18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Какие бывают спорткары. Купейный вопрос

Плейбои всего земного шара, не говоря уже про арабских шейхов, считают своим долгом иметь в гараже хотя бы одно купе для перевозки себя, любимого, или в паре с клоном длинноногой Адрианы Скленариковой. Одно движение пальца – и крыша автомобиля исчезает в недрах багажника, а взору общественности предстает весь изумительный внутренний мир авто… и вашего эгоизма. Самое сильное чувство у водителя спортивного купе – чувство осознания человеческой зависти к нему окружающих. Да, именно к нему, а не самому средству передвижения. Контурами машины можно восхищаться, изумляться ее сверхскорости, завидовать рвущему асфальт моменту, но жестокие приступы зависти окружающие испытывают к сидящему за рулем человеку.

Свое GT
Автомобильные производители прекрасно знают о мужской тяге ко всему прекрасному и обособленно-независимому, потому потакают желаниям сильного пола. Любая уважающая себя компания имеет в арсенале если не стопроцентный спорткар, выжимающий скорость как электрическая соковыжималка свежий апельсин, то заряженную версию гражданского автомобиля. Автомобили негласно делятся на несколько классов: от «горячих» малолитражных хэтчей до настоящего дорожного гипермонстра McLaren F1. Между этими крайностями расположились несколько групп конкурирующих машин. Выбор потребителя зависит лишь от толщины кошелька. Бюджетное купе Honda Prelude или Koenigsegg за полмиллиона американских единиц. В первом варианте получаете прекрасного донора для выдавливания из задушенных японских моторов дополнительных силенок, но до шведских 390 км/ч вы никогда не разгонитесь. Можете восхищаться полным приводом Toyota Celica GT-Four и ее шестнадцатью рычагами подвески, но до совершенства прохождения поворотов Porsche Carrera GT3 японцам еще много бессонных ночей.

6 - Какие бывают спортивные автомобили.jpg
Однако есть обстоятельство: чем ниже класс, тем острее борьба за верхние ступени пьедестала и больший выбор для потребителя. Возьмем машины с объемом двигателя до двух литров и ценой до полутора-двух миллионов рублей – глаза разбегутся: Subaru Impreza WRX STI, Volkswagen Golf GTi, Ford Focus ST, Mitsubishi Lanсer Evo, Skoda Octavia RS, Audi RS-4. Еще немного подкопить – и можно претендовать на BMW M3 или Jaguar XК-R. А захочется эксклюзива – можно перейти на вторичный рынок и в эту же сумму не отказать себе в Porsche 911 Turbo, BMW Alpine B12 или Nissan Skyline GT-R. Повышение градуса скорости, ускорения и пафоса влечет за собой увеличение цены в геометрической прогрессии. Но стоит отличать спорткары, которые припаркованы у казино в Монте-Карло, от тех, что на самом деле могут «уйти» по горной дороге от ракеты класса «земля-земля».

Гольфы
Самый маленький класс заряженных машин и единственный сегмент автомобильного рынка, названный в честь конкретной модели. Как положено родоначальнику автоклана, Golf не отстает и на спортивном поприще. Ралли, трековые гонки, «кольцо» редко проходят без борьбы «народного автомобиля» и более «взрослых» машин. Вообще же, заряженная версия гражданской продукции – это не специально подготовленный спортивный болид, а довольно свободная трактовка на тему очень быстрого передвижения вкупе с комфортом для водителя, пассажира и огуречной рассады. VW Golf VR6, Subaru Impreza WRX STI, Toyota Starlet GT…. Как правило, именно приставка GT свидетельствует о переходе простого автомобиля в разряд грозных снарядов для «выстреливания» со светофора и сдвига тектонических плит при старте. Заметьте, что все это – седаны или хэтчбеки. Для понимания этого класса достаточно посмотреть этап WRC – Раллийного чемпионата мира, и станет понятно, кто правит бал и к какому дилеру идти.

4 - Какие бывают спортивные автомобили.jpg
В «мелком» классе практически отсутствуют кузова типа купе. Лучшей формой для очень быстрого семейного автомобиля считается хэтчбек. Оппозицию бытующему мнению составили японцы: Toyota MR-2, Honda Prelude, Toyota Celica, Nissan Silvia и Mazda МХ-серии – все они обладают кузовом купе. Их тоже можно, хотя и с некоторой натяжкой, отнести в самый многочисленный класс. Схожесть в объемах двигателя, задиристом характере автомобиля, обилии титулов как в японских, так и мировых кузовных чемпионатах.

