17 Августа 2018 г.     0.00 ()     0.00 ()

«Дакар-2013». За латинскими бедуинами

Даже не самый сведущий в географии читатель прекрасно понимает, что в Южной Америке если когда-то и бывали бедуины, арабские и африканские кочевники, то только в качестве туристов. Зато с 2009 года по другую от нас сторону земного шара в самый разгар европейской зимы сотни профессиональных и начинающих гонщиков отправляются в долгий и сложный путь – в погоню за статуэтками в форме бедуинов с легендарной надписью Dakar. В нынешнем году пятый за свою латиноамериканскую историю и в общей сложности 34-й трансконтинентальный ралли-марафон стартовал 5 января в Лиме, столице Перу, и финишировал 19 января в чилийской столице Сантьяго. Чем же поклонникам автоспорта запомнится «Дакар-2013»?

Помимо Перу и Чили, маршрут марафона на этот раз проходил и по территории Аргентины, а общая протяженность дистанции составила 8574 километра. «Дакар» образца 2013 года состоял из 14 этапов и одного дня отдыха в аргентинском Сан-Мигель-де-Тукумане. Как всегда, в зависимости от техники участники гонки состязались в четырех категориях – в зачетах мотоциклов, квадроциклов, внедорожников и грузовиков, при этом в первых двух классах большинством спортсменов стали любители со всей Латинской Америки.

Как ни странно, но фавориты «Дакара-2013» в каждой из категорий были известны заранее. В классе квадроциклов таковыми стали аргентинец Маркос Патронелли на вездеходе Yamaha и представитель ОАЭ Себастьян Хуссейни на технике марки Honda. В свою очередь, в мотоциклетном зачете обладателями и золотого, и серебряного, и бронзового «бедуинов» вероятнее всего стали бы заводские гонщики австрийской KTM – француз Сирил Депре, португалец Рубен Фариа и чилиец Франциско Лопес. А вот в «легковой» категории десятикратному победителю марафона Стефану Петеранселю из коллектива Mini предстояло побороться с южноафриканцем Жиниэлем де Вильерсом на пикапе Toyota. А опытные катарец Нассер Аль-Аттия и испанец Карлос Сайнс на этот раз выступили в роли темных лошадок, решив объединиться в одну команду и выступить на новейшем багги работы американца Деймона Джеффериса.

Наконец, для наших соотечественников наиболее перспективным уже давно выглядит грузовой зачет, представленный успешной командой «КАМАЗ-мастер». В прошлом году на южноамериканском марафоне гонщики из Набережных Челнов оказались вне подиума – подводила то техника, то отсутствие опыта у молодых экипажей. И в нынешней гонке ставка была сделана на «камазовскую» молодежь – экипажи Эдуарда Николаева, Айрата Мардеева и Андрея Каргинова. Им и предстояло бороться с голландцем Жераром де Роем на Iveco, его напарниками Хансом Стейси и Массимо Биазоном и чешскими пилотами Алесом Лопрайсом и Мартином Коломы из команды Tatra.

Итак, старт дан. На первых трех этапах «Дакара-2013», проходивших по территории Перу, как и на трех последних, состоявшихся уже в Чили, в зачет шли спецучастки для всех категорий гонщиков, но на сложных этапах в предгорьях Анд и пустынях близ Тукумана рисковать позволяли в основном только пилотам внедорожников, мотоциклов и грузовиков. Дважды, на восьмом и одиннадцатом этапах, в планы спортсменов вмешивалась погода, а именно проливные дожди, которые привели к затоплению пересохших русел рек и отмене зачетных спецучастков. В обоих случаях организаторы марафона фиксировали время прохождения лидерами промежуточных контрольных точек, затем выставляли «красный флаг», а тем гонщикам, которые до искомых пунктов добраться не успевали, засчитывали время худшего из лидеров.

Владимир Васильев и Виталий Евтехов.jpg

Зачастую такое решение комиссаров «Дакара» играло на руку середнячкам, тогда как явным фаворитам пользу оно, конечно же, не приносило. И время от времени на исход борьбы на трассе вмешивался технический и человеческий фактор. Так, в середине марафона после «встречи» с организаторской ловушкой, скрытой песчаной дюной, едва не сошел с дистанции россиянин Борис Гадасин из команды G-Force Proto, практически оторвав на своем багги подвеску. В итоге уверенно шедший в десятке лидеров дебютант марафона финишировал лишь 21-м в легковом зачете. Еще раньше сошли с дистанции прославленные Карлос Сайнс и Нассер Аль-Аттия, и оба – из-за отказа своих новых багги. Но меньше всех повезло поляку Кшиштофу Холовшицу на прототипе MINI: на третьем этапе гонки он слишком быстро съехал с дюны, машина уткнулась передней частью в песок, и в результате гонщик получил травмы ребер и позвоночника, а вскоре был доставлен в больницу на вертолете.

