18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

«Шелковый путь – 2013»: От старта к финишу

Пятый по счету выпуск ралли «Шелковый путь» состоялся с 6 по 13 июля и соединил своим маршрутом Москву, Волгоград, Элисту и Астрахань. Протяженность скоростных участков гонки составила порядка 3 000 километров. В этом материале мы постарались собрать все наиболее актуальные новости о грандиозном спортивном событии.

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

«Синяя армада» готова к старту
«КАМАЗ-мастер» обнародовал списки экипажей заявленных на «Шелковый путь». Марафонскую дистанцию пройдут пять молодых экипажей, которые уже доказали, что ставку на них сделали не зря. Это чемпион «Дакара-2013» Эдуард Николаев, с которым в одной машине поедут штурман Евгений Яковлев и механик Владимир Рыбаков. Сергей Савостин выполнявший функции штурмана в экипаже Э. Николаева доверил свое кресло молодому Евгению Яковлеву хорошо зарекомендовавшему себя на гонке «Африка Рейс». Сам же восьмикратный победитель Дакара решил понаблюдать за ходом гонки со стороны, чтобы быть полезным одновременно всем экипажам.

Айрат Мардеев, взявший серебряного дакаровского бедуина, будет в одной связке с известным штурманом Айдаром Беляевым и Антоном Мирным. Обладатель третьего места Андрей Каргинов выступит вместе с Андреем Мокеевым и Игорем Девяткиным. Четвертый экипаж возглавит Антон Шибалов (1 место на Африке Рейс), штурманское кресло займет Роберт Аматыч, а в роли механика выступит Алмаз Хисамиев. Дмитрий Сотников также отлично зарекомендовавший себя на Африка Рейс, поедет в одном экипаже с Вячеславом Мизюкаевым и Андреем Афериным. Этому экипажу доверена роль быстрой технички. Напомним эту важную функцию в гонках до сих пор выполнял экипаж Ильгизара Мардеева, который после Дакара-2013 заявил о завершении спортивной карьеры. Впрочем, во время гонки прославленный ветеран будет отвечать за подготовку технической части и ремонт машин.

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Накануне «Шелкового пути» все пилоты прошли тренировку в Марокко. Очень важно было протестировать машины, чтобы во время российского ралли-рейда они не дали сбой. По словам руководителя команды Владимира Чагина, обкатали и несколько технических новинок в автомобилях, которые можно будет применить во время как предстоящего «Шелкового пути», так и будущего «Дакара».

Говорят, дома родные стены помогают, однако камазовцы знают о предстоящем «Шелковом пути» не больше, чем все остальные участники марафона. Так что открывать, казалось бы, знакомые пески им придется вместе со всеми.

ВТБ поддержит газодизельный «КАМАЗ»
Уникальный «газовый» гоночный КАМАЗ примет участие в ралли «Шелковый путь» при спонсорской поддержке ВТБ. Старт гонки будет дан 5 июля в Москве на Красной площади. Автомобиль заявлен в спортивной категории «GREEN CHALLENGE».

В ралли «Шелковый путь-2013» газодизельный гоночный автомобиль будет участвовать впервые. Он создан командой «КАМАЗ-мастер» в рамках сотрудничества с ОАО «Газпром» и при поддержке банка ВТБ.

Газификация автотранспорта – одна из эффективных энергосберегающих технологий, которая позволяет не только экономить топливо, но и значительно уменьшает количество вредных выбросов в выхлопе двигателей внутреннего сгорания. Однако в автоспорте подобная технология используется впервые. Этот эксперимент призван продемонстрировать потенциал «зеленых» технологий, доказать, что экологически приемлемые решения могут сочетаться со спортом высших достижений, послужить призывом шире применять их в практике отечественного автопрома. Подробную информацию о газодизельном «КАМАЗе» можно получить в интервью с нашими специалистами на сайте VTBrussia.ru.

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Участие в этом проекте ВТБ подтверждает статус банка как социально ответственного финансового института. Банк придает большое значение вопросам экологии и энергосберегающих технологий, активно участвует в реализации государственных программ в области энергоэффективности.

Для справки:
Банк ВТБ оказывает спонсорскую поддержку следующим спортивным проектам: автоспорт – генеральный спонсор раллийной команды «Камаз-мастер»; генеральный спонсор женской сборной, титульный спонсор Единой лиги ВТБ; волейбол – спонсор Всероссийской федерации волейбола, генеральный спонсор мужской сборной; гимнастика – генеральный спонсор Федерации спортивной гимнастики России; легкая атлетика – официальный партнер Международной федерации легкой атлетики, футбол – генеральный спонсор футбольного клуба «Динамо» Москва; хоккей – генеральный спонсор хоккейного клуба «Динамо» Москва.

Приветствие президента России
Дорогие друзья! Приветствую вас на торжественном мероприятии, посвящённом старту пятого ралли «Шёлковый путь».

Сегодня в Москве, на Красной площади, вновь встречаются самые искусные спортсмены из многих стран, как опытные мастера, так и молодые, начинающие пилоты. Впереди – три тысячи километров сложнейшего маршрута, упорная и напряжённая борьба за победу, проверка на прочность и техники, и самих участников гонки. И, конечно, вас ждёт дружеское общение, знакомство с замечательными, гостеприимными российскими городами и посёлками.

Убеждён, вы достойно пройдёте все этапы трассы, продемонстрируете лучшие профессиональные и человеческие качества, подарите болельщикам незабываемые мгновения триумфа и гордости за успехи любимых команд. А Россия вновь подтвердит свой высокий статус одного из признанных центров мирового автоспорта.

Желаю вам удачи и вceго наилучшего! В.В. Путин

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Великолепная сотня на Красной площади
Легкий ветер ласкает флаги, парящие над вспомогательным парком ралли «Шелковый путь». Температура зашкаливает за 30° – жаркое лето в Олимпийском комплексе «Лужники».