На особом счету стоят автомобили Honda. В почете заряженные версии: Type-S и Type-R. А для Civic благодарные петербуржцы вообще устроили кузовной чемпионат, к сожалению, ныне почивший. Toyota MR-2, Mazda MX-5, и Nissan Silvia единственные из всей братии имеют привод на заднюю ось и практически идеальную развесовку. А «эмэрка» считается чем-то вроде японского Ferrari, только с двигателем всего 1800 куб.см. В мире «гольфиков» примечательны французские Peugeot 206 GTi и Citroen Xsara, не снискавшие большого признания на рынке спорткаров, но отрабатывающие «на все деньги» в чемпионате WRC.

В этот же класс можно спихнуть некоторые купе и родстеры. Стоят они чуть больше, чем начинка подкапотного пространства Skyline GT-R, ну, и едут соответственно – бюджет, понимаете ли. В подразделение гольф-класса смело можно отправить недорогое, но стильное купе Hyundai Coupe и кабриолет Peugeot 307СС. Капризы автомобильного бога – красивейший 307 CC едет намного хуже, чем ждешь от потраченных на него денег. Зато можно за 24 секунды (пока складывается крыша) успеть привести в порядок себя и подружку после страстного поцелуя. Списываем сюда же Mercedes CLK и BMW Z4 – просто хорошие и красивые машины. Домохозяйки и жены бизнесменов очень любят эти модели.

Кто-то любит погорячее
Следующий класс – самый многочисленный как среди представителей, так и по ответвлениям. В него можно включить люксовые спорткары, максимально приближенные к экстремальным, но приспособленные для частого пользования. Эти машины быстрые и бескомпромиссные, при этом особой подготовки для управления ими не требуется. Главное – чтобы на плечах была голова. Зато в заряженные версии без шлема, четырехточечного ремня и иконы святого Николая лучше не садиться. Законодателем мод здесь является Porsche в любых его проявлениях. Начиная от «бюджетного» Boxster и заканчивая Cayenne Turbo. Недаром один из самых почетных кузовных чемпионатов носит имя Porsche. Немецкая фирма начинала как гоночная единица. Постройкой в 1936 году компанией AutoUnion первого гоночного Type 22 было положено начало династии. Трансформировавшись впоследствии в Porsche, предприятие занялось выпуском полноценных классических двухдверных купе. Рекордно быстрая версия Porsche Carrera GT3 разгоняется до «сотни» за 3,9 секунды и является завсегдатаем подиумов ралли и всевозможных гонок. Автомобиль становился победителем марафона «Париж-Дакар», «24 часа Ле-Мана» т.д. Самая гибкая маркетинговая политика – тоже у немцев. Где еще вы встретите разброс цен от 50 000 евро за самый простенький спайдер Boxster до неограниченных высот за забитый под завязку Cayenne или GTS?

1 - Какие бывают спортивные автомобили.jpg
По кузовам – та же песня. Купе, тарга, кабриолет, спайдер, внедорожник, в конце концов, – все, что душе угодно. Кстати, мы намеренно обходим такие марки, как Mercedes и BMW в силу ряда причин, не позволяющих им фигурировать в нашем списке. Что первые, что вторые не выпускают полноценных спорткаров, а пользуются услугами придворных тюнинговых ателье – AMG, Brabus, Hammann и Alpina. SLR у штуттгардтцев и M-Series не в счет, ибо это частные случаи и в наш список они попадут как исключения, но никак не в качестве отцов-основателей. Нет, это великие машины – мощные и необычайно быстрые, но скажите, вы повернете голову в сторону BMW M5 или все же вслед Porsche Carrera S?

