Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


С каждым годом по нашим городам становится все сложнее перемещаться: количество машин растет, как и доходы водителей, и каждый стремится показать свою обеспеченность, покупая большие кроссоверы, внедорожники, микроавтобусы и прочее-прочее. И даже когда бесконечные пробки из таких больших авто рассасываются, встает другая проблема – отсутствие мест для их парковки…

Конечно, есть случаи, когда без минивэна для всей семьи или пикапа для загородного дома просто не обойтись, но ведь в большинстве ситуаций в автомобиле мы перемещаемся только сами, не набивая салон друзьями и родственниками и не перегружая кузова всяческой поклажей. Поэтому в идеале в семьях, помимо наиболее функционального авто, должна быть и вторая машина, не рассчитанная на утомительные путешествия между городами и отличающаяся минимальными размерами. Автоконцерны с удовольствием идут навстречу всем, кто не желает стоять в пробках и мучиться с парковочными местами по собственной вине, и выводят в продажу все новые модели компактных городских авто. Но сегодня мы вернемся к теме вторичного рынка и обратим внимание на столь интересную машинку, как Toyota Passo первого поколения.

Чьих будете?
Несомненно, японские автоконцерны являются пионерами в области создания городских компактов. Благодаря простым и дешевым малолитражкам компании, которые теперь считаются одними из самых успешных в мире, заслужили не только признание в бизнес-среде, но и любовь со стороны простых жителей самых разных стран. В самой Японии, помимо привычного для европейцев и американцев класса B, существует и еще меньшая категория полноценных автомобилей, которые там называют кей-карами: объем их двигателей не должен превышать 660 «кубиков», мощность – 63 «лошадок», а длина – 3,4 метра. Различные законы практически уравнивают кей-кары в стоимости владения с большими мотоциклами, потому в Стране восходящего солнца этот автокласс и стал таким популярным. Другое дело – любимые многими «настоящие» компакты с их большим набором опций, просторными для своих размеров салонами и порой очень мощными двигателями. Но в последние годы сегмент таких городских авто заметно прибавил не только в престиже и удобстве, но и в цене. Так что же, снова возвращаться к 660-кубовым «табуреткам»?

В концернах Toyota и Daihatsu (а вторая марка является «дочкой» для первой) несколько лет тому назад решили разбить эту четкую грань. Инженеры обоих производителей (а это было именно равное партнерство, а не продажа машин от Daihatsu под престижным логотипом Toyota, как обычно случалось раньше) задумали создать автомобиль, практически вписывающийся в пропорции кей-кара, но по своей сути ставший бы полноценным городским хетчбэком.

Несмотря на богатый опыт конструкторов «младшего» концерна в области создания компактов (взять хотя бы модель Daihatsu Storia, которая продавалась и как Toyota Duet), за проектирование будущих Toyota Passo и Daihatsu Boon взялись именно инженеры «старшей» марки. Они и придумали совершенно новое шасси, к которому прибавили современную трансмиссию, кузов и нигде не использовавшийся прежде двигатель. А вот за доводку прототипов до серийного производства и саму сборку новинок отвечали уже более опытные в этой области специалисты из Daihatsu. Поэтому и можно сказать, что такой хетчбэк 2004 модельного года, под каким бы он брендом ни продавался, является продуктом совместного «творчества» двух серьезных команд.

Простота как преимущество
Для того чтобы подчеркнуть невысокую стоимость и привлекательность пятидверного хетчбэка Toyota Passo, дизайнеры постарались создать автомобиль «вокруг» четких несложных линий. Во внешности компакта минимум изысков, если не сказать, что их вообще нет: стоп-сигналы с прозрачными рассеивателями поворотников, отсутствие дополнительных «форточек» позади пассажирских боковых дверей, угловатые фары и имеющаяся только для галочки узкая решетка радиатора… Это только то, что замечаешь в первые минуты рассматривания хетчбэка. Но в этой простоте и есть фишка модели: Toyota Passo нарочно выглядит такой примитивной, чтобы подчеркнуть ее минимальные габариты, за которые она вскоре после своего появления получила неофициальное звание «самого короткого японского автомобиля» (конечно, если не брать в расчет пресловутые кей-кары).