На старт пятого по счету ралли «Шелковый путь» выйдут 75 автомобилей и 24 грузовика. Им предстоит длинная гонка, общая протяженность маршрута которой составит4 096 километров, из которых без малого 3000 километровсоставят специальные участки.

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Поставив свои автомобили в закрытый парк, находящийся как раз за собором Василия Блаженного, участники с нетерпением ждут момент официального старта. Ровно в 19 часов первые автомобили отправились в путь с Красной площади. Это незабываемый момент для каждого из экипажей, которые высоко ценят предоставленную им честь стартовать с главной площади России.

6 июля в режиме дорожной связки участники прибудут в Тамбов и в воскресенье утром выйдут на старт первого специального участка.

Семён Якубов (директор проекта международное ралли «Шелковый путь»): «В этом году нашей целью было сделать гонку, близкую к африканским ралли, с длинными специальными участками и коротки дорожными связками. Мы также хотели облегчить жизнь экипажам технической помощи, организовав кольцевые этапы. В результате этого механики проезжают меньше километров и у них остается больше времени на отдых. На маршруте будет очень жарко, будет много песка и ориентирование на местности будет непростым. Все вместе это подарит нам очень сложную и очень состязательную гонку. Желаю всем удачи!»

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Фредерик Лекиен (заместитель директора ралли «Шелковый путь»): «Шесть месяцев мы работаем, чтобы организовать красивую гонку. Как и в прошлом году, я думаю невозможно предсказать победителя ни в одной из категорий, и каждый день будет много спортивных интриг. Мы с гордостью можем сообщить, что телевизионное освещение будет осуществляться 67 каналами на 190 стран. По нашему мнению, это лучший способ познакомить весь мир с великолепными российскими пейзажами и самым высоким уровнем спортивной борьбы между участниками».

Жан-Луи Шлессер (Sonangol Schlesser): «Браво организаторам, сумевшим собрать столько участников в это непростое время, и спасибо за выполненную работу, чтобы обеспечить нам великолепное соревнование. Борьба будет напряженной между багги и внедорожниками, в частности для меня с Борисом Гадасиным. На ралли «Африка рейс» также выступал в грузовом зачете очень быстрый российский молодежный экипаж на КамАЗе... Все же надеюсь, что на этой гонке они не приблизятся ко мне вплотную!»

Борис Гадасин (GForce Racing): «Шелковый путь» - очень важная гонка для меня. В прошлом году мне улыбнулась фортуна и я очень горд, что снова смогу померяться силами с Жан-Луи Шлессером. Постараюсь сохранить титул».

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Айрат Мардеев (КАМАЗ-мастер): «Для нас «Шелковый путь» - это очень важная гонка, тем более что соперники на ней очень сильные, ведь в этом ралли участвуют лучшие в мире пилоты грузовиков!»

Алеш Лопрайс (Tatra): «Шелковый путь» - это всегда очень сложная гонка, ведь она очень длинная и нам приходится сражаться с выдающимися спортсменами из команды «КАМАЗ-мастер». Заодно здесь мы проверим мой новый грузовик, но я надеюсь, не сильно отстать от КамАЗов и побороться за победу».

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Первый этап. 7 июля, Волгоград
Грузовой зачет
Неожиданным образом завершился первый этап в грузовом зачете ралли «Шелковый путь-2013». Впрочем, ничего удивительного, ведь лучшее время дня показал экипаж победителя африканского марафона Africa Race Антона Шибалова («КАМАЗ-мастер» №309).

Показал неожиданно для самого себя, как он признался: «Ехали в своем темпе. Только в самом начале СУ объехали Татру. Среди наших обгонов не было. На второй части СУ стоял экипаж Каргинова, но они показали нам, что в помощи не нуждаются. День выдался серьезный». Финишировавший вторым и уступивший товарищу по команде чуть более двух минут Айрат Мардеев согласен с ним. «Сегодня была настоящая гонка. Никаких разминок. Первые 200 км как в классическом ралли – жесткий грунт, очень много затяжных поворотов. Бездорожья много. Километров 15 просто ехали по курсу. А вторая часть – это уже песок с кустами. Кстати, выдохлись на этих 175 километрах больше, чем на первых двухста. Пришлось обгонять очень много автомобилей, и потеряли много времени. Я стартовал первым среди грузовиков, и пришлось открывать трассу. Сначала пытался ехать по автомобильному следу, но потом пришлось прокладывать собственную дорогу. Пески невысокие, но рельефные и очень сыпучие».

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Легковой зачет
Сегодня в половине седьмого утра первый автомобиль покинул бивуак в Тамбове, чтобы к 9 часам 35 минутам прибыть на старт первой части специального участка. Этот отрезок проходил по твердой пересохшей почве и большое количество пыли затрудняло обзорность. В целом – настощее удовольствие для пилотов и лишь в конце густая растительность затруднила работу штурманам. На второй части специального участка, отделенной от первой 50 километрами «нейтрализации», пейзажи стали величественными, а трасса покрылась песком и, попетляв вдоль природных заповедников, вывела к Арчединским пескам.

На бивуаке в Волгограде температура далеко зашкалила за 30°C. Очень жарко в этом году на «Шелковом пути» и это только начало. В автомобильном зачете Филипп Гаш вернулся за руль, чтобы протестировать свой новый багги SMG. Но, как говорится «старый конь борозды не испортит» и француз подтвердил, что он не растерял своих навыков и вместе со своим другом Жан-Пьером Гарсеном выиграл первый специальный участок ралли «Шелковый путь-2013»!

