20 Ноября 2019 г.     0.00 ()     0.00 ()

«Дакар-2014». На пределе возможностей

Если для большинства автогонщиков и мотоспортсменов зима – традиционное время для смены команды, тренировок на новой технике и отдыха перед предстоящими сезонами, то в мире ралли-рейдов ситуация прямо противоположная. Первой и самой важной в году гонкой многие годы подряд становится январский южноамериканский марафон «Дакар», на котором в погоню за статуэтками в виде золотых, серебряных и бронзовых бедуинов отправляются любители и профессионалы со всего мира.

Роуд-бук

Из года в год французы из организации ASO, обладающие всеми правами на ралли-рейд, стремятся сделать «Дакар» как можно более зрелищным, интересным для спортсменов и безопасным для всех участников и болельщиков. Чаще всего организаторы гонки экспериментируют с маршрутом. Вот и стартовавший 5 января 2014 года марафон не стал исключением: протяженность его маршрута в 9000 километров стала максимальной для Южной Америки, а среди «боевых» участков можно найти и сверхсложные 600-километровые отрезки. Еще одним новшеством стало появление на карте «Дакара» государства Боливия, где на бивуаке в городе Уюни спортсменов встретил глава страны Эво Моралес. Но честь познакомиться с президентом выпала далеко не всем спортсменам – организаторы ралли-рейда решили развести маршруты для разных категорий гонщиков, чтобы избежать путаницы по ходу гонки и опасных обгонов. Таким образом, в Боливию «зарулили» только мотоспортсмены и квадроциклисты (в общей сложности около 40 процентов их маршрута были уникальными), а вот пилоты легковых болидов и гоночных грузовиков продолжили свой путь по Аргентине и Чили. Всего же на «Дакар-2014» заявилось порядка 450 экипажей из почти 50 стран, в том числе и 33 участника из России – как опытные члены прославленных команд, так и подающие надежды энтузиасты-любители.

MOCWitLYy3U.jpg

I этап. Росарио – Сан-Луис

Неожиданно для многих лидерами первого этапа в автомобильном зачете стали вовсе не признанные фавориты марафона, а португальцы Карлуш Соуза и Мигель Рамальо на пикапе Haval из китайской заводской команды Great Wall. А следом за ними финишировали Орландо Терранова и Паулу Фиуза из X-Raid на болиде MINI. Опытный катарец Нассер Аль-Аттия стал лишь третьим, а испанец Карлос Сайнс – пятым. Лучшим из россиян с 13-м результатом стал Владимир Васильев, вместе со своим украинским штурманом Виталием Евтеховым выступающий за ту же многочисленную команду X-Raid, но в формате клиентского экипажа. В мотоциклетном зачете в лидеры неожиданно для всех выбился испанец Хоан Барреда Борт на байке Honda, стартовавший далеко не первым и обогнавший множество конкурентов даже не на бумаге, а в реальной борьбе.

Российским болельщикам же наиболее интересной была борьба в грузовом зачете, где коллектив «КАМАЗ-мастер» из Набережных Челнов на этот раз заявился сразу пятью экипажами. Руководитель команды и семикратный победитель «Дакара» Владимир Чагин, опасаясь за экспериментальные машины (уже вскоре техрегламент категории T1 будет значительно изменен), заранее объявил, что идеальным результатом для его подопечных было бы попадание трех экипажей в десятку лучших. И все же «синяя армада» задала темп уже на первом этапе: Айрат Мардеев «привез» на финише всего 10 секунд чеху Алешу Лопрайсу (Tatra) и 21 секунду голландцу Марселю ван Влиту (MAN). Правда, лучший из остальных челнинских экипажей – Эдуард Николаев, Евгений Яковлев и Владимир Рыбаков – прибыл в Сан-Луис только пятым, с отставанием в 4 минуты.

