18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Хоккенхаймринг. «Обрезание» Германа Тильке

Быстро придя в себя, маршалы выпустили на трассу пейс-кар и отправили к месту вторжения машину с четырьмя крепкими бойцами, которые лихо скрутили Белого плаща (он оказался жаждущим мести бывшим рабочим завода Mercedes, уволенным по сокращению штатов) и увезли его в известном направлении. Это происшествие, которое внесло свои коррективы в исход Гран При Германии 2000 года, дало дополнительные аргументы чиновникам FIA, чтобы заставить владельцев одного из старейших автодромов Большого Цирка пойти на его «тилькезацию».

Хоккенхаймринг был построен по инициативе молодого судьи-хронометриста Эрнста Криста, которую поддержал мэр Хоккенхайма Филипп Кляйн и Управление автомобильным транспортом Германии. Трассу спроектировали с использованием лесных дорог – в плане получилась фигура, близкая к треугольнику – и 29 мая 1932 года состоялось ее открытие, которое ознаменовали мотоциклетные соревнования. В 1936 году автодром стал использоваться, как тестовый для Mercedes-Benz и Auto Union. В 1938 году трек перенес первую реконструкцию – был добавлен поворот Ostkurve, в результате трасса получила характерную овальную форму, длину 7,7 километров и имя Kurpfalzring.

Война трассу не пощадила – во многих местах на ней зияли воронки от авиабомб. Но уже в мае 1947 года восстановленный автодром, получивший новое имя, которое он носит до сих пор, услышал рев моторов. В 1965 году новый автобан A6 отделил город Хоккенхайм от трассы. В связи с этим Хоккенхаймринг подвергли модернизации, пригласив для этого датского инженера Йона Хугенцоллера. Спроектированная им трасса общей длиной 6,8 км получила медленную секцию Motodrom, и большую скоростную секцию, проходящую по лесу, состоявшую из четырех прямых примерно по 1300 м каждая, соединенных шиканами. В 1966 году гонки вернулись на обновленный Хоккенхаймринг, а уже 1968 трасса получила печальную известность в связи с гибелью в повороте Krabenspitze двукратного чемпиона Королевских Гонок Джима Кларка во время гонки серии Формула-2 (сейчас на этом месте установлен мемориальный крест). Хозяева автодрома отреагировали незамедлительно – были добавлены две шиканы и защитные барьеры. И в 1970 году пилоты Формулы 1, можно сказать, вынудили перенести Гран При Германии на Хоккенхаймринг – чересчур небезопасным был Нюрбургринг, который Джеки Стюарт даже прозвал «Зеленым адом».

Хоккенхаймринг, место гибели Джима Кларка
Хоккенхаймринг, место гибели Джима Кларка

Правда, на следующий год Королевские Гонки вновь ушли на Нюрбургринг, но после аварии там Ники Лауды в 1976 году Гран При Германии опять вернулся в Хоккенхаймринг – на этот раз навсегда (перерыв был только в 1985 году). При этом рисунок трассы почти не менялся (вот только после гибели в 1980 году во время тестового заезда Патрика Депайе изменили шикану в районе Ostkurve). Трасса была интересна пилотам и конструкторам – особенности ее конфигурации задавали дополнительную головоломку инженерам, которым приходилось решать дилемму между высокой скоростью на длинном скоростном участке в лесу, и устойчивостью болида в поворотах очень медленного Stadium. Но зрителям значительная ее часть – лесная – видна не была…

Бывало, Гран При на Хоккенхаймринге старой конфигурации протекали бурно. Столкнувшись в дождевой гонке в 1982 году в шикане Ostkurve, Нельсон Пике и Элио Салазар выскочили из кокпитов, и взбудораженный бразилец Пике при объяснении чилийскому пилоту особенностей управления болидом Формулы 1, использовал несколько приемов кикбоксинга (кстати, в этой же гонке Дидье Пирони налетел в облаке брызг на шедшую впереди машину и получил повреждения ног, положившие конец его карьере гонщика). В 1994 году из двадцати восьми стартовавших болидов до финиша добрались лишь восемь – уже к концу первого круга гонки из борьбы выбыло одиннадцать участников, включая McLaren Мики Хаккинена и Ferrari Жана Алези, а на 20-м круге пелетон не досчитался еще одного претендента на победу – Михаэля Шумахера.