«Естественно я очень доволен таким результатом, - прокомментировал Филипп Гаш на финише. – Но прежде всего это подтверждение эффективности автомобиля. Мы стартовали шестыми сегодня утром и благодаря отличной штурманской работе Жан-Пьера ни разу не сбились с маршрута. Такой результат радует, но я не забываю, что приехал сюда, чтобы собрать как можно больше информации, причем на хорошей скорости. Я здесь не для того, чтобы показывать спортивные результаты».

Продемонстрировавший второй результат Владимир Васильев уступил Гашу всего 2 минуты 49 секунд. «Было немного песка, красивые песчаные дорожки, немало быстрых участков, но очень много пыли, - рассказал Васильев. – Первая часть была сложной, я обошел Шабо. На второй мы совершили навигационную ошибку и Гаш уехал вперед…»

Жан-Луи Шлессер не остался в долгу и финишировал третьим с отставанием 9 минут 41 секунда от Гаша. «Было много навигации, - рассказал француз, не выпуская из рук шланг, из которого он мыл свой багги. – На первой части СУ меня долго блокировал Гадасин, от 70 километра и до самого конца. На второй части СУ я стартовал за ним и когда он заблудился, мы смогли следовать в нашем ритме. Дальше я пропустил Васильева и Гаша... Я не хотел рисковать в этот первый очень жаркий день».

Прошлогодний победитель ралли Борис Гадасин допустил несколько мелких ошибок, которые отодвинули его на шестую позицию. «Мы недостаточно сбросили давление и поэтому через дюны было ехать непросто, - объяснил он. – Я совсем забыл, что песок становится очень вязким в такую жару... Но специальный участок был очень красивым».

«Болячки молодости» у багги Ронана Шабо и Жиля Пийо, которые финишировали девятыми. «В целом багги функционирует неплохо и мы не отставали от других на первой части СУ, но я не обратил внимание на изменение в «роуд-буке», поехал прямо и мы заглохли... По такой жаре непросто было перезапустить двигатель, случилась проблема со стартером... Потеряли время, а потом на второй части СУ пробили колесо. Если не считать этих мелочей, автомобиль работает как часы!».

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Второй этап. 8 июля, Волгоград
Легковой зачет
Этот второй этап ралли обошелся практически без дорожных связок – не случайно он был задуман как кольцевой по Волгоградской области. Всего пять километров, чтобы доехать до старта, а затем два отрезка специального участка: соответственно 333 и 145 км, разделенных 44-километровой «нейтрализацией» и завершающая 18-километровая связка до бивуака.

С самого утра солнце нещадно палит над окрестностями города, который в этом году отметил 70-летие Великой Сталинградской битвы.

День великолепен и обещает экстремальную жару, как с точки зрения климата, так и накала спортивных страстей. Протяженность этапа 546 км и уже в самом начале немало экипажей заблудилось и не сразу вышли на нужный курс. Второй отрезок специального участка проходил по твердым и быстрым полевым дорогам.

Российский экипаж Василье/Евтехов на Proto GForce лучше других справился с национальными особенностями рельефа, где десятки мелких дорожек и заросли делают навигацию очень сложной.

На вопрос: «Блуждали ли Вы?», Васильев от души расхохотался: «Я не блудил! Шучу, конечно. Мы плутали, как и все, но я очень быстро увидел, что КАМАЗы нашли правильную трассу и мы поехали за ними. Затем было непросто их обогнать, как и Гаша, и Шлессера, ехавших перед нами. Но мы рискнули и обошли их. Вторая часть специального участка была очень быстрой и мы полностью выложились, чтобы выиграть этот СУ и выйти в лидеры по сумме».

Показавшие второй результат дня на СУ и занявшие вторую позицию по сумме Филипп Гаш и Жан-Пьер Гарсен (SMG) также отлично справились с навигацией даже на самых сложных участках. «Мы ошиблись в начале, - пояснил патрон SMG, - но очень быстро мы выехали на правильную дорогу. Мы долго открывали трассу, но в деревне, где было ограничение скорости 30 км/час, мы пропустили поворот. Пока разворачивались, мимо проехал КАМАЗ. Чуть дальше он остановился и мы выбрались из шлейфа пыли...

Третий результат показал Борис Гадасин (GForce), хоть его и подвел генератор. Измотанным длинным СУ и жарой финишировал Шлессер: «Это был очень сложный с точки зрения навигации участок, причем с самого начала и особенно в барханах».

Оправившись от неудач первого дня Кристиан Лавией выиграл первую часть этого СУ и финишировал на пятой позиции. «Нам еще повезло, так как я помнил некоторые места. Навигация была очень сложной, но Жан-Мишель отлично справился. В барханах песок был очень вязким, особенно там, где уже кто-то проехал. Это был красивый СУ и очень красивый гоночный день!»

Финишировавший шестым Адам Малыш (Toyota Overdrive) тоже улыбался на финише: «Триста километров рыхлого песка – физически это было тяжело, но здорово!»

Венгры Жалай и Бункоци завершили день седьмыми и с лицами черными от пыли, проникавшей в салон их Opel через вентиляционный люк. За ними финишировали бывшие мотогонщики поляки Дабровски и Кзашор, которым все больше нравится новая дисциплина. «Мне действительно нравится, - признался Марек Дабровский. – Довольно забавно ездить на автомобиле по песку и Toyota Overdrive действительно супер-автомобиль – мощный и юркий. Очень красивый СУ, но непростой в навигации!»

Третья Toyota Overdrive с российским экипажем Фирсов – Филатов классифицировалась девятой, перед экипажем Лорана Фуке, выступающем на прототипе Sodicars.

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Грузовой зачет
Вчера молодой пилот Андрей Каргинов столкнулся с проблемами и сегодня утром стартовал с девятой позиции. Но дни никогда не повторяются на ралли-рейдах, и петля Волгоград-Волгоград стала днем славы для экипажа КамАЗа под стартовым номером 305 Каргинов/Мокеев/Девяткин!

