18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Монте-Карло. Дьявольская карусель

Более семи веков потомки удачливого военачальника Франсуа Гримальди правят княжеством Монако. И всегда с переменным успехом стремились к самостоятельности княжества. Известно, что Монако войдет в состав Франции в день, когда последний Гримальди умрет на троне, не оставив наследника. До тех же пор галлы поклялись не покушаться на независимость монегасков. Места здесь дивные, но как добыть средства для безбедной жизни? С середины XIX века этот вопрос был решен после постройки самого фешенебельного казино в Европе, а развитие банковского сектора и туризма сделало Монако, как выразился английский писатель Сомерсет Моэм, «солнечным местом для темных личностей» (здесь триста ясных дней в году). Правда, в XXI веке княжество предпринимает энергичные меры, чтобы развеять это устоявшееся мнение…

Чудное место оказалось весьма притягательным и для автоспорта – самый необычный этап в календаре Формулы-1 стал настолько привычным, что без него ее невозможно представить. Про эту трассу можно многократно говорить «самый». Хотя начиналось все задолго до рождения Королевских гонок, и совсем не просто. В 1890 году в княжестве была организована Ассоциация велоспорта, к названию которой в 1907 году было добавлено слово «авто». А 29 марта 1925 года ассоциация была преобразована в Автомобильный клуб Монако. Но Международная ассоциация признанных автомобильных клубов (предшественник современной ФИА) пролила холодный душ на головы романтиков, не без оснований посчитав, что у самого маленького в мире светского государства, занимающего площадь менее двух квадратных километров, не хватит места для проведения полноценных кольцевых гонок.

Тем не менее неутомимый энтузиаст Энтони Ноэс в течение двух лет тщательно изучал возможность реализации несколько безумной идеи. Заручившись поддержкой принца Луи II, а также известного монегаскского гонщика Луи Широна, он все-таки добился своего. 14 апреля 1929 года улицы Монако заполнил рев двигателей 16 гоночных автомобилей. Машины понеслись по трассе, траектория которой почти не изменилась до наших дней. С тех пор лишь четырнадцать раз не проводился Гран-при Монако, при этом львиная доля пропусков (с 1938-го по 1947-й) была связана с событиями Второй мировой войны.

Monaco
С первого сезона в календарь Формулы-1 был включен Гран-при Монако – единственный на городских улицах! Не последнюю роль здесь сыграли, конечно, соображения причастности княжества к высшему свету – таким образом гонки как бы утверждали свои претензии на элитарность. Тут же стало очевидно, что самая короткая трасса чемпионата – самая опасная, медленная и требовательная к пилотажу. Мест для обгона практически нет, а узкие повороты не прощают ни единой ошибки, требуют предельной концентрации гонщика. Через два года, в течение которых этап не входил в календарь Королевских гонок, была предпринята попытка вернуть его в чемпионат, но гибель здесь на тренировке знаменитого Луиджи Фаджоли, казалось, навсегда поставила крест на этой идее. Однако уже в 1955 году Гран-при Монако вернулся в Формулу-1 и постоянно присутствует в ее календаре по сей день.

Трасса пролегает по роскошным улицам Монте-Карло – одного из трех административных округов княжества. Как таковой, стартовой прямой здесь нет – на самом деле это длинная кривая, слегка изогнутая направо, которая переходит в узкий правый поворот Сен-Девот. Далее следует почти прямой подъем (изгиб Бо Риваж весьма незначителен) к левому повороту Массене, около которого скорость доходит до 260 км/ч. Затем идет связка самых медленных в Королевских гонках поворотов – Казино, Мирабо и шпилька Луи, в которой скорость падает до 40-50 км/ч. Далее, минуя правый поворот Портье, болиды попадают во второй быстрый участок трассы – Тоннель с плавным правым поворотом, из которого гонщики выходят на прямую, разделенную пополам медленной шиканой Нойвиль. По набережной трасса подводит гонку к левому повороту Бюро дю Табак, за которым пилоты быстро подходят к двум шиканам возле плавательного бассейна – Луи Широна и Писцин. 

После короткого участка прямой следует медленный правый поворот Ла Раскасс (настоящая шпилька – скорость падает до 40 км/ч), далее идет короткая прямая, с которой гонщики при необходимости могут уйти на пит-лейн или попадают в поворот Энтони Ноэс, за которым та самая длинная кривая, где расположена точка старта. Общая длина трассы на настоящий момент составляет 3340 метров, за время Гран-при пилоты проходят 78 кругов, преодолевая 260,52 километра.


