Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Прибавим сюда уязвимость седока, отсутствие минимального комфорта, зависимость от погоды, и станет понятно, что на байке может передвигаться только сумасшедший. Или очень увлеченный человек! Он не такой, как все. Он – байкер! Он другой во всем – в гастрономических предпочтениях, взглядах на моду, верованиях, традициях и даже языке. Понять его трудно, но узнать о нем кое-что… Почему нет!?

С головы до ног

Странный прикид байкера, вызывает разные чувства – от недоумения до восхищения. Платок зловещей расцветки, жилет с непонятного назначения цепями и вышивкой, непроницаемо-кожаные штаны и тяжелые сапоги. Да еще демонические татуировки, шипастые браслеты, проклепанные ошейники и много чего еще! Должны же такие пристрастия иметь хоть какой-то смысл… То, что носит байкер, предельно универсально, имеет повышенную функциональность и служит задачам, мало понятным остальному миру.

Армия байкеров многочисленна, и едва ли поддается учету, так что необходимость идентификации «свой-чужой» очевидна. А достигается она, в том числе и формой одежды, как принадлежностью к клану таких же ненормальных, рисковых и просто удивительных людей. Элементы обмундирования этой «армии» тоже нестандартны – фуражку заменят бандана, мундир – «косуха», галифе и бриджи – «чапсы», а сапоги-бутылочки – «казаки» и «чопперсы».

Байкера можно вообразить босиком и полуголым. С некоторым напряжением можно представить трезвым. При наличии богатой фантазии – без мотоцикла. Но представить его без банданы нереально. Косынка, лихо завязанная на затылке, давно стала неотъемлемым атрибутом байкера. Да, похожую повязку на голове носят дети и спецназовцы, маляры и автомеханики, но лишь на байкерах она смотрится гармонично и естественно – ведь помимо украшательских функций и указания на причастность к мотоциклетной братии (на ней пишется имя или символ клуба), банадана имеет ярко выраженное практическое применение. Одетая традиционно она укрывает голову от пыли и солнца, а повязанная на лице (или шее) углом вниз при длительных «прохватах» защищает от холода и грязи. Она хорошая повязка на рану и отличный жгут при «асфальтовой болезни». А какая информативность! Повязанная на руке указывает на траур о погибшем брате, на ручке сцепления (в особенности, если байк стоит на обочине) – сигналит «жду помощи», а на ручке тормоза (справа) – приглашает «ищу компанию для совместных «покатушек»…

«Косуха» – следующий по значению (кое-кто считает его первым!) элемент байкерского прикида. «Косоворот» (второе название) – куртка со скошенным замком-молнией, в арсенале мотоциклистов появилась давно. Правда, вначале она была обмундированием летчиков. Самолеты времен Первой Мировой были, мягко говоря, малокомфортными, потому и натягивали на себя летчики все, что могло хоть как-то согреть – шлемы, очки-консервы, унты, краги и куртку с косой застежкой и широким запахом спереди. С появлением в армии мотоциклов, их водителей тоже стали экипировать кожаными куртками и пальто. Окончилась война, и многие лихие пилоты стали мотоциклистами, переняв одновременно и свойственную им (а так же привычную для себя) удобную и функциональную одежду. Стиль «милитари», внешняя брутальность и магическая притягательность кожи сразу сделали такую куртку предметом культа, символом байкерского мира. «Погоны», застежки, шнуровки, заклепки и дополнительные молнии – результат дальнейшей эволюции, и служили уже целям произведения внешнего эффекта. Черные кожаные куртки были первым сигналом о взломе устоев общества. Человек в «косухе» стал ассоциироваться у обывателей с угрозой их тихому болоту. Да так оно и было во времена разгула легендарных мотобанд «Hell’s Angels» и «Outlows». Ныне все в прошлом. Байкеры давно перестали быть угрозой обществу, но дикая энергия «косухи» мгновенно перетекает в каждого, кто рискует ее одеть.

