Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Ралли

Даже не самый сведущий в географии читатель прекрасно понимает, что в Южной Америке если когда-то и бывали бедуины, арабские и африканские кочевники, то только в качестве туристов. Зато с 2009 года по другую от нас сторону земного шара в самый разгар европейской зимы сотни профессиональных и начинающих гонщиков отправляются в долгий и сложный путь – в погоню за статуэтками в форме бедуинов с легендарной надписью Dakar. В нынешнем году пятый за свою латиноамериканскую историю и в общей сложности 34-й трансконтинентальный ралли-марафон стартовал 5 января в Лиме, столице Перу, и финишировал 19 января в чилийской столице Сантьяго. Чем же поклонникам автоспорта запомнится «Дакар-2013»?

Помимо Перу и Чили, маршрут марафона на этот раз проходил и по территории Аргентины, а общая протяженность дистанции составила 8574 километра. «Дакар» образца 2013 года состоял из 14 этапов и одного дня отдыха в аргентинском Сан-Мигель-де-Тукумане. Как всегда, в зависимости от техники участники гонки состязались в четырех категориях – в зачетах мотоциклов, квадроциклов, внедорожников и грузовиков, при этом в первых двух классах большинством спортсменов стали любители со всей Латинской Америки.

Как ни странно, но фавориты «Дакара-2013» в каждой из категорий были известны заранее. В классе квадроциклов таковыми стали аргентинец Маркос Патронелли на вездеходе Yamaha и представитель ОАЭ Себастьян Хуссейни на технике марки Honda. В свою очередь, в мотоциклетном зачете обладателями и золотого, и серебряного, и бронзового «бедуинов» вероятнее всего стали бы заводские гонщики австрийской KTM – француз Сирил Депре, португалец Рубен Фариа и чилиец Франциско Лопес. А вот в «легковой» категории десятикратному победителю марафона Стефану Петеранселю из коллектива Mini предстояло побороться с южноафриканцем Жиниэлем де Вильерсом на пикапе Toyota. А опытные катарец Нассер Аль-Аттия и испанец Карлос Сайнс на этот раз выступили в роли темных лошадок, решив объединиться в одну команду и выступить на новейшем багги работы американца Деймона Джеффериса.

Наконец, для наших соотечественников наиболее перспективным уже давно выглядит грузовой зачет, представленный успешной командой «КАМАЗ-мастер». В прошлом году на южноамериканском марафоне гонщики из Набережных Челнов оказались вне подиума – подводила то техника, то отсутствие опыта у молодых экипажей. И в нынешней гонке ставка была сделана на «камазовскую» молодежь – экипажи Эдуарда Николаева, Айрата Мардеева и Андрея Каргинова. Им и предстояло бороться с голландцем Жераром де Роем на Iveco, его напарниками Хансом Стейси и Массимо Биазоном и чешскими пилотами Алесом Лопрайсом и Мартином Коломы из команды Tatra.

Итак, старт дан. На первых трех этапах «Дакара-2013», проходивших по территории Перу, как и на трех последних, состоявшихся уже в Чили, в зачет шли спецучастки для всех категорий гонщиков, но на сложных этапах в предгорьях Анд и пустынях близ Тукумана рисковать позволяли в основном только пилотам внедорожников, мотоциклов и грузовиков. Дважды, на восьмом и одиннадцатом этапах, в планы спортсменов вмешивалась погода, а именно проливные дожди, которые привели к затоплению пересохших русел рек и отмене зачетных спецучастков. В обоих случаях организаторы марафона фиксировали время прохождения лидерами промежуточных контрольных точек, затем выставляли «красный флаг», а тем гонщикам, которые до искомых пунктов добраться не успевали, засчитывали время худшего из лидеров.

Зачастую такое решение комиссаров «Дакара» играло на руку середнячкам, тогда как явным фаворитам пользу оно, конечно же, не приносило. И время от времени на исход борьбы на трассе вмешивался технический и человеческий фактор. Так, в середине марафона после «встречи» с организаторской ловушкой, скрытой песчаной дюной, едва не сошел с дистанции россиянин Борис Гадасин из команды G-Force Proto, практически оторвав на своем багги подвеску. В итоге уверенно шедший в десятке лидеров дебютант марафона финишировал лишь 21-м в легковом зачете. Еще раньше сошли с дистанции прославленные Карлос Сайнс и Нассер Аль-Аттия, и оба – из-за отказа своих новых багги. Но меньше всех повезло поляку Кшиштофу Холовшицу на прототипе MINI: на третьем этапе гонки он слишком быстро съехал с дюны, машина уткнулась передней частью в песок, и в результате гонщик получил травмы ребер и позвоночника, а вскоре был доставлен в больницу на вертолете.

Частный спортивный «КАМАЗ» казахстанца Артура Ардавичуса, годом ранее финишировавшего на марафоне третьим, не смог преодолеть и половины маршрута – не выдержал нагрузок считавшийся одним из лучших двигатель Cummins. А вскоре сошел еще один фаворит грузового зачета, голландец Ханс Стейси, но уже по собственной вине: попытавшись взять песчаную дюну ходом, пилот перевернул машину и, даже доехав до конца спецучастка, был вынужден прекратить борьбу.

Тем временем «синяя армада» из Набережных Челнов наращивала темп, несмотря на незначительные инциденты и поломки. Во второй половине маршрута в лидеры классификации вышел «КАМАЗ» Эдуарда Николаева, а Андрей Каргинов и Айрат Мардеев впервые в карьере смогли победить на этапах «Дакара». После прошлогоднего откровенно слабого результата от наших соотечественников этого ждали не просто так. А вот частые финиши в первой тройке для болида MINI команды X-Raid экипажа Леонида Новицкого и Константина Жильцова стали большим сюрпризом и для болельщиков, и для их прославленных соперников. Особенно после опасного инцидента на 11-м этапе (том самом, который затем был отменен), когда автомобиль россиян накрыло бурным течением и стало тащить ниже по реке и только по счастливой случайности спортсмены не пострадали.

Трудно поверить, но борьба в легковом и грузовом зачетах продолжалась буквально до последних минут, в то время как у мотоциклистов и пилотов мотовездеходов лидеры стали известны за несколько этапов до финиша и они ехали в относительно спокойном темпе, не слишком рискуя. Лучшим из «двухколесных» участников стал Сирил Депре (и первые пять мест достались пилотам техники KTM), а в зачете «квадро» второй раз за карьеру победу одержал Маркос Патронелли (здесь весь подиум заняли пилоты Yamaha). Стефан Петерансель уверенно обошел соперников на своем внедорожнике Mini и стал 11-кратным обладателем «золотого бедуина». Следом за ним, также с явным отрывом от преследователей, финишировал Жиниэль де Вильерс. А вот имена обладателей бронзы стали известны в последний момент: к большой радости российских болельщиков, ими стали Новицкий и Жильцов, опередившие партнеров по команде X-Raid Нани Рому и Мишеля Перена.

Для наших соотечественников этот результат в легковом зачете стал лучшим за всю историю «Дакара». И тем более приятно, что весь подиум, а значит и три «бедуина», достались представителям «синей армады». Эдуард Николаев, Сергей Савостин и Владимир Рыбаков с достойным отрывом прибыли к финишу первыми. Их коллеги Айрат Мардеев, Айдар Беляев и Антон Мирный стали вторыми, а третьим к финишу пришел экипаж Андрея Каргинова, Игоря Девяткина и Андрея Мокеева. Причем на последнем отрезке финального спецучастка марафона Каргинов пробил колесо и все же решил двигаться к финишу на спущенной шине, тем самым пропустив вперед Мардеева, но не дав пробиться на подиум настигавшему его Жерару де Рою из Iveco.

В очередной раз самая зрелищная на планете гонка зимнего сезона доказала свою непредсказуемость, а смелые спортсмены проявили себя в полной мере. С каждым годом на «Дакаре» растут скорости, уменьшается число сошедших с дистанции и периодически меняется регламент. Что ж, очередная партия южноамериканских «бедуинов» нашла своих обладателей, а ровно год спустя эта история получит совсем иное продолжение.

Справка AG.

На старт «Дакара-2013» вышло 183 мотоциклиста, 28 квадроциклистов, 152 экипажа на внедорожниках и 75 экипажей на спортивных грузовиках. В «двухколесном» зачете финишировали 125 гонщиков (68,3% от стартовавших), в классе ATV – 26 спортсменов (68,4%), в легковой категории – 90 участников (59,2%), а в грузовой – 60 экипажей (80%). Для столь престижного и сложного ралли-марафона этот процент выглядит очень внушительно – прежде случалось даже так, что финишную черту не могли пересечь две трети от стартовавших спортсменов. 

Бизнесмен из Владивостока Михаил Поляков, чей рассказ вы сейчас и читаете, побывал на одном из этапов WRC, проходившем на Кипре 16 марта 2009 года. Конечно, главной целью поездки была ежегодная дистрибьюторская конференция Castrol, которая была приурочена к этому спортивному событию. Кстати, для тех, кто еще не знает: Castrol является одним из генеральных спонсоров команды BP Ford Abu Dhabi. BP – группа компаний, в которую входит «Кастрол». «Форд» – производитель автомобилей. Абу Даби – арабское туристическое место, которые местные шейхи хотят «продвинуть» как место отдыха.

