Произнося название модели, подсознательно мы вспоминаем концерн «Ниссан», представляем спортивное двухдверное купе или четырехдверный седан, только правый руль, привод либо задний, либо полный, некоторым на ум приходит легендарная версия GT-R. А какие уличные гонки обойдутся без любимца молодежи с четырьмя круглыми стоп-сигналами? Но ведь на модели 2001 года в кузове V35 уже нет классических «стопарей», а кроме того, машина впервые в истории марки получила леворульную версию. Значит, понятие о «Скаях» гораздо более обширно, чем мы привыкли считать. И не все привычные для нас атрибуты появились в один момент – это результат продолжительной многолетней работы японских инженеров.
Ровно полвека тому назад, 24 апреля 1957 года, молодая японская компания Prince Motor Company представила автомобиль с намеком на спортивность, в те годы относившийся к классу люкс. Сама компания была образована на пять лет раньше, в 1952-м. До этого момента предприятие называлось Tachikawa Aircraft Company и производило военные самолеты – легендарным детищем стал основной истребитель японских ВВС времен Второй мировой Zero, но после окончания войны и введения тотальных ограничений на технику такого рода пришлось искать альтернативные высокотехнологичные продукты. Как и многие другие знаменитые ныне компании, Tachikawa стала выпускать коммерческие пикапы и развозные фургоны под торговой маркой Skyway – «Небесный путь». Они, в отличие от многих моделей конкурентов, были полноценными автомобилями, а не трициклами с двухтактными двигателями или грузовыми вариантами микролитражек, именно подобные машины сыграли важную роль в возрождении экономики Японии и подготовили почву для продвижения на рынок дорогих легковушек. В 1955 году фирма-производитель получила название Prince – в честь наследного принца Акихито, нынешнего императора Японии.
Prince Skyline («Горизонт») 1957 года имел обозначение ASLI-1. Он был построен на уже состоявшейся платформе Skyway. С силового агрегата объемом 1500 см3 инженерам удалось снять 60 л.с., а максимальная скорость составляла 140 км/ч. В те годы модель еще не рассматривалась как спортивная, поэтому, как и последующие много лет, универсал производился под той же торговой маркой. Во внешнем виде автомобиля чувствовалось удачное совмещение американской и европейской дизайнерской школ – при довольно небольших габаритах и минимуме хромированных деталей шины имели белые полосы («уайтволы»), роль задних указателей поворотов выполняли стоп-сигналы, а угловатые бамперы снабжались крупными клыками. В 1960 году Skyline пережил первую модернизацию: двигатель форсировали до 70 л.с., а головной свет сделали в американских традициях – применили четыре фары. Изменились и декоративные элементы. Практически одновременно началась подготовка купе для любителей быстрой езды Skyline Sport BLRA, дизайн которого создала итальянская фирма Michelotti, а инженеры из Prince подготовили двухлитровый двигатель. Купе стартовало в 1962 году и, выпускаясь наряду с люксовым седаном, было растиражировано в нескольких сотнях экземпляров.
В 1963-м на конвейер встала новая версия «Ская» – серия S50, также с 70-сильным мотором. Автомобиль отличался современным внешним видом, а его целевой аудиторией были бизнесмены, люди, чего-то добившиеся в жизни. Но спортивный 2000GT, вышедший в следующем году и оснащавшийся рядным шестицилиндровым двигателем мощностью 105-125 л.с., не дал превратить бренд в синоним классического представительского автомобиля. Он стал символом японского авто для молодых поклонников скорости, тогда как седаны среднего класса от компании Prince носили привычные для нас названия – Cedric и Gloria.
В шестидесятых годах в Стране восходящего солнца существовало довольно много небольших компаний, и правительство стало проводить политику по их укрупнению. В 1966 году фирма Prince вошла в состав Nissan, сохранив выпуск уже освоенных типов автомобилей. С 1968-го Skyline выпускались в кузовах C10 и CV10 – соответственно четырехдверные седаны и универсалы с 4-цилиндровыми двигателями в 1,5 л (95 л.с.) и 1,8 л (105 л.с.), через два месяца было налажено производство нового 2000GT с рядной «шестеркой». Именно на машинах этих серий впервые применили сдвоенные скругленные стоп-сигналы, ставшие визитной карточкой модели.
