14 Декабря 2018 г.     0.00 ()     0.00 ()

Suzuki Jimny Wide. Новый подход к знакомой задаче

Семейство компактных внедорожников Suzuki Jimny в рядах российских поклонников «покатушек» вдаль от цивилизации давно стало по-настоящему культовым. Разумеется, при доработках автомобиля в расчете на улучшение показателей вне асфальта многим приходится идти на компромисс и лишать джипы других преимуществ. Впрочем, находятся и приятные исключения из правил, одним из которых и стал этот Jimny Wide, «прописанный» во Владивостоке. Что интересно, рассказать о собственном проекте на страницах AG решил сам автор проекта, после долгого перерыва решивший вернуться к автомобильной журналистике.

Этот Suzuki Jimny Wide 1998 года выпуска с 1300-кубовым двигателем был приобретен мной с японского автоаукциона в полностью стандартном исполнении. Несмотря на то что большинство автомобилистов скажут: «Такой джип везде проедет и без доработок», – на практике это, увы, не так. Машина в стандарте, безусловно, проходимее многих за счет небольшого веса и короткой базы, но серьезные испытания бездорожьем ей не выдержать. Хотя бы из-за очень маленького просвета на стандартных колесах.

Один из основных плюсов семейства Jimny – наличие во всех версиях самого настоящего классического моста спереди. Этим не могут похвастать другие внедорожники такого размера. Для установки больших колес именно мост необходим, ведь иначе при эксплуатации будет здорово страдать надежность. Итак, мост есть, маленький вес и короткая база – тоже. Приступаем к тюнингу!

Для решения поставленной задачи была приобретена внедорожная резина Simex внешним диаметром 35 дюймов (265/95 R15). Эта резина используется в соревнованиях по бездорожью в России и по всем миру. Большинство остальных доработок было сделано для того, чтобы эти просто гигантские для подобного авто колеса установить и заставить машину с 1,3-литровым бензиновым движком с ними справляться. Для сравнения, стандартный диаметр колес у популярного Toyota Land Cruiser 80 с тяговитым 4,2-литровым дизелем – 32 дюйма (275/70 R16). И это при его весе около 2,5 тонны (в то время как масса Jimny Wide – на 1,5 тонны меньше).

Итак, требовалось, чтобы машина могла держать скорость по трассе 100-110 км/ч, а также «крутить» колеса на бездорожье. Для этого в редукторы мостов были установлены пары с отношением 5,125. Изменение передаточных чисел, оптимальных для колес такого диаметра, облегчило жизнь двигателю с небольшим объемом. Тем не менее этого было не совсем достаточно: у внедорожника возник большой расход топлива, ухудшилась разгонная динамика и появилась склонность к перегреву во время внедорожных поездок.

Проблему решили с помощью замены «раздатки» на шестеренчатый узел от Suzuki Jimny с индексом JA11 – представителя предыдущего поколения. Для того чтобы ее установить, потребовалась масса доработок и изменений в конструкции. Преимущества новой раздаточной коробки – большее занижение (что очень важно вне асфальта) и надежность. Стандартная «раздатка» Jimny Wide JB33 просто не выдерживает нагрузки при наличии больших колес. В итоге не раз приходилось ловить на себе изумленные взгляды из проезжающих по трассе машин: скорость крохотного джипа с атмосферным двигателем мощностью 85 «коней» по трассе на гигантских колесах составила 100-110 км/ч. И это при сравнительно небольших оборотах – 3800-4000. Рекорд максимальной скорости – 130 км/ч. Тут уже можно и посоревноваться по трассе с «коллегами» на стандартных колесах!

Бывали случаи, когда просили остановиться на трассе, подходили с изумленными глазами: «Как он так едет?», «Что за двигатель?» А двигатель как раз остался стандартным. Конечно, сотня – не 160-180 км/ч, но для машины с таким лифтом и грязевой резиной, не предназначенной для таких скоростей, этого достаточно. В планах на будущее значится установка двигателя объемом 1600 кубиков, чтобы еще увеличить динамические характеристики, но пока достаточно и этого.

Что касается поездок на Jimny Wide по серьезному бездорожью, то и там за счет доработок двигатель нормально «крутит» большие колеса. Но и здесь еще есть куда стремиться в плане тюнинга. Есть идея установить в раздаточную коробку понижающий кит, что позволит атмосферному двигателю с еще большей легкостью работать тогда, когда внедорожник окажется «по уши» в грязи.