Лететь пришлось через Москву. И как настоящий дальневосточник жил я там по владивостокскому времени – много смотрел каналы Bloomberg и RT (заодно тренировался в восприятии быстрой английской речи на слух). Удалось заметить несколько интересных фактов. Во-первых, к середине марта 2009 года промышленное производство в России, согласно предварительной статистике, выросло почти на 6% с начала 2009 года (это при том, что российский автопром упал почти на 60%). Похоже, мы имеем дело с некоторым замещением импорта. Во-вторых, в марте 2009 года на российский рынок стали возвращаться (согласно Bloomberg), хотя и медленно, зарубежные инвестиции. В-третьих, самое интересное: в Москву вернулись автомобильные пробки (которые отсутствовали в январе и феврале). А это серьезный индикатор. Не думаю, что эти наблюдения говорят об окончании кризиса, но, похоже, кое-кто из россиян уже адаптировался к новым экономическим условиям.

На самом Кипре кризис чувствуется довольно сильно. Выражается он в непривычном для местных почти полном отсутствии российских туристов, что необыкновенно осложняет жизнь киприотам, существенная часть доходов которых связана с туризмом. Даже министр Кипра засобирался по этому поводу в Россию в попытке уладить ситуацию с привлечением российских туристов. Немного о самом Кипре. Это остров с богатейшей историей (христианские святыни, библейские места, место рождения античной Афродиты и т.д.). Северный Кипр (37% территории) оккупирован уже много лет Турцией. Остальная часть территории и представляет собой собственно Кипр. Валюта – евро. Движение – левостороннее (как в Англии, чьей колонией раньше был Кипр, и в Японии).

Болельщики на одном из этапов ралли Кипра

Во время приземления самолета в аэропорту г. Ларнака можно наблюдать озеро с огромным количеством розовых фламинго. Правда, рейс из Москвы прибывает днем, поэтому с «лучами заката» ничего не получится. Проведение конференции в Лимассоле состояло из нескольких частей. Каждая из этих частей несла для меня довольно полезную смысловую нагрузку. Например, одна из них была посвящена управлению предприятием в условиях мирового финансового кризиса. Особенно понравился коллаж из американской стодолларовой купюры в верхней части и «мини-доктора ЗЛО» из Austin Powers в нижней. К нему можно было бы сделать подпись в терминах известного кинофильма «Остин Пауэрс»: «Берегите свое моджо. Мировой финансовый кризис нацелен именно на него».

А вообще, освещался ряд управленческих идей и технологий, которые, думаю, могли бы быть полезны любому руководителю предприятия, работающего в России в условиях финансового кризиса. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что обсуждалось, почему в вопросе «что важнее, люди или деньги», правильный ответ – все-таки люди (по факту – многие руководители местных предприятий недавно выбрали неверный ответ).

Теперь – непосредственно о WRC. Посещение WRC 2009 Cyprus состоялось в воскресенье и включало финальный этап WRC в горной части острова и церемонию награждения на побережье, в районе набережной города Лимассол. Сам горный серпантин там представляет довольно жуткое зрелище из-за обилия крутых поворотов и отвесных стен высотой несколько десятков, а то и сотен метров. Между собой мы даже шутили, что хорошо бы пилотом, как камикадзе, перед стартом на всякий случай наливать стопку саке и выдавать самурайский меч. Однако пейзаж там действительно красивый. И очень пышная субтропическая флора. Недаром по библейским историям (которые были пересказаны экскурсоводом во время поездки к месту проведения соревнований), Лазарь, воскрешенный Христом, отправился жить именно на Кипр и нести людям там христианство.

После завершения воскресного горного этапа мы отправились к месту награждения (также там находилась и вся официальная структура WRC – pit zone, etc.). Так как Castrol – генеральный спонсор команды BP Ford Abu Dhabi, у нас был доступ в VIP-зону, которая обеспечила доступ к информации и удобный обзор событий. О результатах. Пилот команды «Ситроен» Себастьен Лёб одержал юбилейную, 50-ю, победу на этапах чемпионата мира, выиграв FxPro Ралли Кипра с отрывом в 27,2 с. от ближайшего соперника. Таким образом, действующий чемпион мира одержал третью кряду победу в текущем чемпионате мира WRC и набрал максимум возможных турнирных очков. По окончании гонки Себастьен Лёб отпраздновал успех, взобравшись вместе со штурманом Даниэлем Элена на крышу своего автомобиля C4 WRC. «Это невероятно! Помню, как я побил рекорд Карлоса Сайнца, а затем рекорд Колина МакРея. Это было не так давно, и теперь нам удалось одержать 50-ю победу. Безусловно, это большое и красивое число. Счастлив тем, чего сумел достичь, но не собираюсь останавливаться на достигнутом. Теперь нужно будет добыть 51-ю победу», – заявил Лёб.

Имевшиеся среди зрителей французы бурно отпраздновали победу своего соотечественника радостным размахиванием французскими флагами и соответствовавшими ситуации радостными возгласами на французском языке. В свою очередь, занявший второе место финский пилот «Форда» Микко Хирвонен поздравил Лёба с победой, нарисовав число «50» на грязном автомобиле своего принципиального соперника. «Мы проиграли этот этап уже в первый день. В дальнейшем нам удалось несколько сократить отставание. Если бы погода была сухой, то, возможно, итоговый результат был бы иным. Но он такой, какой есть. Нужно отметить, что сегодня мы оказались быстрее. Надеюсь, сможем перенести эту хорошую скорость на следующий этап, который пройдет в Португалии», – отметил Хирвонен.

Автомобиль заводской команды Citroen

Для команды Castrol – BP Ford Abu Dhabi – это довольно неплохой результат. И в определенном смысле для нас – это победа. Ведь в соревнованиях в качестве смазочных материалов использовался именно Castrol EDGE. И он показал себя самым лучшим образом в сложных условиях соревнований WRC. В WRC принимал участие и молодой российский пилот команды «Ситроен-Юниор» Евгений Новиков (гонщику всего 18 лет). Заключительный день FxPro Ралли Кипр оказался неудачным для него. Новиков перевернул свой автомобиль на первом спецучастке последнего дня гонки, ориентировочно в 12.16. Гонщик и штурман обошлись без травм, однако не смогли продолжить участие в ралли.

Вот что сказал в интервью для прессы сам молодой гонщик: «Это место представляло собой связку быстрых поворотов. В конце этой связки я не учел, что там скользко. Скорость была высокой – примерно 120-130 км/ч, что не оставило мне шанса исправиться. В итоге мы упали с обрыва и пролетели около десяти метров. К счастью, автомобиль не задел деревьев и сильно не пострадал. Двигатель и каркас безопасности остались невредимы. Конечно, обидно, что так получилось, но это гонки, и здесь все может произойти». Отметим, что после второго дня Ралли Кипра Евгений Новиков шел на седьмом месте в общем зачете и претендовал на первые турнирные очки в чемпионате WRC. Самое главное, что сам пилот Евгений Новиков остался невредимым и даже летел с нами в одном самолете на обратном рейсе в Москву.

Кстати, японские компании Suzuki Motors, Subaru и Mitsubishi Motors также представлены на ралли WRC. Причем довольно интересными моделями автомобилей. Да, и еще. Интересно, что японские машины, особенно Toyota, в отличие от большинства близлежащих европейских территорий, довольно широко распространены в автопарке местных жителей. Даже удалось обнаружить несколько экземпляров с японского внутреннего рынка, ну прямо как во Владивостоке (расположение руля ведь справа!).

После окончания соревнований у нас осталось еще свободное время. И мы использовали его для посещении охраняемой UNESCO так называемой «Мозаики» в городе Пафос (да-да, слово, в русском языке означающее что-то вроде «энтузиазм», идет от названия именно этого города, но это была бы отдельная история…). Там сохранилось поселение древних киприотов (более 2000 лет назад), пол которого выложен дивной красоты мозаикой. Похоже, более 2000 лет назад это был античный «коттедж» с «бассейном». Там мы встретили вездесущих японских туристов с фотоаппаратами, а также некоторое количество французов, очевидно, также приехавших на WRC.

В закрытом парке команды BP Ford Abu Dhabi

Самое интересное, что я, отправляясь на Кипр, вообще говоря, ехал просто на конференцию «Кастрол». А о посещении WRC прочитал в программе, уже сидя в самолете. Тем не менее обе части мероприятия оказались весьма интересными и, надеюсь, полезными. До новых встреч на страницах AG!

Итоговый результат FxPro ралли Кипра

1. Себастьен Лёб, Citroen – 4:50:34,7

2. Микко Хирвонен, Ford Abu Dhabi + 27,2

3. Петтер Сольберг, Petter Solberg + 1:49,4

4. Дани Сордо, Citroen + 2:26,3

5. Мэтью Уилсон, Stobart Ford + 6:41,0

6. Конрад Раутенбах, Citroen Junior + 11:11,9

7. Федерико Виллагра, Munchis Ford + 13:18,5

8. Халид Аль-Кассими, Ford Abu Dhabi + 13:44,1

Две недели напряженной борьбы закончились радостным финишем для тех, кто до него добрался – вне зависимости от того, на каком месте они оказались. Ну, а те, кто смог приехать первым в своем классе, просто ликовали. Как нередко случается в подобных соревнованиях, фавориты были известны еще до старта, однако легкой жизни это им не сулило.

cyril-despres-action

Дакар 2011. 3 этап. Сирил Депре

В зачете мотоциклов с первого этапа борьба за лидерство шла между Сирилом Депре и Марком Кома. Три этапа подряд разрыв между французом и испанцем не превышал трех минут. Но, выходя на старт четвертого этапа, Депре забыл перчатки. Вернувшись за ними, он повторно прибыл к месту старта с небольшой задержкой, за что получил десятиминутный штраф, который так и не смог отыграть. А вот Элдер Родригес буквально на последних километрах ралли-рейда смог вырвать третье место у Франсиско Лопеса, у которого за 22 километра до финиша сломалась задняя подвеска. Для наших соотечественников, выступавших на мотоциклах, «Дакар 2011» стал знаковым. Впервые они смогли добраться до финиша «Дакара» – россиянин Алексей Наумов семьдесят пятым, а украинец Вадим Притуляк девяностым в общем зачете.

helder-rodrigues-action

Дакар 2011. Этап 12. Элдер Родригес

В категории квадроциклов первым стал аргентинец Алехандро Патронелли, брат прошлогоднего победителя «Дакара». Второе место занял их земляк Себастьян Хэлперн. А в борьбе за третье место поляк Лукас Ласкавик, пройдя идеально последний этап, буквально выдавил с подиума Кристофа Деклерка, выиграв у него всего 52 секунды в общем зачете!

