18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Мировой топливный рынок. Нефть мира

Полтора века нефтяной промышленности
Прежде всего, обратимся к истории. Нефть добывают с середины XIX века. Впервые в мировой практике добычу «черного золота» промышленным способом осуществили в азербайджанском Апшероне, случилось это в 1847 году. Впервые в Соединенных Штатах нефть обнаружили в 1859, но вскоре добывать ее стали так «яростно», что через век Америке стало не хватать сырья даже для собственных нужд, хотя до 1950-х годов американское «черное золото» занимало около половины мирового рынка.

Российская и американская нефтяная промышленность начали развиваться одновременно, но из-за обширности территории нашего государства наибольшие темпы роста наблюдались именно с нашей стороны. Удивительная цифра: из-за мирового топливного кризиса в период с августа 1973 по январь 1974 мировые цены на нефть «взлетели» на 274%! Нынешний рост стоимости горючего и сырья для его изготовления связан с резким улучшением уровня жизни в развивающихся странах, таких как Китай и Индия, а также с увеличением потребности рынка в наиболее качественном и экологически чистом автомобильном топливе.

Мировой топливный рынок

Что стоит за словами
Всем известен термин «стоимость нефти на мировом рынке». Откуда берется эта стоимость, и кто ее устанавливает? Основные точки продажи «черного золота» – это Нью-Йоркская, Сингапурская и Лондонская товарные биржи. Средняя стоимость сырья для изготовления практически бесчисленного количества продуктов – это цена на нефть марки Brent, которую добывают в Северном море. Сорта нефти отличаются количеством различных примесей, главная из которых – сера. В зависимости от ее содержания нефть используют для производства грубых сортов горючего, таких как топочный мазут, или для получения автомобильного топлива, керосина и т.д. Если серы в объеме сырья в процентном содержании не больше 0,5%, то «черное золото» относится к «легкому» сорту. Например, российское сырье делится на «тяжелое» Urals и «легкое» Siberian Light. Норвежская нефть имеет марку Statfjord, а иракская – Kirkuk. Но, сколько бы сортов этого крайне полезного ископаемого ни существовало, все операции по торговле нефтью пересчитывают в эквивалент европейской Brent среднего качества. Термин «баррель», который у всех на слуху, в переводе с английского дословно означает «бочка», а бочки бывают самыми разными, поэтому для подсчета количества нефти применяют так называемый голубой нефтяной баррель (bbl), и он равен 158,98 литра.

Американский доллар – общепринятый эквивалент национальных валют, поэтому все табличные значения – это цена одного литра топлива в американских центах. Специалисты в этой области при составлении статистических данных разделяют страны на четыре категории. К первой категории (в нашей таблице данные по этим государствам обозначены без фона) относят страны, горючее в которых стоит меньше, чем то же количество непереработанной нефти на мировом рынке. Значения, не превышающие средней мировой стоимости топлива и обозначенные зеленым цветом, относятся к государствам второй категории. Третья категория по общепринятой классификации – страны, где литр горючего стоит не больше, чем в США, показатели выделены желтым цветом. Наконец, четвертая категория (красные метки) – это государства, в которых бензин и дизельное топливо обходится дороже, чем в Штатах.

Мировой топливный рынок

Что почём
Вот те цифры, согласно которым страны могут переходить из одной категории в другую. Средняя стоимость одного литра сырой нефти на мировом рынке в 2007 году составляла 38 американских центов. Средняя мировая цена литра бензина марки Super («АИ-98» по российской классификации) составляла 53 цента, литра дизтоплива – 59 центов. Бензин марки Super на американских АЗС стоит 63 цента за литр, дизельное топливо – 69 центов. А средние для Старого Света – люксембургские – показатели равны соответственно 129 и 114 центов за литр. Отметим, что ДТ не подразделяют на зимнее и летнее, а принимают в расчет среднегодовую стоимость, таким образом, в жарких странах цифры с нашей точки зрения некорректны. Такая же неясная картина – со Скандинавскими государствами – из-за сурового климата что бензин, что дизтопливо должны включать в свой состав присадки, которые облегчают эксплуатацию транспорта в холодную погоду.