Моду на жилеты задали мотоциклисты Калифорнии. Каждый член мотоклуба всегда и везде должен ездить с символом «своего» клуба, а куртка в жарком калифорнийском климате не совсем удобна. Вот жилет и стал почти идеальной альтернативой. Нередко в жилет превращались бывшие джинсовые куртки, варварским способом лишенные рукавов. Иногда такие «безрукавки», помимо обязательных «цветов» клуба, украшают по бокам шнуровками, что позволяет надевать подобный жилет поверх чего угодно.

Неудивительно, что брюкам байкер уделяет повышенное внимание – ведь ездить на мотоцикле без штанов нельзя (холодно, и ГИБДД против!). Джинсы или кожаные штаны – далеко не полный перечень того, что укрывает кривые байкерские ноги. Чапсы, эти «почти брюки», являются прародителями современных кожаных штанов и представляют собой отдельные брючины с удлиненными боковинами, которые крепятся на поясе. Вначале чапсы были одеждой индейцев надевавших их для езды на лошадях. Позже эту моду переняли ковбои, а затем и байкеры (нет ничего удивительного в совпадении их вкусов – и те, и другие передвигались верхом). На волне популярности чапсов всплыли и кожаные штаны, удобство которых для езды на мотоцикле очевидно.

И, наконец, обувь. Конечно, можно встретить байкера и в берцах, и в кедах и даже в сланцах. Но что касается классики жанра, то только «казаки» или «чопперсы». Происхождение термина «казаки» еще ждет своего исследователя, но откуда пошли «чопперсы» уже известно. Неправильно считать, что высокие крепкие сапоги были названы в честь мотоциклов-чопперов. Наоборот, парни в таких сапогах предпочитали могучие и вальяжные байки, позже нареченные так в честь любимых чопперсов. А термин… В XIX веке чоппером называли большой нож, и во времена гражданской войны в США солдаты стали класть нож-чоппер за голенища своих массивных сапог. Вот так и «соединились» чоппер и обувь, обретя одно из основных современных значений – крепкие байкерские сапоги.

Череп с «лапшой»

Мотоцикл был и остается транспортным средством повышенной опасности (это цитата из Правил Дорожного Движения, а такой книжке можно доверять). Неудивительно, что человек, вверяющий свою жизнь мотоциклу, относится с немалым почтением, как к нему, так и ко всему, что с ним связано. Отсюда все байкерские традиции и суеверия.

Обилие изображений черепа, к примеру, может показаться дурным предзнаменованием. Но согласно байкерским поверьям, череп отгоняет от мотоцикла и его всадника несчастья, злых духов и даже смерть. Считается, что «костлявая» увидев череп, подумает, что человек уже мертв. И не тронет его. Тем же целям служит и «лапша» – тонко порезанные полоски кожи, традиционно закрепляемые на руле. Пришедшие из индийского эпоса, все эти «чудачества» плотно осели в головах и сердцах, и байкеры следуют им неукоснительно. Надо же что-то противопоставлять слепому случаю и дорожным опасностям! Существует ритуал, предваряющий поездку на мотоцикле. При видимой странности, каждый элемент церемонии логически обоснован. Убеждение, что заглянув перед поездкой в бак можно обеспечить себе беспроблемный «прохват» оправдано – на подавляющем большинстве мотоциклов нет датчика топлива.

Дурная примета – ездить на грязном мотоцикле (считается, что он может наказать или даже сбросить) – имеет свое объяснение. Кроме того, что подобное отношение к своему байку неприемлемо в принципе, есть в тщательном уходе за своим «конем» и более приземленный смысл. Тщательно протирая и вычищая детали, узлы и механизмы владелец может осмотреть их более внимательно и оценить состояние. И не следует ругать свой байк. Ему это может не понравиться. Нет необходимости объяснять, с чем связано запрещение садиться за рогатый мотоциклетный руль пьяным. Но было бы неискренним утверждать, что все приметы имеют реальные объяснения. Так, почему-то не стоит садиться на мотоцикл справа. Почему? Вот это уже загадка, но…не стоит и все. Если уж другой возможности нет, то перед своим другом лучше извиниться. Он поймет и простит. Перед самым выездом рекомендуется обойти вокруг мотоцикла и…присесть на корточки. Если движение мотоцикла вызвало оживление в окружающем животном мире – это хорошо.