В классе автомобилей мало кто сомневался, что победителем будет пилот заводской команды Volkswagen. Почти всю гонку за первое место боролись Нассер аль Аттиа и Карлос Сайнц. Все решилось на одиннадцатом этапе, когда «Матадор» на полном ходу попал в яму и разбил правую переднюю подвеску. Сайнц и его штурман Лукас Круз смогли сделать ремонт и прибыть на финиш, но проиграли лидеру больше часа. Дальше обаятельный араб шел аккуратно, без ошибок, и закономерно стал обладателем «Золотого бедуина». Вторым в общем зачете стал Жиниэль де Вильярс, а Сайнцу досталось третье место – весь подиум заняли представители заводской команды Volkswagen! А вот нашим соотечественникам в этой категории не очень повезло. Леонид Новицкий на пятом этапе, неудачно приземлившись после прыжка, сломал запястье, и не смог продолжить гонку. У машины Александра Мироненко и Сергея Лебедева на десятом этапе сгорел двигатель. Лишь экипаж в составе украинского пилота Вадима Нестерчука и российского штурмана Константина Мещерякова прошли весь путь «Дакара 2011» и финишировали на 35 месте.

giniel-de-villiers-and-dirk-von-zitzewitz-action

Дакар 2011. 8 этап. Жиниэль де Вильярс проходит Атакаму

В категории грузовиков фаворитом с самого начала обоснованно считалась заводская команда «КАМАЗ-мастер». Однако это не обещало легкой жизни экипажам из Набережных Челнов. Извечные соперники «КАМАЗовцев», хорошо подготовив свои GINAF, IVECO, Tatra и MAN, горели желанием отобрать у челнинцев звание повелителей «Дакара». Правда, нельзя сказать, что они смогли навязать «КАМАЗ-мастер» жесткую борьбу. По пути на первый спецучасток в аварию попал Вулферт ван Гинкель на GINAF – по неофициальным сведениям, голландец в горячке подготовки не смог выспаться перед стартом, и просто заснул за рулем. Жерару де Рою на IVECO во время жесткого приземления после одного из прыжков, напомнила о себе недолеченная травма позвоночника, в результате голландец досрочно сошел с дистанции. Однако Алес Лопрайс на Tatra и Франц Эхтер на MAN смогли составить весьма достойную конкуренцию команде «КАМАЗ-мастер». Правда, немец постепенно отстал, а вот чех, что называется, «наступал на пятки». Выиграв на шестом и седьмом спецучастках, Лопрайс смог прервать серию из 29 побед челнинцев на «допах» «Дакара». На некоторое время чех даже переместился на второе место в общем зачете. Однако на Tatra Лопрайса вышел из строя турбонаддув, и чех не смог добраться до контрольных точек на вершинах дюн. В результате – обидная дисквалификация.

helder-rodrigues-marc-coma-and-ciryl-despres-podium

Дакар 2011. 16 января.Марк Кома, Сирил Депре и Элдер Родригес

Седьмую в своей карьере победу завоевал Владимир Чагин. Нельзя сказать, что она далась ему легко. Впервые ему пришлось прямо на трассе семь раз менять колеса, причем три из них во время преодоления одного спецучастка, а один раз задняя правая покрышка просто загорелась, и ее с трудом удалось погасить. Дважды на его «КАМАЗе» оказывалась погнутой поперечно-рулевая тяга. Один раз ее пришлось менять, второй – пилот смог доехать до конца этапа на колесах, которые «смотрели» в разные стороны. Лишь на десятом этапе Чагину удалось перехватить инициативу у Фирдауса Кабирова, и он не дал больше возможности своему товарищу по команде опередить себя, позволив ему занять лишь второе место в итоговом протоколе. Третьим стал Эдуард Николаев, впервые выступивший на «Дакаре» в качестве пилота. Четвертый результат в классе грузовиков показал экипаж «боевой технички», возглавляемый пилотом Ильгизаром Мардеевым, подтвердив, таким образом, тотальное превосходство «КАМАЗов» на «Дакаре».

eduard-nikolaev-mizyukaev-and-rybakov-action

Дакар 2011. Этап 11. Эдуард Николаев. Молодежь наступает

Победа «КАМАЗ-мастер» на «Дакаре 2011» – это юбилейная, десятая победа. А став семикратным обладателем «Золотого бедуина», Владимир Чагин стал рекордсменом по этому показателю в одном классе. Больше побед на «Дакаре» лишь у легендарного Стефана Петеранселя. Однако француз шесть раз становился победителем на этом знаменитом ралли-рейде за рулем мотоцикла, и трижды – на автомобиле. А вот по показателю побед на этапах у «Царя пустыни», как здесь зовут Чагина, нет равных. Их у пилота из Набережных Челнов аж 63!

vladimir-chagin-sergey-savostin-and-ildar-shaysultanov-podium

Дакар 2011. 16 января. Экипаж Чагина на подиуме

Тотальное превосходство команды «КАМАЗ-мастер» – свидетельство правильной организации тренировочного процесса, грамотной расстановки приоритетов, замечательной подготовки техники и высокого мастерства экипажей. При всем при том, соперники именитого коллектива не намерены складывать руки. При первой же возможности они, не стесняясь, будут стремиться вытеснить его пилотов с подиума. Однако челнинцы готовятся принять вызов. Они выводят на нужный уровень новую смену пилотов, о чем свидетельствует «Бронзовый бедуин» 26-летнего Эдуарда Николаева, которого бойкие на язык спортивные журналисты уже успели окрестить «Царевичем». Имеется и новая техника, соответствующая современным требованиям FIA. Правда, на этом «Дакаре» на таком грузовике выступал один Владимир Чагин, но уже на следующем на таких машинах будут участвовать все пилоты «КАМАЗ-мастер». Так что для новых побед имеется хороший задел. А пока – поздравляем победителей!

Текст: Василий Горбатенко
Фото: из архивов команды «КАМАЗ-мастер» и бренда «Ред Булл»

Блистательная и очень убедительная победа нашей команды «КАМАЗ-мастер» на знаменитейшем ралли-марафоне «Дакар», проводившемся в этом году на американском континенте, в очередной раз наполнила гордостью сердца российских болельщиков. Когда триумфаторы возвращались домой, корреспондент AG встретился с ними в московском аэропорту Домодедово. Вот что ему рассказали Фирдаус Кабиров – пилот, занявший первое место в классе грузовиков, а также руководитель команды Семен Якубов.

AG: В спортивном отношении что для вас более интересно – Африка или Южная Америка?

Фирдаус Кабиров: Когда стало известно, что гонка состоится в Аргентине и Чили, наша команда восприняла это с энтузиазмом. Ралли «Дакар» тридцать лет проводилось на африканской земле. Его постоянным участникам здесь все уже достаточно хорошо знакомо и даже привычно. А когда приезжаешь на другой континент… Новые страны, новые дороги, новые условия – это в любом случае уже привлекает, тем более когда речь идет о таком большом ралли-марафоне. Мы столкнулись с новыми преградами, новыми проблемами, новыми преодолениями. Своеобразным оказалось и население латиноамериканских стран. Здесь было интересно – это уже цивилизованные земли. Если в Африке мы проезжали по пустынным, безлюдным местам, то здесь зрители в буквальном смысле слова оказались под носом. На подъездах к крупным населенным пунктам нам приходилось пробираться к их центрам сквозь плотную толпу болельщиков со скоростью около 10 км/ч. Бивуаки располагались прямо в городах, зачастую даже в их сердцевине. Можно было почти физически ощутить, что нами на самом деле интересуются, люди болеют. А когда остановились в Чили в Вальпараисо на отдых, толпа стояла вокруг нашего лагеря полтора дня – с пятницы до утра воскресенья. Сверху, с гор люди наблюдали за нами, кричали, ликовали…

AG: Где, с вашей точки зрения, в будущем следовало бы проводить такие соревнования?

Фирдаус Кабиров: Решение руководством гонки уже принято – проводиться она будет опять в Южной Америке. Тем не менее, классическим местом для проведения таких ралли-марафонов является все-таки пустыня Сахара. Там сохранились большие просторы, обеспечивающие свободу ориентирования, дающие возможность развернуться по-настоящему, устроить реальные состязания. Да и с точки зрения оперативности освещения событий… Вроде бы в Латинской Америке по сравнению с Африкой более развита инфраструктура, в том числе и в отношении средств связи, но имеется такой фактор, как разница во времени с Европой. Кроме того, сама процедура передачи информации также была организована по-другому – в Африке французы делают в этом отношении все сами, а здесь к процессу подключались местные участники, то есть появлялось лишнее звено. В результате освещение событий происходило с запозданием, по крайней мере для тех, кто следил за ними из Европы и Азии.