G0sU8DKN1yc.jpg

II этап. Сан-Луис – Сан-Рафаэль

Сразу несколько перспективных мотоциклистов попали на II этапе в неприятные инциденты. Так, пятикратный победитель «Дакара» Сирил Депре упал и потерял свой запас воды за сотню километров до финиша. А Хоан Барреда Борт врезался… в корову и в результате остался без электронного навигатора, а потому в дальнейшем ориентировался только благодаря бумажной легенде. Несмотря на это обидное событие, испанец отстал от победителя спецучастка – британца Сэма Сандерленда – всего на 2 минуты. Тем временем из-за отказа турбины Карлос Соуза из Great Wall сошел с дистанции, а новыми лидерами марафона стали коллеги по команде X-Raid, Стефан Петерансель и Нассер Аль-Аттия, который за весь спецучасток пробил три колеса и, оставшись без единой запаски, был вынужден сбросить темп.

Для участников грузового зачета путь из Сан-Луиса стал настоящей сенсацией, связанной с командой «КАМАЗ-мастер». Машина под управлением Айрата Мардеева двигалась по краю русла пересохшей реки. И вдруг на 386 километре спецучастка грунт под колесами стал осыпаться – многотонный гоночный болид тут же опрокинулся на крышу, и экипажу потребовалась помощь. Первым откликнулся Жерар де Роой, которому удалось положить машину россиян на бок, а вот попытки вернуть «КАМАЗ» на колеса успехом не увенчались, и голландец продолжил гонку. По завершении этапа первую строчку сначала занял дебютант ралли-рейда Антон Шибалов, но вскоре судьи пересмотрели результаты и вернули пилоту IVECO де Роою затраченные на помощь 22 минуты, что вывело голландца в уверенные лидеры грузового зачета. Тем временем машину Мардеева уже после финиша спецучастка все же поставили на колеса и оттащили на бивуак, но возникшие проблемы с электроникой вынудили один из сильнейших отечественных экипажей окончательно сойти с дистанции.

LAS_0312.jpg

III этап. Сан-Рафаэль – Сан-Хуан

Для явного лидера зачета квадроциклов, в котором традиционно участвуют в основном южноамериканские пилоты, марафон завершился еще по ходу спецучастка. Действующий победитель гонки Маркос Патронелли попал в аварию, которая едва не стоила аргентинцу жизни: на большой скорости вездеход перестал слушаться руля, и гонщику пришлось спрыгнуть на землю незадолго до того, как машина улетела в ущелье глубиной в 400 метров. Сам Патронелли серьезных травм избежал, но, таким образом, в лидеры зачета ATV выбился польский любитель Рафал Соник.

Тем временем из-за нескольких проколов Стефан Петерансель из X-Raid откатился в генеральной классификации автомобильного зачета далеко назад, пропустив в лидеры своего напарника Хуана Рому. А вот «камазовец» Андрей Каргинов превзошел не только главных соперников, но и самого себя – пилот смог одержать победу на этапе на следующий же день после того, как получил серьезный тепловой удар.

0dyB_Rz1p2k.jpg

IV этап. Сан-Хуан – Чилесито

Быстрее всех (за 5 часов и 20 минут) самый длинный отрезок маршрута прошел испанец Карлос Сайнс на багги SMG, хотя в дороге у нового лидера легкового зачета и отказал гидроусилитель руля. А вот у южноафриканца Жиниеля де Вильерса на пикапе Toyota Hilux вообще начало течь масло из двигателя. Гонщику пришлось несколько раз остановиться для доливки жидкости. А когда собственные запасы иссякли, на помощь пришел один из зрителей, отдавший пилоту канистру и буквально спасший отдельно взятый экипаж. Столкнулись с проблемами и мотоциклисты: Хоан Барреда Борт потерял около 20 минут из-за навигационной ошибки, а на байке Сирила Депре произошло короткое замыкание, стоившее спортсмену 42 минут. Зато стабильно ехавший в своем темпе Марк Кома подбирался к абсолютному лидерству все ближе, равно как отстаивал свою первую позицию и Жерар де Роой, на этот раз опередивший Андрея Каргинова на полторы минуты.

