18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Российский топливный рынок. Бензин нефтяной державы

А в Приморском крае действуют только заправочные станции, нет перерабатывающих заводов и разрабатываемых месторождений. Что же творится на рынке автомобильного бензина и дизельного топлива? Попробуем разобраться…

От Балтики до Тихого
Топливно-энергетический комплекс – одна из важнейших статей дохода для российского бюджета. Около 20% внутреннего валового продукта РФ обеспечивает нефть. «Черное золото» дает порядка трети от общего объема доходов в бюджеты всех уровней. Около 13% разведанных мировых запасов нефти приходится на российскую территорию, при этом разрабатываются далеко не все месторождения. Отметим, что внутри страны расходуется менее трети добываемой нефти. На начало 2005 года добычу и переработку «крови Земли» осуществляли 10 крупных компаний, дававших стране порядка 90% ресурсов, а остальные 10% оставались за ста пятьюдесятью небольшими фирмами. Производство увеличивается (средний показатель за последние пять лет – более 3%), но при этом отечественный комплекс нефтепереработки находится в том же состоянии, что и десятки лет назад. На начало 2005 года тонна не переработанной нефти в отпускных ценах производителей стоила 2943 рубля, тонна бензина марки АИ-92 – 7168 рублей, такой же объем зимнего дизтоплива – 9615 рублей. В январе 2005 в силу вступили поправки к одной из глав Налогового Кодекса, касающейся налога на добычу полезных ископаемых, а точнее, его увеличения. С тех пор стоимость бензина и солярки неуклонно растет.

Рынок топлива в России

Последние годы российский автопарк не только молодеет, но и дорожает. Наши сограждане все больше «отдают голоса» иномаркам. Новую BMW 5 Series уже не заправишь «пролетарским» бензином АИ-80. При этом экспорт нефти и нефтепродуктов постоянно увеличивается – за 2006 год в натуральном выражении рост экспорта бензина составил 20,4%, тогда как внутренний рынок увеличил эту цифру лишь на 7,4%, примерно такая же картина сложилась на рынке дизельного топлива. Итог – рост внутренних цен и дефицит горючего на наших АЗС. Такое ощущение, что российские чиновники задались целью вновь превратить автомобиль из средства передвижения в предмет роскоши.

Александр ЮртаевМнение специалиста. Александр Юртаев. Депутат Думы Владивостока, заместитель председателя по городскому хозяйству
AG: Есть ли в Приморье и во Владивостоке в частности какие-нибудь особенности топливного рынка?
- К сожалению, сейчас на нашем топливном рынке сложилась следующая ситуация: работают всего две компании, занимающиеся нефтепереработкой, то есть, поставщики («Приморнефтепродукт», входящий в состав НК «Альянс», и «Востокнефтепродукт», подразделение концерна «Роснефть»), а все остальные компании вынуждены покупать бензин и дизельное топливо оптовыми партиями фактически у своих конкурентов. Владивостокская и приморская проблемы высоких цен на автомобильное топливо связаны со слабой конкуренцией на рынке. Поставщики диктуют свои цены, и небольшие фирмы-владельцы АЗС вынуждены также увеличивать стоимость продукции. На данный момент у нас нет рыночных условий как таковых, и цены на бензин и солярку периодически приходится регулировать административными мерами. Крайне негативное отношение складывается к «серым» продавцам топлива – люди неизвестно где берут горючее и торгуют им с бензовозов вдоль дорог. Но все-таки автомобилистам приходится покупать топливо вне АЗС, это связано с отсутствием во Владивостоке доступного многим бензина и дизельного топлива. По большому счету, в настоящее время государство не создает условий для работы малого бизнеса, а ведь нередко именно предприниматели, а не крупные нефтяные концерны, дают бензин и солярку общественному транспорту, милиции, МЧС и другим службам, фактически выполняя муниципальный заказ.
AG: Каковы пути для нормализации ситуации с ценами на топливо?
- В первую очередь, государство должно в корне пересмотреть свое отношение к этому сегменту рынка, давая простым россиянам возможность пользоваться личным и общественным транспортом без существенного ущерба для собственных кошельков. На топливном рынке нужно создавать здоровую конкуренцию, поддерживать малый бизнес. И, наконец, неустанно нужно следить за деятельностью крупных компаний, работающих в этой сфере.

В России порядка тридцати крупных нефтеперерабатывающих комплексов и заводов (НПЗ) превращают «черное золото» в автомобильное топливо. Большая часть этих предприятий входит в состав таких известных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, как ТНК-BP или «Роснефть», и сырье для производства горючего поступает им «сверху». Предприятия, не имеющие тесной связи с нефтедобытчиками, вынуждены закупать сырье «на стороне». Немалую роль в увеличении цен на автомобильное топливо играет и постоянный рост стоимости услуг перевозчиков – услуги автомобильного, железнодорожного и трубопроводного транспорта за последние пять лет в среднем подорожали более чем на 50%. Чем дальше ближайший НПЗ, тем дороже бензин или солярка в регионе (Камчатка много лет занимает первое место по дороговизне горючего).