По скоростным достоинствам с немцами поспорит легендарный японский спорткар –Nissan Skyline GT-R. Культовый автомобиль любителей драг-рейсинга никогда не выпускался с «левым» рулем, и оттого еще более ценен. В спецификации автомобиля всего два двигателя – 2,6-твин-турбо и специально «заточенный» под японский кузовной чемпионат GT-R M-type – 2,8-твин-турбо. В стандарте этот двигатель выдает 280 л.с. (производители намеренно занизили данные, ибо таковы суровые японские законы), но при небольшом вмешательстве с него легко снимается 600 л.с. Соль этой машины в двигателе и изумительных ходовых качествах. Из электронных «примочек» на «скае» достойны внимания системы Attessa и Hicas, система полного привода с электронным управлением многодискового сцепления и раздаточной коробки, и система полноуправляемых колес (4WS). Ни один пьедестал кольцевого японского чемпионата не обходился без Skyline. Но сравнивать Porsche и Nissan несколько некорректно – машины созданы для реализации разных идей, хотя и находятся на одном уровне подготовки. Сравнить «японца» можно с тремя его соотечественниками – Toyota Supra RZ, Mitsubishi GTO (в Европе – 3000 GT SL) и Honda NSX. Все они яркие представители плеяды автоспорта, но с небольшим уклоном в… ширпотреб.

Эти машины больше подойдут любителям с эффектом сорваться со светофора или проехать мимо красивых девушек, многозначительно им подмигивая. Разве что NSX имеет кольцевые корни, а его версия NSX-R – один из самых дорогих японских автомобилей. Любителям автомобильной экзотики можно присмотреться к Mazda RX-8. При относительно невысокой цене автомобиля отдача от него громадная. Очень выразительная форма в виде набегающих на острова волн и необычный роторный двигатель привлекут внимание окружающих. Да и внутреннего лоска в машине хватает.

Вернемся в Европу – здесь осталось немало интересных автомобилей в самом масштабном GT-классе.

Как настаивает передача Top Gear, самые красивые и сбалансированные автомобили выпускаются в Англии. Jaguar, Aston Martin, TVR, Lotus, Morgan, Caterham – если вам эти названия ничего не говорят, то переходите к чтению следующего раздела. О надежности машин с Альбиона говорено много, но главным фактором покупки «сэров» из Великобритании остается все-таки их внешность. Да и соперников у них немного: по всей Европе и на другом краю Атлантики вряд ли можно набрать такое же количество мощных и стильных автомобилей. Пусть по лошадиным силам конкуренты могут превзойти «англичан», но по экстерьеру с ними могут соперничать лишь итальянцы, представленные в следующем GT-сегменте. Почему «в следующем сегменте»? Конечно, у Ferrari есть достойные ответы Туманному Альбиону – 360 Modena или F355, но все же они не соперники. Если «англичане» сдержанны и лаконичны, как истинные джентльмены, то у «итальянцев» существенно выражена экспрессия, из-за чего они как бы попадают в разные классы. Есть быстрые, красивые, стильные английские автомобили, а есть сверхимиджевые итальянские.

Вернемся на острова Елизаветы. Что Jaguar, что Aston Мartin выпускают примерно равные по мощности автомобили, исключение составляет немного разная концепция оформления интерьера. Обе компании принадлежат Ford, потому влияние извне немного чувствуется, но что не сделаешь, чтобы «остаться на плаву». «Кошачья» компания сосредоточена в большей степени на выпуске представительских седанов и лишь небольшую часть усилий тратит на разработку купе, что им удается – купе XK-R произвело фурор среди любителей быстрых GT-люксов. Aston Martin, наоборот, большую часть средств тратит на выпуск суперкупе. Начав свою деятельность с изготовления сельхозтехники и тракторов, на сегодняшний момент Aston – один из ведущих производителей роскошных GT-купе. Все модели именуются аббревиатурой DB с числовым индексом – в честь владельца компании в 1940-х годах Дэвида Брауна. Автомобилям Aston Martin покорялись и Ле-Ман, и кинофильмы про Джеймса Бонда. Но бешеная популярность со временем сошла на нет. В 1990-х, после покупки компанией Ford контрольного пакета акций, положение улучшилось. В новых моделях DB7 и DB9 переработаны двигатели V8 и установлены нагнетатели, что позволило мощности достигнуть отметки 557 л.с.! А в 2000 году увидел свет Aston Martin V12 Vanquish. Всего 300 нуворишей в год смогут загнать его в свой гараж.

5 - Какие бывают спортивные автомобили.jpg
Morgan, Lotus и Caterham стоят особняком в череде английских спорткаров. Последние две компании создавали автомобили при участии великого конструктора Колина Чепмена, и после его смерти чуть не ушли под откос. Изготавливать небольшие автомобили с небольшим объемом двигателя, но слоновьим показателем удельной мощности за 400 л.с. на тонну оказалось не столь выгодно. Машины плохо расходились из-за полнейшего отсутствия комфорта. Подвеска была не то что независимая, а суверенная – то есть не подчинялась общим колебаниям кузова, а стояла насмерть. Зато такая конструкция обеспечивала внеконкурентное прохождение поворотов и потрясающую курсовую устойчивость. Что касается Morgan, то даже в наше время фирма продолжает придерживаться концепции изготовления автомобилей с каркасом кузова из ясеня. Тем не менее Aero 8 со смотрящими внутрь себя фарами и начинкой сродни начинке дома Билла Гейтса стал одним из самых дорогих автомобилей своего класса.

