18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Левый руль: сделай сам

Отменят или не отменят?.. Введут или нет?.. Едва ли кто, кроме посвященных, может ответить на волнующие всех владельцев «праворуких» «японок» вопросы. Тех, что касаются пошлин и нового технического регламента. Грядущий сентябрь все расставит по местам. Но споры о целесообразности решения о повышении таможенных ставок с экономической, политической, просто человеческой точки зрения еще долго будут будоражить умы. Наученные горьким опытом, россияне не особо надеются на торжество здравого смысла и признание очевидной ошибочности такого шага. И по привычке рассчитывать лишь на себя ищут пути спасения. Себя и своего права ездить на том, что нравится, что безопасно, что доступнее, в конце концов. Увы, вариантов сохранить свою японскую «ласточку» не много.

Что делать?
Вариантов действительно не густо. Первый, самый очевидный – постараться доступными и законными способами довести до властей свои пожелания. Чем может закончиться такой «марш несогласных», мир смог увидеть в прямом эфире. 21 декабря 2008 года еще долго будут помнить во Владивостоке. А избитые дубинками «зубровцев» мирные горожане не скоро осмелятся выйти на повторную акцию протеста. Даже если следующим шагом властей будет указание ездить лишь на самокатах. Причем исключительно российской сборки. Впрочем, это не более чем шутка. Хотя в России самые бредовые идеи находили сторонников. И нередко становились реальностью.

Второй способ передвигаться на собственном автомобиле ощутимо дороже. Для этого надо купить другую машину. Иначе говоря, практически объявленную «вне закона» бэушную иномарку сменить на очень «свежую» отечественную. Но избалованные десятилетиями активной эксплуатации «японцев», приморцы ни при каких условиях его не рассматривают. О чем недвусмысленно говорит статистика продаж местного отделения ВАЗа. Новые же иномарки далеко не всем по карману. Те, кто мог и желал иметь «леворукого» «японца» («корейца», «европейца»…), ими давно обзавелись. Всем прочим остается уповать на то, что, может быть, со временем… Здесь уместно вспомнить, что мировой финансовый кризис не только основательно снизил платежеспособность основной массы населения, но и лишил многих работы. Переведя приобретение машины в разряд перспективных проектов, которые становятся задачей просто невыполнимой. С голоду бы не умереть… Открытым остается и вопрос, куда девать «запрещенные» иномарки? Ведь продать их будет некому. Поскольку запрет распространяется на всех. Или не на всех?..

Bertone Flio 
В концепте Bertone Filo расположение руля можно менять сколько вздумается.
Эх, его бы в Приморье...

Остается третий путь. Не самый лучший, но едва ли не единственный. Даже если пошлины снизятся (во что, честно говоря, никто не верит), рано или поздно в действие вступит новый технический регламент, упорно и последовательно «продавливаемый» через Думу наиболее активными «народными избранниками». Его введение может поставить крест на эксплуатации праворульных машин в России. Даже несмотря на то, что по официальной статистике парк «праворуких» «японок» составляет более двух миллионов с четвертью экземпляров! Иначе говоря, немалая часть российских граждан в одночасье может остаться у «разбитого корыта». Зато с незаконными автомобилями в гаражах и на стоянках. Наиболее заботливые «слуги народа» клянутся, что только тревога за здоровье авто-, мотовладельцев подвигла их к активным действиям. Почему для этой благой цели никто не озаботился состоянием дорог, коррумпированностью ГИБДД и не выдерживающим никакой критики качеством «разрешенных» авто российской сборки, так и остается вопросом без ответа. Зато становится понятно, что будет разрешено. Левый руль. Это и есть третий способ остаться «при своих». Правда, несколько видоизмененных…

«Налево, равняйсь!»
Новый технический регламент может законным образом запретить эксплуатацию автомобилей с правым расположением руля. А можно ли противопоставить этой бредовой идее другую, не менее бредовую? Переставить рулевое колесо туда, куда рекомендует новый документ, – на левую сторону. На первый взгляд, идея действительно странная. Еще и потому, что сама по себе является не более чем очевидной попыткой обойти закон. «Переделка» «японца», как и перевозка «конструкторов» и покупка автомобиля «под документы», – завуалированное противопоставление российской смекалки российским же запретам. Но ведь схемы с «конструкторами», «документами», «металлоломом» и «запчастями» работали (и как!) много лет. Может, и «перестановка» позволит оттянуть момент расставания с любимым авто? Не исключено. Осталось выяснить, с чем придется столкнуться владельцу «праворукой» иномарки пожелавшему превратить ее в «леворукую». Для начала попытаемся ответить на три основных вопроса, касающиеся такой операции: возможность ее практического исполнения, экономическая целесообразность и юридическая правомерность.

