Воспринимать без эмоций деятельность японской компании Mitsuoka Motors просто невозможно. Она постоянно старается придумывать что-нибудь такое, что поражало бы всех своей индивидуальностью. Mitsuoka – компания с репутацией самого оригинального и экстравагантного из японских автопроизводителей. Показываешь коллегам фотографию очередной попавшей в руки модели и видишь глаза, полные непонимания. Именно так было и с машиной, которая представлена на фотографиях.
Вопиющая неэффективность
Кто бы и какие бы свои проблемы ни стремился решить посредством покупки больших и мощных машин, дорога у нас – жителей большого города – одна. Во внутригородских условиях большинство перемещений людей осуществляется в цикле дом – работа – магазин – дом. Среднее значение преодолеваемого расстояния для средних городов составляет 25-35 километров в день, причем в большинстве случаев автомобиль везет только одного человека – своего водителя. Опираясь на данный факт, можно отметить вопиющую неэффективность использования личного автотранспорта, который стал настолько распространенным средством передвижения, что существующие дороги часто не позволяют передвигаться по ним с разумной скоростью. Дороги можно и расширить, однако это проблему не решит. Одним из выходов является широкое внедрение одноместных микроавтомобилей – их габариты таковы, что на двухполосной трассе может поместиться до 3-4 таких «коляски» в ряд. Мало того, меньшие размеры такого транспортного средства требуют площади парковок в три раза меньшей, чем для парковки полноразмерного автомобиля.
Немного из истории
После энергетических кризисов и, соответственно, резкого скачка цен на топливо в Японии нынче известный ее житель Сусуму Мицуока начал привозить из Франции одноместные микроавтомобили с мотоциклетными двигателями объемом всего 50 куб.см. Для управления ими не требовалось наличия водительских прав – по местному законодательству они приравнивались к мотороллерам. Далее получившаяся компания начала производить микроавтомобили собственной конструкции. Они получили шутливое название Bubu Shuttle и предназначались преимущественно для инвалидов. Со временем они стали набирать большую популярность, и модельный ряд мини-каров начал расширяться. В июле 1998 года в продажу поступило несколько новых моделей, среди которых и была та, экземпляр которой представлен на фотографиях (с конвейера он сошел в 2001 году).
Карманный питомец
С виду это очень тяжело назвать автомобилем. Машинка невероятно маленькая, похожа на будку с колесами. По словам производителей, главный дизайнер, создавая ее экстерьер, представлял себе добрую собачку, друга семьи, которая не требует большого ухода и всегда помогает во всем своим хозяевам. Нужно признаться, это у него получилось. Даже с лихвой. Кстати, как мы убедились, оригинальный дизайн автомобильчика привлекает не меньшее внимание, чем вид самого крутого спорткара. Но если в последнем случае во взгляде очевидцев можно заметить восхищение и даже зависть, то здесь, кроме смеха и детского восторга, ничего не наблюдалось. День встречи с этой «малявочкой» был жарким, но не представилось даже возможности сходить в магазин за водой, поскольку данное средство передвижения страшно бросать в одиночестве. Мало того что его можно втроем поднять и утащить в ближайшую подворотню, так еще и ни одного замка на нем нет. Когда автомобильчик закрыт брезентовой крышей, включающей в себя еще и боковые стенки, попасть внутрь можно путем расстегивания обычного замка-молнии. Две секунды – и салон перед вами.
А что же внутри?
А внутри одноместный салон. Почти настоящий: одно сиденье с подголовником, трехточечный ремень безопасности, приборная панель с большим спидометром посередине и несколькими датчиками – схема размещения приборов весьма простая, даже, можно сказать, в чем-то примитивная. Никакой красотой и стилем тут и не пахнет. В жертву принесено многое – кондиционер, подушки безопасности и прочие «мелочи». Руль расположен так, как обычно он располагается у огромного маршрутного автобуса – существенно горизонтальнее, нежели в обычном седане. Никакой боковой поддержки здесь нет, хотя неудобства в эргономике, как ни странно, не чувствуется.
О начинке
Длина чуть более полутора метров, ширина – около метра, двигатель – 49 кубических сантиметров, мощность – 6 с копейками лошадиных сил, трансмиссия – вариатор, вес – 160 кг, крыша и двери из ткани… И все-таки это действительно автомобиль! Только очень маленький. Панели кузова выполнены из пластика, подвески независимые, а привод исключительно передний. Что здесь еще можно сказать без эмоций?
Поехали!
Включаем зажигание. Ручка управления трансмиссией расположена очень высоко – на уровне руля слева. Кладу на нее ладонь и перемещаю в положение D. Машина трогается с места. Без особых усилий этот «карлик» везет взрослого мужчину европейской комплекции по городским улицам (с соответствующими антропометрическими характеристиками). Ощущение просто невероятное. Адреналина больше, чем при управлении самым мощным драгстером» Становишься одним целым с машиной – даже пульс начинает подстраиваться под работу двигателя. Абсолютная свобода действий. Ничто теперь для нас не помеха. Можно крутиться практически на месте, сунуться в любую дырку, припарковаться как угодно, хоть боком, хоть по горизонтали. Управлять таким авто значительно проще, чем машиной традиционных размеров и возможностей. Упс! Кажется, хорошая дорога закончилась, пошли сплошные ямы. Каждую неровность чувствуешь позвоночником, несмотря даже на удобное сидение. Автомобиль явно не для нашего города. Еще одна яма, и руль ушел резко влево. Чуть не опрокинулись… Адреналина, кажется, уже переизбыток. Еще одна яма. Тормоз в пол! Остановились очень быстро. Тормоза мягкие, но не оборудованы ABS (экономия веса), и при экстренном торможении колеса блокируются. Разворачиваемся. Вернувшись через пару минут к гладкому участку, проверяем скоростные характеристики. Стрелка спидометра застывает на цифре 50 км/ч, и вот тут начинаются отличия от «больших» машин. Едущие сзади не желают ждать, сигналят и резво обгоняют, несмотря на ограничение скорости. В такой машине понимаешь, как мало водителей на самом деле соблюдают правила.
Еще об одной особенности
Если у вас уже нет прав (мало ли по какой причине их можно потерять), а работа еще есть, и добираться до нее общественным транспортом не лучший способ, то выходов можно предложить три: ежедневное такси, машина с водителем, сбор вещей и переезд в рабочий офис. Но есть и четвертый вариант – покупка такого вот автомобильчика. Согласно российскому законодательству, для управления транспортным средством с рабочим объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров и конструктивной максимальной скоростью не более 50 километров в час водительского удостоверения не требуется. По крайней мере, пока реально не ввели в действие новые правила, согласно которым для управления экипажей с такими двигателями будут необходимы права категории А1.
Технические характеристики Mitsuoka MC-1
Двигатель: 49 куб.см., одноцилиндровый
Мощность: 6,1 л.с.
Трансмиссия: вариатор CVT
Привод: передний
Габариты (длина-ширина-высота): 1755x1080x1470 мм
Масса: 160 кг
Количество мест: 1
Объем топливного бака: 7 л