Идеальное средство против пьянства за рулём?
Многочисленные варианты наказаний за езду в нетрезвом виде не всегда приводят к снижению количества аварий с участием пьяных автомобилистов. Но существует метод, позволяющий предотвратить даже не выезд нетрезвого водителя на дорогу, а запуск двигателя автомобиля.
Системы под общим названием Alcolock, состоящие из измерительного прибора и блока управления, уже несколько лет действуют в Европе и Северной Америке. После установки такого блокиратора без выдоха в алкотестер двигатель автомобиля запустить невозможно. Система также предотвращает попытки фальсификации показаний. Исследования подтверждают, что после установки таких устройств аварийность, связанная с алкогольным опьянением водителей, снижается на 40-95 процентов. В Норвегии и Испании приборы Alcolock устанавливаются на все рейсовые автобусы, в Германии такие системы обязаны присутствовать на всех грузовиках, а в ряде других стран устройства ставят на автомобили нарушителей. Стоимость установки и обслуживания систем оплачивают сами нарушители, причем в Финляндии техника арендуется за 150 евро в месяц, а в Швеции выкупается у государства за 4-5 тысяч евро. Впрочем, и устройства типа Alcolock, можно обойти. Например, попросив трезвого человека выдохнуть вместо себя. Однако согласится далеко не каждый, ведь проблема пьянства за рулем в том числе и нравственная. Но закон преступать нельзя!
Уже около двух месяцев в нашей стране действуют нормы, согласно которым в крови и выдыхаемом воздухе водителя допускается содержание некоторого количества алкоголя. Мы наслышаны о предельно допустимой концентрации спиртного, мол, якобы с 1 июля после «рюмки-другой» можно садиться за руль. AG провел тест приборов, имеющихся в продаже, получил комментарии специалистов.
Так можно ли пить за рулем? Сразу ответим: нельзя! Но все-таки в организме водителя может содержаться ничтожно малая доля этилового спирта. Откуда она берется? Во-первых, алкоголь синтезируется самим организмом. И, во-вторых, показания алкотестера могут отличаться от нулевых в случае приема некоторых медицинских препаратов или если испытуемый выпил кефира или кваса. Особо внимательно к тестам следует относиться больным сахарным диабетом – даже самые совершенные алкометры не всегда могут отличить алкоголь от кетоновых тел, выделяемых организмом при такой болезни. Поэтому водителям, страдающим этим заболеванием, необходимо постоянно имеет при себе соответствующую медицинскую справку. Разумеется, такое содержание алкоголя никак не влияет на самочувствие водителя. А вот спиртное, выпитое даже в очень малом количестве, порой приводит к плачевным последствиям. Автолюбитель может чувствовать себя абсолютно нормально, ему кажется, что все идет своим чередом, но на самом деле это не так, ведь алкоголь – это наркозное средство жирного ряда, влияющее на все контролируемые головным мозгом органы и системы в целом. Получается, что человек не может воздействовать на влияние спиртного одним лишь усилием воли. Попав в желудочно-кишечный тракт, алкоголь всасывается в кровеносное русло непосредственно через ткани ротовой полости и глотки, в желудке, но быстрее всего это происходит в тонком кишечнике. Скорость всасывания зависит от общего состояния организма. Она возрастает, когда алкоголь принимается на голодный желудок или даже когда у человека подавленное настроение. Скорость всасывания алкоголя возрастает, если вместе с ним в желудок попадает углекислый газ. Поэтому, когда водку принимают одновременно с пивом, шампанским или любым другим даже безалкогольным газированным напитком, опьянение наступает быстрее. Через сердечно-сосудистую систему алкоголь распределяется по всему организму, его воздействие начинается довольно быстро, но этиловый спирт выводится довольно долго. Кровь проходит через легкие, а именно через альвеолы в их глубоких отделах. Алкоголь выделяется в том числе и в процессе дыхания, вот почему самые распространенные способы проверки на содержание в организме спирта основаны на контроле выдыхаемого воздуха. Существует и общепринятое отношение количества алкоголя в артериальной крови к количеству алкоголя в глубоких отделах легких, оно равно 2100/1.