Очень даже можно!
Владивосток – город удивительный. И дело даже не в уникальном климате или географическом расположении. Главное его богатство – люди. Которые при необходимости могут совершить невозможное. Даже, подобно Мюнхгаузену, вытащить себя за волосы из трясины, в которую затянули город (да и всю страну) жадные и недалекие руководители. Лишенные работы в начале 1990-х по причине закрытия почти всех городских предприятий, владивостокцы придумали себе бизнес. В итоге ставший градообразующим – торговлю автомобилями. Резко выросший, буквально за год-два, автопарк усилил конкуренцию и заставил задуматься о предпродажной подготовке и последующем сервисе. Первые СТО мало напоминали нынешние дворцы «из стекла и бетона». Как современные мастера, получившие образование в вузах и прошедшие стажировку на японских предприятиях, мало похожи на первых механиков-самоучек. Тех, кто с минимумом инструментов, без инструкций и оборудования, по наитию творили чудеса в «гаражных» кооперативах. Это они заложили фундамент, на котором ныне стоит авторитет владивостокских специалистов, способных, кажется, сделать все. И они все делают. Так что реализация странной идея переставить руль с одной стороны на другую особенных сложностей не вызовет. По утверждению представителей крупнейших городских мультисервисных компаний, современный уровень технической базы и персонала позволяет осуществить эту операцию. Одна оговорка. «Японец», намеченный в переделку, должен иметь европейский аналог. Иначе говоря, «леворукого» «брата-близнеца» (пусть и названного иначе). Тогда можно приобрести комплект необходимых для перестановки деталей заводского производства. А деталей понадобится немало.

Сама операция по перенесению правого руля налево состоит из нескольких десятков последовательных шагов. Это:
- смена торпедо и перестановка приборов (плюс к этому меняется центральная консоль и переносится бардачок);
- смена рулевой рейки;
- перенос педального узла;
- полная замена электропроводки;
- замена подушек безопасности;
- перенос тормозной системы (вакуумного усилителя, тормозных трубок и главного тормозного цилиндра);
- то же касается и главного цилиндра сцепления;
- замена печки (самой печки, ее мотора и трубы под панелью);
- перестановка механизма стеклоочистителей;
- перенастройка фар;
- замена зеркал
- замена трубок кондиционера и гидроусилителя руля;
- переустановка дверных панелей (чтобы кнопки управления находились на ближней, левой двери).

В приведенный перечень вошли лишь главные этапы. Которые сопровождаются множеством других операций, менее заметных (но не менее важных). Закрепить «новый» «леворукий» комплект труда не составит. Кузова автомобилей, как правило, универсальны и снабжены технологическими отверстиями и площадками для крепления как слева, так и справа. Что продиктовано вовсе не заботой японцев об облегчении труда заморских коллег, вынужденных следовать чудачествам российского законодательства. Просто такая универсальность позволяет, не меняя технологического процесса, собирать машины как для себя, так и для европейского рынка. Значит, для обретения «законного» авто остается пустяк – найти для «праворукой» «японки» родной «левый» комплект. Насколько это сложно, судить пока рано. Говорить о массовости не приходится. Единичные примеры подобного смелого шага имеются. Но они так редки, что на городских СТО даже не просчитывали стоимость такого заказа. Впрочем, предполагаемые траты, пусть приблизительно, можно посчитать. По статистике, самая затратная часть любого авторемонта – стоимость запчастей (60-70 процентов конечной цены). То есть на работу остается процентов 30-40. При осторожных оценках «леворукого» комплекта в 3-4 тысячи долларов «законный» руль обойдется счастливому владельцу тысяч в шесть «вечнозеленых» денег. Что сделает машину непродажной. Скромная Toyota Vitz, которую на «Зеленом углу» предлагают в районе 7 тысяч долларов, после превращения ее в Yaris (европейский аналог) будет стоить уже как приличный джип. Купит ли его кто после такого превращения? Сомнительно. Впрочем, переделка «двухсотого» Land Cruiser стоимостью 80 тысяч долларов в Lexus LX570 встанет в сумму не намного больше озвученной выше. Возможно, такая операция и оправданна. Но пусть об этом болит голова у владельца «Крузера». Впрочем, не исключено, что вопрос, переставлять или нет руль «поюзанного» «японца», и не встанет. Не потому, что правительство одумается и пойдет навстречу пожеланиям. Все много печальнее. Такая переделка официально ЗАПРЕЩЕНА!