Фирдаус Кабиров, победитель гонки: «Мы готовились к борьбе за минуты и секунды на пыльных дорогах»

AG: Какой момент в гонке оказался для вас самым неожиданным?

Фирдаус Кабиров: Честно говоря, не ожидал, что в течение всех четырех чилийских этапов будет столько горных серпантинов. Серпантины, конечно, были и в Африке, но там буквально три-четыре поворота, спуск – и мы уже на плато, на котором есть где развернуться. А здесь, если, скажем, скоростной участок 250 км, то все это расстояние мы ехали по серпантину. Такое положение вещей было весьма неудобно. Во-первых, потому, что не очень комфортно гоняться по горным дорогам на грузовике, у которого колея едва вписывается в ширину трассы, а во-вторых, пропадает спортивная составляющая соревнований – ни обогнать, ни объехать сломавшуюся или застопорившуюся машину невозможно.

AG: Какой соперник в этой гонке был для вас самым серьезным? И какой – самым неожиданным?

Фирдаус Кабиров: Самым серьезным соперником был, без сомнения, де Рой. А самым неожиданным… На первом этапе голландец Марсель ван Влиет на автомобиле GINAF из команды того же де Роя оказался первым. Это было удивительно! Но потом все стало на свои места.

AG: Южноамериканские трассы отличаются от африканских. Изменилась ли в связи с этим ваша тактика в гонке?

Фирдаус Кабиров: Мы сразу знали, что наше преимущество – это бездорожье и пески. Предполагалось, что песков не будет много, и мы готовились к борьбе за минуты и секунды на пыльных дорогах. По счастью, именно пески, хотя их действительно было мало, сыграли решающую роль. На них нам удалось создать комфортный отрыв от Жерара де Роя, и дальше было необходимо поддерживать имеющуюся разницу во времени, хотя интрига гонки не пропадала до самого финиша.

AG: Семен Семенович, вы руководите успешной спортивной командой вот уже более двух десятков лет. И это действительно команда, а не группа лидеров. Она функционирует, подобно единому организму, на общий результат. Каким образом вам удалось добиться этого? Ведь каждый из тех, кто входит в ее состав, человек непростой…

Семен Якубов: Действительно, каждый из них – личность. И все они – энтузиасты. Они собрались вместе не для решения каких-то узких, тем более меркантильных проблем (нет, они, конечно, не бессребреники, но вопрос в расстановке приоритетов), а для того, чтобы делать дело. За прошедшие двадцать лет приходили к нам тысячи, но мы набирали по одному, постепенно расширяясь и укрепляя свои позиции, увеличивали объемы, готовили машины. Атмосфера у нас сразу строилась такая, что это команда, а не набор специалистов, ради которых вроде бы все это и делается. Каждый должен был пожертвовать какими-то своими личными амбициями для того, чтобы получить результат. Исходно не ставилась задача: «Немедленно выиграть «Дакар»!» На первом этапе требовалось найти подходящие соревнования, в которых можно реально участвовать на грузовиках. Причем такие, где наша команда была бы заметна, а не выглядела, как говорят, «гарниром». Поначалу обратились к кольцевым гонкам на грузовиках. Три года участвовали в них. Убедились, что в этих соревнованиях борьба технологий идет на самом высоком уровне, обеспечить который в нашей стране на тот момент возможности не было. Тогда обратились к полноприводной технике, которую хорошо знали. Мы ее разрабатывали, конструировали, работали с ней и посчитали, что она имеет право на существование, в том числе и в автомобильном спорте, и может быть вполне конкурентоспособной (что, в конце концов, и получилось). Тот автомобиль, который тогда сходил с конвейера, 4310, и который мы использовали, конечно, котировался, но не превосходил по техническим характеристикам зарубежные образцы. И нам пришлось выбрать необычный подход для создания спортивного автомобиля. Обратились к истории. Меня, например, восхищает в этом отношении идеология создания танка Т-34. Тогда перед инженерами не ставилась задача создать машину, превосходящую по своим характеристикам зарубежные образцы. Они конструировали специальную техническую единицу, наилучшим образом подходящую для выполнения определенного круга боевых задач. В результате получился лучший танк Второй мировой войны! По аналогии, и у нашего, тогда еще небольшого, коллектива появилась установка: построить машину, наиболее подходящую для тех целей и задач, которые перед ней поставлены. Вся наша команда состоит из инженеров, прекрасно понимающих, что они делают. Они сами замечательно умеют водить машину, знают, за счет чего и какими средствами можно решить конструкторские вопросы. Тогда нам удалось всем вместе создать двухосный автомобиль, который как нельзя лучше подходил для участия в ралли-марафонах. Он сразу себя зарекомендовал с самой лучшей стороны – в 1996 году мы смогли выиграть свой первый «Дакар». Но это был прототип, и FIA тут же принимает решение, что в таких состязаниях прототипы участвовать не должны.

Соревноваться могли только серийные грузовики. Запретили и центральное расположение двигателя… Пришлось автомобиль переделывать. Но работали мы уже с готовой конструкцией, которая показала себя, зарекомендовала, и она уже была лучше, чем машины наших соперников. Мы оказались в выгодном положении. Перенеся двигатель вперед, получили лучшую плавность хода. Запретила FIA ставить колеса размером, как мы использовали, 22 дюйма, переведя всех на 20 дюймов. И тут мы в чем-то потеряли, но выиграли в динамике. Любой конструктор в нашем коллективе знает, что он делает. Более того, наша сила в том, что каждый делает машину для себя. Это очень важно – когда ты конструируешь для кого-то, надо понять, что тому требуется, а, когда делаешь для себя, и объяснять ничего не надо. Такой подход полностью оправдал себя.

Семен Якубов: «В нашем коллективе все работают на благо общего дела. Поэтому мы и побеждаем»

Начались успехи, победы, это привлекло к нам внимание, в том числе и хороших специалистов, которые хотели у нас работать. Работа в нашей команде – хороший стимул для инженера-конструктора. Ведь любой разработчик автомобиля мечтает, чтобы его чертежи не попали в корзину, а воплотились в металл. И не каждый конструктор доживает до момента, когда можно сесть за руль его творения. У нас же – мы в течение одного года разрабатываем новую машину, в этом же году ее создаем и в этом же году испытываем! Так разработчик сразу видит, что он сделал, и сразу может оценить свой труд. Можно сказать, это рай для конструктора! На таких вот принципах наша команда и работает. Поэтому нам и удалось создать единый коллектив, каждый член которого прежде всего работает на общее дело. Потому и пришли к нам победы.

«Вызов для тех, кто решился, мечта для тех, кто остался». Такой девиз для «Дакара» был придуман его основателем Тьерри Сабином. Этот ралли-рейд всегда был опасным. За все время существования гонки на ней погибли около пятидесяти человек, причем 24 из этого числа – ее непосредственные участники. На караваны ралли случались бандитские нападения, бывали и угрозы со стороны террористических организаций. Один из гонщиков в 1989 году погиб от пули боевиков фронта Полисарио, воевавшего за независимость самопровозглашенного государства Западная Сахара. В 1996 на юге Марокко на мине подорвался грузовик технической помощи команды Citroen. В Мавритании в 1998-м бандиты обстреляли один из экипажей. В 1999-м в засаду грабителей попали четыре мотоциклиста, 12 внедорожников и семь грузовиков. Отобрав у гонщиков и журналистов документы и деньги, нападавшие скрылись на захваченной технике – трех грузовиках с погруженным мотоциклом и четырех внедорожниках (из других машин слили горючее).

Организаторы всегда понимали серьезность ситуации и предпринимали все усилия, чтобы обезопасить гонку. Из-за угроз терактов в 2000 году в Нигере отменили четыре этапа гонки. Участников и технику перебросили в Ливию на самолетах АН -124, потратив на это четыре дня и 4,5 миллиона долларов. В 2004 году из-за появившейся информации, что у боевиков есть план похищения гонщиков во время ралли-рейда, отменили два этапа в Мали. Из соображений безопасности в прошлом году отказались от спецучастков опять же в Мали. Но такого, чтобы отменить всю гонку…

Слухи о том, что гонку могут отменить, стали циркулировать среди гонщиков за две недели до предполагаемого старта, но организаторы заверяли, что принимаются все меры, чтобы гонка состоялась и была безопасной. Французам даже удалось установить контакт с представителями террористов, однако те оказались непримиримыми. Первой реакцией практически всех участников на решение оргкомитета не проводить гонку было раздражение. Директор японской команды Mitsubishi Доминик Серье высказал точку зрения, что «без сомнений, отмена 30-го «Дакара» – это настоящий позор». Представитель команды Tatra, сын шестикратного победителя Дакара Карела Лопраиса Алес выразил мнение, что «организаторы могли бы поступить более разумно – очень жаль, что они даже не попытались провести этапы в Европе и Марокко». Пилот серии NASCAR Робби Гордон, собиравшийся выступать в «Дакаре-2008» на специально подготовленном внедорожнике Hummer, заявил следующее: «Организаторы Дакара из A.S.O. меня разочаровали. Я полностью поддерживаю их решение не ехать в Мавританию и не подвергать участников гонки опасности, но почему они не предусмотрели запасные варианты? Больше всего меня злит, что они их даже не обсуждали, а просто заявили, что марафон не состоится!» Но даже в первые часы после шокирующего известия были слышны и более сдержанные голоса. Консультант Volkswagen, бывший гонщик Формулы-1 Ханс-Йоахим Штук высказался так: «Безопасность важнее всего. Если организаторы предупреждены о возможной угрозе для жизни людей, нужно принимать ответственное решение, и в Volkswagen его поддерживают. Но гонщики… Для многих отмена «Дакара» – катастрофа… На подготовку машин потрачены немалые суммы, размер которых в состоянии разорить небольшую команду, не говоря уже о частных гонщиках. Нас ждут большие драмы». Андре Дессуд, руководитель французской команды «Дессуд», заявил: «Если безопасность гонки находится под вопросом, то решение об отмене является мудрым. Нельзя рисковать человеческими жизнями.