V этап. Чилесито – Сан-Мигель-де-Тукуман

В условиях самого протяженного этапа марафона важную роль играл не только опыт, но и везение: португальский мотоциклист Пауло Гонсалвеш уверенно стал отрываться от соперников еще до того самого «штурманского» участка, но на 143-м километре пути его Honda загорелась и была полностью уничтожена огнем. Новыми лидерами в двухколесном и легковом зачете стали, соответственно, Марк Кома и Хуан Рома (большинство преследователей отстали от его MINI X-Raid минимум на 20 минут). Что касается грузовой категории, то правильным курсом и в «боевом» темпе маршрут удалось пройти Дмитрию Сотникову и Андрею Каргинову, а вот де Роой хотя и заблудился, но отстал от победителя СУ только на 12 минут. Наконец, «камазовский» экипаж Антона Шибалова не смог взять одну из контрольных точек, за что и получил от организаторов часовой штраф…

oXDWG3ca7vI.jpg

VI этап. Сан-Мигель-де-Тукуман – Сальта

Здесь некоторым спортсменам удалось лишний раз прославиться: победитель допа Стефан Петерансель поставил личный рекорд, выиграв 63-й спецучасток «Дакара» за всю свою карьеру, повторив достижение Владимира Чагина. Добился многого и французский мотоспортсмен Ален Дюклю, одержавший первую победу на этапе после восьмилетнего перерыва. А вот потерявший днем ранее довольно много времени автогонщик Карлос Сайнс признал: теперь бороться за победу в марафоне ему уже бессмысленно. Закончилась борьба (уже по техническим причинам) и для чилийского байкера Франциско Лопеса, прежде входившего в призовую тройку.

Чуть было не сошел с дистанции и лидер грузового зачета: машина Жерара де Рооя налетела на дерево и лишилась лобового стекла, но голландец продолжил гонку и отстал от победителя этапа (им стал Петер Верслюйс из команды MAN) всего на 4 минуты! Времени на замену стекла у экипажа IVECO осталось хоть отбавляй: впереди участников ралли-рейда ждал день отдыха.

VII этап. Сальта

Казалось, что на нынешней гонке Сайнс поставил крест слишком рано – именно он и стал лучшим на седьмом этапе в легковом зачете «Дакара». А вот стартовавшему первым Петеранселю повезло куда меньше: именно его машина встречала на пути стада лам, которых приходилось объезжать в низком темпе и которые тут же разбегались, открывая «коридор» для следующих экипажей. Тем временем впервые в собственной карьере победу на спецучастке марафона одержал его действующий победитель, «камазовец» Эдуард Николаев, уже прочно закрепившийся в тройке лидеров этой гонки, а де Роой продолжил отрываться от соперников. Что касается мотоциклетного зачета, в котором победу праздновал Хоан Барреда Борт, то в Боливии в дело вмешалась погода: из-за прошедших днем ранее сильных дождей организаторы сократили дистанцию СУ с 401 до 104 километров, оставив на карте только участки с не слишком размытыми дорогами.

VIII этап. Калама

Очередную для себя победу в грузовом зачете одержал Андрей Каргинов, но его фора перед де Рооем составила уже 32 минуты, а Эдуард Николаев отстал от лидера своего класса на 1 час и 12 минут. Среди легковых экипажей первым на финиш прибыл Нассер Аль-Аттия, который таким образом перебрался на пятое место в генеральной классификации и поставил себе задачу все-таки попасть в тройку призеров «Дакара-2014».

По дороге в чилийскую Каламу случился и неприятный инцидент: Жиниель де Вильерс прибыл к финишу только девятым и тут же обвинил в низком результате россиянина Владимира Васильева. Как заявил южноафриканский пилот, ему удалось нагнать частников на MINI, но те никак не реагировали на его сигналы о необходимости уступить дорогу и не давали пространства для маневра. Тем не менее никакой реакции судей на это заявление де Вильерса не последовало. Получил свое первое место в этом ралли-рейде и мотогонщик Сирил Депре, который «привез» и первую в ее истории промежуточную победу своей новой команде Yamaha. Наконец, в зачете квадроциклов чилийский спортсмен Игнасио Касале вновь одержал уверенную победу и продолжил погоню за своим первым золотым «бедуином».

