Спокойно наблюдая за сложившейся ситуацией, руководители государства переваливают всю ответственность на органы милиции, «скромно» упуская из виду, что система органов внутренних дел является частью системы исполнительной власти и реализует те задачи, которые ставятся перед этой системой в целом. Иногда складывается впечатление, что федеральные власти и органы государственной власти фактически поощряют милицию и должностных лиц к массовым нарушениям прав граждан. Иначе просто невозможно объяснить то спокойствие и оправдательный тон, которым они комментируют подобные факты в СМИ, отвечая на обращения граждан и общественных организаций.
Любое возражение со стороны гражданина, попытка оспорить неправомерные требования или действия сотрудников милиции через вышестоящие органы ни к чему не приводит. Надеждой водителей в защите их прав остаются органы прокуратуры и суд. Но, чтобы обращаться в указанные органы, надо прежде всего знать свои права.
Последнее время общей практикой для сотрудников милиции стало несоблюдение обязательных требований общения с гражданами, документального оформления своих действий, фиксации правонарушений и налагаемых административных наказаний, незаконного применения мер по обеспечению производства по делам об административных нарушениях (задержание транспортного средства и, соответственно, эвакуация). Сотрудники милиции также считают совершенно естественным и законным с легкостью обмануть водителя, говоря о санкциях, предусмотренных статьей, составлять протоколы об административных правонарушениях, основанных на своих предположениях, переквалифицировать состав первоначального правонарушения, в котором подозревался гражданин, не выдавать водителю копии протоколов, не оформлять протоколы об административном задержании, не разъяснять гражданам их права и не обеспечивать их право на защиту при возбуждении дела по административному правонарушению. Произвол и умаление гражданского достоинства, необоснованное ограничение свободы стали нормой в поведении и действиях милиции.
Однако самое страшное в том, что не только сотрудники милиции игнорируют закон, но и многие мировые судьи. Права-то есть, а вот времени рассматривать дела об административных правонарушения с соблюдением принципов «всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела, а также равенства всех перед законом» катастрофически не хватает. Огромная загруженность мировых судей различными категориями дел подчас не позволяет им соблюдать все процессуальные требования, установленные законом для рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Приоритет прав и свобод человека и гражданина над интересами государства закреплен в Конституции Российской Федерации и других законах. Водитель имеет равные права с органами ГИБДД. Дело за малым – заставить себя изучить свои права и возможности их реализации, найти в себе гражданскую смелость начать ими пользоваться, заставить органы ГИБДД работать в рамках закона, проявить свою волю, твердость и человеческое достоинство. С правовой точки зрения, существующей нормативной базы вполне достаточно, чтобы гражданин мог остановить неправомерные требования и действия сотрудников милиции, защитить себя и других граждан, привлечь виновных в произволе к ответственности. Беда лишь в том, что большая часть граждан России просто не знает ни своих прав и обязанностей, ни прав и обязанностей милиции. А те, кто их знает, не верят в возможность ими воспользоваться. Однако Кодекс об административных правонарушениях предоставляет нам такие возможности. Все больше появляется автолюбителей, для которых ценности свободы во всех ее проявлениях стали основополагающими. Первой и самой важной из черт таких людей является чувство собственного достоинства и явно выраженное нежелание считать инспектора ГИБДД вершителем судьбы – у него просто такая работа. Именно чувство собственного достоинства является побудительным мотивом для поиска ответов на вопросы о том, как себя защитить от произвола, как поставить некоторых инспекторов на место или как наказать за незаконные действия.
Далее постараемся дать автолюбителям базовые знания своих прав, практические советы и рекомендации, как вести себя в той или иной ситуации, если она связана с производством по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Какими бы академичными и сухими ни казались ссылки на статьи закона, их надо просто выучить и знать как таблицу умножения. Если вы будете это знать, в нужный момент это вспомнится и, возможно, спасет.
Ст. 1.5. КоАП РФ «Презумпция невиновности»
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Это базовые положения принципа презумпции невиновности. Указанные положения очень важны, их нарушение недопустимо! И данными принципами должны руководствоваться и сотрудники милиции, и мировые судьи, рассматривающие дела об административных правонарушениях. Их надо твердо знать и о них надо говорить.
Переходя к характеристике прав граждан при применении к ним мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, необходимо еще раз подчеркнуть, что применение любой меры должно соответствовать основным принципам производства, о которых было сказано выше.
Первым требованием инспектора ГИБДД, которое, как правило, предшествует составлению протокола об административном правонарушении, отстранению и задержанию, применению других мер принуждения, является требование о предъявлении документов, удостоверяющих личность гражданина.
В соответствии с Уставом патрульно-постовой службы сотрудник милиции, находящийся при исполнении, обязан при обращении к гражданину поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. Также инспектор ГИБДД обязан по первому требованию водителя назвать свою фамилию, место работы и предъявить свое служебное удостоверение для ознакомления. Сотрудник милиции в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на «вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме и не допускать споров и действий, оскорбляющих честь и достоинство граждан.
К сожалению, сотрудники милиции часто забывают, что их задачами являются защита прав и интересов граждан, поэтому мы нередко сталкиваемся с полным игнорированием или открытым нарушением со стороны сотрудников органов внутренних дел прав и законных интересов граждан. Если вас остановил инспектор ГИБДД, ведите себя сдержанно и спокойно, здраво оцените обстановку: если вы не находитесь в розыске, бояться вам нечего.
Вы не должны доказывать инспектору ГИБДД свою невиновность. Инспектор ГИБДД обязан доказать вашу вину. Тем более что я не знаю случая, когда спор с инспектором ГИБДД на дороге убедил инспектора ГИБДД в нашей невиновности. Если вы не согласны с инспектором ГИБДД, в протоколе надо написать: «С протоколом не согласен, Правил дорожного движения не нарушал». Затем вы должны по возможности попросить у прохожих, других водителей номера их телефонов, они могут быть вам полезны. При рассмотрении дела мировым судьей вы можете вызвать этих лиц в качестве свидетелей, и они смогут подтвердить ваши показания. Несмотря на принцип презумпции невиновности, надежнее будет представить судье доказательства своей невиновности.
Вячеслав Свинаренко