Поздняя отмена гонки была очень досадной, но организаторы, несомненно, имели на это причины». Позже появились еще более трезвые голоса. Экс-пилот Формулы-1 Тьяго Монтейру, выступающий за команду Seat в кузовном чемпионате WTCC, впервые собиравшийся покорить «Дакар» в 2008 году, отметил: «Известие об отмене «Дакара-2008» стало большим разочарованием, хотя я прекрасно понимаю причины, которые заставили организаторов пойти на этот непростой шаг.

Безопасность превыше всего, но я пять месяцев готовился к марафону, и обидно, что эта работа оказалась напрасной». А руководитель команды «КАМАЗ-Мастер» Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер России Семен Семенович Якубов довел до общественности точку зрения, что «причины отмены настолько серьезны, что даже огромные убытки, понесенные организаторами ралли, не брались во внимание при принятии этого тяжелого решения».

Владимир Чагин

В странах, по территории которых должен был пройти этот марафон, тоже восторга не испытывали. Посол Мавритании во Франции Абдеррахман Хабиб заявил: «Это очень грустная новость для всех любителей ралли. Мы приняли все меры для того, чтобы гонка состоялась. И я уверяю, что угрозы для участников и болельщиков нет. Жаль, что организаторы посчитали иначе». А пресс-секретарь министерства спорта Сенегала Мамадоу Диа сказал, что «отмена ралли – это большая потеря не только для Сенегала, но и для всех стран, через которые проходит маршрут гонки». Такую реакцию можно понять – существенная доля финансовых поступлений на территориях этих государств связана с проведением престижнейшего ралли, и многие жители этих африканских стран не получат значительной части тех доходов, на которые рассчитывали.

С этой точки зрения объяснимы и гарантии, дававшиеся накануне гонки руководством Мавритании после серии встреч в Нуакшоте делегации организаторов ралли с мавританскими властями, в итоге которой начальник службы безопасности «Дакара-2008» Роджер Кальмановиц сделал заявление: «Мы встречались с официальными лицами Мавритании, они гарантировали безопасность участников гонки. Как и планировалось, ралли стартует 5 января в Лиссабоне, а 11 –го числа пилоты прибудут в Мавританию». Однако 3 января французское министерство иностранных дел настоятельно рекомендовало всем французам, включая участников ралли «Дакар», воздержаться от поездок в Мавританию. Видимо, французские спецслужбы, расследуя убийство четверых французских туристов 24 декабря на юге этой страны, неподалеку от города Алег, получили такие сведения, что сочли подобные путешествия весьма небезопасными. По всей вероятности, настолько небезопасными, что власти Франции, ссылаясь на просочившиеся к ним сведения о подготовке Аль-Каидой терактов во время проведения марафона, решились на чрезвычайно настойчивые рекомендации A.S.O. отменить всемирно известное ралли. Причем буквально за несколько часов до начала гонки, когда более 550 экипажей не просто приехало в Лиссабон, но уже внесло регистрационные взносы и получило допуск к старту (хотя традиционная процедура прохождения автомобилями участников технических комиссий в последний день перед стартом не состоялась). О чем в интервью французскому телевидению сказал директор ралли-рейда «Дакар-2008» Этьен Лавинь, который заметил, что на оргкомитет оказывало давление французское правительство, и не прислушаться к их предупреждениям он не мог, хотя все были очень удивлены, поскольку французское правительство прибегло к государственным доводам и основаниям. В этом же интервью Лавинь с сожалением вынужден был признать, что в данном случае международный терроризм победил.

Фирдаус Кабиров

Тем не менее ответный удар терроризму все-таки нанесен – в Гвинее-Бисау задержаны и переданы властям Мавритании двое из трех подозреваемых в убийстве возле города Алег группы французских туристов, из-за которого все и началось. Правда, во время процедуры экстрадиции один из подозреваемых выкрикнул: «Гвинея-Бисау заплатит за то, что сделала!».

Общественность, оргкомитет и официальные власти сейчас как будто вышли из состояния грогги. Организаторы, квалифицировав ситуацию как форс-мажор, пообещали участникам вернуть все деньги, которые те заплатили за участие в ралли, до 28 февраля (прямые убытки A.S.O. оцениваются в сумму 52 миллиона долларов). О будущем всемирно известного ралли-рейда тоже говорилось немало. Французские власти заявляли, что сделают все возможное, чтобы сохранить турнир в том виде, как он есть. Министр спорта Франции Бернар Лапорт выразил мнение, что переносить ралли в другое место не имеет смысла: «Если ралли-рейд в будущем пройдет не в Африке, то это будут уже совершенно другие соревнования, а не полюбившийся всем марафон через пустыню Сахару». Но оргкомитет посчитал целесообразным в 2009 году перенести гонку в Южную Америку. Намечаемая трасса от Буэнос-Айреса до Сантьяго будет включать в себя горные участки, перемежающиеся с равнинами, усеянными верблюжьей колючкой, а также, что немаловажно, песчаные этапы, по своей сложности близкие к африканским.

Ильгизар Мардеев

Очень хочется верить, что трудности, связанные с терроризмом, организаторам гонки удастся преодолеть. Только ведь и в террористических организациях сидят не телята, не знающие, с какого конца заряжать ружье. Что, если они задумают в следующем году повторить в Чили или Аргентине то, что сделали в этом в Африке? Ведь успех окрыляет. А, как заметил Этьен Лавинь в интервью французскому телевидению, терроризм угрожает всему миру, он повсюду. Мадрид, Лондон, Нью-Йорк – все они подвергались атакам террористов.

Хватит ли у оргкомитета воли противостоять угрозам нового времени? Достанет ли решимости у властей в борьбе с терроризмом? Ответ даст только время. А пока – жизнь продолжается!

Количество рекордов, установленных командой на последнем «Дакаре-2010», поразило и участников, и болельщиков. Впервые все спецучастки выиграли представители одной команды. Владимир Чагин стал шестикратным победителем «Дакара» и установил рекорд по количеству побед на спецучастках, обойдя по этому показателю Стефана Петранселя.

Аккредитованный на ралли «Дакар-2010» корреспондент «Автогида» Светлана Амеличкина, будучи во время гонки в Аргентине, узнала, что думают о команде «КАМАЗ-мастер» их главные соперники, а также остальные участники и организаторы «Дакара».

Фабьен Кальве, спортивный директор класса грузовиков на ралли «Дакар»: – Когда четыре года назад я начал работать в A.S.O., знал только знаменитое имя «КАМАЗ», но не был знаком ни с кем из команды. Французская и русская культуры различны. Сначала мне было непросто работать с «КАМАЗ-мастер». Год за годом, гонка за гонкой мы учились понимать друг друга, и сейчас могу сказать, что мы мыслим одинаково, очень уважаем друг друга, и мне нравятся дружеские отношения, которые установились у меня со всеми «камазовцами», особенно с Семеном Якубовым. Он действительно великий человек. После аварии, которая произошла с его экипажем в 2007 году, у нас была большая и продуктивная встреча во Франции. Мы много работали с Якубовым над тем, как сделать гонки в классе грузовиков более безопасными. Очень пригодился бесценный опыт Семена, который участвовал в «Дакаре» на протяжении многих лет, где практически все его знают и уважают! Он превосходно знает этот спорт, любит грузовики и профессионал в своем деле. Этот человек очень важен для ралли-рейдов. Я действительно очень ценю то, что могу работать с ним. Я директор гонки в категории грузовых автомобилей, а Якубов – тим-менеджер лучшей грузовой команды. И всегда между нами проходят конструктивные беседы. Он просто великолепен! Не забывайте, тим-менеджер – это главная часть всей команды! Мне бы хотелось, чтобы в спорте было больше таких людей, как Семен…

Считаю, команда «КАМАЗ-мастер» – самая профессиональная команда в категории грузовых автомобилей. У нее огромный опыт, а структура построена таким образом, чтобы побеждать. Ни одна из команд на сегодняшний день не способна выиграть у «КАМАЗа»!