Ответом на монополию англичан стала лишь Maserati. Но и здесь не все гладко. Былые успехи Индианаполиса, Модены и Ле-Мана забылись, а новый седан Quattroporte еще не успел завоевать симпатии публики. Представительский седан вышел на тропу войны в одном классе с M-B S-Klasse и BMW 7-Series. После выигрыша всех-каких-возможно титулов в автоспорте Maserati заявила о своем уходе из больших гонок и намерении сосредоточиться на выпуске сумасшедших спорткаров «под заказ». С помощью Алехандро Де Томазо итальянская компания стала достойным конкурентом Ferrari и Lamborghini. Но разработки последнего двигателя проходили с помощью соперников из Маранелло. Сейчас Maserati сосредоточилась на чемпионате FIA GT.

На другом краю земли тоже живут люди, которые не меньше европейцев, а иногда и больше русских, любят быструю езду – американцы. В арсенале автоконцернов Нового Света есть несколько потрясающих спорткаров – бескомпромиссных и жутко неудобных. Это Dodge Viper, Chevrolet Corvette и их негласный лидер – Ford GT. Огромные V-образные раскачанные двигатели с турбинами, нагнетателями и прочими инженерными изысками разгоняют автомобили не хуже, чем военный истребитель. Разгон до заветных 100 км/ч менее чем за 5 секунд и табун в 400 диких мустангов – привычное для янки дело. Практически все вышеперечисленные автомобили подходят для ежедневной езды, потому и попали в «средний» класс нашей GT-классификации. Из достойных для включения в список можно еще отметить английский TVR, голландский Spyker Chevrolet Camaro, Audi TT, и, пожалуй, Nissan 300 ZX.

Unlimited
В последнем сегменте представлены сверхсупермегаспорткары – как по технической составляющей, так и по стоимости каждого экземпляра. Использовать для повседневной езды такие машины невозможно. После нескольких часов, проведенных за рулем, у вас отнимется нога, отвечающая за педаль сцепления, бицепсы забьются из-за отсутствия рулевого усилителя, а зрение перестанет воспринимать статичные предметы, превращая все вокруг в сумасшедший калейдоскоп.


7 - Какие бывают спортивные автомобили.jpg
Классикой жанра считается все те же Ferrari ввиду длительного срока нахождения на рынке спорткаров и идеальности всех моделей. Энцо Феррари, создавая в 1939 году компанию по выпуску автомобилей для продажи, не подозревал, что через пару десятков лет его детище будет практически в одиночку править бал на рынке эксклюзивных и дорогих спортивных автомобилей. Ущемление комфорта во благо ураганной динамике и управляемости стало одним из принципов проектирования итальянских «жеребцов». Милле-Милья, Тарга-Флорио, «24 часа Ле-Мана», Tourist Trophy – почетнейшие титулы, завоеванные Ferrari для своего зала славы. Каждая модель, как истинное произведение искусства, не похожа на остальные, о любой из них ходят легенды. Ferrari – одни из самых быстрых и самых дорогих автомобилей в мире. Недаром даже Эдди Ирвайн, бывший пилот «Скудерии», часто шутил: «У меня Ferrari, но она меня когда-нибудь разорит. На одну замену тормозов надо 16 000 долларов!» Культовыми моделями всех времен и народов считаются:
- модель 250 GT 1954 года, разработанная вместе с ателье Pininfarina;
- 410 Super America, выпущенная тиражом всего в 14 экземпляров;
- Daytona или 365 GTB/4, с передним расположением 4,4-литрового V-образного 12-цилиндрового двигателя, мощностью 352 л.с., развивающего скорость 282 км/ч;
- полугоночная Testarossa с мотором 512 ВВ мощностью 390 л.с.,
- F40, восемь цилиндров которого развивали 478 «лошадей», корпус был изготовлен из углеволокна и кевлара, а сиденья не регулировались; - и последнее детище, названное в честь создателя,
– Ferrari Enzo, самый мощный серийный автомобиль на момент его выпуска – 12-цилиндровый двигатель выдает 650 л.с., разгон до 100 км/ч всего за 3,5 сек., а продавался тираж в 349 экземпляров исключительно по клиентам Ferrari.