Цена на бензин и дизтопливо зависит от десятка параметров, главные из которых – это налог на добычу полезных ископаемых (около 8% цены), налог на прибыль (10%), НДС (18%) и акциз (около 22% стоимости, этот сбор в период с 2002 по 2005 год возрос на 75%). Более 50% дохода нефтяников уходит в бюджеты разных уровней. Разумеется, за пользование недрами родной страны нужно платить, но не столько же!

Сергей ДегтярёвМнение специалиста. Сергей Дегтярёв. Начальник аналитического отдела Управления федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
AG: Мы наслышаны о нефтяных компаниях-монополистах, занимающих лидирующие позиции на рынке. Как обстоят дела с ними в Приморском крае?
- Говорить о монополизации рынка нефтепродуктов в Приморском крае не совсем верно. На данный момент на нашем рынке действуют два крупных «игрока» – ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт», которые входят в состав крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний – соответственно в НК «Альянс» и в «Роснефть», и компании эти имеют свое нефтедобывающее и нефтеперерабатывающее производство. В то же время в Приморском крае действуют еще 75 предприятий, осуществляющих розничную реализацию автомобильного топлива, не входящих в состав нефтяных компаний, так называемые независимые продавцы. ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» имеют долю на региональном рынке нефтепродуктов более 50%, в связи с чем Приморское УФАС России в рамках полномочий, определенных Федеральным законом «О защите конкуренции», осуществляет постоянный контроль за действиями указанных предприятий с целью недопущения злоупотребления ими своим доминирующим положением на рынке, в том числе и в части их ценовой политики. Приморское УФАС России проводит еженедельный мониторинг розничных и оптовых цен на нефтепродукты на региональном рынке. В целях реализации контроля Приморское УФАС России предписало указанным компаниям заблаговременно сообщать о планируемом повышении розничных цен на топливо. За последний месяц таких заявлений в нашу структуру не поступало.
AG: Были ли прецеденты нарушения доминирующими на рынке компаниями антимонопольного законодательства?
- Приморским УФАС России было рассмотрено дело в отношении ОАО «Приморнефтепродукт», прекратившего отпуск со своих АЗС бензина «Супер-Евро 98» потребителям, не имеющим топливных карт компании НК «Альянс». Итогом рассмотрения было признание факта нарушения компанией антимонопольного законодательства, выразившегося в разделе товарного рынка по составу покупателей, что может иметь своим результатом ущемление интересов потребителей данного вида топлива, не имеющих указанных топливных карт. В адрес ОАО «Приморнефтепродукт» было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Также приняты меры антимонопольного реагирования в отношении ООО «РН-Востокнефтепродукт» по заявлению одного из независимых продавцов в части создания неравных условий деятельности на региональном рынке нефтепродуктов – у крупной компании не было единой оптовой цены на бензин и дизтопливо.

На русской родине японских авто
О том, что творится на топливном рынке Дальнего Востока и Приморья в частности, можно рассуждать долго, но вряд ли разговор даже на самом высоком уровне приведет к незамедлительному решению проблем. Приморье богато не только углем, но также и нефтью и газом, о чем чиновники знают, но разработка нефте- и газоносных месторождений не ведется. В крае нет ни одного НПЗ – ближайшее предприятие, перерабатывающее «черное золото», находится в Комсомольске-на-Амуре.

Рынок топлива в России

Но главное отличие дальневосточного рынка автомобильного топлива от общероссийского – огромная доля присутствия крупных вертикально-интегрированных компаний. Если в среднем по стране корпорации занимают не более 30-40% рынка, то в Приморье и в Хабаровском крае за филиалами НК «Альянс» и «Роснефть» уже около 90%. Все остальные участники рыночных отношений (в Приморском крае их 75) – не более чем перекупщики уже готового горючего, и владельцы одной или нескольких заправочных станций.

В конце июля нынешнего года арбитражный суд обвинил хабаровские ООО «РН-Востокнефтепродукт» (дочерняя компания «Роснефти») и «Хабаровскнефтепродукт» (подразделение «Альянса») в нарушении антимонопольного законодательства, и был выявлен сговор в согласованном повышении цен на топливо. Крупные продавцы горючего увеличивали розничную и оптовую стоимость своих товаров практически одновременно и различия между ценами на АЗС с разными вывесками фактически стирались – вот они, преимущества доминирующего положения на рынке. Мелким продавцам топлива пришлось поднимать цены вслед за своими поставщиками (разумеется, не забывая о прибыли). За рынком автомобильного топлива следит Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС). В случае с «хабаровским заговором» сотрудникам этой организации после проведения проверки удалось доказать факт сговора и обвинить «Востокнефтепродукт» и «Хабаровскнефтепродукт» в нарушении статьи 14.32 Кодекса об административных правонарушениях. Отметим, что на рынке автомобильного топлива получается это далеко не всегда. По факту ценового сговора хабаровским филиалам нефтяных концернов были выписаны крупные штрафы: филиал «Роснефти» должен выплатить государству 4 миллиона 404 тысячи рублей, а филиал «Альянса» – 13 миллионов 96 тысяч рублей.