Октябрь 1969-го стал датой рождения другой легенды – Nissan Skyline GT-R. Первая серия имела задний привод и рядный 6-цилиндровый мотор с 24 клапанами объемом 2000 см3, мощность которого равнялась 160 л.с. Поначалу гоночный автомобиль имел только кузов типа седан, а в 1970-м появилось двухдверное купе. В 1972 году на смену морально устаревшему C10 пришел C110, располагавший тремя типами двигателей – 1,6 , 1,8 и 2 л. Именно с этой серии и начался экспорт легенды за рубеж, но «заряженная» версия подошла крайне неудачно – в мире разгорелся нефтяной кризис, автомобили с мощными моторами стали не по карману покупателям, «Ниссан» приостановил свое участие в гонках класса Gran Turismo, а модификация GT-R исчезла на 16 лет. Несмотря на это, уже в те годы даже четырехдверный седан воспринимался потенциальными покупателями и позиционировался производителем исключительно как спортивный автомобиль.
Машина в кузове C210 была представлена публике в августе 1977-го, ее топовая модификация носила обозначение GT-ES и имела 145-сильный силовой агрегат, оснащавшийся (впервые в японской автомобильной промышленности) турбиной. Модель 1981 года стала сенсацией: кузов R30 мало чем напоминал о спортивном предназначении Skyline, существовало несколько вариантов базовой версии – седан, купе, универсал и пятидверный хэтчбек; базовым стал мотор объемом 1800 см3, впервые появилась дизельная модификация. Также производились Skyline RS, оснащенный турбиной (190 л.с.), и Skyline RS-X, дополнительно комплектовавшийся интеркулером (205 л.с.). Кузов R31 появился в 1986-м, и автомобиль впервые мог иметь поворачиваемые задние колеса. Skyline этой серии производились также в Австралии и Южной Африке. В середине 1980-х в рубрике «зарубежная техника» крупнейшего автоиздания Советского Союза – журнала «За рулем» – был описан тогдашний модельный ряд нескольких японских концернов, в том числе и представитель описываемого семейства. После анализа технических характеристик спорткара автор негативно оценил сам факт выпуска машин такого типа, мол, автомобиль – это средство передвижения, чтобы получить которое, нужно не только накопить, но и выстоять многолетнюю очередь. И зачем же нужна машина, регулярно дорабатываемая для получения новых скоростей и показателей мощности? Но изменившиеся условия приобретения личного транспорта и завоз в страну (в первую очередь, в наш регион) японских автомобилей изменили отношение многих россиян к автомобилю как таковому. Стали создаваться различные клубы, например, любителей джип-триала или уличных гонок. И Skyline очень быстро завоевал почет и уважение именно у любителей скоростной езды во всей России.
Настоящей легендой в мире спорта стал Nissan Skyline R32 1989 года, параллельно с которым в серию запустили «заряженный» вариант GT-R. Последний впервые в истории модели получил полный привод, причем тот включался только при проскальзывании задних колес. Следующим спорткаром стал R33 1993 года, эта модель интересна тем, что оснащалась она только рядными 6-цилиндровыми двигателями. И в 1998-м был представлен Skyline в кузове R34, у которого существовали версии V-spec, мощность которых превышала японский лимит в 280 л.с.
Итак, мы подошли к последним поколениям легендарной модели – машинам, в которых отсутствуют отличительные черты «Ская», в том числе нет классических моторов – только V6. Nissan Skyline V35 2001 года – результат новой политики унификации и удешевления производства объединенного с Renault концерна, он построен на платформе Nissan 350Z и не имеет более заряженной версии, чем штатные 280 л.с. Представленный в конце прошлого года V36 во многом похож на предшественника, существует модификация с левым рулем, которая официально продается в России под маркой Infinity G36. В 2008 году ожидается выход долгожданного Skyline GT-R на его базе.
Поклонники марки довольно критично относятся к последним «Горизонтам», считая их менее агрессивными по сравнению с машинами девяностых и слабо пригодными для тюнинга, как внешнего, так и технического. Возможно, с ними можно согласиться, но кто знает, во что через несколько лет выльется нынешнее поколение легенды, да и после отказа от привычных решений «Скайлайн» не перестает оставаться «Скайлайном».
Юрий Морозов
Торжества в честь полувекового юбилея легендарной Skyline прошли с большим размахом. В Токио 24 апреля открылась выставка, демонстрирующая все 12 поколений автомобиля «в металле», на фото и в кинофильмах. В честь 50-летия модели концерн выпустил юбилейную серию Nissan Skyline Coupe, образец которой продемонстрировал на праздничном шоу. Надо сказать, в леворульной версии он дебютировал перед публикой в Нью-Йорке под именем Infiniti G37. Различия версий минимальны – разные шильдики и несколько мелких деталей интерьера и экстерьера. Продажи Skyline Coupe в Японии начнутся осенью 2007 года.