Частный спортивный «КАМАЗ» казахстанца Артура Ардавичуса, годом ранее финишировавшего на марафоне третьим, не смог преодолеть и половины маршрута – не выдержал нагрузок считавшийся одним из лучших двигатель Cummins. А вскоре сошел еще один фаворит грузового зачета, голландец Ханс Стейси, но уже по собственной вине: попытавшись взять песчаную дюну ходом, пилот перевернул машину и, даже доехав до конца спецучастка, был вынужден прекратить борьбу.

Тем временем «синяя армада» из Набережных Челнов наращивала темп, несмотря на незначительные инциденты и поломки. Во второй половине маршрута в лидеры классификации вышел «КАМАЗ» Эдуарда Николаева, а Андрей Каргинов и Айрат Мардеев впервые в карьере смогли победить на этапах «Дакара». После прошлогоднего откровенно слабого результата от наших соотечественников этого ждали не просто так. А вот частые финиши в первой тройке для болида MINI команды X-Raid экипажа Леонида Новицкого и Константина Жильцова стали большим сюрпризом и для болельщиков, и для их прославленных соперников. Особенно после опасного инцидента на 11-м этапе (том самом, который затем был отменен), когда автомобиль россиян накрыло бурным течением и стало тащить ниже по реке и только по счастливой случайности спортсмены не пострадали.

Трудно поверить, но борьба в легковом и грузовом зачетах продолжалась буквально до последних минут, в то время как у мотоциклистов и пилотов мотовездеходов лидеры стали известны за несколько этапов до финиша и они ехали в относительно спокойном темпе, не слишком рискуя. Лучшим из «двухколесных» участников стал Сирил Депре (и первые пять мест достались пилотам техники KTM), а в зачете «квадро» второй раз за карьеру победу одержал Маркос Патронелли (здесь весь подиум заняли пилоты Yamaha). Стефан Петерансель уверенно обошел соперников на своем внедорожнике Mini и стал 11-кратным обладателем «золотого бедуина». Следом за ним, также с явным отрывом от преследователей, финишировал Жиниэль де Вильерс. А вот имена обладателей бронзы стали известны в последний момент: к большой радости российских болельщиков, ими стали Новицкий и Жильцов, опередившие партнеров по команде X-Raid Нани Рому и Мишеля Перена.

2.jpg

Для наших соотечественников этот результат в легковом зачете стал лучшим за всю историю «Дакара». И тем более приятно, что весь подиум, а значит и три «бедуина», достались представителям «синей армады». Эдуард Николаев, Сергей Савостин и Владимир Рыбаков с достойным отрывом прибыли к финишу первыми. Их коллеги Айрат Мардеев, Айдар Беляев и Антон Мирный стали вторыми, а третьим к финишу пришел экипаж Андрея Каргинова, Игоря Девяткина и Андрея Мокеева. Причем на последнем отрезке финального спецучастка марафона Каргинов пробил колесо и все же решил двигаться к финишу на спущенной шине, тем самым пропустив вперед Мардеева, но не дав пробиться на подиум настигавшему его Жерару де Рою из Iveco.

В очередной раз самая зрелищная на планете гонка зимнего сезона доказала свою непредсказуемость, а смелые спортсмены проявили себя в полной мере. С каждым годом на «Дакаре» растут скорости, уменьшается число сошедших с дистанции и периодически меняется регламент. Что ж, очередная партия южноамериканских «бедуинов» нашла своих обладателей, а ровно год спустя эта история получит совсем иное продолжение.

На финише.jpg

Справка AG.

На старт «Дакара-2013» вышло 183 мотоциклиста, 28 квадроциклистов, 152 экипажа на внедорожниках и 75 экипажей на спортивных грузовиках. В «двухколесном» зачете финишировали 125 гонщиков (68,3% от стартовавших), в классе ATV – 26 спортсменов (68,4%), в легковой категории – 90 участников (59,2%), а в грузовой – 60 экипажей (80%). Для столь престижного и сложного ралли-марафона этот процент выглядит очень внушительно – прежде случалось даже так, что финишную черту не могли пересечь две трети от стартовавших спортсменов.