ГИБДД выбирает иностранные технологии
Пока депутаты-«единороссы» изучают возможность законодательного ужесточения наказания за нарушения ПДД, московские руководители Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ прицениваются к зарубежному опыту. Как в плане наказаний (но это не главное), так и в плане изменения системы обучения водителей. Тут, пожалуй, нужно отметить доминирующую пока южнокорейскую систему. С одной стороны – перспективную, с другой – дорогостоящую.
Республика Корея верит компам, а не копам
Лет 10-15 назад в Корее наблюдалось то же, что и у нас сейчас в России: год от года растущее количество ДТП. Естественно, гибли и страдали как сами виновники аварий, так и ни в чем не повинные люди, оказавшиеся на пути лихачей. Вызывала нарекание и коррупционная составляющая автомобильных экзаменов. Тогда Южная Корея сделала два важных прорыва: технологический и мировоззренческий. Первый касался технического перевооружения учебных автомобилей, второй – изменения отношения к сдаче экзаменов. Особенность «корейской» системы заключается в том, что обучение, как и экзамены, абсолютно прозрачны: сначала будущий водитель проходит обучение на компьютерном тренажере в течение 20 часов и только после этого может пересесть на настоящую машину. Каждое действие претендента (верное или не очень) фиксируется на специальную магнитную карту, а сдача экзаменов происходит без участия полиции и инструкторов. Это позволяет сделать автономный бортовой компьютер, который четко фиксирует все нарушения и сам выносит решение – получил человек права или нет? В общем, копы из Страны утренней свежести оказались немного не у дел – разве сравнишь их полномочия с нашими «всемогущими» сотрудниками РЭО ГИБДД? Кстати, каждый корейский экзаменационный автодром способен принять в день 500 (!) претендентов на получение водительских прав, которые не будут мешать друг другу.
Американо-канадо-новозеландская система
Это система поэтапной подготовки водителей. Суть ее заключается в том, что ни один водитель сразу не получает полного права управлять автомобилем. Конечно, водительское удостоверение человек получает, но он обязан отъездить несколько месяцев хотя и самостоятельно, но с инструктором. Это первый этап. Потом можно уже ездить без инструктора, но не ночью и с ограниченным числом пассажиров. Это второй этап. И лишь после этого водитель получает удостоверение стандартного образца. То есть практически год он вынужденно, на практике, проходит этапы от простого к сложному, пока не выучит все нюансы управления автомобилем досконально, чтобы при езде в сложных условиях свести риск аварии к минимуму.
Русская система подготовки «на отказы»
Весьма оригинальную систему подготовки водителей придумал для россиян не кто иной, как известный телеведущий Леонид Якубович. Шоумен, ознакомившийся на практике с подготовкой летчиков, на общероссийской общественной конференции «Проблема национальной безопасности» высказал пожелание, чтобы водителей готовили как летчиков – «на отказы» – на отказ двигателя, на отказ выпуска шасси и т.п. То есть многократно отрабатывая с ними не стандартные, а аварийные ситуации. «Летчиков готовят именно к действиям в аварийных ситуациях, хотя они могут и не попасть в них. Почему же не избрать эту же технологию для водителей автомашин?» – задал вопрос Леонид Якубович, водитель с 43-летним стажем вождения автомобиля. Эксперт, как ни крути. Предложение было услышано руководством ДОБДД МВД РФ, и его даже пообещали рассмотреть. Но вот прибегнут ли к нему – большой вопрос.
Франция: водителя воспитают радар и прокурор
Изучают в ДОБДД и французскую систему воспитания водителей (с применением видеонаблюдения и записи нарушения). Сигнал с камеры о нарушении попадает сразу в национальный центр обработки, где группа экспертов тут же рассматривает нарушение, а один из прокуроров специально присутствует при рассмотрении вопроса о наказании. Обычный тариф штрафа – 137 евро. Решение о наложении штрафа можно оспорить в суде, но это весьма проблематично. Если же нарушитель не выплачивает штраф в течение трех месяцев, все его счета блокируются или арестовываются. Особенность французской системы воспитания водителей во многом совпадает с корейской – дорожной полиции на дорогах минимум! Человека в форме заменил радар, который, как известно, взяток не берет и жалости не знает. За несколько лет работы радаров на некоторых участках аварийность снизилась с 2000 нарушений в день до 100. Французские инструкторы, осуществляющие подготовку водителей, сразу же объясняют будущим рулевым: «ездить не по правилам – накладно». Надо заметить, что и правосознание французов отличается от русских: для них фильм «Такси» – фантастика, для нас – реальность.
Германия: взрослого водителя готовят с детсада
Германская система наиболее пригодна в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – начиная с детского сада детишек обучают в специальных автомобильных центрах, где они учатся не только правильно переходить дорогу, но и ездить. Причем ездить не только на велосипедах, но и на специальных электромобилях – точных копиях настоящих машин. Дети не просто катаются по дорогам: все дорожки размечены и снабжены светофорами, и уже с младых ногтей маленькие немцы учатся соблюдать правила дорожного движения и как пешеходы, и как водители.
Послесловие
Конечно, разные страны используют разные меры воспитания водителей. В Колумбии, например, на перекрестках одно время работали мимы, которые показывали водителям и пешеходам целые спектакли, как не надо ездить. Смешно и доступно. Израиль может позволить себе содержание воздушных шаров и самолетов, снабженных аппаратурой с мощной оптикой – за машиной нарушителя следят сильные телекамеры, которые на телеканалах показывают репортажи в режиме «онлайн». Что выберут в России – пока неизвестно.
Александр Огневский
Автор выражает благодарность начальнику УГИБДД УВД ПК Юрию Оборину за помощь в подготовке материала.