Когда оказываешься внутри хетчбэка, впечатление красоты в минимализме усиливается. Трехспицевый руль, простенькие дверные обивки, отсутствие высокого центрального бокса-подлокотника, округлая передняя панель с «2-DINовой» магнитолой по центру и сеточками двух единственных динамиков по краям, три «кругляша» управления кондиционером, кармашек вместо полноценного перчаточного ящика – вот, пожалуй, и все, что присутствует в передней части салона малолитражки. Сзади – так и вовсе лишь «диван» для троих пассажиров и багажный отсек, чей объем можно менять в пределах от 225 до 630 литров. Да, чуть не забыли: как таковой приборной панели в Passo просто нет, ее роль играет размещенный на рулевой колонке полукруглый спидометр (он размечен до запредельных для «малышки» 180 км/ч) с небольшим монохромным дисплеем бортового компьютера и целой гирляндой индикаторов, включая лампы, указывающие на выбранный режим работы коробки передач. Повернешь руль – и щиток приборов тут же окажется перекрыт спицами или собственными руками водителя. Неоднозначно, зато необычно.

Кстати, если копнуть глубже, то окажется, что и без того немаленький (а если точнее, то один из самых больших в классе) салон обладает еще и недюжинными способностями в трансформации: заднее сиденье можно не только складывать как обычно, но и даже полностью убирать на время перевозки «длинномеров» или сдвигать вперед-назад. А отсутствие запираемого бардачка с лихвой компенсирует обилие всевозможных кармашков.

Изучим матчасть
Как мы уже заметили ранее, для «близнецов» Daihatsu Boon и Toyota Passo было разработано новое шасси. По закону жанра, была выбрана компоновка с поперечным расположением двигателя (а значит, и с ориентацией на передний привод), передней подвеской на стойках Макферсона и трехлинковой с пружинами на задней оси. Тормоза передних колес выполнены дисковыми, а задних – простыми барабанными. Словом, откровений в технической части от этой малолитражки ждать не приходится.

1,3-литровый двигатель K3VE также не является чем-то новым. Этот рядный 4-цилиндровый агрегат с двумя распредвалами способен на максимальную мощность в 92 л. с. (или 68 кВт) при 6000 оборотах в минуту и наибольший момент в 123 Нм при 4400 оборотах. И работает он в паре с 4-ступенчатым «автоматом», чей селектор «по образу и подобию» настоящих семейных минивэнов расположен на рулевой колонке, а не в полу. А вот 3-цилиндровый двухвальный двигатель 1KR-FE объемом 996 «кубиков» с системой изменения фаз газораспределения был разработан специально для Passo инженерами концерна Toyota. Рассчитан он в первую очередь на неспешное перемещение малолитражки по не слишком загруженным городским дорогам без серьезных подъемов – его максимальная мощность составляет всего 71 «лошадку» (или 52 кВт) при 6000 об./мин., а пиковый момент – 94 Нм при 3600 оборотах. Работает такой мотор в паре с той же АКПП, но для него доступна и полноприводная трансмиссия с вискомуфтой и классическим задним мостом.

Подведем итоги
Toyota Passo первого поколения, которое сняли с конвейера в 2010-м в связи с выходом в свет следующей генерации модели, стала бестселлером на своей родине. Практичные японцы (и дамы, и мужчины) покупали таких «малышей» для поездок на работу или до ближайшей станции метро, обычно как вторую машину в семье, а потому техническое состояние большинства экземпляров у механиков подозрений не вызовет. Но вся та простота и необычность малолитражки на фоне конкурентов из B-сегмента у большинства наших соотечественников, избалованных большим числом альтернативных вариантов, делают Passo типичным женским авто. И даже если хетчбэк в глазах сильного пола выглядит какой-то «табуреткой», это обстоятельство не делает выбор данной модели нерациональным.

Сколько стоит?
На сегодняшний день Toyota Passo (мы не будем оценивать стоимость ее «близнеца» от Daihatsu) является одним из самых доступных предложений на рынке в своем классе. Конечно, есть масса кей-каров такого же размера, но данная модель к ним уже не относится, а потому ее прямыми конкурентами на вторичном рынке являются гораздо более дорогие бестселлеры, такие как Toyota Vitz и Honda Fit.