«Это настоящий российский специальный участок, - прокомментировал Каргинов на финише, - с развилкам, где выбор приходится делать между семью направлениями... А решение нужно принимать быстро, ведь направления меняются постоянно, а мы едем довольно быстро! Сегодня нам повезло и даже если мы иногда ошибались, все равно быстро возвращались на правильную дорожку. С другой стороны нам пришлось попотеть сегодня, ведь стартовали мы из глубины зачета, и нам пришлось обгонять очень много автомобилей. Вторая часть СУ была очень быстрой и трудной, но за все усилия нас вознаградил этот великолепный результат».

Показавший второй результат дня Айрат Мардеев возглавил гонку по сумме этапов. «Мне пришлось остановиться в конце второй части СУ, который был очень быстрым в результате чего у нас перегрелось заднее правое колесо и нам пришлось его заменить, - объяснил пилот КамАЗа №300».

На четвертой позиции следом за товарищем по команде Дмитрием Сотниковым оказались победители предыдущего этапа Шибалов/Аматыч/Хисамиев. «Вчера для нас был действительно неожиданный результат, - объяснил Шибалов. Но сегодня случились проблемы с навигацией на двух частях СУ, вот мы и потеряли время... Зато специальные участки были действительно интересные для нас, очень красивые и сложные».

Третий этап. 9 июля, Астрахань
Курс на Юг. Ралли «Шелковый путь» попрощалось с Волгоградом и отправилось в Астрахань. Этот город, находящийся в дельте Волги при ее впадении в Каспийское море иностранцы считают столицей черной икры. Старт специального участка был дан посреди древней хазарской степи на пустынном плато. На пути их ждали пустынные эрги, а на бивуаке в Астрахани температура превышала 40°C... в тени!

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Легковой зачет
Этап протяженностью 486 километров стал более чем серьезным испытанием для многих участников, но не для Жан-Луи Шлессера, который безупречно преодолел дистанцию и выиграл этот третий этап. В результате он переместился на вторую позицию по сумме этапов. «В начале СУ, прокомментировал француз, - меня долго сдерживал Мардеев. Это была не его вина, но он ехал очень быстро и мне не удавалось приблизиться к нему на достаточное расстояние, чтобы сработал Sentinel. Когда же мне наконец удалось обозначить мое присутствие, он тут же принял в сторону, чтобы пропустить нас и я высоко оценил такое спортивное поведение. После этого мы ехали одни и я увидел лишь шлейф пыли от машины Гадасина, который остановился из-за технической проблемы. Потом в первых дюнах мы нагнали Васильева, а в следующих Гаша. Вместе с ним мы и ехали до самого финиша. Это был очень красивый СУ, но очень жаркий!»

Филиппу Гашу и Жан-Пьеру Гарсену пришлось менять колесо багги SMG, но они все же финишировали вторыми и снова возглавили гонку по сумме этапов. «Заднее правое колесо спустило из-за жары, - рассказал Филипп Гаш, - и таким образом потеряли все утреннее преимущество. Но автомобиль работает очень хорошо, несмотря на экстремальные условия и это очень важно нас».

Показавший третий результат, бывший польский прыгун с трамплина Адам Малыш (Toyota Overdrive) подтвердил, что его ждет новая великолепная спортивная карьера. «Это был очень длинный и тяжелый из-за жары специальный участок, - рассказал четырехкратный чемпион мира. – Мне очень понравились первые 250 километров, потом в дюнах было сложно, ведь там узкие извилистые проходы и очень жарко! Так жарко, что я уже не мог поставить ногу на пол автомобиля! На последних километрах мы пробили колесо на сильно пересеченной местности, по которой приходилось передвигаться прыжками».

Не слишком удачно сложился день для Владимира Васильева (GForce), который уступил более 33 минут Шлессеру. «Мне пришлось остановиться по крайней мере на 26 минут из-за жары образовался эффект «vapor lock» (паровой пробки) и бензонасос начал барахлить. Такое приводит в бешенство, но я смог наблюдать дуэль Гаш – Шлессер и, должен сказать вам, это был спектакль, настоящее кино! Великолепно! Шлессер обошел Гаша в песках, а Гаш снова вышел вперед на тропинке. Это было грандиозно!»

Очень удачно сложилась гонка для российского экипажа Фирсов/Филатов второй Toyota Overdrive, который показал пятый результат. «Сегодня было по настоящему тяжело, - объяснил Фирсов. – Мне казалось, что мы не перестаем прыгать и было так жарко, что немало пилотов останавливались на трассе. В результате мы оказались вторым русским экипажем на финише!»

Меньше повезло двум другим экипажам Toyota Overdrive: Дабровскому пришлось сбавить скорость из-за перегрева двигателя, а Рахимбаеву пришлось останавливаться, чтобы чиниться.

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Грузовой зачет
В грузовом зачете почести победителя дня должны были бы достаться Айрату Мардееву, но не все оказалось так просто. «Начало СУ было очень быстрым, прокомментировал молодой пилот. Но в 150 километрах от финиша, точно также как и вчера, из-за жары взорвалось колесо». Следом за ним с отставанием в 23 минуты финишировал грузовик МАЗ Вязовича и через 28 минут 37 секунд КАМАЗ Сотникова.

Неудача поджидала в этот день выигравшего предыдущий этап Каргинова (КАМАЗ). После отказа двигателя он отдал свои карданы товарищу по команде Шибалову, столкнувшемуся с проблемами подвески. Шибалов отбуксировал его до асфальта и продолжил гонку. Что касается экипажа КАМАЗа №303 Николаев/Яковлев/Рыбаков, то ему пришлось остановиться для ремонта еще до старта на дорожной связке. Он все же сумел стартовать, но с опозданием на 2 часа 25 минут от предусмотренного времени. На финише в Астрахани выяснилось, что Николаев показал лучшее время на СУ, лучше чем у Мардеева. Тем не менее, он получит штраф соответствующий времени опоздания на старт – 2 часа 25 минут. Что, впрочем, не умаляет его спортивный подвиг.

