Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf

Текст перед ссылками: заказать видео в москве Текст после ссылок:


AG: С чем связан ваш уход из автоспорта – устали, не чувствуете былой мотивации, захотелось уйти непобежденным?
– Я собирался закончить карьеру еще пять лет назад. Но я работаю в команде, поэтому взять и просто так оставить карьеру гонщика не мог. А в этом году это было логично. Во-первых, я стал семикратным чемпионом, во-вторых, в команде уже есть сильные спортсмены, способные показать хорошие результаты. Ну и, конечно же, тренер команды Семен Семенович Якубов был не против того, чтобы я ушел, понимая, что команда крепкая и готова к борьбе за первые места. Спортсмен должен вовремя уходить. Да, принять такое решение для меня было очень непросто, и от ухода было мало радости, но я понимал, что нельзя оставаться в большом спорте до старости.
AG: Завершение карьеры – закономерный этап в жизни человека. И он связан с определенными психологическими изменениями в нем самом. Как вы себя ощущаете, перестав быть гонщиком? – Я не ушел из команды, мне приходится решать много вопросов, связанных с жизнью команды, – это и организационные, и финансовые вопросы. И это тоже интересно. Для меня это новый период в жизни, который я воспринимаю с удовольствием.

AG: Какой момент в своей карьере гонщика вы могли бы назвать самым лучшим? А какой – самым худшим?

– Самым лучшим считаю наш результат на «Дакаре» 1996 года. Это был мой дебют в качестве пилота на «Дакаре» и первый успех нашего экипажа с Семеном Семеновичем Якубовым и Сергеем Савостиным. Тогда я понял, что могу и в дальнейшем старался улучшить свой результат. А худший – «Дакар-2007», когда произошла наша самая сильная авария.
AG: Для любого гонщика самый главный соперник на трассе – это его напарник. Как вы оцениваете свое соперничество с Фирдаусом Кабировым? – Для меня Фирдаус Кабиров никогда не был соперником. У нас была общая задача – на подиуме должна быть команда «КАМАЗ-мастер», и мы делали все, чтобы этого добиться.

AG: Вы сейчас выступаете наставником молодых гонщиков. Можно узнать чуть подробнее о сути вашего метода работы с ними?

– У нас три молодых экипажа: Айрата Мардеева, Андрея Каргинова и Эдика Николаева. Все ребята закалены автомобильным спортом. Они пришли из картинга, ценят доли секунды, чувствуют автомобиль. Все трое на сегодняшний день уже достаточно подготовлены к серьезным стартам. И ралли «Дезерт Челлендж 2011» это продемонстрировало. 9-е и 10 места в абсолютном зачете на такой сложной трассе – хороший результат. Ну а насчет метода… Нашим молодым спортсменам требуется наставник, который на себе испытал все трудности такого серьезного соревнования, как «Дакар». Пытаюсь передать им все, что знаю и умею сам. Рассказываю о непростых ситуациях, в которых был и которые их поджидают, советую, как поступить в том или ином случае. Самое главное для них сейчас – набраться опыта соревнований. Самим все пройти и прочувствовать. Мы должны предоставить им такую возможность. Думаю, у них все сложится.
AG: Уже после декларации о завершении спортивной карьеры вы во время тест-драйва сломали руку. Понятно, что тест-драйвы за вами остаются. Ваши инженерные решения нередко помогают существенно улучшить боевую машину. Ну и уже говорилось о наставничестве. Какое из этих направлений деятельности для вас главное? – Сейчас у меня несколько направлений деятельности в команде. Как и раньше, принимаю участие в разработке конструкции наших боевых автомобилей, передаю свой опыт молодежи и занимаюсь общей административной деятельностью. Все три направления очень важны, и выделить что-то одно не могу.

AG: Ваша нынешняя должность – директор Некоммерческого партнерства «КАМАЗ-Автоспорт». В чем заключается ваша сегодняшняя работа? Какие взаимосвязи между НП «КАМАЗ-Автоспорт» и командой «КАМАЗ-мастер»?

– Административная, производственная, хозяйственная, финансовая деятельность… Организационных вопросов очень много, тем более что команда теперь выезжает на соревнования с большим количеством автомобилей. Работы мне хватит, буду помогать Семену Семеновичу в руководстве командой – этим, в принципе, я занимаюсь ежедневно. Думаю, буду полезен команде и вне гоночной машины. Команда «КАМАЗ-мастер» входит в состав НП «КАМАЗ-Автоспорт».
AG: Как ваши родные и близкие восприняли ваше решение о завершении спортивной карьеры? – С пониманием… Мои близкие всегда поддерживали меня. В самые непростые моменты своей жизни я чувствовал, что они рядом, готовы помочь мне. И данный случай не стал исключением.

AG: Вы воспитываете двух сыновей. Хотели бы вы, чтобы они стали профессиональными гонщиками?

– Старший сын Вадим, ему 22 года, серьезно занимается музыкой, великолепно поет. Младший сын Игорь, ему 12 лет, еще не знает, чем займется, хотя с раннего детства ездит на карте, квадроцикле, снегоходе, очень хорошо чувствует мотор. Но у него пока нет тяги к автомобильному спорту. Он еще и отлично рисует, так что я не навязываю ему свое увлечение. Считаю, человек должен сам себе выбрать жизненный путь.

AG: Вы – семикратный обладатель «Золотого бедуина», Михаэль Шумахер – семикратный чемпион мира Формулы-1. Если он сможет завоевать восьмую корону, вы вернетесь за восьмым «Золотым бедуином»?

– Я не в первый раз слышу о сравнениях с Михаэлем Шумахером, вернувшимся в гонки после перерыва. Не знаю, насколько правильно было его решение вернуться. Как бы то ни было, этот человек навсегда останется в истории, ведь он добился наивысших результатов в Формуле-1. Что касается меня, на соревнования в качестве пилота я больше не вернусь. Это точно.