Так, Passo 2004 года выпуска с литровым двигателем и пробегом по России чуть более двух лет (общий пробег – достаточно критичные 89 000 км) можно приобрести всего за 205 000 рублей. За точно такую же сумму другой владелец готов расстаться с хетчбэком 2005 года в редком голубом цвете, но с полным приводом. Аналогично оснащенная, но прошедшая полную предпродажную подготовку серебристая Passo выставлена на продажу за 233 000 рублей. За 300 000 рублей можно приобрести авто с 1,3-литровым двигателем и в максимальной комплектации Racy, которая включает в себя в том числе и аэродинамический обвес кузова. «Беспробежная» машина 2007 года с таким же двигателем и в этом же исполнении обойдется уже в 325 000 рублей. Заметно дешевле – в 290 000 рублей – оценивает продавец «малышку» 2008 года с литровым двигателем и общим пробегом в 42 000 км (из них по Японии – 34 000 км). А для тех, кому год выпуска намного важнее оснащения, в продаже есть и экземпляры 2010 года – версия Passo с «младшим» мотором, передним приводом и без пробега по России обойдется, к примеру, в 300 000 рублей.

Добавим, что наша статистика основана на анализе предложений о продаже интересующих нас автомобилей во Владивостоке, размещенных на портале Drom.ru.

Мнение владельца. Татьяна Белобок:
– Почти два месяца назад я приобрела Passo 2008 года выпуска без пробега по России. Выбор стоял между этой моделью и более популярными малолитражками, но такая Toyota покорила меня своими формами и размерами салона. Ее дизайн показался свежим и необычным, привлек и редкий черный цвет кузова. Понравилась обзорность, а уже после покупки в плюсы записались и хорошие ходовые характеристики вместе с легкостью маневрирования. Когда оказываешься внутри Passo, кажется, что сидишь слишком низко, и поначалу боишься зацепить бамперами какие-то дорожные неровности, но на самом деле машинка вполне подходит нашим дорогам. Единственное, что огорчает – высокий расход топлива: сейчас в среднем выходит по 10 литров на сотню. Похоже, что дело в 1-литровом моторе, который часто приходится держать на высоких оборотах. Версии с 1,3-литровыми двигателями для езды по большим городам, на мой взгляд, приспособлены лучше.

Мнение специалиста. Евгений Лапа, старший менеджер компании «Джип Сервис»: – Toyota Passo и Daihatsu Boon – модели свежие, ставшие в последнее время очень популярными, но при этом встретить их на сервисной станции можно не часто. Несмотря на свои компактные габариты и низкую стоимость, эти хетчбэки отвечают всем стандартам качества концерна Toyota и созданы по современным технологиям этой марки. У владельцев и представителей авторемонтного бизнеса нет нареканий ни по двигателям, ни по «автоматам», ни по электрике и электронике. Подвеску в паре Boon/Passo хлипкой не назовешь, хотя на ее состояние следует обращать внимание при покупке таких авто на нашем вторичном рынке: в отличие от Японии, у нас на этих малолитражках ездят в первую очередь девушки, которые достаточно часто «ловят» ямы, что с учетом состояния наших дорог приводит к плачевным последствиям для «ходовки».

Также хотелось бы отметить, что модельный год у семейства Toyota Passo и Daihatsu Boon первого поколения – 2004-й, и для них было разработано новое шасси, поэтому многих запчастей часто не оказывается даже в крупных магазинах Владивостока и приходится заказывать их из Японии. В то же время детали и «расходники» на эти модели по сравнению с запчастями для машин-конкурентов отличаются весьма выгодной ценой.

Технические характеристики Toyota Passo 1.0 G
Двигатель:
рядный 3-цилиндровый 12-клапанный, 996 куб. см
Максимальная мощность: 71 л. с. (52 кВт) при 6000 об./мин.
Максимальный крутящий момент: 94 Нм при 3600 об./мин.
Трансмиссия: 4-ступенчатая АКПП
Привод: передний
Габариты кузова (длина-ширина-высота): 3595х1665х1535 мм
Колесная база: 2440 мм
Дорожный просвет: 160 мм
Снаряженная масса: 940 кг
Емкость топливного бака: 38 л