LAS_0363.jpg

IX этап. Калама – Икике

По итогам этого допа лидером среди пилотов-автомобилистов вновь стал Стефан Петерансель, ставший абсолютным рекордсменом «Дакара» по числу выигранных спецучастков. А вот лидер зачета Хуан Рома едва не сошел с дистанции из-за неудачного прыжка в самом начале этапа: при приземлении у гонщика и его штурмана Мишеля Перина пострадали спинные мышцы, поэтому испано-французскому экипажу пришлось ехать не в полную силу, избегая следующих опасных участков. Наконец, третьим к финишу прибыл Орландо Терранова, пробивший сразу два колеса и потративший немало времени на их замену.

По итогам девяти этапов мотоциклист Марк Кома продолжил наращивать отрыв от преследователей, то же самое можно сказать и о результате пилота квадроцикла Игнасио Касале. И здесь же лучший для себя результат – седьмое место – показал российский участник категории ATV, екатеринбуржец Сергей Карякин, идущий в общем зачете на 13-й позиции.

Экипажу «камазовца» Андрея Каргинова удалось здорово потрепать нервы Жерару де Роою: по итогам спецучастка россиянин отыграл у голландца сразу 19 минут (таким образом, отставание Андрея от Жерара составило всего 13,5 минуты). Топовый пилот IVECO признался, что его главный соперник явно много рисковал и срезал повороты, и де Роой даже подумал, что в таком темпе Каргинов не продержится долго, а в итоге результаты спецучастка стали для него полной неожиданностью.

X этап. Икике – Антофагаста

Лучшего для себя результата в карьере добился квадроциклист Сергей Карякин, став первым россиянином, пробившимся в тройку призеров «Дакара» не в автомобильной и не в грузовой категориях. Пусть до лидеров общего зачета пилоту ATV Yamaha еще далеко, в генеральной классификации Сергей переместился на девятое место из 13 участников, до сих пор оставшихся в строю. Сразу после финиша смог порадоваться и мотогонщик Хоан Барреда Борт, опередивший Марка Кому на 12 минут, но вскоре судьи прибавили к его результату 15 минут за превышение скоростного лимита на IX этапе, и его отставание от конкурента даже увеличилось. В зачете внедорожников не было равных Нассеру Аль-Аттии, опередившему основных соперников сразу на полчаса, а Карлос Сайнс вообще выбыл из борьбы. Испанец «убрался» с трассы в зоне нейтрализации между двумя зачетными участками, в результате чего получил незначительные травмы, а вот его багги SMG восстановлению уже не подлежит.

Впервые по ходу нынешнего «Дакара» победу на этапе одержал пилот грузовика Tatra Алеш Лопрайс, который обошел Андрея Каргинова на каких-то 37 секунд, зато чех переместился в итоговом протоколе на четвертую строчку, потеснив еще одного представителя «синей армады» – Дмитрия Сотникова. Жерар де Роой смог финишировать только третьим, лишившись еще 5 минут преимущества перед Каргиновым: теперь сильных спортсменов разделяют всего 7 минут и 55 секунд, а это значит, что интрига вновь обостряется…

XI этап. Антофагаста – Эль-Сальвадор

День, которого так ждали российские болельщики, настал: представителю «синей армады» Андрею Каргинову удалось в очередной раз победить на этапе марафона и выйти на первое место в генеральной классификации! Представитель команды «КАМАЗ-мастер» сумел опередить голландца де Рооя сразу на 16 минут и создать себе 8-минутное преимущество перед двумя оставшимися этапами ралли-рейда. При этом сам лидер коллектива IVECO в первый раз за всю дистанцию гонки столкнулся с проколом колеса и потратил на замену покрышки порядка 10 минут.