Четвертый этап. 10 июля, Элиста
Пятый день ралли подарил его участникам незабываемый специальный участок. В этот день ралли меняет генеральный курс и поворачивает в западном направлении. Трасса СУ начиналась практически от берегов Каспийского моря, а финишировали участники в столице Калмыкии.
Однако, учитывая жару, ведь уже который день спортсменам приходится переносить более чем 40-градусную температуру и то, что на этом этапе они сразу же погружались в пески, оргкомитет и руководство ралли приняли решение сократить протяженность специального участка и остановить его на КП2, то есть на 305,21 километре трассы. После этого участники продолжат путь до Элисты по асфальту в режиме дорожной связки (153 км) до Элисты. Однако общая протяженность этапа не изменилась.

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Легковой зачет
Первым стартовал в 8 часов 20 минут Жан-Луи Шлессер. Через две минуты на трассу отправился Филипп Гаш. Какое-то время их дуэль продолжалась, пока каждый из них не уступил время соперникам. Но если Шлессер все же доехал до финиша, то Гаш остался на 184 километре со сломанной коробкой передач. Для гонки это потеря значительной части интриги, тогда как пилот и владелец команды SMG считает свою миссию выполненной. «Задача получить максимум информации о надежности различных узлов багги в экстремальных условиях выполнена, - сказал Филипп на бивуаке в Элисте. – Мы эксплуатировали некоторые узлы с максимальной нагрузкой, но я действительно доволен, ведь это багги способно показывать хорошие результаты. И все же я немного разочарован, так как мне понравилась эта гонка. «Шелковый путь» исключительное ралли, прекрасно организованное. Сейчас мы постараемся починить автомобиль и, думаю, сможем завтра выйти на старт, чтобы продолжить испытания и получить удовольствие от езды по российскому бездорожью».

Пока французы выясняли отношения, Владимир Васильев (GForce) выиграл специальный участок. «Это был хороший день дня нас, - прокомментировал россиянин, даже несмотря на то, что практически всю дистанцию мы прошли без шестой скорости. Я видел как Гаш совершил навигационную ошибку, а потом Шлессер остановился в песке. Для нас все прошло хорошо, даже на пяти передачах, и мы скорее довольны результатом!».

После четвертого этапа Васильев возглавил ралли по сумме, на 19 секунд опережая Шлессера, финишировавшего пятым. «Сначала мы ехали в одиночестве, - объяснил Шлессер, - но я налетел на горку очень твердого песка и погнул правый передний диск. Мы потеряли много времени на замену, но затем мы всех обошли, кроме Васильева».

Великолепный результат показал пилот команды Toyota Overdrive Евгений Фирсов – второе время дня: «Это был великолепный день для нас. Нам также сопутствовала удача, ведь время от времени мой штурман Вадим (Филатов) забывает диктовать мне позиции легенды и раза три мы чуть не совершили красивые полеты».

На третьей позиции финишировал Андрей Дмитриев (Нартайм). «Сегодня утром мы стартовали с 25 позиции, но ветер уносил шлейфы пыли и мы смогли обогнать многих участников. Потом с обгонами стало сложнее, особенно трудно было обходить грузовики. Для нас это был первый день без технических проблем и наконец-то у нас появился хороший термос для воды... Ведь в последние дни мы просто обжигали языки, настолько вода была горячая, а вот сегодня совершенно иное дело. Наверняка поэтому мы и показали хорошее время», - смеется Дмитриев.

Непросто дался четвертый результат пилоту Toyota Overdrive Адаму Малышу. «Я пропустил развилку, - пояснил его штурман Рафал Мартон, - так как мой счетчик пройденного пути начал барахлить. Естественно, я тут же перешел на запасной, но навигация в степи была очень сложной. Тяжелый, но очень красивый этап».

Жером Пелише и Евгения Декрэ (Toyota Overdrive), после отказа кардана пропустили две точки во второй день, но сегодня финишировали на седьмой позиции. «Сегодня все прошло хорошо, - объяснил Пелише, - за исключением того момента когда мне пришлось объезжать корову и я разбортировал колесо в промоине... В остальном я очень доволен!»

Сразу за французами на восьмой позиции финишировала еще одна Toyota Overdrive – экипажа экс-мотогонщиков Дабровски и Кзашор. «Один раз мы плотно сели в песке и потеряли время из-за небольшой навигационной ошибки, - комментирует Марек. – Это был очень красивый СУ, но у меня еще недостаточно опыта, чтобы атаковать на быстрых отрезках».

Девятый результат показал опытный спортсмен Александр Никоненко, он обошел Кристиана Лавиея, выступающего на багги Juke. «В начале песчаные переметы были настолько рыхлыми, что нам приходилось сильно сбрасывать давление, чтобы не застрять... Затем в дюнах пришлось доставать трапики».

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Грузовой зачет
В грузовом зачете Антон Шибалов взял реванш и выиграл этап до Элисты. «Это был прекрасный день, - прокомментировал пилот КАМАЗа, - особенно после проблем с карданами, случившимися накануне. Мы проехали СУ на одном дыхании и без малейших проблем». Удачным выдался день и для Алеша Лопрайса (Tatra), который наконец-то избежал технических проблем. «Мой малыш родился всего четыре дня назад, - объяснил чех. – Поэтому у нас много детских болячек, над которыми еще предстоит работать, и именно поэтому я приехал на «Шелковый путь». Это великолепное ралли, чтобы испытывать технику по полной программе. Сегодня мы поднялись с 49 на 2 место, но нам еще много предстоит работать над настройками подвески сегодня вечером...»