Заклятым другом Ferrari по цеху является Lamborghini, принадлежащая Audi, которая, в свою очередь, является собственностью концерна Volkswagen AG. Классические купе с мощностью не менее 250 л.с., выпускающиеся с 1963 года, отвоевали кусок от пирога Ferrari. Хотя есть подозрения, что у владельцев Ferrari обязательно найдется в гараже и Lambo. Вместе с «бычками» пришла и мода на дверь-гильотину, получившая название лабмо-дверь, так имя Lamborghini стало нарицательным. Ферручио Ламборджини доказал всему миру, что с Ferrari можно побороться, причем ее же методами – скорость, полное отсутствие комфорта и зашкаливающий пафос. В 1965 году дебютировала одна из лучших моделей в истории спорткаров, ставшая классикой, – Lamborghini Miura со среднемоторной компоновкой и дизайном на миллион долларов. Miura продалась в количестве 800 штук и по популярности обошла Ferrari. Через шесть лет сенсацией стал Countach – центральная компоновка двигателя мощностью 365 л.с., который вытряхивал из себя скорость до 300 км/ч. GT-класс пользовался огромной популярностью, и Lambo на волне спроса запустили Espada. Автомобиль продавался десятилетку и разошелся тысячным тиражом. Попытки создать внедорожник провалились, и Lambo вернулась на привычную для нее стезю. С помощью главного конструктора компании Джампаоло Даллара созданы бестселлеры Countach 5000 QV мощностью 455 л.с. и ставший самым знаменитым Diablo. В 2001 году на смену Diablo пришла новая модель – Murcielago. Комфорта и простора в ней добавилось, равно как и мощности. Murcielago выдает уже 580 сил и развивает скорость 330 км/ч, но комфорт для подобных машин – понятие относительное. Главное, чтобы они ехали на все потраченные деньги.

Концерн Volkswagen имеет также в своем владении и французскую марку Bugatti, выпускающую исключительно гоночные и эксклюзивные автомобили. Этторе Бугатти знал, что делать, даже живя в начале XX века. Применяя исключительно передовые революционные технологии, в 1924 году он создал легендарную модель Type 35 GP с максимальной скоростью 190 км/ч! Участвуя в различных состязаниях почти до начала Второй мировой войны, она одержала более полутора тысяч побед. Однако спад спроса на ручную сборку и заоблачные цены спровоцировал упадок и практически крах Bugatti. Тем не менее в конце 1980-х имя марки всплыло вместе с моделью EB110 и его заряженной версией EB110 SS, а потом появились VW Group и Фабрицио Джуджаро… Стеклопластиковое купе EB118, алюминиевый EB218, суперкар EB 18/3 Chiron с максималкой в 300 км/ч и на закуску самый мощный и дорогой в мире на данный момент Bugatti Veyron с двигателем W16 мощностью в 1001 л.с. и стоимостью в миллион долларов!

А самым экстремальным в мире спорткаром все же считается McLaren. Созданный на основе технологий Формулы-1, он полностью оправдывает свою стоимость – 530 000 фунтов стерлингов! Мотор объемом 6,1 литра мощностью 550 л.с и вес всего 1018 кг позволяют получать гигантскую отдачу. Максимальная скорость McLaren F1– 386 км/ч. Впору размещать щетки стеклоочистителей внутри салона.

На свете еще немало спорткаров. Из ближайших преследователей Ferrari и Lamborghini нужно выделить Pagani Zonda и De Tomasso, Venturi, Noble и последнего возмутителя спокойствия Konigsegg.

У меня растут года…
В мире огромное количество быстрых, очень быстрых и дьявольски быстрых машин. Какая удостоится чести быть установленной в качестве обоев на «рабочий стол»? Все они красивы, дороги, и порой кажется, что если можно было бы обменять жену на машину, то, честное слово, пару раз не удержался бы. Начал бы с Nissan Skyline с дополнительной турбиной HKS KAI 56 и заканчивал бы Ferrari F40 с ее зачаровывающей звездой фирменных дисков и отсутствующим левым зеркалом заднего вида. Вторая половинка пусть подождет. Года-то еще растут.