Алес Лопрайс, пилот команды «Татра», племянник шестикратного победителя ралли «Дакар» легендарного Карела Лопрайса. Участник ралли «Дакар» с 2006 года, завоевал 3-е место на «Дакаре-2007» и 3-е место на ралли «Шелковый путь». Основной конкурент команды «КАМАЗ-мастер» на «Дакаре-2010» (сход):
— Хочу передать наилучшие пожелания всем парням из команды «КАМАЗ-мастер» и лично Семену Якубову и поздравить всех с победой на «Дакаре-2010»! «КАМАЗ» – на сегодняшний день самые большие профессионалы своего дела. Это сильнейший и наиболее успешный наш соперник. Мы можем многому научиться у этой команды. Мы знаем «камазовцев» много лет, с момента начала их выступлений на «Дакаре». Мой дядя Карел и его брат Милан (мой отец) знакомы с Семеном Якубовым с первого старта. Они всегда тесно общались друг с другом по ходу ралли. «КАМАЗы» всегда были и остаются нашими главными соперниками на всех гонках, где мы участвуем вместе. Мы соперники на трассе, но у нас сложились хорошие, дружеские отношения. Ведь «Дакар» – это не только гонка! Когда я был 12-летним мальчишкой, Семен Якубов впервые пожал мне руку. Я помню это рукопожатие до сих пор. На мой взгляд, Семен – сердце и двигатель всей команды. В прошлом году я увидел его в другом качестве – как профессионального организатора ралли «Шелковый путь», которое было просто великолепно скоординировано. Теперь, благодаря команде «КАМАЗ-мастер», я начал изучать русский язык.

Том Колсоул, штурман команды «Де Рой». Участник ралли «Дакар» с 2003 года, в составе команды завоевал 3-е место на «Дакарах» 2004 и 2009 и 2-е место на ралли «Шелковый путь»: — Хотел бы поздравить Владимира с победой и сказать ему, что он, несомненно, самый лучший гонщик «Дакара» среди всех возможных категорий. Считаю для себя за честь и привилегию быть с ним знакомым. Жаль, что в этом году я не принял участие в «Дакаре» и не смог сделать жизнь «камазовцев» сложнее на протяжении этих двух с половиной недель. «КАМАЗ» для меня – это что-то мистическое и легендарное. Безмерно уважаю этих людей. Их можно сравнить с командой «Фольксваген». У них также много грузовиков-ассистанс, много механиков, тим-менеджер и так далее. Но наиболее важная вещь – у них три быстрых грузовика и три быстрых гонщика. Значит, если проблема случается с одним из них, другой тут же готов стать первым номером команды. Это настоящий ночной кошмар – бороться с ними в одиночку. Создается ощущение, что против тебя едет целая армада. Также очень важно, что каждая отдельная вещь в команде организована и хорошо продумана, нет ничего лишнего. Это делает команду самой профессиональной в классе грузовиков. Конечно, ничего невозможно без бюджета, но это совсем не значит, что у кого больше денег, тот выиграет гонку (как, на мой взгляд, в категории автомобилей). Мы говорим о весьма хорошо спроектированных грузовиках, и, что еще более впечатляющее, – это гонщики, обладающие сверхчеловеческими возможностями, а также их руководитель – Семен Якубов. Он был в кабине грузовика, что бесценно для менеджера. Если вы сидите за столом и должны принять решение о гонках, в которых вы не принимали участие, – забудьте об этом. Семен всегда принимает нужные решения в нужное время. Мы видим, как все гонщики его безмерно уважают. Якубов серьезный, строгий и в то же время человечный. Блестящая комбинация для такой работы. Это большой человек, стоящий за командой «КАМАЗ-мастер».

Я познакомился с «КАМАЗом» в начале моей «дакаровской» карьеры, в 2003 году. Из телевизионных передач я знал только Владимира Чагина. Вдруг неожиданно я должен ехать против него, что вызывало у меня непередаваемые чувства. Но в те времена наши отношения с «КАМАЗом» были достаточно прохладными, мы держали дистанцию. Возможно, это было потому, что мы, новички, не знали, как правильно себя вести. А перед «КАМАЗом» неожиданно появилась очень быстрая команда, которая могла даже побеждать на некоторых спецучастках. Это была большая борьба без улыбок и симпатий. Мы даже старались не смотреть друг на друга. Слава богу, сейчас все изменилось. Год за годом отношения становились лучше, и, я думаю, сейчас мы можем называться друзьями. Тот теплый и сердечный прием в Казани, который нам устроил «КАМАЗ» в прошлом году, не забуду никогда. Конечно, мы остаемся конкурентами на трассе. Ведь мы вместе участвуем в гонках, чтобы добиться наилучшего результата. Но после спецучастков мы поздравляем того, кто выиграл в этот день, непринужденно общаемся и подшучиваем друг над другом. Доказательство тому – гонка «Шелковый путь», где по вечерам мы часто проводили время с командой «КАМАЗ-мастер».

Мила Яначек, штурман команды Czech Dakar Team: – «КАМАЗ-мастер» – профессиональная команда с огромной подготовкой и опытом. Я смотрю «Дакар» с конца 1980-х. Сначала как болельщик, потом, в 1990-е годы, стал журналистом и наблюдал, как команда стартовала, росла и становилось серьезным конкурентом для чешской «Татры», которая в то время была на высоте. Время шло, и в начале этого тысячелетия «КАМАЗ» стал абсолютным лидером, недостижимым для конкурентов. Хочу отметить тот прогресс, ту работу, которую проделала команда. Развиваясь много лет, «камазовцы» добились заслуженного успеха, и я не могу представить, что кто-либо в будущем сможет повторить их достижения. Сейчас я тоже участник «Дакара», часть команды Czech Dakar Team, где выступаю в категории грузовиков в качестве штурмана. Наша команда сделала две новые «Татры», и мы постараемся в будущем навязать борьбу «камазовцам».

В прошлом году мы приняли участие в ралли «Шелковый путь», которое нам очень понравилось своей организацией. Особое впечатление на меня произвел Семен Якубов, я видел его в действии, когда он возглавлял ралли «Шелковый путь», и я не могу представить кого-то еще на его месте. Якубов имеет все основания быть лидером. Он имеет огромное влияние, обаяние, манеру поведения и, главное, огромный опыт не только как теоретик, но и как практик благодаря своим выступлениям в гонках.

28 февраля в Москве в агентстве Интерфакс состоялась пресс-конференция, посвященная презентации ралли «Шелковый путь-2013».

Пятый по счету выпуск ралли «Шелковый путь» состоится с 6 по 13 июля и соединит своим маршрутом Москву, Волгоград, Элисту и Астрахань. «Шелковый путь – 2013» стартуя, в день открытия в Казани Всемирной летней Универсиады, пройдет под знаком поддержки этого грандиозного спортивного праздника. Ралли-марафон станет своеобразной эстафетой между главными событиями мирового спорта, которые пройдут в ближайшее время в России — Казанской Универсиадой и Сочинской Олимпиадой. Гонка проводится при поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

История российской гонки началась в 2009 году. Тогда маршрут прошел по территории трех стран – России, Казахстана и Туркмении. Приключение сразу приобрело международный размах. Ведущие раллийные команды мира рассматривают свое участие в «Шелковом пути» как залог успешного выступления в ралли-марафоне «Дакар» и не упускают возможности испытать свои силы и использовать российское мероприятие, как прекрасную медийную площадку для своих спонсоров, тем более, что телевизионная аудитория «Шелкового пути» огромна: гонка транслируется на 190 стран мира!

«Шелковый путь» ставший за четыре года проведения узнаваемым общемировым спортивным брендом, ассоциирующимся с громкими спортивными именами и напряженной борьбой, в этом году соберет еще большее количество раллийных звезд. В январе ведущие мировые раллийные команды заявили о своем участии в российской гонке.

Старт гонки будет дан 6 июля на Красной площади в Москве. Бескомпромиссная спортивная борьба на малоизведанных территориях по новым интересным маршрутам, заготовленным организаторами гарантирована! Триумфаторов «Шелкового пути» примет гостеприимная Астрахань. Финиш ралли состоится у стен астраханского Кремля. Прием заявок от участников и журналистов объявлен на официальном сайте гонки www.silkwayrally.ru с 1 марта.

Семен Якубов, руководитель проекта «Шелковый путь»:

Признаться, даже для нас организаторов проекта «Шелковый путь», было удивительно, то, как стремительно наша российская гонка завоевала популярность. Главные ценности бренда — скорость, приключения и преодоление трудностей в экстремальных условиях. Во всем этом заключается дух состязания ралли «Шелковый путь». Испытание этого года будет трудным как для признанных лидеров, борющихся за призовые места, так и для любителей, которым просто важно доехать до финиша. Для опытных экипажей участие в ралли «Шелковый путь» — это возможность проверить свое мастерство на интересных маршрутах, а для новичков весьма демократичный способ влиться в большой мировой раллийный клуб единомышленников. В этом году нам выпала честь, начав гонку 6 июля одновременно со стартом Универсиады-2013, поддержать это важнейшее для мирового спорта мероприятие. Зная, сколько сил было отдано для организации этих соревнований, с какой любовью и тщательностью они организованы и как с нетерпением все ждали их начала, нам особенно приятно быть частью грядущего феерического праздника, который пройдет в Казани!

Фредерик Лекиен (слева)

Фредерик Лекиен, заместитель руководителя проекта, представитель проекта в Европе:

«Маршрут ралли «Шелковый путь» этого года почти на 70 процентов обновлен по сравнению с предыдущими изданиями гонки. Из Москвы участники устремятся на юго-восток к бескрайним поволжским и калмыцким степям и к огромным песчаным массивам Волгоградской и Астраханской областей — к местам уже успевшим полюбиться участникам предыдущих гонок серии «Шелковый путь». Благодаря организации круговых этапов в программу соревнования добавлены новые пустынные зоны и сокращены перегоны. Общая длина гоночного маршрута — около 4000 километров, из которых 3000 километров составят спецучастки и только 1000 километров придется на перегоны. Участников ждет действительно интересный и сбалансированный маршрут с живописными пейзажами. Уверен, что и пилоты, и штурманы получат максимум удовольствия от гонки».