Третий результат дня у Эдуарда Николаева («КАМАЗ-мастер»): «Мы могли не раз заблудиться, но штурманская работа заслуживает самой высокой оценки. Мы потеряли две с половиной минуты в песках, когда осматривали грузовик, но для нас главное провести испытания. Я рад снова оказаться в Калмыкии, где нас всегда встречают очень гостеприимно, а такой горячий прием прибавляет много энергии».

Завтра этап протяженностью 559 километров приведет караван «Шелкового пути» в Астрахань.

Пятый этап. 11 июля, Астрахань
Сегодня караван ралли «Шелковый путь» вернулся в Астрахань. И с самого начала специального участка штурманам было уготовано непростое испытание. Это добавило пикантности гонке, середина маршрута которой проходила в пустынных декорациях. А на десерт, уже ближе к Каспию, участников ждала изрядная доза песка, с преодолением дюнных заслонов.

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Легковой зачет
На этом пятом по счету специальном участке гонка была особенно зрелищной и увлекательной. Даже если соперники и не всегда ехали вместе, но все равно Шлессер (Schlesser) и Васильев (GForce) бились за доли секунды. Не менее напряженной была схватка Фирсова (ПЭК) и Дмитриева (Нарттайм). Узел интриги затянулся туго, но ближе к концу многим гонщикам пришлось искать контрольную точку, и Шлессер в очередной раз быстрее других справился с задачей. Он одержал победу на СУ, почти на 12 минут опередив Фирсова и более чем на 25 минут Васильева, сохранившего вторую позицию по сумме этапов.

Уже на бивуаке Шлессер, смеясь, устроил душ (пока еще не из шампанского, а всего лишь из воды) Мардееву. «Мы долго сражались на трассе, и это было очень забавно, - объяснил французский гонщик. – В начале СУ я оказался в пыли Малыша (Toyota Overdrive), думаю, что Sentinel не работал, ведь мы на протяжении 80 километров оставались позади него. Затем мы обошли Дмитриева, который ехал очень быстро, но в конце СУ нам долго пришлось искать контрольную точку. Каким-то чудом я выбрал направление, и мы ее нашли».

Показавшие второй результат на СУ Фирсов и Филатов (Toyota Overdrive) отыграли одно место по сумме этапов, и теперь они третьи. «Я начинаю хорошо чувствовать мою Toyota Overdrive, - объяснил Фирсов, и, смеясь, добавил, - Сегодня это было вроде поездки на дачу! То есть мы хорошенько попотели на завершающей части СУ, ведь найти правильную дорогу было непросто. Несколько раз мы сбивались с пути, а один раз совершили ошибку, потому что оба засмотрелись на вертолет... Долго пришлось искать и выезд из дюн».

Самая большая неудача дня выпала на долю Владимира Васильева, боровшегося со Шлессером за победу, но уступившего французу 25 минут 26 секунд по сумме. Немного успокоившись после душа, российский гонщик объяснил: «Больше 15 минут я искал контрольную точку, стал нервничать и разбил подвеску. В результате потерял еще больше времени». Несмотря на большой талант, Васильеву будет непросто отыграться на 490 километрах, но гонка не закончилась и интрига не исчезла.

Финишировавший с четвертым временем Кристиан Лавией очень доволен своим багги Juke и результатом. «Это был красивый СУ, - пояснил француз, - и мы великолепно его проехали. Но в самом конце мы искали контрольную точку и потеряли много времени. Досадно, ведь наш результат мог быть лучше».

Неудачный день для Дмитриева. Накануне у него не случилось проблем, и он финишировал третьим, а вот сегодня по пути в Астрахань, как говорят гонщики, «поймал крышу». Схожий сценарий и для экипажа Адам Малыш – Рафал Мартон. С самого начала ралли они прекрасно вели гонку и могли рассчитывать на подиум, но сегодня совершили серию переворотов и были вынуждены сойти с дистанции.

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Грузовой зачет
В грузовом зачете победу на СУ одержал Эдуард Николаев («КАМАЗ-мастер»): «Это был интересный день, у нас обошлось без каких бы то ни было проблем. Разве что в конце, когда мы заблудились. Участок был быстрым и, как всегда, сложным в навигации».

Показавший второй результат на СУ Айрат Мардеев («КАМАЗ-мастер») относительно спокоен, ведь он на два часа 27 минут опережает ближайшего соперника. «Для нас все прошло отлично, вот только снова взорвалось заднее колесо. Надо будет обязательно разобраться с этой проблемой, ведь это случается уже не первый раз. Мы не знаем в чем причина – в грузовике или в покрышке. После этого я немного сбавил, но на последних километрах мы, как и все заблудились. Мы немного покрутились, поняли, что мы первыми нашли правильную трассу, ведь следов не было. Шлессер поехал за нами. В самом конце СУ у нас начало спускать еще и переднее колесо, которое мы меняли уже на дорожной связке. Как бы там ни было, это был гораздо более легкий день, чем предыдущие».

Не повезло Лопрайсу (Tatra). Он был вынужден остановиться на 111 километре, так как отвалилось крепление радиаторов.

Шестой этап. 12 июля, Астрахань
Казалось бы, после пятого этапа поменять сложившуюся на «Шелковом пути-2013» иерархию нереально. Даже, несмотря на то, что протяженность шестого специального участка превышала четыре сотни километров и его конфигурация не стала проще предыдущих. Уж слишком надежным казался задел, сделанный в предыдущие дни Жан-Луи Шлессером в автомобильном зачете и Айратом Мардеевым в грузовом. В такой ситуации лидеры обычно переходят к тактической гонке и контролируют ближайших соперников. Но, вопреки правилу, на предпоследнем этапе накал борьбы не спал, а узел спортивной интриги затянулся еще туже.

