Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Привычный образ мегапутешественника он напоминает очень отдаленно. Ни громадной бороды, ни широких плеч, ни мозолистых рук. Отсутствует даже почти обязательная светлая гагаринская улыбка. Вместо этого внимательный взгляд умных серых глаз, негромкий голос и активная жестикуляция при разговоре. Его автомобиль, напротив, на автомобиль похож только внешне. Он больше напоминает не средство передвижения, а шляпу фокусника. Из которой мой собеседник достает все новые и новые чудеса. Которые, впрочем, имеют вполне земное происхождение. Поскольку сделаны людьми и для людей. Да и весь проект, для которого строилась эта машина, очень человечный.

Владелец
«Тим Денис», – энергично протянутая рука шотландского путешественника приглашает к знакомству. Имя понятно и без перевода. А вот дальше начинаются сложности. Русский язык он знает, мягко говоря, неважно. «Здравствуй», «до свидания» – вот и весь его словарный запас. Что, похоже, ему совершенно не мешает общаться. Говорит быстро, активно помогает себе руками и с нетерпением смотрит на переводчика в ожидании, пока тот донесет сказанное им до собеседника. На вопросы отвечает сразу, не задумываясь. Все говорит о том, что на каждый из них он отвечал уже неоднократно.

AG: Для чего вы поехали в это путешествие?
– Цель экспедиции – помогать детям всей планеты. Эта поездка своего рода промоакция благотворительной организации Street Kids, которая занимается помощью бездомным детям (Тим – волонтер этой организации, – прим. авт.) Главное – это привлечь внимание к проблеме.

AG: Как долго уже длится ваш вояж?
– Три месяца.

AG: Через какие страны пролегал путь?
– Франция, Голландия, Бельгия, Германия, Чехия, Польша, Украина. В Россию въехал через Белгород.

AG: Как возникла идея такого путешествия?
– Всегда любил путешествовать. У отца была транспортная компания. По этой причине умею водить большие грузовики, объехал на них всю Европу. Захотелось соединить свою любовь к машинам с чем-то по настоящему полезным – помощью бездомным детям.

AG: Каковы впечатления от России? И достигнута ли здесь ваша цель?
– Русские люди очень приветливые. Был просто поражен тем, что они готовы дать денег, а не забрать. У меня было много встреч, пресс-конференций, на которых я рассказал о своей организации. Благодаря моей экспедиции о ней узнали.

Не узнать о том, чем занимается Тим, сложно еще и потому, что автомобиль весь изукрашен надписями и рисунками. Главный среди всего этого изобилия граффити – мышонок Дилан. Любопытно, что у Тима есть изображения мышат в костюмах всех стран, через которые он собирается проезжать. Наш – в шапке-ушанке. Немного же знают англосаксы о русских национальных костюмах! Впрочем, это не более чем завистливые придирки. Еще бы! Отправиться в трехгодичное путешествие, с благородной миссией помощи детям, да на такой машине… Многие бы отказались от такого заманчивого предложения? Притом что никакой спонсорской кабалы и финансовых отчетов. Дело в том, что Тим Денис не только волонтер благотворительной организации, но и успешный бизнесмен. Который ради продвижения благородных идей продал дом, чтобы на свои деньги снарядить экспедицию. «Теперь это – мой дом», – печально улыбаясь, говорит он, любовно поглаживая зеленый борт «крузака». Впрочем, Тим остался бизнесменом и владельцем инвестиционной компании. Которой он руководит без отрыва от основной задачи, по Интернету. Так что все финансирование экспедиции – за его счет. Как и предварительная, очень тщательная подготовка машины.

Автомобиль
«80-м» «крузаком» во Владивостоке вот уже лет пятнадцать кого-то поразить сложно. Всеми признанный и уважаемый за надежность автомобиль популярностью нынче пользуется только у богатых любителей авто-, мотостарины да, пожалуй, у охотников и рыболовов. Тоже, между прочим, небедных. Но приспосабливать этого «проходимца» под кругосветный «дальняк» – такое могло прийти в голову лишь очень обеспеченному человеку. Поскольку, несмотря на долговременную эксплуатацию «реального» джипа, базовая комплектация для ОЧЕНЬ дальних путешествий подходит слабо. И потому вложения потребовались серьезные.

AG: Почему «Ленд Крузер»? Не «Лендровер» или что-то еще?
– Английская комплектация «Ленд Крузеров» очень удачная и включает в себя три дифлока. А в «Лендроверах» те же проблемы, что и в ваших «Жигулях» (смеется). «Крузер» устраивает полностью еще и тем, что двигатель очень надежный – прошел уже 400 тысяч километров – и как часы…

AG: Сколько автомобиль стоил изначально и сколько вложено в переоборудование?
– Такие машины в Англии стоят очень мало – всего 14 тысяч долларов. В переоборудование вложено 70 тыс. долларов. Потребовалось много алюминия, потому так дорого. Кстати, компания «Трек Овелон», которая готовила машину к путешествию, готовила к кругосветке технику для Эвана Макгрегора, актера из «Звездных войн».