Monaco
Возраст у трассы немалый, и она, конечно, эволюционировала. Наиболее существенные изменения произошли в 1973 году. Во-первых, из-за строительства бассейна была изменена конфигурация после поворота Бюро дю Табак. В результате получились шиканы Луи Широна и Писцин, а шпилька Газометр превратилась в повороты Ла Раскасс и Энтони Ноэс. А во-вторых, был заново отстроен тоннель, который стал гораздо длиннее. Но в основе все остается неизменным вот уже без малого восемь десятков лет.

Хотя трасса считается опасной, на ней за все время существования Королевских гонок погибли лишь два их гонщика – помимо упомянутой выше трагедии 1952 года, в гонке 1967 года заживо сгорел после аварии Лоренцо Бандини (по вине маршалов, которые не предприняли усилий для спасения пилота). Кроме того, в 1994 году австриец Карл Вендлингер попал в аварию, положившую конец его карьере в Формуле-1. Еще две аварии закончились так, как это могло случиться только в Монако – Альберто Аскари в 1955-м и Пол Хоукинс в 1965 году, вылетев с трассы, оказались в водах залива (оба гонщика практически не пострадали). Для механиков Гран-при Монако – сущий ад. Отсутствие оборудованных боксов вынуждает их работать под импровизированными тентами, больше похожими на ряды рыночных торговцев. А спертая атмосфера и теснота усугубляют положение.

При преодолении трассы весьма значительные нагрузки испытывает болид – из-за постоянных разгонов после медленных поворотов требования к резине, особенно задних колес, велики, как ни на одном другом Гран-при (обычно машины настраивают на максимум прижимной силы). Да еще за полный круг пилот переключает передачи 39 раз – каждые две секунды! Тем не менее результат здесь от машины почти не зависит, поэтому мастерство гонщика играет первостепенную роль. Также весьма важна правильная тактика пит-стопов. Победа в Монте-Карло нередко приравнивается к победе во всем чемпионате. Наиболее часто Гран-при Монако завоевывали Айртон Сенна – шесть раз, Михаэль Шумахер и Грэхем Хилл – по пять раз и Алан Прост – четыре раза. Три раза победы одерживал Джеки Стюарт, а по два – Дэвид Култхард и Джоди Шектер, Ники Лауда и Стирлинг Мосс, Морис Тринтиньян и знаменитый Хуан-Мануэль Фанхио.


Monaco
Попасть на гонку можно от ближайшего международного аэропорта – Ниццы. Есть экзотический способ попасть оттуда в Монако – вертолет, который доставит в княжество за семь минут. Ну а тем, кто не торопится, можно воспользоваться электричкой (около 20 минут – билеты в день гонок стоит брать сразу в оба конца и сохранять до возвращения, поскольку контроль тотальный), автобусом, который ходит каждые пятнадцать минут, или такси (правда, по шоссе поездка длится около 40 минут). Билеты на саму гонку лучше приобрести заранее – есть места и за 62 евро, хотя в основном цены начинаются от трехсот. Сейчас пробные заезды проводятся в четверг, а квалификация – в пятницу и субботу, хотя раньше пятница была днем, свободным от заездов. Кроме того, последнее время за неделю до Гран-при в Монако проводятся гонки исторических автомобилей, то есть машин, участвовавших здесь в гонках с тридцатых годов прошлого века до наших дней. Так что у болельщиков автоспорта в эти майские дни – богатые возможности.

Вот уже более полувека майское воскресное побережье Средиземного моря оглашается ревом моторов десятков болидов. Болельщики располагаются на трибунах, специальных смотровых площадках ресторанов, а то и просто на балконах и террасах, которые предприимчивые монегаскцы сдают в аренду желающим наблюдать гонку в комфортных условиях. В этот день численность населения, которая в обычные дни составляет тридцать тысяч человек, возрастает до двухсот тысяч. Аристократы, нувориши, журналисты, кинозвезды, фотомодели, великие спортсмены и прочие знаменитости со всего мира приезжают в этот день сюда. Может, поэтому гонку в Монако называют «жемчужиной чемпионата». С другой стороны, узкая трасса со своими шестнадцатью поворотами, которые приходится проходить вплотную к стальным барьерам, не позволяет пилотам ни на секунду ослабить внимание, не прощает ни малейшей ошибки, из-за чего ее зовут «дьявольской каруселью». А скорее всего, все сплетается в один узел – солнце, ласковое море, роскошь, изысканные наряды красивейших женщин, утонченные манеры публики – и страсть соревнований лучших в мире гонщиков на лучших болидах с постоянным ощущением смертельного риска. Разве это не достаточная причина считать Гран-при Монако уникальной гонкой?