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Легковой зачет
Владимир Васильев (GForce), стартовавший с пятой позиции, очень быстро нагнал заблудившегося Жан-Луи Шлессера и началась зрелищная дуэль в реальном времени и в великолепных декорациях. В конце концов экипаж Васильев – Евтехов одержали победу на специальном участке и отыграли 8 минут у Шлессера – Жильцова (Buggy Schlesser) по сумме этапов. Но самое большое достижение дня принадлежит Кристиану Лавиею и Жан-Мишелю Полато (Juke Dessoude), которые, финишировав с третьим результатом, поднялись на пятую строчку по сумме.

Улыбаясь, Владимир Васильев рассказывает: «Мы нагнали Шлессера и вместе ехали до финиша. Мы также потеряли секунд 30 в песках и дважды разворачивались, но в остальном все прошло нормально»!

Шлессер выглядел довольно уставшим на финише этого длинного и горячего СУ. «Начало было непростым и где-то на 70 километре мы поехали по параллельной дорожке¸- объяснил француз. – Когда заметили ошибку, вернулись к исходной точке. В результате потеряли 10 - 12 минут и, кроме того оказались в компании КамАЗа и Васильева. Так что непростой выдался денек».

Чтобы финишировать третьим Кристиану Лавиею пришлось поддерживать бешеный темп на 412 километрах специального участка. «Сегодня у нас все прошло отменно и к тому же было не так жарко как на 4-м этапе Волгоград - Астрахань. Доехав до 70 километра, мы увидели как Шлессер возвращается на трассу, он взял неправильный курс... Жан-Мишель ориентировался безупречно и мы не совершили ни одной ошибки. А вот в дюнах оказалось непросто, так как песок был очень рыхлым. Это ралли уникальная возможность оттестировать все узлы и надежность багги. Это была очень плодотворная неделя и очень красивое ралли с длинными и трудными этапами, настоящий ралли-рейд, когда по шесть часов в день остаешься в «ковше»! Было очень много песка, большие дюнные участки. На таком ралли у каждого участника есть возможность поправить свое положение после неудачного дня. Это ралли очень хорошо организовано и на бивуаке мы едим самые вкусные в мире супы».

Доволен специальным участком и Айдын Рахимбаев (Toyota Overdrive), тогда как Евгений Фирсов, страдающий от морской болезни при преодолении дюн, финишировал пятым. Поставленную перед собой задачу выполнили Марек Дабровски и Яцек Кзашор (Toyota Overdrive) – они завершили специальный участок и многому научились.

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Грузовой зачет
В грузовом зачете лавры победителя достались Антону Шибалову («КАМАЗ-мастер»), он опередил своих товарищей по команде Сотникова и Николаева. «Сегодня действительно был очень тяжелый участок, - объяснил Антон на бивуаке в Астрахани. – Управлять грузовиком в степи, поддерживая оптимальную скорость и одновременно контролируя промоины и кочки, это было изнурительное упражнение. «Шелковый путь» - сложнее «Дакара»!

Показавший второй результат на СУ Дмитрий Сотников остановился, чтобы помочь своему товарищу А.Мардееву, у которого случились проблему с двигателем. «Это был хороший день для нас, - сказал он, - но очень тяжелый. Местность здесь действительно непростая: очень быстрые тропки, дюны, бездорожье... Когда мы остановились рядом с Мардеевым, Шибалов обошел нас». Третий результат у Э.Николаева, ехавшего вместе со Шлессером и даже заблудившегося вместе с ним в начале этапа... Результата, показанного Айратом Мардеевым было бы достаточно, чтобы сохранить лидерство по сумме этапов, причем с солидным почти что пятидесятиминутным преимуществом над ближайшими преследователями – товарищами по команде. Но двухчасовой штраф за пропущенную контрольную точку отбросил его на четвертое место по сумме позади Сергея Вязовича (МАЗ). Так что статус кво сохранить не удалось.

Сход Лорана Фуке практически сразу же после старта, так как расплавилась клемма бортового табло, что было чревато возгоранием. Также неудачный день для Николя Дюкло и Себастьяна Делонэ, выступающих на RZR Polaris. Еще два дня назад они были пятнадцатыми в общем зачете, а сегодня из маслопроводного шланга закапало масло на выхлопную трубу и чуть было не случился пожар. На бивуак их отбуксировал грузовик, но завтра они продолжат гонку. Экипаж А. Никоненко – К. Мещеряков (ё-Crossover) подвел турбонаддув и им также пришлось вернуться на бивуак. Завтра они все же выйдут на старт.

Седьмой этап. 13 июля, Астрахань. Итоги гонки
В одном из своих интервью перед стартом «Шелкового пути» знаменитый лис пустыни, оставшийся верным африканскому континенту и пять раз подряд выигравший марафон Africa Race заметил, что в этом году на него произвел впечатление очень быстрый экипаж команды «КАМАЗ-мастер», первым в грузовом зачете и вторым в абсолюте финишировавший на Розовом озере. И добавил: «надеюсь, что хоть здесь они не слишком часто будут наседать мне на пятки». Провидец – не провидец, а в интуиции не откажешь. Но обо всем по порядку.

Оставив позади более четырех тысяч километров, участники ралли «Шелковый путь-2013» вышли на финишную прямую. То есть на последний этап «Шелкового пути-2013» и не стоило тешить себя иллюзиями –87 километров завершавшего гонку специального участка не были простой формальностью. Скорее это был уменьшенная копия всего маршрута, которую венчал финишный спурт вдоль Волги, на берегу которой героев этого удивительного приключения ждал подиум. Да, пятое по счету ралли «Шелковый путь» стало тем самым настоящим «африканским» марафоном, о котором до сих пор опытные спортсмены рассказывают легенды. Вот и после «Шелкового пути» некоторые участники будут вспоминать, как им пришлось доставать лопаты, чтобы вызволить своих железных коней в нескольких сотнях метров от финиша.