Николай Гуляев, первый заместитель руководителя Департамента физической культуры и спорта города Москвы, Олимпийский чемпион:

«Весьма символично, что старт такой масштабной гонки происходит в самом центре нашей Родины на Красной площади. Со своей стороны хочу заверить, что мы сделаем все возможное для того, чтобы в очередной раз старт в Москве был организован на самом высоком уровне. От имени московской спортивной общественности хочу пожелать всем участникам гонки пройти «Шелковый путь» успешно и без потерь, а автомобилистам желаю занять в конечном счете место в олимпийской семье».

Николай Брагин (слева) и Николай Гуляев

Николай Брагин, начальник отдела по связям с общественностью и органами государственной власти ОАО «АК «Транснефть»:

«Профессионализм организаторов, блеск в глазах, когда они готовят и проводят это ралли, то, как они говорят: «Мы сделаем гонку еще лучше!» — всё это многого стоит! Так держать!»

Жан-Луи Шлессер, победитель ралли Africa Eco Race-2013:

«У меня самые приятные воспоминания о прошлогоднем ралли, несмотря на мою аварию. Зрители и организаторы очень тепло встретили меня. Я с нетерпением жду возвращения на «Шелковый Путь». Это настоящий ралли-рейд, здесь теплая и дружелюбная атмосфера, как на Африке Рейс. Мои амбиции? Я еду, чтобы победить, но я знаю, что будет невероятная конкуренция».

Борис Гадасин (слева) и Владимир Чагин

Борис Гадасин, команда G-Force, 1 место на ралли Шелковый путь-2012:

«»Шелковый путь» стоит совершенно отдельно для меня среди других гонок. Это единственное соревнование в России, которое может вырасти до уровня Дакара и я желаю организаторам этой гонки не останавливаться на достигнутом, а делать гонку еще лучше».

Айрат Мардеев, пилот команды «КАМАЗ-мастер», 1 место на ралли «Шелковый путь-2012», категория «Грузовики»:

«Это потрясающее ралли! Здесь всегда интересный маршрут и сильный состав участников. Спецучастки «Шелкового пути» очень непросты для преодоления: хаотично разбросанные дюны с сыпучими песками требуют от экипажей хорошей техники и сноровки. Штурману тоже не приходится скучать. После каждого «Шелкового пути» у меня остается море положительных эмоций!»

Герлен Шишери, пилот SMG, 8-е место на Дакаре 2013:

«Я так много наслышан об этой гонке! Я не могу дождаться этого события, мы готовимся к борьбе за победу! Я хочу узнать Россию лучше, и, конечно же, подняться на стартовый подиум в самом центре Красной площади. Это также важно и для моих спонсоров. Здесь будет большое количество представителей СМИ. Я слышал, что длина скоростных участков в общей сложности составит около 3000 километров и будут очень короткие лиазоны, это идеально подходит для соревнования».

Второй раз в истории состоялся ралли-марафон «Шелковый путь», председателем оргкомитета которого является Семен Якубов. На этот раз гонка проходила по территории только одной страны – России. Стартовав 11 сентября в Санкт-Петербурге, она финишировала 18 сентября в Сочи. 4859 километров с севера на юг, из них 2014 километров – спецучастки. Вдвое меньше, чем его старший брат «Дакар», и по времени, и по протяженности, «Шелковый путь» стал не менее интересным, сложным и захватывающим. Леса и степи, пустыни и горы, пески, верблюды и дикие кони, колокольни православных соборов, минареты мечетей и буддийские храмы, калмыки, казаки и кавказские горцы. Такого разнообразия ландшафтов и культур, пожалуй, участники ралли-рейда не встречали ни на одном соревновании. Сложной была и спортивная составляющая маршрута. Спецучастки с узкими и бугристыми «стиральными досками», извилистые тропы, заросшие и открытые всем ветрам дюнные пески, сложная навигация практически без ориентиров и коварные ловушки, медленные извилистые проселки, теряющиеся в растительности, озера и солончаки, бескрайние поля, разделенные лесопосадками, горные дороги, броды и скользкие дороги… Всего этого с излишком хватило, чтобы выявить достойных. А экипажи приехали на «половинку «Дакара» весьма серьезные. В зачете внедорожников это, прежде всего, главные фавориты, заводская команда «Фольксваген». Ну а в зачете грузовиков бессменному лидеру, команде «КАМАЗ-мастер», конкуренцию составил Алес Лопрайс на «Татре» (Жерар де Рой вынужден был пропустить эти соревнования из-за травмы позвоночника). Но далеко не все прошли весь путь до конца – на старт у берегов Невы вышло 48 внедорожника и 16 грузовиков представителей из 25 стран, а к Черному морю добрались 29 автомобилей и 13 грузовиков. Обошлось без трагедий (организационная составляющая ралли-рейда была выше всяких похвал), однако тяжелых аварий и травм избежать не удалось.
Первый день. Лидером в зачете внедорожников оказался южноафриканец Жиниэль де Виллье, тогда как предполагалась борьба за первое место между его товарищами по команде испанцем Карлосом Сайнцем (он, кстати, специально для «Шелкового пути» получил новейший раллийный прототип Volkswagen Race Touareg 3) и катарцем Нассером аль Аттией. В зачете грузовиков Кабиров пришел раньше Чагина, но, как оказалось, произошло это потому, что Чагин останавливался, чтобы помочь, – испанский гонщик Пеп Вила перевернулся на грузовике IVECO. Позже судьи учли это обстоятельство, и Чагин в зачете первого дня переместился на первое место.
На следующий день Сайнц и аль Аттиа смогли потеснить де Виллье. Все трое шли, увеличивая отрыв от остальных пилотов. В зачете грузовиков первым, вторым и третьим оказались, как и ожидалось, Чагин, Кабиров и Николаев.

Третий день. Борьба лидеров – де Виллье смог оттеснить аль Аттиа на третье место. Чагин, хотя и потерял время на замену пробитого колеса, смог сохранить лидерство в общем зачете.

Четвертый этап запомнился потерей единственного серьезного соперника команды Volkswagen. Борис Гадасин, пилотировавший прототип собственной конструкции Proto G Force, перевернулся. И хотя пилот со штурманом не пострадали, автомобиль оказался поврежден так сильно, что пришлось отказаться от дальнейшей борьбы. Тем временем в группе лидеров опять произошли изменения – де Виллье вернул себе первое место, а Кабиров оттеснил Чагина на второе.
Пятый день ралли-рейда принес оглушительную весть – на одном из участков перевернулся Volkswagen Жиниэля де Виллье… Пилот и штурман не пострадали, чего нельзя было сказать о внедорожнике – для южноафриканца борьба на этом закончилась. В лидеры опять вырвался «Матадор», и единственный, кто мог тогда ему составить конкуренцию, был ставший вторым аль Аттиа. Впрочем, тройка лидеров все равно оказалась составленной из спортсменов команды Volkswagen – на третье место вышел Марк Миллер. А вот в классе грузовиков вроде как начиналась завязываться интрига – Фирдаус Кабиров по-прежнему шел первым…
Шестой день оказался, по сути, определяющим. После инцидента с машиной на одном из этапов потребовалась медицинская помощь штурману и механику экипажа Ильгизара Мардеева – Станиславу Погожих и Дмитрию Сотникову. Им пришлось остаться в госпитале в Астрахани, а Ильгизар Мардеев продолжил гонку уже в незачетном режиме. Но главное – 40-я точка «легенды» оказалась «точкой преткновения». Проискав ее, экипажи Чагина и Кабирова потеряли много времени, в результате на первую строку в общем зачете вышел Эдуард Николаев. Это было так неожиданно для всех, в том числе и для самого молодого пилота, что, комментируя итоги этапа, он чуть ли не извинялся перед своими именитыми соперниками, которых опередил! Но как показали дальнейшие события, возглавил протокол Николаев по праву.
Следующие два этапа лидеры прошли хотя и не с лучшим временем, но без больших ошибок, потому сохранили свои позиции до финиша. Так что подиумы выглядели впечатляюще – в зачете автомобилей первыми стал экипаж Карлоса Сайнца, вторым – Нассера аль Аттиа, и третьим – Марка Миллера, все – команда Volkswagen. А в зачете грузовиков первым был экипаж Эдуарда Николаева, вторым – Владимира Чагина, третьим – Фирдауса Кабирова, все – команда «КАМАЗ-мастер». Заводские команды правят бал? Вторая в истории гонка «Шелковый путь» показала, что ее значимость как спортивного явления растет. События ралли освещались по телевидению в 183 странах. 95 представителей информационных агентств, печатных изданий, радиостанций и интернет-сайтов постоянно следовали с гонкой и держали болельщиков всего мира в курсе событий гонки «Шелковый путь – серия «Дакар». Бивуак ралли-рейда в городе Майкопе посетил премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин и пожелал его участникам удачи на завершающем непростом спецучастке. Интерес к этой гонке увеличивается среди мировой автоспортивной общественности. И есть надежда, что «Шелковый путь» может стать таким же регулярным, как «Дакар». А «КАМАЗ-мастер»… Стало очевидно, что у команды хорошая скамейка запасных. И соперникам надеяться на то, что им когда-нибудь станет легче, не приходится. Недаром Эдуарда Николаева называли главным открытием «Шелкового пути 2010». А сколько еще таких открытий у команды «КАМАЗ-мастер»? Текст: Василий Горбатенко Фото: из архива команды «КАМАЗ-мастер»

И вечный бой
Вся жизнь «КАМАЗ-мастера» состоит из двух частей – подготовка к «Дакару» и сам «Дакар». Готовится машина, готовится команда, готовятся гонщики. С момента, когда коллектив возглавил Семен Якубов, этот процесс в Набережных Челнах не останавливался ни на секунду, но такой подготовки, как в этом году, не было, наверное, никогда ранее.
Кадры решают все
Пилоты. Ну, об опытных Владимире Чагине (он будет выступать на новом «КАМАЗ 4326-экстрим»), Фирдаусе Кабирове и Ильгизаре Мардееве мы знаем давно. И не то что надеемся – рассчитываем на них. Но в этом году закончился подготовительный этап для еще одного гонщика. К грозной когорте челнинских пилотов на «Дакаре» в 2011 году присоединится еще молодой Эдуард Николаев. Молодой, да зрелый – не за красивые глаза доверила ему команда боевую машину. Эдуард делом доказал, что готов войти в список топ-пилотов, «показав хвост» именитым Чагину и Кабирову в ралли-рейде «Шелковый путь 2010». Четыре действующих экипажа, четыре боевые машины команды «КАМАЗ-мастер»! Такого еще ни разу не было на «Дакаре».

