28 Марта 2017 г.    $ 57.02 (-0.40)    € 61.96 (+0.10)

Дакар-2009. Зимнее лакомство для болельщика

Скорее всего, этот француз сразу предполагал, что со временем его детище станет одним из самых значимых событий года в мировом автоспорте. Только вот место для его проведения выбрал он слишком горячее – во всех отношениях. Африка – континент, конечно, интересный, но …

И труден был их путь

Когда в январе 2007 года по настоянию французских спецслужб впервые за тридцать лет ралли «Дакар» отменили из-за террористической угрозы, было не совсем понятно, хорошо это или плохо для дальнейшей судьбы гонки, ставшей уже традиционной. Почти сразу было решено, что в следующий раз она пройдет в Аргентине и Чили, сохранив так странно звучащее на американском континенте африканское название. И хотя целый год и организаторы, и все значимые участники состязаний излучали оптимизм, лишь теперь можно с уверенностью считать, что смена географии состязаний практически не повлекла изменений в худшую сторону ни в каком отношении.

Ну, за исключением разве повышения расходов для участников и увеличения сроков подготовки – все-таки большинство спортсменов выезжали из Европы, а доставка техники через океан требует иных средств и времени. Тем не менее все получилось, хотя вопросов к организаторам гонки в ее процессе было ой как немало – судейская коллегия не всегда и не во всем действовала четко и однозначно, организаторы неоднократно сокращали и упрощали маршруты для участников, седьмой этап для грузовиков вообще был отменен… А внезапное закрытие части 12-го этапа по причине «вдруг» оказавшейся на пути археологической экспедиции – вообще отдельная песня! Гонка оказалась не менее жаркой (и в буквальном смысле слова тоже – в январе на севере Черного континента хотя и африканская, но все же зима, а в Южной Америке самый разгар лета); напряженной и интересной, чем на территории африканских пустынь. О трудностях, с которыми столкнулись участники состязаний, говорят цифры – старт взяли 217 мотоциклов и 25 квадроциклов, а до финиша добрались лишь 113 экипажей на двух колесах и 13 – на четырех. Из 177 автомобилей и 81 грузовика, выехавших из Буэнос-Айреса 3 января, через две недели сюда же своим ходом вернулось лишь 90 внедорожников и 52 большегрузных машины.

Из 81 стартовавших грузовиков к финишу пришли только 52. Наши КАМАЗы в этом числе
Из 81 стартовавших грузовиков к финишу пришли только 52. Наши КАМАЗы в этом числе

Сошли с дистанции даже такие мэтры, как Стефан Петерансель (девятикратный победитель «Дакара» – шесть раз он был первым на мотоцикле, трижды – на внедорожниках) и Ханс Стейси (обладатель «Золотого бедуина 2007», класс грузовики). Несмотря на принятые беспрецедентные меры безопасности, к сожалению, не обошлось без трагедии. Гонщик Паскаль Терри 4 января сообщил о проблемах с мотоциклом. А в ночь с 6-го на 7 января его тело нашли в труднодоступном месте посреди густых зарослей, метрах в 15-ти от мотоцикла, в 300 метрах от точки, указываемой системой спутникового отслеживания местоположения участников гонки на трассе (по этой причине француза не смогли найти сразу). Он снял шлем и укрылся в тени, у него были еда и вода. Причиной остановки сердца гонщика после обследования эксперты назвали отек легких. Странная смерть. К счастью, единственная на этом ралли-рейде – удивительно, но даже падение вертолета с телевизионной группой, снимавшей гонку на четвертом этапе, обошлось без жертв.

Представительство России на первой латиноамериканской гонке африканского происхождения было самым внушительным за всю историю знаменитого ралли-рейда – девять чисто российских экипажей в классе автомобилей и три в классе грузовиков. Надо сказать, и в автомобильном зачете многие наши гонщики выступили достаточно неплохо. Ну а то, что среди грузовиков «КАМАЗы» оказались самыми-самыми, знают, наверное, уже все.

Голиафы, Давид и смена короля

В многодневных ралли-марафонах серийные байки со средним объемом двигателя у гонщиков, журналистов и знатоков болельщиков обычно не котируются. И значительная часть участников-мотоциклистов привезла KTM, дающие, казалось бы, гораздо больше шансов на победу. Но существенно быстрее соперников, выступавших на этих тяжелых рейдовых внедорожниках из Австрии, французский парень Фретинье со знаковым именем Давид ехал на серийной 450-кубовой Yamaha. В течение двух недель он всех держал в напряжении. Не удивительно, что журналисты не упустили возможности обыграть его имя, на все лады расписывая битву Давида с Голиафами. И получил-таки этот отчаянный сын галльской земли свое место в призовой тройке (вторым финишировал Сирил Депре на KTM 690 Rallye)! Более того, байк Фретинье оказался единственной Yamaha в первой двадцатке финалистов. Ну а лучшим среди мотоциклистов стал испанец Марк Кома на KTM 690 Rallye, занявший лидирующую позицию с самого первого этапа, да так ни разу не уступивший ее за две недели борьбы.

