Название мастерской Summit Racing Promotions, которая официально значится как создатель этого необычного спортивного прототипа, за пределами Страны восходящего солнца не известно практически никому. Чего не скажешь о пилоте и главном конструкторе машины, знаменитом на весь мир автогонщике и рекордсмене американского Pikes Peak International Hill Climb.
Икуо Ханава, действующий спортсмен и конструктор, стал главной звездой весеннего теста внедорожных шин Yokohama (AG №4, 2013 г.) и с удовольствием рассказал нашему корреспонденту об особенностях собственного болида.
Напомним, что по приглашению концерна Yokohama в составе группы российских журналистов наш корреспондент нынешней весной принял участие в тест-драйве шин из линейки GEOLANDAR в японской префектуре Сидзуока. На треке специального полигона IZU Mobility Park можно было оценить за рулем обычные «гражданские» полноприводники в самых разных вариациях бездорожья, а изюминкой испытаний стали показательные заезды Ханавы-сан на его болиде Gundam 4×4 Off Road Race Truck.
Прежде всего – о большом пути известного спортсмена. В мир внедорожных гонок он пришел в возрасте 18 лет, начав участвовать в национальном Кубке как любитель, а спустя восемь лет Икуо Ханава стал чемпионом Японии по ралли-рейдам в зачете профессионалов. И статус лидера серии JFWDA спортсмен удерживал ровно девять лет – с 1990-го по 1999 годы. В 1991-м Ханава-сан прославился как первый японец, финишировавший в пятерке лидеров легендарной американской Baja 1000, а спустя несколько лет пришла и первая победа в топовом классе этой гонки. Став партнером концерна Yokohama и получив серьезную финансовую поддержку, спортсмен открыл собственную мастерскую по изготовлению гоночных прототипов. В 2010-м гонщик одержал победу в легендарном состязании по подъему на холм Pikes Peak в классе электромобилей, но Ханава-сан остается верен и болидам с классическими двигателями внутреннего сгорания, таким как Gundam 4×4 Off Road Race Truck.
Создана эта неказистая на вид машина с прицелом на победы в ралли-рейдах и бахах, а потому главными качествами прототипа являются простота и минимальная масса при одновременной надежности и впечатляющих динамических характеристиках. В основе конструкции багги Gundam лежит пространственная рама из хромомолибденовых труб диаметром 1,75 дюйма (или 44,5 мм).
Создана она посредством компьютерной графики на основе рисунков, которые рождались в голове Ханавы-сан, и в соответствии с концепцией «боевого робота». Пилот находится строго по центру машины, сразу за ним – могучий V8, а колеса широко расставлены по самым краям конструкции и обладают весьма необычной подвеской. Передняя выполнена двухрычажной, задняя – многорычажной. Но главное – каждое колесо соединено не с одной, а с двумя стойками от King. Благодаря этому решению надежность удалось совместить с отменной энергоемкостью. Кстати, тормоза на всех колесах установлены от одной из актуальных моделей от бренда Lexus – это четырехпоршневые дисковые вентилируемые механизмы.
Проверенный временем и тысячами владельцев внедорожников Toyota Land Cruiser бензиновый V-образный 8-цилиндровый агрегат 2UZ-FE в стандарте для японской версии внедорожника в «сотом» кузове выдает как минимум 235 лошадиных сил. Но в случае с внедорожным «монстром» от Ханавы-сан этот показатель кажется совсем уж несерьезным: специально для постройки болида Gundam двигатель был заметно переработан и получил, в частности, механический нагнетатель от ателье TRD. Для питания мотора в боковых понтонах внедорожника размещены максимально защищенные от возгорания бензобаки ATL емкостью 98 литров каждый, что обеспечивает важный в бахах большой запас хода. Плюс в наличии нестандартный блок управления, улучшенная система охлаждения и прямоточный выхлоп. В сумме эти и другие доработки позволили «снять» с мотора целых 450 «лошадок», а вот показатель крутящего момента команда Ханавы-сан держит в секрете.
Работает установленный в пределах колесной базы движок в паре с усиленным 4-диапазонным «автоматом» Aisin A340H, который был адаптирован для передачи столь высокой тяги на «легковую» раздаточную коробку от системы i-Four. Особенность этой схемы состоит в наличии штатной центральной блокировки – многодисковой муфты с электронным управлением – и базовом распределении крутящего момента в отношении 30:70 в пользу задней оси. В качестве межколесных дифференциалов были выбраны самоблокирующиеся узлы от Mitsubishi Pajero с нестандартными 300-миллиметровыми приводными валами.
На создание прототипа Gundam 4×4 Off Road Race Truck «играющий тренер» Икуо Ханава потратил около восьми месяцев. На сегодняшний день этот внедорожный «монстр» используется не только в показательных заездах (во время визита российских журналистов машина демонстрировала возможности шин Yokohama GEOLANDAR A/T-S), но и в рамках национального японского первенства по ралли-рейдам. Разумеется, прототип еще ждут очередные усовершенствования, ведь его автор на достигнутом останавливаться не привык.
Это интересно!
Своим названием внедорожный «монстр» обязан одной из самых популярных японских франшиз Gundam, которая объединила в себе целую серию видеоигр, сериалов, полнометражных фильмов и книг-комиксов в жанре манга. Согласно идеологии франшизы, в отдаленном будущем люди станут сражаться друг с другом, являясь пилотами похожих на человека огромных роботов, управляемых изнутри. Первые фильмы из серии Gundam вышли в конце 1970-х, когда автор проекта Икуо Ханава был еще ребенком.
Это интересно!
На мировом уровне Икуо Ханава прославился в первую очередь благодаря своему рекорду скорости и победе в зачете электромобилей на «Гонке в облаках», американских соревнованиях Pikes Peak International Hill Climb в 2010 году. Тогда, стартовав на отметке в 2862 метра над уровнем моря и финишировав на 4301-метровой отметке, Ханава-сан на багги собственной конструкции Yokohama HER-02 (подробнее об этом прототипе – в AG №4, 2011 г.) преодолел дистанцию гонки за 13 минут 17,57 секунды, побив прежний рекорд (14:33.10) более чем на минуту.
Технические характеристики Gundam 4×4 Off Road Race Truck
Двигатель: V-образный 8-цилиндровый 32-клапанный, 4663 куб. см
Максимальная мощность: 450 л. с.
Трансмиссия: 4-ступенчатая АКПП
Привод: постоянный полный
Габариты кузова (длина-ширина-высота): 4500х2300х1700 мм
Колесная база: 3100 мм
Снаряженная масса: 1700 кг
Емкость топливных баков: 196 л