24 Июня 2018 г.     0.00 ()     0.00 ()

Toyota Chaser JZX100 Tourer V. Повседневный болид

Чем, по мнению большинства, должен отличаться от остальных автомобиль, подвергнутый серьезному тюнингу? Конечно же, минимальным дорожным просветом, огромным спойлером, массой воздухозаборников, широким «литьем» и (желательно!) ярким оракалом или аэрографией. Поэтому исключения из этих неписаных правил и достойны особого уважения. Вот вы когда-нибудь видели самый настоящий болид, готовый «сразиться» с лучшими современными заводскими спорткарами, но при этом прекрасно подходящий для перевозки пятерых человек и определенного багажа на каждый день? Вероятнее всего, нет, и поэтому этот наш рассказ вас действительно заинтересует.

Всего пару лет назад машина, которая смотрит на вас с этих фотографий, ничем не отличалась от своих «соседей» по конвейеру. «Рестайловому» белоснежному экземпляру Toyota Chaser Tourer V в кузове JZX100 повезло разве что получить ряд доработок от тюнингового ателье Toyota Racing Development, а именно: нестандартный боди-кит, спойлер, оригинальные ручки рычага коробки передач и ручника, а также приборную панель TRD с темной подложкой и оранжевыми шкалами. Изначально в планы Романа, автора проекта и известного в Приморье специалиста по моторному тюнингу, входила всего лишь «постройка» быстрого и комфортного для повседневной езды автомобиля с использованием как можно большего числа «родных» компонентов. Но в процессе работ – а Chaser 1998 года выпуска фактически разбирался до голого кузова и собирался обратно дважды – концепция поменялась, поэтому на сегодняшний день список доработок автомобиля выглядит более чем внушительно. В итоге Роман решил подготовить свой Chaser для повседневной езды, но с расчетом на «боевую» мощность двигателя порядка 600 «коней», а для такого серьезного проекта понадобились тюнинговые компоненты из США и Японии. По мере поступления комплектующих работа закипела.

И в первую очередь следовало «перелопатить» двигатель. Собирать новое «сердце» для «вэшки» было решено из «родного» блока 1JZ-GTE, созданного для работы с системой регулировки фаз газораспределения VVT-i, но головку блока цилиндров взяли от автомобиля предыдущего поколения, то есть не имеющую такой системы. Благодаря этому решению в конечном счете удалось получить агрегат с хорошей тягой на «верхах», правда, над электрической и электронной частью работ пришлось поломать голову. В итоге под капотом оказалась «коса», составленная из элементов от «маркообразных» в кузовах JZX90 и JZX100.

Но мы вернемся к технической составляющей двигателя, а если быть точнее, к необычному турбо-киту. Коллектором и фронт-пайпом «поделилась» компания GReddy, а сама турбина так вообще уникальна – это совместный продукт конкурентов из Garrett и TiAL, созданный на основе агрегата Garrett «тридцать пятой» модели с горячей частью TiAL на шарикоподшипниках. Специалисты называют такой наддув гибридом, и именно этой конфигурации присвоен неофициальный индекс 3782. Дополнена система интеркулером GReddy, блоу-оффом и вестгейтом TiAL, а также буст-контроллером HKS.

Блок цилиндров соединен с головкой через 1,6-миллиметровую прокладку Cometic (благодаря ей степень сжатия мотора удалось снизить с 1:8,5 до 1:8,3, тем самым повысить стабильность работы), а распредвалы Brian Crower (264 градуса с подъемом 9 мм на впуске и 272 градуса с подъемом 9,5 мм на выпуске) приводятся в действие разрезными шестернями HKS. Здорово досталось и топливной системе: на штатном месте расположился бензонасос FIC производительностью 400 литров в час, а между ним и литровыми форсунками Bosch поселился топливный регулятор Tomei.