На дистанции Марк Кома, ставший первым в мотоциклетном зачете
На дистанции Марк Кома, ставший первым в мотоциклетном зачете

У гонщиков на квадроциклах борьба шла в первой половине ралли-марафона – тут один только чех Йозеф Мачацек на Yamaha почти всегда оказывался в тройке лидеров. Но, выстроившись к восьмому этапу в порядке Мачацек – Паторонелли – Соник, призеры так и катили к финишу, то уменьшая, то увеличивая отрыв от соперников и разницу во времени между собой.

А в классе автомобилей произошли глобальные изменения. Mitsubishi, король «Дакара» с 2001 года, был свергнут с трона. Более того, ни одной машины этой марки нет даже в тройке призеров. Положение не спас и такой почти небожитель из гонщиков, как Стефан Петерансель, на внедорожнике которого мотор запылал в буквальном смысле слова. Видимо, смена модели (фирма теперь вместо Pajero выставила новинку – Racing Lancer) потребует времени на адаптацию. А сейчас – дизельный Volkswagen Race Touareg (экипаж – Жинель де Вильерс, ЮАР, и Дирк фон Цитцевитц, Германия) впервые за всю историю Дакара получает «Золотого бедуина»! Вторым, с отставанием менее 9 минут, стал опять же Volkswagen Race Touareg с экипажем, состоящим из Марка Миллера (США) и Ральфа Питчфорда (ЮАР). Это ли не триумф немецкой марки! Вообще-то «народные автомобили» могли бы занять весь подиум, но на 12 этапе лидировавший в общем зачете первый номер команды Карлос Сайнц вылетел в овраг и сошел с дистанции. Так что третьими стали Робби Гордон и Энди Гридер из США на Hummer, отставшие от победителя почти на два часа…

Жинель де Виллерс, победитель во "внедорожном" зачете
Жинель де Виллерс, победитель во "внедорожном" зачете

Надо сказать, и россияне здесь выступили относительно успешно. Леонид Новицкий и Олег Тюпенкин на BMW X3 CC заняли достойное 8 место – лучший результат для наших гонщиков в этом зачете на «Дакаре» за все время проведения ралли-рейда!

Vivat, Россия!

Бесспорно, самой напряженной была борьба за «Золотого бедуина» среди грузовиков. По уровню техники и классу подготовки экипажей претенденты на победу оказались настолько близки, что разрыв между первым (Фирдаус Кабиров, Айдар Беляев, Андрей Мокеев) и вторым (Владимир Чагин, Сергей Савостин, Эдуард Николаев) местами, которых добились в упорной борьбе пилоты команды «КАМАЗ-мастер», оказался менее 4 минут! А Жерар де Рой, пришедший третьим на Ginaf, отстал от победителя всего на час. И тут триумфатор «КАМАЗ» выглядит не хуже, а, может, даже и лучше, чем Volkswagen в классе авто. Ведь четвертым в зачете грузовиков оказался тоже «камазовский» экипаж Ильгизара Мардеева, причем на машине, оборудованной, как техничка!

Экипаж Леонида Новицкого и Олега Тюпенкина успешно выступил на BMW X3 CC
Экипаж Леонида Новицкого и Олега Тюпенкина успешно выступил на BMW X3 CC

Надо сказать, что наша команда еще до гонки представляла, кто будет ее главным соперником и в чем его сила. Построив едва ли не самый лучший грузовик, предназначенный для ралли-рейдов (ведь в Набережных Челнах подготовкой техники занимаются те самые люди, которые потом в гонках сидят в кабинах машин, а кто для тебя сделает что-то лучше, чем ты сам!), «КАМАЗ-мастер», как всегда, выступил в соревнованиях именно как КОМАНДА. Что в очередной раз принесло свои плоды. С самого начала гонки между командами Жерара де Роя и «КАМАЗ-мастер» завязалась жесткая борьба. Не давая голландцам уйти далеко вперед в первой половине ралли-рейда, экипажи с камских берегов дождались благоприятного момента и обошли их на песках и бездорожье, создали комфортный отрыв и вторую половину гонки уже практически состязались лишь между собой. В результате – заслуженный успех!

Никогда, никогда не воротимся?

Теперь, по завершении «Дакара 2009», можно с уверенностью сказать, что его перенос на другой континент оказался удачным шагом. Интерес к гонке был очень велик, и польщенный организатор Этьен Лавинь позволил себе даже обронить фразу, что еще вопрос, вернется ли этот ралли-рейд в Африку. По крайней мере, «Дакар 2010» почти наверняка будет проводиться в Америке. Но все это – в будущем. А пока – чествуем победителей!

Дмитрий Медведев поздравляет команду "КАМАЗ-Мастер" с победой в грузовом зачете
Дмитрий Медведев поздравляет команду "КАМАЗ-Мастер" с победой в грузовом зачете

Кто как может. Президент России – так он вообще пригласил к себе всю команду «КАМАЗ-мастер» и лично поздравил триумфаторов с победой. Ну а мы, рядовые болельщики, порадуемся за наших замечательных ребят кто как может. И пожелаем им еще и еще раз оказываться на вершине. Ведь это так здорово! Сверху-то все видно.