С одной стороны, ничего необычного в автомобильном зачете не произошло: первые места на этапе достались Орландо Терранове и Нассеру Аль-Аттии. Однако Стефан Петерансель вскоре после финиша признался в наличии у коллектива MINI X-Raid командной тактики – оказалось, что руководство «конюшни» приказало всем своим подопечным сбросить темп, чтобы не рисковать нынешними позициями в итоговых протоколах. В байкерском зачете очередную победу на свой счет смог записать Марк Кома, а вот идущему вторым Хоану Барреде Борту не повезло – на 250-м километре спецучастка спортсмен упал и повредил навигатор, поэтому для успешного финиша ему пришлось «присесть на хвост» Сирилу Депре. Сошел с гонки и один из лидеров категории ATV аргентинец Серхио Лафуэнте, у которого отказал двигатель, и преимущество Игнасио Касале над остальными соперниками только укрепилось.

XII этап. Эль-Сальвадор – Ла-Серена

Одним из первых со сложностями при преодолении песчаных дюн Атакамы столкнулся лидер легковой категории Хуан Рома, которого тут же обогнал Стефан Петерансель. Не желая рисковать, француз был готов пропустить вперед своего напарника по MINI X-Raid, но Рома совершил обгон только за 500 метров до финишной черты – и первого места по результатам этапа ему уже не досталось.

На протяжении этого же спецучастка наиболее плотной стала борьба между экипажами грузовых болидов: на контрольных точках отрыв между лидерами не превышал минуты! Андрею Каргинову удалось сохранить лидерство в генеральной классификации, хотя Жерар де Роой и смог опередить россиянина на 31 секунду. Стабильно едущий в лидерах Эдуард Николаев отстал от напарника всего на 3 минуты, а вот Алесу Лопрайсу на грузовике Tatra не повезло – на 168-м километре он выбыл из борьбы из-за проблем с электрикой.

XIII этап. Ла-Серена – Вальпараисо

Победителем и заключительного этапа, и ралли-рейда в целом в автомобильном зачете стал Хуан Рома, а следом за ним в турнирной таблице расположились его товарищи по команде X-Raid Стефан Петерансель и Нассер Аль-Аттия. Примечательно, что испанец отпраздновал эту победу на четырех колесах ровно через десять лет после своей первой победы на «Дакаре», когда Рома выступал еще на мотоцикле. Еще один испанец, Марк Кома, стал лучшим именно на двух колесах, получив уже четвертого за свою карьеру золотого «бедуина». Вторую и третью ступени пьедестала заняли Хорди Виладомс (KTM) и Оливье Пайн (Yamaha). А в зачете квадроциклов лучшими стали Игнасио Касале, Рафал Соник и Себастьян Хуссейни. Дебютант «Дакара», россиянин Сергей Карякин, классифицировался седьмым, что для наших болельщиков стало весьма приятной новостью.

Но все же большинство наших соотечественников следило за борьбой на ралли-рейде через призму грузовой категории. Не желая упустить победу, на финальном спецучастке голландец Жерар де Роой резко взвинтил темп и вскоре стал отрываться от Андрея Каргинова уже на 10 минут. Все решил случай: в узком месте трассы в аварию попал китайский экипаж Чжоу Юна и Ю Пан Хона, и следовавшие за ним грузовики были вынуждены остановиться и просто ждать, когда путь откроется. Лидер команды IVECO проскочил то самое место еще до инцидента и классифицировался первым (с отрывом в 2 минуты и 9 секунд), а вот Каргинов потерял здесь несколько ценных минут. Уже после финиша организаторы «Дакара» пересмотрели результаты этапа и компенсировали застрявшим экипажам примерно по 5 минут. Таким образом, Андрей Каргинов вернул себе первую строчку в итоговом протоколе и победил на самом знаменитом марафоне планеты впервые в своей карьере. Добавим, что со своей задачей справились и остальные экипажи команды «КАМАЗ-мастер»: Эдуард Николаев стал бронзовым призером гонки, а Дмитрий Сотников и Антон Шибалов замкнули пятерку лидеров.