Что бы ни говорили люди с большим стажем вождения, управление автомобилем – это процесс, требующий хорошей реакции и повышенного внимания к окружающей обстановке. Со временем многие элементы этого сложного процесса доводятся до автоматизма, но после «принятия на грудь» среагировать на опасность удается далеко не всегда. Насколько вероятен риск совершения аварии нетрезвым водителем? Вот данные из Швеции: из ста человек только один пьян, зато из ста ДТП ровно четверть совершается именно ими. При воздействии алкоголя на организм рефлекторные реакции становятся замедленными и менее точными, и водитель не успевает среагировать на опасность и даже, наоборот, считает, что справится со сложной обстановкой.
Что же такое алкотестеры и какими они бывают? Приборы, делающие анализ количества алкоголя в выдыхаемом воздухе, делятся на три группы. К первой относятся профессиональные алкометры, имеющие юридическую силу в спорных ситуациях. Такая техника наиболее точна и требует периодической калибровки. Вторая группа – это специальные приборы, подходящие для проверки большого числа людей за короткий промежуток времени, например, в автотранспортных предприятиях. И, наконец, третья группа – алкотестеры для индивидуального использования, которые хороши для самоконтроля. Принцип работы сенсоров у всех моделей один – он состоит в пропорциональном преобразовании концентрации паров в электрический сигнал, но реализуется он везде по-разному. Электрохимические датчики работают за счет химических процессов, а полупроводниковые – за счет сжигания молекул этилового спирта на горячей поверхности самого сенсора. Наконец, используются фотометрические датчики, точность работы которых со временем (в отличие от других типов приборов) не снижается. Алкотестеры бывают как мундштучными (с одноразовыми насадками), так и безмундштучными – точность показаний приборов первого типа гораздо выше. Отметим, что юридическую силу имеют только те алкометры, у которых есть сертификат Ростеста (обычно он выдается на год) и имеющие действующее свидетельство о прохождении поверки, то есть калибровки.
Ознакомившись с общими сведениями о работе алкотестеров и воздействии спиртного на организм, узнаем, что же изменилось после введения 1 июля поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Была введена норма предельной концентрации алкоголя в крови водителей – 0,3 промилле в крови и 0,15 промилле в выдыхаемом воздухе – то есть законодательно был утвержден порог, при «перешагивании» через который автолюбитель считается нетрезвым. Самое главное – у инспекторов ГИБДД появилась возможность на месте проводить освидетельствование на состояние опьянения (не путать с медицинским освидетельствованием!). Но сотрудники милиции при проведении проверки обязаны соблюдать несколько правил: при проведении теста должен использоваться новый мундштук, сам алкометр должен иметь сертификат и возможность распечатывать результат теста. Если хоть одно из правил не соблюдено, от освидетельствования на дороге водитель вправе отказаться, и в таком случае его повезут в медицинское учреждение. А вот от этой процедуры отказываться никак нельзя!
Корреспондент AG посмотрел за тем, как инспекторы ДПС выявляют нетрезвых водителей на известном приморцам КП-19, что на выезде из Владивостока. Пост оборудован новейшим отечественным алкометром АКПЭ-01.01М, в котором есть возможность распечатки результатов теста. Рядом с прибором лежит пакет со стерильными мундштуками, которые проходящие проверку автомобилисты открывают лично. Инспектор объясняет водителю, как пользоваться прибором, и после прохождения проверки на экране устройства появляется надпись: «Алк. в выдохе 0000 мкг/л». Побольше бы таких законопослушных автолюбителей! Подводя итоги, выведем для себя несколько простых правил. Употребление спиртного и управление автомобилем – несовместимые занятия, и пытаться их объединять не стоит никогда. Если хотите узнать, есть ли после вчерашнего застолья в крови алкоголь, приобретите индивидуальный алкотестер и пользуйтесь им для самоконтроля. При этом стоит помнить, что приборы такого класса имеют большую погрешность, так что пусть он лучше показывает «0» – рисковать водительским удостоверением не стоит. А если сотрудник ГИБДД просит выйти из машины и «дыхнуть», проследите, чтобы прибор и процесс прохождения теста соответствовали нормам. Но лучше всего – не употребляйте алкоголь вообще!
В апреле началась организованная брендом Bacardi Limited акция «Чемпионы пьют, осознавая ответственность», целью которой является донесение до потребителя мысли, что употребление алкоголя несовместимо с управлением машиной. В этом мероприятии участвует и Михаэль Шумахер. «Алкоголь и управление автомобилем несовместимы, и я хочу, чтобы все услышали это послание. Важно всегда контролировать машину, не только на гоночной трассе, но и на дорогах», – убеждает семикратный чемпион мира Формулы-1. «Когда я иду, чтобы выпить, за руль садится кто-то другой».