Место штатного радиатора двигателя занял алюминиевый от Blitz, соединенный с двумя вентиляторами от «маркообразного» в кузове X110, которые управляются от «эф-кона». В основной системе охлаждения присутствует и «холодный» термостат, открывающийся уже при 62 градусах по Цельсию, а в качестве масляного кулера был выбран комплект от Grex. Из прочих подкапотных «ништяков» данного Chaser Tourer V еще можно выделить свечи зажигания HKS с калильным числом 9, усилитель зажигания HKS TwinPower и «трассу» выхлопной системы HKS Super Drager с титановым наконечником. Кстати, места для аккумулятора спереди уже не осталось, и теперь он, спрятанный в специальном коробе, покоится в багажнике. А отдельного упоминания заслуживает демпфер двигателя HPI, соединенный с верхней передней распоркой жесткости кузова.

На стенде с обоими «264-ми» распредвалами известному настройщику двигателей Петру Кузнецову удалось снять с маховика «джей-зэта» 532 «лошади» (или 391 киловатт) мощности и 608 ньютон-метров крутящего момента. А благодаря нынешней конфигурации механизма газораспределения к мощности добавилось еще порядка 50-70 л. с. (или 37-51 кВт, все эти показатели – при давлении наддува в 1,63 атмосферы). Кстати, еще одной заслугой от участия в проекте Петра Кузнецова стала возможность комфортного и экономичного повседневного передвижения на «вэшке»: стабильный холостой ход мотора удалось сохранить в пределах 1000 оборотов в минуту, а при желании расход «девяносто восьмого» бензина вполне можно сохранить в пределах показателей для стокового авто.

Из Японии Chaser Tourer V пришел с задним редуктором с «выгодной» главной парой с передаточным отношением 3,7:1, поэтому Роман решил не менять этот узел, а «свапнуть» коробку передач. Штатный «автомат» был удален, а ему на смену пришла 5-ступенчатая «механика» R154 от «маркообразного» в кузове X110, которая была адаптирована для установки в «сотый» кузов. Ее отличительная особенность – два синхронизатора на каждой передаче переднего хода, чего в предыдущих версиях не было. Агрегат был разобран до винтика, отдефектован, и таким образом сейчас состояние коробки передач близко к идеальному. Соединили мотор и коробку через 1-дисковое керамическое сцепление, а редуктор заднего моста теперь обладает блокировкой LSD 2-way от Cusco.

Затем фронт работ развернулся и на подвеске, и в вопросе увеличения жесткости кузова. Кроме типичных верхней и нижней передних распорок Cusco, «вэшка» получила целый набор дополнительных элементов под днищем, которые увеличивают жесткость как в продольном, так и в поперечном направлениях. Кроме того, в салоне – на полу и под крышей – за передними сиденьями разместились еще две поперечные распорки, создающие некий эффект каркаса безопасности. Были установлены стойки KTS жесткостью 14-10 «в круг» с возможностью профессиональной регулировки, нестандартные задние продольные рычаги, а стабилизаторами и всеми сайлент-блоками «поделился» бренд TRD.

Toyota Chaser JZX100. Повседневный болид

Вполне логично, что после таких доработок ходовой части и «сердца» стандартные тормозные механизмы седана со своими обязанностями не справились бы, поэтому потребовалось что-то новое. Сзади появились перфорированные тормозные диски с «машинками» от Nissan GT-R R32, установленные через проставки, спереди через ступицу от Toyota Aristo стоят подобные механизмы от седана Celsior, а все «родные» тормозные шланги заменили армированными.

По сути, в нынешней конфигурации стандартный блок управления двигателем теперь отвечает только за прогревочный клапан, а в качестве управляющего практически всеми параметрами работы двигателя был выбран процессор HKS F-Con V-Pro 3.4 Gold. Кстати, данные с сенсоров «эф-кона» отображаются на двух одинаковых девайсах HKS CAMP2, которые представляют собой систему вывода на монитор параметров двигателя и делают различные дополнительные аналоговые приборы неактуальными. Наконец, еще одним важным улучшением «вэшки» в части электроники стал лямбда-зонд AFC от HKS с корректором смеси, благодаря которому «заряженный» 1JZ-GTE способен в городском режиме адекватно работать хоть на «девяносто втором» бензине.