Хотя Хоккенхаймринг старой конфигурации и считался одной из самых безопасных высокоскоростных трасс в мире, к концу двадцатого века необходимость перемен стала очевидной, так что появление в 2000 году во время Гран При на трассе Белого плаща, можно сказать, лишь подтвердило правильность решения о реконструкции.

Часть Хоккенхаймринга, попавшая под "сокращение"
Часть Хоккенхаймринга, попавшая под "сокращение"

К сезону 2002 года Герман Тильке совершил «обрезание» Хоккенхаймринга – «лесную» секцию «обрубили», асфальт с нее сняли, и места, через которые десятилетиями пролетали гоночные автомобили и мотоциклы, были засажены деревьями. Секция Stadium осталась почти без переделок – здесь лишь заменили дорожное покрытие и несколько изменили первый поворот Nordkurve. Общая длина трассы сократилась на два километра.

Теперь пилоты Формулы 1, ускоряясь на стартовой прямой, достигают к ее концу скорости 294 км/ч на шестой передаче. Перед быстрым поворотом Nordkurve они оттормаживают, и преодолевают его на скорости 200 км/ч (важно поддерживать эту скорость на протяжении всего поворота). Выйдя на прямую, болид ускоряется с использованием всей ширины трассы и бордюров к узкому правому повороту Eifarht Parabolika (в этом месте прежде трасса сворачивала в лес), который надо преодолевать на 110 км/ч на второй передаче. Сразу за ним – небольшой левый вираж, который выводит на ту самую Parabolica –прямую с левым изгибом длиной 1,38 км. На ней болид достигает скорости 310 км/ч. В конце ее следует резкое торможение перед правой шпилькой, которая преодолевается примерно на 70 км/ч и выводит гонщика на прямую на старой части трассы, где скорость достигает 300 км/ч. Прямая заканчивается правым поворотом, преодолеваемым на 100 км/ч на второй передаче. Затем – небольшое ускорение на короткой прямой, узкий левый поворот – и плавный правый поворот, который вновь возвращает гонщика на старый участок трассы. Здесь, на выходе из леса, болид ускоряется до 270 км/ч (6 передача). Далее, с поворота Mobil 1 Kurve (который, будучи скоростным, преодолевается при 169 км/ч), начинается старый участок Stadium. Здесь имеется длинная левая шпилька Sachs, для которой характерна скорость 105 км/ч. Потом следует левый-правый извив, выводящий гонщика к последнему повороту – правой шпильке с двойным апексом Sudkurve (перед ним при необходимости можно уйти на пит-лейн), где скорость составляет 152 км/ч на третьей передаче. Преодолев этот поворот, болид оказывается на прямой старт-финиш и уходит на следующий круг.

Хоккенхаймринг

Трасса осталась быстрой (хотя и потеряла славу одной из самых быстрых в чемпионате) – средние скорости здесь переваливают за 220 км/час. Она по-прежнему требует особых настроек, которые позволят справиться с низко- и среднескоростными поворотами и высокоскоростными участками. Имеется пара мест с хорошими возможностями для обгона. Покрытие гоночного полотна обладает отличными сцепными свойствами. Если учесть, что летом в Южной Германии как правило достаточно жарко, повышенный износ резины и особые требования к системе охлаждения тормозов вполне объяснимы.

После реконструкции вопросы безопасности, естественно, были сняты. Инфраструктура автодрома осовременилась, так что отпала необходимость возводить отдельный пресс-центр для этапов больших соревнований, падок перестал вызывать нарекания, а вместимость трибун возросла с 83000 до 120000 мест. А напротив входа на трибуну – вход в Motor-Sport-Museum. В музее находятся различные спортивные автомобили, мотоциклы, двигатели и прочие экспонаты, причем здесь даже разрешено фотографировать.

Сейчас трасса принимает Королевские Гонки через год – в 2006 году FIA распорядилась проводить в Германии не более одного Гран При в сезоне, и владельцы двух немецких автодромов договорились, что по нечетным годам гонки будет принимать Нюрбургринг, а по четным – Хоккенхаймринг. Так что в прошлом году рев гоночных болидов Формулы 1 сотрясали склоны Эйфельских гор, а в этом будет разноситься под сенью сосен Шварцвальда.