Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Наверное, каждый видел в американских фильмах и в новостях подобную картину: на стадионах, заполненных публикой, проходят состязания на самый эффектный биг-фут, то есть доработанный и поставленный на огромные колеса внедорожник. Спортсмены «раскатывают» выброшенные легковушки, соревнуются в покорении искусственной вершины на скорость и тому подобное. Это зрелищно, это приносит организаторам деньги, а «пилотам» – известность. И многие из наших соотечественников смотрят телевизор и мечтают о подобных машинах – наши дороги с американскими не сравнить, некоторые из них доступны только армейской технике, да и то не всегда. А как нужен такой внедорожник спасателям! И был бы он плавающим! Еще несколько лет назад по снежным целинам и лесовозным колеям можно было проехать только на том же лесовозе, затем аналоги зарубежных биг-футов стали строить в единичных экземплярах в неприспособленных для этого лабораториях институтов и работавших в других направлениях заводов. Затем, в начале 90-х годов, образовался ряд фирм, часть из которых работает над постройкой таких машин и по сей день. Почему все-таки «аналогов» биг-футов? Машины, которые показывают в телефильмах и новостях, предназначены для развлечений и мало кто из их создателей видел карликовые растения за Полярным кругом и растянувшиеся на многие километры болота. А автомобили, которые строят в России, гораздо более практичны и поэтому востребованы.

ТРЭКОЛ-39041 оборудован шинами сверхнизкого давления

Пионерами в области строительства вездеходов, пригодных для работы в городских условиях, считаются подмосковные компании «ТРЭКОЛ» и «Арктиктранс». Обе фирмы работают на рынке уже более 15 лет, позже к ним присоединились и другие конкуренты, такие как «Бронто». Конструкции машин самые различные – например, предприятие из города Заволжье предлагает клиентам вездеход, в основе которого рама, комфортабельная кабина и кузов от «Газели», но мосты – от трактора «Беларусь»! Или «Вектор», выпускаемый на Опытном заводе спецтехники МВД РФ, имеющий два передних, два задних моста и 90-сильный дизель Toyota. Наконец, известный «Мамонтенок» от «Арктиктранса», который имеет сочлененную, или так называемую ломающуюся раму, а самое главное, способен перевозить 1500 кг груза со скоростью до 85 км/ч. Но в основе этих машин по большей части лежат оригинальные узлы и агрегаты (разумеется, не считая двигатели и коробки передач), а потенциальные покупатели нередко хотят пользоваться вездеходом, поиск запчастей к которому не составит проблем, а конструкция которого максимальна проста и проверена временем.

Под капотом «зверя» — ульяновский бензиновый мотор с распределенным впрыском

Представленный в этом материале и появившийся во Владивостоке ТРЭКОЛ-39041 как раз удовлетворяет этим требованиям – в его основе детали от серийных автомобилей автозаводов УАЗ и ГАЗ. Разумеется, в этой машине большинство узлов именно из Ульяновска. На самом деле под индексом «39041» скрывается не один, а три автомобиля – вездеход может либо иметь тентованный кузов, либо цельнометаллический, а в нашем случае он еще и удлинен. Стандартный внедорожник с таким кузовом называется «УАЗ-3153» и его переделывают из «короткого» джипа. С момента создания автомобиля прошло уже более 30 лет, но в результате постоянных модернизаций современные машины получили новые рулевые колеса, панели приборов, более комфортные сиденья, а боковые стекла с недавних пор заменили – таким образом была решена проблема с вентиляцией. Вот так джип, который запустили в серию как «УАЗ-469Б», постепенно превратился в UAZ Hunter. И, что самое удивительное, автомобиль востребован и в наши дни, в том числе и у частных лиц, не прекращается и экспорт. Ульяновские внедорожники оснащаются двигателями Заволжского моторного завода ЗМЗ-402.10 и ЗМЗ-4021.10. Оба силовых агрегата являются рядными «четверками», их рабочий объем равен 2445 куб.см, а максимальные мощности – 100 и 90 л.с. соответственно, главным отличием моторов является вид топлива – первый работает на «девяносто втором», тогда как второй рассчитан на более дешевый АИ-80. Крутящий момент двигателя передается на 4-ступенчатую механическую КПП, а далее – в раздаточную коробку, которая позволяет отключать передний мост и имеет понижающую передачу. Дорожный просвет стандартного «УАЗа» составляет 220 мм, благодаря этому машина неплохо зарекомендовала себя на бездорожье. Но на стандартном джипе проехать можно далеко не везде, зато как основа для настоящего вездехода «УАЗ» подходит превосходно.