Детали рулевого управления 
Элементы рулевого управления - лишь малая часть того, что потребуется при перестановке руля

…но это закон!
Кто задавался вопросом, чем вызван законотворческий зуд создателей нового техрегламента, тот наверняка догадался, что болезненная забота о безопасности населения имеет материальную основу. Тревога за жизнь и здоровье нации – лишь красивый фантик, в который завернуты вполне осязаемые проценты от прибыли, пакеты акций и примитивные «откаты». Чем радетелей безопасности не устроил старый регламент? Тем, что в нем нет НИКАКИХ указаний по поводу расположения руля! В книжечке с интригующим названием ГОСТ 517092001 указано все, что должно быть в исправном автомобиле и чего быть не должно. Касаемо рулевого управления прописаны допустимые люфты и наличие деформаций. Но нет ни слова о том, что руль должен находиться слева! То есть эксплуатация японских машин не запрещена. Значит – разрешена. Правда, справедливости ради следует заметить, что по тому же ГОСТу ни один японский автомобиль не пройдет техосмотр по настройке светотехнических приборов (при том что перенастройка, даже переделка оптики обойдется не дороже переустановки руля). Но юридически перенести рулевое управление с одной стороны на другую просто невозможно – такая операция является грубейшим вмешательством в конструкцию автомобиля. Порядок внесения изменений в конструкцию автомобиля в России регламентирован Приказом Министерства внутренних дел № 1240 от 10.12.2000 г. Согласно ему, мелкие работы, замена кузова у грузовика или бензобака подтверждающих документов не требуют и могут проводиться безболезненно. А вот более серьезное изменение возможно лишь при наличии технических условий завода-изготовителя либо заключения от уполномоченной организации. Единственная уполномоченная организация, которая имеет возможность выдавать такие заключения, – государственный научный центр НАМИ (Научно-исследовательский автомоторный институт).

Но НАМИ, не имея технических условий завода-изготовителя, такое заключение не даст. «Китам» же автомобилестроения Страны восходящего солнца нет дела до сложностей российских владельцев построенных ими для японского рынка автомобилей. Тем более что ответить каждому из миллионов российских автовладельцев заводы просто не в состоянии. Значит, возможность официально зарегистрировать внесенные изменения исключена. Но! Вспомним, что суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Официально внести изменения в конструкцию действительно невозможно. А вот НЕофициально – вполне. Дело в том, что нигде в ПТС не указано изначальное расположение руля. Значит, доказать его перестановку юридически будет сложно. Правда, едва ли на «подпольные» операции с рулем будут безмолвно взирать официальные дилеры японских концернов, предлагающие новенькие «леворукие» авто. Для них такие трансформации – прямой убыток. Значит, можно не сомневаться, что они не откажут себе в удовольствии «слить» соотечественников, предлагающих такие услуги. А заодно и тех, кто этими услугами воспользовался. Как известно, в бизнесе друзей нет!

Русский путь
Выводы из всего вышесказанного получаются невеселыми. Запрет, даже ограничение правого руля ощутимо ударит по самому уязвимому классу автолюбителей – среднему. «Японки», привлекавшие своей доступностью и высоким качеством сборки, похоже, уходят в прошлое. Что займет их место – неизвестно. «Иностранцев» в Россию не пускают. А тяжело болеющий отечественный автопром не может удовлетворить потребности населения. «Припарки» в виде миллиардных вложений лишь затягивают агонию и обогащают тех, кто имеет возможность погреть руки на этом. Перестановка руля проблемы не решит. И лишь усилит коррупцию в ГИБДД и на таможне. Закон нужно соблюдать. Правы были древние, утверждая: «Dura lex, sed lex» («закон суров, но это закон»). Остается лишь пожалеть, что современные руководители знают не все латинские афоризмы. Иначе они могли бы воспользоваться другой крылатой фразой, как нельзя лучше отражающей суть взаимоотношений народа и власти: «Salus populi suprema lex» («благо народа – высший закон»). Но, видимо, у современной власти свои взгляды на понятие «благо»…