Но не будем о том, что планируется, так как основная часть доработок, запланированная автором проекта, уже перед вами. Jimny с такими серьезными изменениями – настоящий «монстр» бездорожья и нечастое зрелище на дальневосточных дорогах. Ведь на большинство аналогичных машин с доработками для бездорожья установлены колеса намного меньшего внешнего диаметра – 31-32 дюйма с более скромными доработками ходовой части. Та машина, что перед нами, подготовлена профессионально для серьезных экспедиций по краю и участия в соревнованиях.

На автомобиль установлены две лебедки: Come Up 9500 спереди и Come Up 6000 сзади. Стандартный трос заменен кевларовым с большей прочностью и меньшим весом. Заднюю лебедку аккуратно установили под кузовом для того, чтобы не образовалась лишняя точка опоры на заднем свесе. А для обслуживания узла в багажник был внедрен специальный люк. После появления на машине лебедок и диодных фар дополнительного освещения повысилось энергопотребление, поэтому под капотом вместо штатного блока управления ABS поставили второй аккумулятор.

Suzuki Jimny Wide. Новый подход к знакомой задаче

В настоящее время Jimny Wide обладает передними механическими хабами для большей надежности, рулевым демпфером Tough Dog, а стандартные стойки и пружины заменили на тюнинговые и большего размера, предназначенные для бездорожья. С помощью них и проставок кузов авто и был поднят на 4 дюйма. По спецзаказу изготовлен и установлен железный бампер необычного вида, существующий в единственном экземпляре. В заднем редукторе появилась жесткая блокировка Lock-Right.

Наконец, для связи с другими поклонниками бездорожья в салоне установлено две рации – среднего и ультракороткого диапазонов. С мостов, «автомата» и раздаточной коробки выведены сапуны, а колесные арки подрезаны исходя из новой размерности колес. Плюс установлены датчик напряжения бортовой сети и температуры жидкости в «автомате», а также радиатор охлаждения на коробку передач.

Здесь у читателя может возникнуть удивление, что автомобиль на «автомате». По сути, мнение о том, что автомобиль для бездорожья обязательно должен обладать «механикой», не совсем верное. Лишние переключения передач мешают при подъемах, где маленький автомобиль с автоматической КПП, плавно переключаясь «внатяг», заедет на порядок легче. При выступлении на триальных соревнованиях опять же намного проще управлять автоматом. Немаловажный момент – и частый выход из строя сцепления, которое просто не выдерживает нагрузок от больших колес. И еще один весомый аргумент: чемпион малайзийских соревнований по трофи-рейдам Rainforest Challenge 2013, дальневосточник Роман Кульбак (его интервью можно найти в AG №5, 2013 г.), специально поменял на своем Suzuki Jimny механическую трансмиссию на автоматическую.

Чем же еще данный внедорожник отличается от других приморских «собратьев», подготовленных к тяжелому бездорожью? Его передняя ось сдвинута вперед на 40 мм, продольные тяги (джиперы называют их «лыжами») стоят не снизу, а сверху моста. Сам мост снизу – «голый», так как крепления пружин со стойками переварены. Тяга Панара также стала располагаться выше благодаря изменению ее креплений. Отчасти это было сделано для того, чтобы в машину смогли установить большие колеса. Помимо этого, стоящие снизу продольные тяги «елозят» по грязи и не лучшим образом влияют на внедорожные характеристики (вот вам и происхождение этого прозвища). Говоря простым языком, автомобиль с «лыжами» сверху заедет по бездорожью дальше такого же джипа, но с тягами снизу.

Но основная причина того, что было решено пойти на такую дорогую и серьезную доработку, – улучшение управляемости на трассе. Ведь Jimny Wide с таким внушительным лифтом, «тридцать пятыми» колесами и маленькой базой сложен в управлении. Раньше с ним приходилось буквально бороться на трассе: джип бросало из стороны в сторону даже на прямой, требовалось постоянно подруливать и находиться в напряжении. Руль можно было держать только двумя руками, и то с трудом. После всех внесенных в конструкцию изменений Jimny Wide на крейсерской скорости стал управляться не хуже, чем до всех доработок и на стандартных колесах.

Suzuki Jimny Wide. Новый подход к знакомой задаче

Благодаря небольшой массе внедорожника, стандартные мосты выдерживают колеса такого размера, надежность машины устраивает полностью. Тем не менее всегда есть куда стремиться, хотя и стоимость всех доработок автомобиля превысила цену, за которую Jimny изначально был куплен.

Дело в том, что намного спокойнее за редукторы и приводы при эксплуатации на таких агрессивных и больших колесах, если установить мосты от Land Cruiser Prado. В этом случае можно будет разместить блокировку в передний мост, а также колеса еще большего размера, но это уже совсем другая история…