Аскетичный салон практически полностью аналогичен «УАЗовскому»

Аббревиатура ТРЭКОЛ означает «Транспорт экологический», поэтому при создании модели «39041» конструкторы, прежде всего, думали о получении минимального давления на грунт. Автомобили с шинами сверхнизкого давления практически идеальны для езды по снежной целине, болоту, тундре и сыпучим пескам. Вездеход герметичен, а его плавучесть и движение по воде обеспечивается благодаря все тем же шинам. Стандартный кузов прикреплен к раме через резиновые подушки, поэтому он установлен выше, чем на ульяновском внедорожнике. Для установки таких гигантских колес дорабатывается не только кузов, но и подвеска внедорожника, в большей степени это касается передней оси: на стандартном «УАЗе» она сделана независимой, здесь же ради повышения дорожного просвета от комфорта приходиться отказаться, и двухрычажную подвеску заменяют рессорами (такими же, как и на задней оси). Но ТРЭКОЛ-39041 получается гораздо шире, чем его основа, поэтому он оснащается дополнительными крыльями максимально простой формы, а из-за увеличившейся посадочной высоты такому вездеходу просто необходимы подножки. Стоп-сигналы, указатели поворота и габаритные огни установлены именно на новых крыльях, это сделано для повышения безопасности – не дай Бог, водитель встречной машины спутает этот широкий внедорожник со стандартным. Роль элементов безопасности выполняют и «усы» с катафотами на передних крыльях, благодаря им водителю легче «чувствовать» габариты машины.

На заднем борту — транцевая доска, предназначенная для установки подвесного мотора

Мосты «УАЗа» считаются довольно слабыми для работы в тяжелых условиях, поэтому специалисты «ТРЭКОЛа» доработали и их – полуоси сделали усиленными, а также добавили проставки, увеличившие колею. Для обеспечения долгой «жизни» мостов их сапуны вывели из-под днища и переместили гораздо выше, к заднему борту кузова. Мы уже указали, что стандартная раздаточная коробка позволяет отключать полный привод, но предназначение вездехода – езда по бездорожью, тем более у этого узла есть масса недостатков. Поэтому в трансмиссии ТРЭКОЛ-39041 применили раздаточную коробку, которая ставится на ГАЗ-33027 «Газель 4х4» и обеспечивает постоянный полный привод с принудительной блокировкой межосевого дифференциала. Действительно, на грузовичках и автобусах из Нижнего Новгорода ставятся все те же двигатели «ЗМЗ», что стоят на внедорожниках «УАЗ», значит, «раздатка» изначально готова к работе с мотором, установленном на вездеходе.

Машина оснащается дополнительными крыльями и массивными подножками

В стандартное оборудование ТРЭКОЛ-39041 входят гидроусилитель руля и итальянский компрессор для регулировки давления в шинах, а в списке дополнительного оборудования масса полезных приспособлений. Например, американская лебедка с усилием в 2,3 тонны, немецкие предпусковой подогреватель двигателя и автономный отопитель салона, полноразмерное запасное колесо. Также за дополнительную плату вместо стандартного бензинового двигателя можно установить дизель Peugeot и приобрести прицеп ТРЭКОЛ грузоподъемностью 400 кг. А вездеход, ставший героем нашей статьи, оснащен транцевой доской – приспособлением для установки подвесного лодочного мотора. На самом деле, скорость движения автомобиля при помощи колес по воде ограничена, а при установке дополнительного мотора проблема решается довольно неплохо. Мы рассказали о базовой версии ТРЭКОЛ-39041, появившейся в июле 1999, но в августе 2005 года состоялась премьера доработанной машины. Ее можно назвать заводским тюнингом – архаичная, но простая внешность «УАЗа» скрывается благодаря новым пластиковым крыльям, подножкам, решетке радиатора и массивным бамперам. С другой стороны, стоимость такого вездехода заметно возрастает, и не каждый решится загонять его в дремучие леса и в болота. А вот базовая модель «39041» считается одной из лучших в своем классе – конструкция основана на популярных агрегатах, поэтому ее производство становится максимально быстрым и дешевым.

Напоследок хотелось бы рассказать об интересном факте: по ходу чтения статьи в тексте часто встречалось слово «автомобиль». Но на самом деле, несмотря на неплохой комфорт и использование серийных агрегатов, ТРЭКОЛ-39041 корректнее назвать вездеходным двухосным транспортным средством, а для управления им необходимо иметь права тракториста-машиниста категории «А». Вы уже обратили внимание на необычные госномера этого гиганта? Да, номера такие же, как и на тракторах, квадроциклах и снегоходах, а для регистрации такой техники придется обращаться не в ГИБДД, а в Гостехнадзор. Кроме этого, фирма-производитель предоставляет на свою технику гарантию лишь в случае прохождения владельцем стажировки на их полигоне. Но с другой стороны, разве из-за отсутствия специальных прав и необходимости ехать в подмосковные Люберцы стоит отказаться от мечты обладания подобной техникой? Разумеется, нет!