Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Здесь и сейчас. Он сам говорил, что никогда не думал, что может навредить себе, получить травму – ведь если хотя бы на секунду поверишь, что с тобой может что-то случиться, как ты сможешь выполнять свою работу? Если думаешь: а вдруг сейчас будет удар, то никогда не проедешь так быстро, как мог бы. А если ты не едешь так быстро, как можешь, то ты не гонщик. Для него даже некоторые из его коллег-современников не были гонщиками, а лишь водили гоночные машины, и он искренне не понимал, зачем, черт побери, они вообще это делают?!

После того, как он погиб в 1982 году, на родине пилота, в Квебеке, его именем назвали автодром, во время открытия которого, состоявшегося четырьмя годами ранее, к нему пришла первая победа в Королевских гонках. Автодром, возведенный всего за несколько месяцев при стоимости строительства… 2 млн. долларов! Вообще-то Гран При Канады появился в календаре Формулы 1 в середине шестидесятых годов, но требования к безопасности трасс росли, и ко второй половине семидесятых имевшиеся автодромы страны Кленового листа перестали им удовлетворять. Тем временем в Монреале, на реке Святого Лаврентия, имелся искусственный остров Иль-Нотр-Дам, насыпанный еще для проведения выставки Экспо-67, на котором позже был построен гребной канал для Олимпиады 1976 года. Архитектор Роджер Пайет не стал мудрствовать лукаво, а просто связал между собой участки прямых имевшихся дорог, так что к сентябрю 1978 года автодром был готов, и 8 октября 1978 года под восторженный рев 72 тысяч фанатов Жиль Вильнев на алой Феррари мчался к своей первой победе в Большом Цирке.

Узкая трасса – комбинация длинных прямых, сочетающихся с медленными шиканами – получилась скоростной, уступая по этому показателю лишь Монце. Конфигурацию трека за время эксплуатации незначительно меняли семь раз, но на его характере это не сказалось. Большая часть из пятнадцати поворотов не носит собственных имен. Названы лишь связка 2-3 поворотов – Senna’s ‘S’ – эска Сенны, 7 – Pont de la Concorde – Мост Конкорд, 11 – Virage du Casino (l’Epingle) – шпилька Казино и 13 – Droit du Casino – излом Казино. В Монреале инженеры, как правило, настраивают машину на минимум прижимной силы. Важное значение здесь имеет мощность мотора и эффективность резины. Высоки также требования к тормозам. А вот от аэродинамики мало что зависит. Расход топлива очень велик, потому команды вынуждены обычно использовать тактику трех пит-стопов, а не двух, как на других трассах. При этом места для обгонов на треке хватает. Покрытие автодрома гладкое, позволяющее выбирать более мягкие типы резины. Вторая половина трассы проходит достаточно близко от защитного ограждения. Недостатком является то, что вне гонки трек практически не используется, поэтому в первый день уик-энда его полотно очень грязное. Погода частенько вмешивается в распределение мест – температура может резко измениться, да и дождь далеко не редкое явление.

Из кокпита трасса выглядит приблизительно так. Проходя по короткой стартовой прямой, болид достигает скорости 297 км/ч в первом правом повороте – и торможение перед эской Сенны. Левый поворот проходится на 112 км/ч и третьей передаче, и гонщик тут же попадает в правую шпильку, которую преодолевает на 80 км/ч и второй передаче. Затем короткая прямая, в конце которой можно разогнаться до 257 км/ч, и новое торможение перед связкой четвертого и пятого поворотов, которую проходят на 131 км/ч на второй передаче. Выходя из пятого поворота, пилот попадает в затяжной правый шестой поворот, по ходу которого скорость увеличивается до 273 км/ч, и сразу следует жесткое торможение перед комбинацией левого и правого поворотов. Первый апекс проходится на 88 км/ч и второй передаче, а второй – на 144 км/ч и третьей, после чего болид выходит на длинную прямую и разгоняется до 318 км/ч, затем пилот опять резко переключает передачи вниз и сбрасывает скорость до 112 км/ч в шикане, где атакует бордюры на связке правого (9) и левого (10) поворотов. После этого пилот попадает на прямую, ведущую к шпильке, где опять его ждет жесткое торможение. Шпилька выводит на самую длинную прямую трассы, где скорость достигает 318 км/ч на седьмой передаче. После чего пилота ожидает самое жесткое торможение перед заключительной связкой правого и левого поворотов (перегрузки достигают 3,8 g). Последняя связка преодолевается на 115 км/ч, и нужно быть очень аккуратным, чтобы не перестараться с атакой бордюров.

Гонки на автодроме имени Жиля Вильнева всегда интересны, поэтому он постоянно присутствует в календаре Большого Цирка (ну, за исключением «политического» 1987 года, когда организаторы не смогли договориться с чиновниками FIA). Бывало, на верхнюю ступеньку подиума в Канаде поднимался пилот, не претендующий на чемпионское звание, а лидерам же, напротив, не везло. Случались и страшные аварии – одна из последних, с Робертом Кубицей в 2007 году, памятна всем болельщикам Формулы 1. Видел автодром и трагедии – в 1982 году молодой итальянский пилот Риккардо Палетти, столкнувшись на старте с заглохшей Феррари Дидье Пирони, получил травмы, от которых скончался в больнице.

Бывали здесь и курьезы, самым известным из которых оказался случай с Мэнселлом, когда он, в 1991 году, лидируя с солидным запасом, на последнем круге принялся праздновать свою победу – стал приветствовать публику и замедлился, да настолько, что болид… заглох! И победу в той гонке, последнюю в своей карьере, одержал уже не ожидавший ее Нельсон Пике. Проводились здесь еще десятилетие назад и «потешные» гонки на гребных лодках через канал за колесом и обратно, в которых участвовали механики команд (кстати, именно победа в такой регате в 1994 году принесла первую славу команде Джордан, а вовсе не успехи на трассе). Самой известной деталью автодрома является «стена чемпионов» на выходе из последней шиканы, получившая такое название в 1999 году, когда во время проведения Гран При о нее по очереди разбили свои болиды уже в разные годы завоевывавшие чемпионский титул ранее Дэймон Хилл, Михаэль Шумахер и Жак Вильнев.

Зрелищную канадскую трассу любят все – и гонщики, и болельщики. Она очень удобно расположена – практически в центре города, и в то же время отдельно от городской суеты. Добраться сюда труда не составляет – имеется пешеходный 300-метровый мост Жака Картье и станция метро. Но в последнее время оборудование и внешний вид автодрома, которому вот-вот исполнится тридцать лет, многократно подвергались критике, особенно со стороны распорядителя финансов Большого Цирка Берни Экклстоуна. Чем могут закончится такие обвинения, объяснять не нужно. И вот в этом году наконец Министерство туризма провинции Квебек выделяет 2 млн. долларов, еще миллион выкладывает министерство развития региона. 1 250000 долларов добавляют власти Монреаля. Итого выходит 4 250 000 «гринов» (кстати, строительство трассы обошлось в сумму более чем вдвое меньшую). На эти деньги в первую очередь приводится в порядок зона паддоков. Переносится на новое место пресс-центра и кафе для представителей СМИ. Намечено строительство новой плавающей платформы на реке Святого Лаврентия – проблема свободного места в окрестностях гоночного кольца, располагающегося на острове, чрезвычайно остра. Так что Жиль Вильнев по-прежнему в пелетоне!