасности, министерство туризма и, конечно же, Коммунистическая партия Китая. Обычно на эту процедуру уходит 3-4 месяца, а у Синуса их просто не было. После трех недель бесполезного обивания порогов китайских бюрократов, он понял, что так можно сорвать мероприятие, и вернулся в Россию, доехал до Улан-Удэ, а потом, проехав немного дальше, достиг границы с Монголией. Попытался «взять Китай с другой стороны» – со стороны монгольской границы, но партия и госбезопасность КНР не дремали, опять указав: «В очередь, сукины дети!».

Из-за этого (кто там говорил про дружественные акции «год Китая в России» и «год России в Китае»? – прим.авт) сорвалась часть поездки по Юго-Восточной Азии. Вьетнам, Лаос и Камбоджа, например, оказались не взятыми рубежами мотопутешествия. Впрочем, это с лихвой компенсировалось другими странами. Визы к тому моменту находились уже в натянутом состоянии, поэтому Игорь сел на самолет и отправился в Непал. Китай таким образом оказался в пролете.

Это интересно! В ходе азиатского «мотоциклетного турне» Игорь Соколов поставил несколько своеобразных рекордов. Конечно, едва ли их зафиксируют в книге рекордов Гиннеса, но они все же заслуживают внимания. Он стал первым российским мотопутешественником, пересекшим границу Индии и Непала в местечке Махендранагар. В Пакистане стал одним из немногих иностранцев, кто получил спецразрешение на путешествие по приграничной территории в сопровождении вооруженного конвоя. «Открыл» четыре самые отвратительные дороги: в Непале, в Туркменистане (сломал раму байка), Узбекистане и трассу Е-95 (Питер-Москва) в России (дважды сломал раму). В ходе поездки по Узбекистану в шлем Синуса ударилась сова, которая погибла на месте. «На память» об этом столкновении у Соколова осталось перышко и боль в шейных позвонках. В Индии Синус сильно обжег ногу о глушитель собственного байка, началось загноение раны. Пришлось при помощи спирта, походного ножа и левомицина проводить «лечение» в полевых условиях. Лечение было завершено в российском посольстве в Кабуле при помощи лазера.

Спасибо Советскому Союзу за дружественную Монголию!

Королевство Непал – страна с миролюбивыми жителями, психологию которых не испортили многочисленные конфликты с соседними государствами. Непал – государство маленькое, но запомнилось, более всего 157-ю километрами беспредельной горной дороги, на которой можно «убить» любое транспортное средство (если это, конечно, не БТР). Постоянно перегревающийся мотор (а чего вы хотели – температура воздуха за бортом устойчиво зашкаливает за отметку 35-40º С), отвратительные дороги и очередной бензиновый кризис (Индия опять перекрыла «краник» с топливом) – неплохое испытание для моторизованного странника. Учитывая, что в условиях нефтяного кризиса власти приняли решение о том, что на заправках более двух литров бензина «в одним руки» не давать, можно представить, какая вакханалия началась на непальских АЗС. Но Синусу-то два литра бензина – что слону дробинка. Ему подавай 20, а то и все 25, да еще 10 в канистру – про запас. Впрочем, где русские пропадали! Где уговорами, где подкупом, а где и просто уверенным видом иностранного гостя, Синус все-таки получал нужные литры.

Забегая вперед, нужно сказать – в некоторых странах самопальный бензин был столь сомнительного качества (иногда напоминая по консистенции расплавленное сливочное масло), что приходилось тратить по нескольку упаковок «октан-корректора», чтобы мотоцикл хотя бы завелся!

В Монголии – все по иному. В отличие от многих «отвалившихся» от бывшего СССР стран соцлагеря, монголы от старых друзей не отказываются, историю «набело» не переписывают и, самое главное, отлично знают русский язык. Сам Игорь Соколов был приятно удивлен не просто отменным знанием русского языка многими жителями, но и тем, что иностранцы понимают даже оттенки российского юмора. Особенно распространен русский язык в двух возрастных категориях: помнят его очень старые и… очень молодые люди! Последние учили его в школе и, видимо, уровень преподавания был очень высоким. К тому же, в столице Монголии – Улан-Баторе, базируется мотоклуб «Красные соколы», где мотопутешественника встретят хлебом-солью, расскажут и покажут дорогу, помогут с ремонтом. В общем, может быть СССР был не лучшим государством, но фундамент дружбы, заложенный десятки лет назад, помогает и сейчас. Кстати, буддийские ламы, коих в Монголии в избытке, не произвели на Синуса особого впечатления: слишком уж у них пассивная (с точки зрения русского человека), жизненная позиция.