КАМАЗ 4326 — экстрим

Умелым – хороший инструмент
Хорошим пилотам – хорошая техника. Специально к «Дакару-2011» команда «КАМАЗ-мастер» создала новую машину «КАМАЗ 4326-экстрим». Связано это с очередными изменениями требований к грузовикам со стороны FIA, позволяющими омологировать спортивный автомобиль на базе серийных узлов и агрегатов. У нового полноприводного спортивного внедорожника удалось улучшить «развесовку» по осям, сместив кабину к задней оси – так, что не осталось места для подножки. Зато экипаж сидит теперь не перед передней осью, поэтому меньше трясет. За счет модернизации подвески, в частности установки спортивных стоек Reiger Racing с регулируемой жесткостью, ход автомобиля стал более плавным. Давление в шинах Michеlin 14R20XZL прямо из кабины на ходу можно менять от 2-х до 7 атмосфер. Машина стала ниже (всего 3280 мм – самая маленькая высота за всю историю команды), благодаря чему снизился центр тяжести и улучшились аэродинамические характеристики кузова. Предельный угол подъема с места и спуска – 60 градусов, а с разгона «КАМАЗ 4326-экстрим» может взять и более крутой склон. Массу боевого грузовика удалось снизить до 9,3 тонны, тем не менее достигнуть разрешенного устроителями «Дакара» минимума в 8,5 тонны пока не получилось. Над этим ведется работа и сегодня. Для экономии веса задействованы все резервы – максимально широко используется алюминий, а чтобы снизить вес на излишне длинной резьбе, болты укорачивают. Восьмицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-848 имеет мощность в 850 л. с. (625 кВт), крутящий момент – 2700 Нм, красная зона начинается от 2500 об./мин. Коробка передач – 16-ступенчатая «механика» ZF (восемь передач с делителем). Обычно пилот трогается с четвертой – первые три применяются лишь в тяжелых условиях. В Латинской Америке в январе жарче, чем в Африке, потому систему радиаторов перекомпоновали. В результате всех доработок машина в состоянии достигать скорости в 196 км/ч. Слабым местом в этой ситуации становятся шины, которые долго такую скорость не выдерживают, ограничивая максималку 165 км/ч. Разгон до сотни у нового боевого грузовика составляет всего 9,8 секунды. «КАМАЗ 4326-экстрим» построен в полном соответствии с техническими требованиями организаторов международных ралли-марафонов и первым прошел омологацию в своем классе.
Скоро, скоро Новый год
Очередной ралли-рейд «Дакар» будет 33-м по счету и третьим, который пройдет на южноамериканской земле. По традиции, старт его происходит в первых числах января. В этот раз начало гонки назначено на 1 января, в первый день нового года. Правда, на самом деле гонщики вступят в борьбу только со 2-го числа – первый день, когда караван участников ралли-рейда торжественно покинет Буэнос-Айрес, будет незачетным. Маршрут опять пройдет по территории двух стран – Аргентины и Чили, хотя в этот раз его нитка протянулась дальше на север. Организаторы предприняли все усилия, чтобы оптимальным образом выдержать баланс между более и менее трудными участками на первой части маршрута. Как всегда, в середине гонки (в этот раз – 8 января) участникам предоставляется день отдыха, а вот после него для них наступит череда тяжелых этапов с экстремальным вождением, и это будет продолжаться до самого финиша в Буэнос-Айресе.
Хотя для российских болельщиков по известным причинам самыми интересными являются соревнования в зачете грузовиков, в ралли «Дакар» принимают также участие раллийные автомобили, багги и мотоциклы. В целях безопасности на ряде этапов (а всего этапов 13) маршруты у мотоциклов и багги буду иные, чем у грузовиков и автомобилей.
В добрый путь «КАМАЗы», проделав долгий путь по дорогам Европы от Набережных Челнов до Гавра, уже прошли технический осмотр, их погрузили на паром и отправили через Атлантику в Аргентину. В конце декабря уже в Южной Америке экипажи встретятся со своими боевыми машинами. Встретятся, чтобы повести их к победам. В этом уверены все болельщики команды «КАМАЗ-мастер». Привезите нам победу, ребята! Текст: Василий Горбатенко

Фото: из архива команды «КАМАЗ-мастер»

Ралли-рейд-марафон Transorientale 2008 (Санкт-Петербург – Астана – Пекин), общей протяженностью 10 726 км, начался 12 июня с короткого спецучастка неподалеку от Санкт-Петербурга.

В гонке Transorientale принимали участие три экипажа команды «КАМАЗ-мастер»: — Пилот Владимир Чагин, штурман Сергей Савостин, механик Эдуард Николаев; — Пилот Фирдаус Кабиров, штурман Айдар Беляев, механик Андрей Мокеев; — Пилот Ильгизар Мардеев, штурман Вячеслав Мизюкаев, механик Андрей Каргинов.

Руководитель команды – Семен Семенович Якубов.

9 июня «КАМАЗ-мастер» готовила машины к технической комиссии, которая прошла на следующий день. Вечером состоялся общий сбор, на котором С. С. Якубов еще раз обозначил задачи экипажей на предстоящую гонку, обратил внимание на основные моменты регламента.

10 июня в закрытом парке гостиницы «Прибалтийская» прошли административные и технические проверки участников Transorientale. В команде «КАМАЗ-мастер» сначала проверку прошли боевые машины Чагина, Кабирова и Мардеева, а затем автомобили технического сопровождения. Отметим, что гонщики выступали на грузовиках КАМАЗ-4326-9, то есть, на тех машинах, которые были подготовлены и прошли сертификацию к «Дакару-2008», в то время как их именитые соперники построили к марафону новые грузовики, технически более совершенные, чем те, что были готовы у них к последнему «Дакару». Заявка на их сертификацию еще только подана в Международную автомобильную федерацию.

Административные и технические проверки показали, что более чем 10 000-километровый маршрут Transorientale станет прежде всего ареной борьбы «тяжеловесов». В автомобильном зачете выступают более полусотни участников, а в мотозачете и того больше. Но именно в грузовом собрались традиционные соперники челнинских гонщиков на африканских трассах – команды, представляющие на данный момент сильнейших производителей грузовой техники: MAN, DAF и Ginaf. Кстати это единственный зачет, собравший победителей и призеров «Дакаров» последних лет. На счету Владимира Чагина их пять (2000, 2002, 2003, 2004, 2006 годы), на счету Фирдауса Кабирова победа в 2005 году. Основной соперник наших чемпионов, Ханс Стейси (MAN), выиграл «Дакар-2007». Кроме того, в борьбе за подиум нельзя никоим образом сбрасывать со счета Жерара де Роя (Ginaf), экипажи DAF, Liaz и многочисленных Mercedes.

Как отметил 11 июня во время предстартовой пресс-конференции руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Семен Семенович Якубов, «маршрут этой гонки, ставшей на сегодняшний день самым протяженным и сложным после отмены последнего «Дакара», а также состав участников обещают непростую борьбу, исход которой далеко неочевиден». На пресс-конференцию были приглашены и соперники «КАМАЗ-мастер» Ханс Стейси и Жерар де Рой, которые подтвердили: для победы необходимо успешное сочетание целой группы факторов – это и слаженная работа команды, и мастерство пилота, и совершенство техники и пр. Можно случайно проиграть, но выиграть случайно невозможно.

Вечером этого же дня, после брифинга, который провел Рене Метж, участники отправились на Дворцовую площадь, где город радушно встретил команды, и в неповторимой атмосфере белых ночей прошел торжественный старт ралли. На представлении участников спортсмены на мотоциклах и автомобилях проехали по специальному подиуму, установленному на площади, а грузовики категории Т4 прошли рядом с подиумом.

«КАМАЗ-мастер» на Дворцовой площади приветствовали многочисленные поклонники и болельщики, приехавшие в Северную столицу из разных городов России. К грузовикам команды подступиться было практически невозможно – их обступили жаждущие взять автографы у членов команды и сфотографироваться с ними и боевыми автомобилями.

Когда заработали моторы, ослепительно загорелись фары, дружным сигналом отсалютовали клаксоны и мощные грузовики, формируясь в колонну, начали выезжать с Дворцовой площади, это было грандиозное зрелище. Собравшиеся провожали экипажи шквалом аплодисментов. И с первых же километров дистанции завязалась напряженная борьба…