Прочитав сей внушительный список технических доработок, вы, видимо, готовитесь к тому, что в салоне тюнингованной «вэшки» осталась разве что штатная приборная панель, водительский «ковш», рычаги, педали и гоночный руль. В плане «неродных» органов управления так и есть, но Роману удалось сохранить и пятиместный салон, и аудиосистему, и люк с электроприводом, и «метлу» на заднем стекле, и даже кондиционер! Впрочем, водитель и передний пассажир теперь могут разместиться не на штатных сиденьях «маркообразного», а в спортивно-гражданских креслах Recaro LeMans со стандартными для них салазками.

Toyota Chaser JZX100 Tourer V. Повседневный болид

Наконец, последним по очередности свою порцию доработок получил и кузов. Chaser Tourer V «нарядили» в аэродинамический обвес, который стал репликой комплекта от японского бренда TRAUM, а в правой фаре приморскими умельцами было изготовлено отверстие для забора воздуха практически напрямую в «нулевик» K&N. На данный момент седан получил «разноширокие» легкосплавные «катки» Work Emotion шириной 8,5 дюйма с выносом 32 мм спереди и, соответственно, 9,5 дюйма и 30 мм сзади, а размерность шин равна 235/40 R18 спереди и 265/35 R18 на ведущей оси. В «родные» колесные арки такой набор однозначно бы не поместился, и поэтому их просто необходимо было расширить.

Всего на реализацию проекта быстрого и комфортного собственного авто у Романа ушло около двух лет кропотливого труда в свободное от работы с клиентскими машинами время. Автомобилей такого уровня (серьезно «прокачанных» и грамотно настроенных) сегодня на Дальнем Востоке единицы. Но самое удивительное – это желание автора проекта и в дальнейшем улучшать свою «вэшку», а значит, к следующему теплому сезону Chaser, вероятнее всего, предстанет перед нами совсем в другом образе и с новой «начинкой».

Toyota Chaser JZX100. Повседневный болид

Это интересно!
Как известно, для увеличения мощности двигателя многие автопроизводители и любители доработок используют наддув – в зависимости от ситуации и возможностей прибегая к турбокомпрессорам или механическим нагнетателям. «Чарджеры», более простые по принципу работы, появились на серийных машинах еще в начале XX века, а первый в мире турбокомпрессор на автомобиль в 1950-х годах установил американец Клифф Гарретт. На сегодняшний день турбины от компании Garrett поставляются на конвейеры таких автоконцернов, как Nissan, Audi, BMW, Ford, Renault, Peugeot и Volkswagen.

Toyota Chaser JZX100. Повседневный болид

Это интересно!
Очень часто стойки подвески на «прокачанных» авто заменяют не просто более жесткими девайсами, а комплектами с возможностью регулировки определенных параметров. Наибольшим спросом среди любителей тюнинга из-за своей стоимости пользуются стойки с регулировкой угла установки колес, а проще говоря, развала колес. С их помощью можно адаптировать машину под дрифт или прохождение кольцевых треков, в которых больше правых или левых поворотов, и так далее. Популярны и комплекты с регулировкой уровня жесткости амортизаторов. Кроме того, в продаже часто встречаются и стойки с возможностью регулировки дорожного просвета, которые отличаются «неубиваемостью» и способностью работать как в повседневных дорожных условиях, так и на соревнованиях.

Toyota Chaser JZX100 Tourer V. Повседневный болид

Это интересно!
В отличие от многих других проектов, при доработках данного «Чайзера» вместо целой «гирлянды» из аналоговых датчиков применены два независимых устройства HKS CAMP2. Это система мониторинга, позволяющая в режиме реального времени получать информацию о работе двигателя. Сигнал на нее может подаваться с панели управления или дополнительных датчиков, но наиболее полно устройство показывает себя при совместной работе с управляющим компьютером семейства F-Con от этого же производителя. На экране системы CAMP2 можно не только просматривать информацию с каждого сенсора «эф-кона», но и редактировать ее и калибровать в зависимости от выбранной топливной карты, а также типа впускной или выпускной системы.