Собака, которая облаяла мотоциклиста, оказывается, и не облаяла вовсе. Это она так желает счастливого пути (а как ей еще желать – кукарекать, что ли?!). Но если она пытается ухватить за ногу или укусить за колесо – здесь лучше притормозить. Считается, что таким непарламентским методом неразумная животина старается остановить мотоцикл и уберечь его седока от ожидающих неприятностей. Далее кошки. Хорошая примета если она (любого цвета, даже черная!) перебегает дорогу – значит, впереди все будет хорошо. А если кошка рыжая – будет очень хорошо! Много примет связано со шлемом и это понятно. Не так уж много вещей защищает мотоциклиста от опасностей, и значение шлема здесь сложно переоценить. Плохая примета давать свой шлем кому бы то ни было. Еще хуже уронить его на землю. После этого лучше купить другой. Правда, говорят, что дурное влияние можно аннулировать, если потопать по земле и пошлёпать по баку или сиденью (если дерева рядом нет). Но скорее всего, подобный метод нейтрализации неприятностей связан всего-навсего с дороговизной мотоциклетной экипировки… Положение шлема многое может сказать искушенному взгляду. Висящий на рукоятке или стоящий на баке он говорит – все нормально. Перевернутый горловиной вверх (или стоящий у колеса на земле) – «прошу помощи». А если валяется на боку – случилось что-то очень серьезное! Так шлем может лежать лишь когда у байкера нет сил поставить его нормально – он ранен или смертельно пьян.

Кто знает, помогают все эти приметы и суеверия или нет, но лучше их соблюдать. Так, на всякий пожарный…

Байкерон

Таким необычным словом называют байкерский язык. Смесь технических терминов, иноязычных сокращений и отечественного арго создали предельно специфический и на редкость живучий лингвистический феномен. Едва ли есть смысл учить его «неправильные» глаголы и запоминать употребление форм времени. Если не говорить на байкероне постоянно – какой смысл? Что такое «давить креста», как «мутить тортил» или кого имеют в виду упоминая «яму», «каву» или «сузу» в компетенции тех, для кого это не просто набор звуков, но сочетания наполненные смыслом и сутью. И хотя первое всего-навсего означает «валяться пьяным», второе – «завлекать девчонок», а прочее – наиболее известные мотобренды – какая глубина, точность и лаконичность! В байкероне нашли свое отражение практически все области бакерской жизни. Здесь и отношение к разным «примазавшимся» и «попутчикам».

Понятие «скамейкера» могло зародиться только в среде, не признающей полутонов и обмана. Таким не особо звучным термином именуют человечка имеющего соответствующий имидж, но… не имеющего мотоцикла. При этом способного «затирать», как правило «челкам» (сиречь девушкам) о своих мотоподвигах. «Фантик», он же «мажор», он же «папенькин сынок» – наименее уважаемый из байкеров, приобретающих мотоциклы, как правило, на свои кровные, а потому с предубеждением относящихся к «наследным принцам» и баловням. Другая категория пестрой мотобратии – поклонники отечественной техники (такие тоже есть!). «Зидомоны», «ижатники», «ураловоды» (они же «оппозитчики») – все они «born in the USSR». Осуждать их не придет в голову никому, убеждения – это святое. А какие милые сердцу русского человека наименование верных (и не особо…) подруг байкера – красотка, красавица, мамзель… Подруг, которые получают статус «второго номера» или (если провинятся) «зажопника». Но если все нормально и по правилам, то в перспективе ей светит стать «рюкзачком», т.е. постоянным «захребетником». Впрочем, об этом языке и его составляющих можно говорить долго и с удовольствием, уж больно звучен и оригинален…

И прежде чем закончить, еще один обязательный ритуал, добрый знак и элемент байкерской культуры – приветствие. Всякий «двухколесный», встретивший себе подобного, должен пожелать ему хорошей дороги – мигнуть фарой, «бибикнуть» или просто махнуть рукой. Этот несложный церемониал лишь подтвердит, что вы «одной крови», что живете по одному кодексу, главным пунктом которого являются слова: «Я езжу потому, что люблю свободу, независимость и движение земли подо мной, но больше всего остального – чтобы лучше узнать себя и других, таких же, как я». ЕЗДИ СВОБОДНО и ДАЛЕКО.