Да. Стоимость реконструкции впечатляет. Что же можно получить из «Крузера» за такие деньги? Оказывается, многое. И Тим с удовольствием «ведет во владения свои» и рассказывает о внесенных в автомобиль изменениях. Это ему тем более приятно, что весь проект был продуман и до мелочей разработан им самим. Первое, на что он обращает внимание, – несколько тяжеловатый шноркель. Объясняет: стандартный пришлось дополнять еще одним фильтром и укреплять. Далее, что видно и без подсказок, – солнечные батареи на капоте. Полезное дополнение, если взглянуть на аккумуляторы, которые заряжаются даже при неработающем генераторе. Сами аккумуляторные батареи тоже не совсем обычны – имеющие особенную способность сберегать заряд, они очень энергоемкие, тяжелые (каждая весит по 35 кг) и дорогие (1000 долларов за пару). Кстати, всего аккумуляторов четыре. Два дополнительных спрятаны в задней части автомобиля. В моторном отсеке показывает вмонтированный бойлер, который работает автономно, без запуска главного двигателя. И, помимо основной функции – греть воду для технических и гигиенических нужд, способен исполнять роль предпускового нагревателя. Прежде чем пригласить в салон, Тим указывает на лебедку, закрепленную под бампером, и сообщает, что и бампер, и лебедка нестандартные. Так, для облегчения массы (машина весит более четырех тонн!) железный бампер он во Владивостоке заменил на алюминиевый. А лебедка оснащена кевларовым тросом, который в пять раз прочнее стального. И во много раз безопаснее. Последнее, на что обращает внимание, – подножки переоборудованы в инструментальные ящики. Удобно и практически незаметно.

Салон не поражает просторностью. Поскольку состоит из двух неравных отсеков – жилого (кресла водителя и пассажира) и рабочего (все остальное). Слева от панели водителя встроена система управления подвеской и светом. Там же установлен переключатель топливных баков. На автомобиле чисто пневматическая подвеска, что очень удобно. Поскольку встроенный компрессор в состоянии очень быстро «поднять» машину и заметно увеличить дорожный просвет в случае необходимости. И быстро вернуть авто и клиренс в привычное положение. Еще одна любопытная особенность – накачивать (и спускать) колеса также можно из салона. Надо ли говорить, что такая полезная опция позволяет тяжелому «Крузеру» передвигаться практически по любому грунту. В салоне же расположен и передвижной офис. Компьютер, масса папок и компакт-дисков спрятаны в шкафу, встроенном в заднюю стенку. Последняя полностью покрыта серым немарким ковролином. Благодаря чему ниши, сделанные в стене, практически не заметны. И что, наверное, даже полезнее, не раздражают глаза в долгой дороге. Последнее, на что обратил внимание наш гид, – встроенные в двери колонки. Даже без перевода было понятно, что своей аудиосистемой «Кенвуд» он нешуточно гордиться. Что тут же подтвердилось: «Такой в России не найти», – бесстрастно перевел его слова сопровождающий нас «толмач». Ну, кто знает, кто знает… Это же Россия!

Но не только механизмами, даже очень полезными, живет в дороге человек. Все, что касается комфортного существования, в этом «Крузере» также продумано до мелочей. Тим привычно раскрывает задние двери и вытягивает… морозильник. Да-да, не просто холодильник (он тоже есть), но «фризер», способный держать температуру внутри до -17! Тут же появляется печка, работающая на бензине. Кстати, топливо для нее путешественник возит в отдельной канистре, закрепленной на крыше. И «их» канистра подозрительно похожа на «нашу». Интересно, кто у кого стырил идею и дизайн? Быстро разжигает огонь. Прославленный «Колмен» работает на редкость хорошо. Во всяком случае, по сравнению с нашим «Шмелем». Не ту идею украли… За разговором откуда-то из-под крыши вытягивается тент. За ним П-образная дуга. Тим поясняет, что это для душа. На эту дугу вешается полиэтилен, закрывающий от брызг и лишних взглядов. Воистину, нам бы их заботы! Окончательно сражает крохотный держатель на корпусе специально для крепления шланга. Вода в машине есть и холодная и горячая. За производство последней отвечает уже упомянутый бойлер. Кстати, в «трубопроводной» системе автомобиля предусмотрено переключение направления воды: можно использовать для душа, а можно и для мытья посуды или приготовления пищи! И последнее, чем решает поразить нас Тим, – палатка, расположенная на крыше автомобиля. Быстро и привычно он раздергивает кожух и как книгу раскрывает небольшой (хотя как сказать!) шатер. Основа его – двойная, очень прочная плита. Вход в палатку… снизу, по приставной лестнице. Внутри – мягкое, довольно толстое покрытие. Между делом, укрепляя причудливой формы «колышки», Тим не без гордости поясняет: проект палатки и материал – все как у Роммеля в его «Африканском корпусе». За разговорами установка ВСЕГО закончена. Что получилось? Сложно сказать. Небольшая усадьба в английском стиле с мансардой и верандой, основу которой составляет ставший почти незаметным автомобиль.

Что дальше?
Вопрос непраздный для настоящего путешественника. И хоть отвечать на него придется нескоро – все же, что дальше?

AG: Куда дальше? И что дальше?
– Дальше пароходом в Америку. Потом в Канаду. Далее Мексика, Колумбия, Аргентина, Австралия, Индонезия. План мероприятий большой. Всего на три года.

AG: А что думаете сделать с машиной?
– Эту машину возвращать на родину не планирую. Оставлю ее в какой-нибудь из стран. Для того чтобы ее использовали для тех же целей – решения проблем детей.

Что ж, как говорят у нас в России, – счастливого пути тебе, миллионер-мечтатель. В добрый путь…