25 Июня 2019 г.     0.00 ()     0.00 ()

Чип-тюнинг. Под контролем программы

Есть, причем доступная, требующая минимума физических усилий на свое воплощение и позволяющая сохранить «механику» в ее первозданном виде. Это изменение настроек режимов работы электронных контролеров работы двигателя, именуемое чип-тюнингом. Три главных цели, которые преследует такой вид доработки, – это повышение мощности двигателя, снижение расхода горючего и исправление недостатков заводских программ управления моторами, которые нередки при эксплуатации авто в российских условиях (скажем, перенастройка движков иномарок под работы на отечественном бензине).

Если говорить простыми словами, то чип-тюнинг – это «перепрошивка» микросхем, отвечающих за работу силового агрегата. На самых ранних блоках управления двигателем в качестве «мозга» использовались светоперезаписываемые микросхемы, которые при тюнинге было необходимо выпаивать, вставлять в программатор, облучать ультрафиолетом для удаления информации и уже после этого записывать на них новый двоичный код и впаивать в компьютер заново. Для осуществления таких доработок нужно включать не только голову, но и руки. Затем появились микросхемы, перезаписываемые электрически, – процесс тюнинга заметно упростился. А самые современные блоки управления двигателем вообще не нужно снимать с их штатных мест – для «перепрошивки» микросхем достаточно только подключить программатор к диагностическому разъему автомобиля. Между тем прижилось все-таки изначальное название процесса такой доработки – чип-тюнинг.

ECU_bmw.jpg

Итак, что и как модернизировать, мы выяснили. Но что же происходит с микросхемами при «перепрошивке»? Ключевой момент в «чиповке» – это корректировка считанных файлов для изменения отдельно взятых (например, модификация углов опережения зажигания или перенос «красной зоны» тахометра) или большинства параметров работы двигателя. Для этого используется специальное программное обеспечение, которое производители альтернативных «прошивок» обычно пишут самостоятельно. Для того чтобы создать собственную программу для чип-тюнинга, знания языков программирования недостаточно. Занимающийся этим специалист, помимо всего прочего, должен знать устройство и принцип работы самого двигателя и связанных с ним систем. Потому-то компаний, специализирующихся на создании альтернативного программного обеспечения, не так много. Зато в арсенале каждой из них присутствуют «прошивки» для очень и очень многих современных бензиновых и дизельных движков.
Что же мы можем получить при чип-тюнинге? Во-первых, улучшение эластичности мотора, во-вторых, снижение расхода топлива в результате более полного сгорания горючего и, в-третьих, прибавку мощности и крутящего момента. Говоря о последнем параметре, заметим, что при доработке атмосферных и наддувных двигателей корректируются разные параметры: в первом случае – корректировка параметров зажигания и топливоподачи, а во втором – изменение давления наддува. Поэтому и результат «чиповки» будет разным: мощность атмосферников увеличивается максимум на 10%, а для наддувных движков этот параметр растет на 5-20%. Еще один аспект чип-тюнинга – необходимость в нем при установке на автомобиль газобаллонного оборудования, ведь октановое число газа – порядка 105 единиц, а для обычных бензинов оно равно 92-98, и без изменения настроек силового агрегата выгода от перехода на голубое топливо будет не столь заметной.
Есть ли в «перепрошивке» блоков управления двигателей существенные недостатки? Ответим кратко, но полно: нет. В качестве аргумента к этому утверждению приведем в пример деятельность самих автопроизводителей: нередко характеристики абсолютно идентичных моторов на разных моделях авто и даже на одних и тех же машинах для разных рынков меняются всего лишь за счет записи разных программ в одинаковые блоки управления.
Выходит, что чип-тюнинг – это даже скорее не модернизация силового агрегата, а возвращение ему заложенного авторами потенциала. И если вы хотите, чтобы автомобиль раскрыл все свои способности, вспомните именно об этом виде доработки.