Афган, Коран, белые камни, зеленые флаги

Афганистан. Жара. Дороги-серпантины, ущелья, обрывы, остовы давно сгоревших советских танков. Там все еще идет война. Там множество бородатых моджахедов, обвешанных оружием с головы до ног. Автомобильные дороги не просто плохи – они смертельно опасны, потому что вся территория Афганистана нашпигована минами. Мины ставили моджахеды еще в 1980-х против советских войск. Советские войска – против моджахедов. Затем правительство защищалось при помощи мин от талибов. Талибы минировали все вокруг, чтобы к ним не могли подобраться правительственные войска. Минная война продолжается и по сию пору: бойцы «Талибана» защищаются от войск Великобритании и США. А карт минных полей ни у кого нет. Есть, правда, местные саперные «обозначения»: в местах скопления мин могут воткнуть красный флаг, или зеленый там, где кто-то уже подорвался. Весьма символично – зеленое знамя вяло трепещется на слабеньком ветру. Иногда скопление мин обозначают большими белыми камнями. Помогает это мало: ветер может надуть песчаный бархан и тогда не будет видно ни мин, ни камней. А завтра бархан раздует и до мины останется несколько сантиметров песка. Сегодня там можно пройти – взрыватель не срабатывает из-за толщи песка, а вот завтра…

Взрывные «сюрпризы» ждут своего часа по 20 лет. За день до прибытия Синуса в окрестности Мазар-И-Шарифа, там подорвался оператор одного из российских телеканалов – от ноги, наступившей на мину, уцелела только верхняя треть бедра. Местные охотно показывали Игорю Соколову сгоревший грузовик «Мерседес», который кто-то днем ранее уничтожил точным выстрелом реактивной ракеты: вот, мол, снаряд вошел в кабину, водитель даже ничего понять не успел… Да что там погибший водитель трейлера, когда несколькими днями ранее сам Синус попал в плен к талибам. Подробно об этом он рассказывает с неохотой, говорит, все равно не поверят. Скупой рассказ о том, что заехал в аул спросить, где находится заправка и узнать, куда ехать дальше, закончилась понятным без всяких слов клацаньем затвора и коротким движением ствола: слазь! Талибы (это были именно они), охотно рассказали, что для них европеец – возможность получения выкупа или потенциальный раб для маковых плантаций. Век такого раба недолог, зато наркоторговцы успевают вдоволь поэксплуатировать его, добывая килограммы зелья. Синусу повезло – он чудом сумел вырваться из плена. Вообще, визит Игоря по странам Азии носил название «Дружба без границ», но, похоже, многим военизированным жителям Афгана дружба была глубоко по барабану: деньги, наркота и убийства – больше им ничего не надо.

По собственному признанию Игоря Соколова, исходя из его сегодняшнего опыта, сейчас он ни в коем случае не поехал бы в Афганистан. Ведь в странах «победившего Корана» к жизни относятся немного не так, как привыкли к ней относиться европейцы: «Аллах дал – Аллах взял»! Палец неграмотного, но воинственного «моджахеда», нервно застывший на спусковом крючке – это перст судьбы. «Правоверный» знает, что без воли Всевышнего ничего не случается. А если кого-то убил – значит, так угодно Аллаху. Русский человек в Афганистане – немного не ко двору. Во-первых, он привык к определенной свободе, а там много «нельзя». Во-вторых, бывшим советским трудно рассчитывать на хорошее отношение местных. В северном Афганистане, который хоть как-то контролируется военными силами США и Великобритании, «шурави» (то есть выходца из бывшего СССР) не тронут. Но не потому, что добрые. Просто не хотят конфликтов с блоком НАТО. В южном, где до сих пор «резвятся» талибы – могут и убить. Или просто взять в заложники. Поначалу всей серьезности событий, происходящих в Афгане, Синус не понял. Особенно, когда один из собеседников-афганцев, увидев нательный православный крестик, посоветовал его убрать. После нескольких вопросов тот ответил просто – «тебя убьют». Вот и вся политкорректность и толерантность.

Это интересно! Игорь Соколов – известный байкер и мотопутешественник, один из организаторов байк-движения в Приморье и основатель фестиваля «Лицом к океану», который в этом году отметит свое пятилетие. Сам Синус говорит, что основа мотопутешествия – хорошая подготовка. Для этого азиатского вояжа Игорь взял с собой немного: видеокамеру, фотоаппарат, ноутбук, спутниковый телефон, прибор GPS-навигации, запасное колесо и комплект подарков – для мамы и для многочисленных друзей и знакомых, как в России, так и за ее пределами. Совет от Синуса: готовиться к поездке нужно серьезно, но лишнего не брать. В этот раз путешественник не взял с собой тент и керосиновую лампу. Азиатский пробег запомнился и тем, что в некоторых регионах приходилось выпивать литр воды в час – куда и как она выходила, Синус не может объяснить. В Туркменистане, например, стакан воды стоит дороже литра бензина: и топливо дешевое, и вода дорогая.

Мама дождалась

Кроме Афгана, была в этом путешествии у Синуса еще одна горячая точка – на обратном пути из знойной Азии он посетил Чечню, в том числе – расположение тех районов, где проходят службу приморские ОМОНовцы. «Ребята действительно рискуют каждую минуту, поэтому им, конечно, приятно было увидеть там земляка» – так скупо охарактеризовал свою встречу в Чечне Синус.

К маме на день рожденья в Питер он успел. С букетом из 75 роз и подарками из азиатских стран: их ему вручали везде, где люди узнавали, что этот пробег он посвятил маме. В Индии и Непале ему для мамы передали фигурки местных божков. На вопрос о том, как он объяснялся с многочисленными иностранцами, и вообще смог что-то втолковать людям, которые и английского-то не знают, Синус с улыбкой объясняет: «Я говорю на всех языках, только к вечеру руки устают!».