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Легковой зачет
В автомобильном зачете до последнего метра дистанции сражался с Жан-Луи Шлессером Владимир Васильев. Но француз, которому в сентябре исполнится 65 лет, по прежнему молод душой и уступил российскому пилоту на седьмом СУ всего 36 секунд. Таким образом, в результате напряженнейшей недельной схватки экипаж Жан-Луи Шлессер – Константин Жильцов выиграл пятое издание ралли «Шелковый путь». И к своим многочисленным титулам Шлессер добавил еще один – Астраханский.

«Как обычно, я шел к этой победе день за днем, - объяснил Шлессер у подиума. – Необходимо постоянно чувствовать соперников и не нервничать. После победы на втором СУ, мы сохранили бдительность, и я очень старался не допустить ошибок. Борьба с Васильевым была очень напряженной, это была красивая схватка и мы выиграли просто потому что у меня больше опыта, а мой автомобиль быстрее. Что касается багги, то он не создал никаких проблем на всем ралли, и я даже позволил себе протестировать некоторые узлы. Я по-настоящему горжусь моими механиками и подготовкой автомобиля. Лично мне СУ показались несколько длинноватыми, ведь при 50-градусной жаре в кабине было трудно сохранять сосредоточенность на протяжении 500 километров. Но трасса была великолепная и очень сильно напомнила мне юг Марокко и Мавританию. Поздравляю организаторов – все было сделано великолепно. Мы прекрасно питались, что очень важно при таких затратах сил и энергии».

Встреча опыта и молодого задора. Походя к подиуму, расположенному у стен Астраханского кремля Жан-Луи Шлессер встретил Дмитрия Сотникова, одержавшего победу в грузовом зачете. И обнял его, поздравляя.

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

Грузовой зачет
В 28 лет Дмитрий Сотников не скрывает волнения от победы, которую он одержал со своими товарищами по экипажу КамАЗа №312 – Вячеславом Мизюкаевым и Андреем Афериным. Он признался: «Ведь я всего два года выступаю в качестве пилота и даже представить себе не мог, что въеду в Астрахань победителем. Команда доверила мне роль водителя грузовика быстрой технической помощи, я вез запчасти для других экипажей. Но вчера вечером Айрат (Мардеев), который возглавлял гонку, получил двухчасовой штраф за пропуск контрольной точки. Внезапно я понял, что у меня есть шанс выиграть гонку! Наш руководитель команды Владимир Чагин сказал, что это будет тяжелый день, но он не давал нам никаких установок... Я чувствовал очень большое давление на последнем СУ, потому что Антон (Шибалов) ехал очень быстро и обошел нас в20 километрахот финиша... Тогда я понял, что у нас оставалась всего минута преимущества, и я действительно выложился! Это моя первая личная победа, ведь на Africa Race мы ехали по очереди с Антоном (Шибаловым). Это очень большой сюрприз для меня и я очень волнуюсь!»

По мнению Семена Якубова пятое издание «Шелкового пути» - большая удача: «Я, в самом деле, доволен количеством и уровнем подготовки участников «Шелкового пути». День за днем я наблюдал счастливые лица и это было очень трогательно. Мы пытались организовать гонку в лучших африканских традициях, с длинными и сложными специальными участками и это понравилось участникам. Победы Жан-Луи Шлессера и Дмитрия Сотникова весьма символичны. Это победа старой школы и молодости. У нас есть интересные задумки насчет будущих маршрутов. Я благодарю вас всех».

Доволен итогами ралли и Фредерик Лекиен: «Для меня это самое красивое издание за последние пять лет, маршрут которого приветствовали все спортсмены. Это был действительно выдающийся маршрут, включающий длинные и сложные специальные участки, которые неизменно доставляли удовольствие участникам. Очень скоро мы сообщим ралли-рейдовому сообществу маршрут следующего «Шелкового пути». Еще раз браво всем участникам, которые превзошли себя, чтобы доехать до финиша».

«Шелковый путь – 2013»: Шаг за шагом

ФИНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАЛЛИ «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ-2013» (АВТО)
Шлессер/Жильцов (Schlesser) за 32:55’35’’
Васильев/Евтехов (GForce) отставание – 16’33’’
Фирсов/Филатов (Toyota Overdrive) – 1:47’33’’
Дабровский/Кзашор (Toyota Overdrive) – 4:06’01’’
Лавией/Полато (Dessoude) – 4:16’58’’
Иссабаев/Подолянюк (Toyota Overdrive) – 5:18’36’’
Савенко/Мальцев(Acura) – 5:33’24’’
Пелише/Декрэ (Toyota Overdrive) – 7:45’14’’
Рахимбаев/Ашимов (Toyota Overdrive) – 8:51’38’’
Сенков/Маринов (Opel) - 8:57’15’’

ФИНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАЛЛИ «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ-2013» (ГРУЗОВИКИ)
Д.Сотников («КАМАЗ-мастер») – 36:28’25’’
А.Шибалов («КАМАЗ-мастер») отставание – 1'04’’
С.Вязович (МАЗ) – 32'39''
A.Мардеев («КАМАЗ-мастер») – 1:21’35’’
Я.Валтр (LIAZ) – 2:06'47''
А.Василевский (МАЗ) – 2:28'21''
В.Вилдман (LIAZ) – 5:10'13’’
С.Куприянов («КАМАЗ-мастер») -5:29’36’’
М.Ван Ден Бринк (GINAF) – 6:29’58’’
М.Ковач (SCANIA) – 8:59’17’’