Сергей МоскаленкоМнение специалиста. Сергей Москаленко. Доцент кафедры охраны окружающей среды ИНиГ ДВГТУ
AG: На данный момент приморцы вынуждены пользоваться привозной нефтью. Есть ли в крае собственные месторождения?
- К сожалению, у нас нет ни нефтедобывающих комплексов, ни нефтеперерабатывающих заводов. Ближайшие подобные предприятия находятся в Комсомольске-на-Амуре и в Ангарске. Но в Приморье есть масса нефтеносных месторождений. При разработке угольных месторождений практически везде, в том числе и в крупных Артемовском и Сучанском бассейнах, обнаруживались нефть и газ. Наши соседи – китайцы – активно разрабатывают свои месторождения, находящиеся недалеко от границы с Россией. Но полноценных исследований в этой области с нашей стороны не проводилось вплоть до недавнего времени. Уже по традиции топливо доставляется из Восточной Сибири. Енисей является своеобразной чертой, определяющей направление экспорта нефти и газа – ископаемые, которые добываются западнее, поставляются в Европу, а то, что черпают восточнее долины Енисея – в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Для этой же цели строится нашумевший нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий Океан», и, скорее всего, в ближайшие годы к освоению приморских месторождений не приступит никто.
AG: Что можно сказать о строящемся нефтепроводе? Возникнут ли экологические проблемы?
- Конечно, стоимость топлива в некоторой степени снизится, этому будет способствовать и ввод в действие нефтеперерабатывающего завода на берегу бухты Восток, что недалеко от Находки. На мой взгляд, сам путь нефтепровода и место строительства будущего НПЗ выбраны неудачно, не была учтена местная специфика – прибрежный климат, тайга (наиболее важные с экологической точки зрения факторы) и гористая местность (возникнут трудности с прокладкой труб). Задача поставлена сложная, но все же выполнимая, и, должно быть, скоро в Приморье появится качественное и более доступное автомобильное топливо.

На примере соседнего региона можно делать вывод о положении дел на топливном рынке Приморья, ведь местные «Приморнефтепродукт» и уже упомянутый «Востокнефтепродукт» – это все те же нефтяные концерны «Альянс» и «Роснефть», только под другими вывесками. Между принципами работы приморских филиалов вертикально-интегрированных компаний все-таки есть некоторые различия. Так, например, автолюбители знают, что до недавнего времени на заправочных станциях «Альянса» топливо было традиционно дороже, чем у конкурентов, а на АЗС, принадлежащих «Роснефти», за горючим выстраиваются большие очереди из-за его низкой стоимости. Кроме того, у первого продавца заправок на порядок больше чем у второго, руководство которого предпочитает продажу бензина и дизельного топлива оптовыми партиями владельцам других автозаправочных станций. К положительным моментам работы «Альянса» можно отнести создание уникальных сортов топлива под фирменными торговыми марками, но за новые технологии автолюбитель тоже должен платить. Почему бы не вести поиск новых присадок и методов переработки нефти, а значит, идти в ногу со временем, за счет бюджета концернов, а не за счет «карманов» простых автолюбителей?

Рынок топлива в России

Нынешний, 2008, год ознаменован высоким ростом стоимости автомобильного топлива. Если государству к началу года еще удавалось сдерживать цены, то в первой декаде апреля наступил резкий скачок цен. В Приморье стоимость литра горючего тогда возросла на полтора-два рубля, и тогда же дизтопливо стало стремительно догонять самый популярный бензин – АИ-92, а на некоторых заправках даже опережать его. Следующий скачок стоимости топлива был отмечен в конце июня – в некоторых местах цены на один литр горючего в течение одной ночи «задрали» на целых три рубля! Затем все стихло… Надолго ли? УФАС по Приморскому краю обязало компании, доминирующие на нашем рынке, заранее предупреждать о грядущем повышении цен на бензин и солярку, и нас заверили, что в ближайшее время стоимость горючего не возрастет. Но существуют и мелкие продавцы топлива, которые могут менять ценники на своих АЗС сколько угодно и в любую сторону. Покупка горючего – не налог и не акциз, хочешь – заправляйся, нет денег – пользуйся общественным транспортом или меняй машину на менее прожорливую. Возможно, этим принципом и руководствуются владельцы нефтяных компаний, но у них ведь тоже масса собственных проблем и, в конце концов, перспектив и амбиций.

Наталья ШулярМнение специалиста. Наталья Шуляр. Генеральный директор ООО «ИнфоТЭК-Консалтинг», г. Москва
AG: Хотелось бы узнать, почему в Приморье действуют филиалы всего двух вертикально-интегрированных нефтяных компаний? Есть ли у нашего регионального рынка особенности, препятствующие участию других концернов?
- Можно сказать, что крупные российские нефтяные компании давно поделили рынок автомобильного топлива между собой, исходя из этого реальной конкуренции, которая могла бы снизить цены, сегодня нет. Это отмечают почти все эксперты. И не стоит думать, что стоимость топлива снизится после прихода в Приморский край еще двух или трех вертикально-интегрированных нефтяных компаний, имеющих собственные добывающие и перерабатывающие комплексы. Даже в Московском регионе, где действуют практически все игроки топливного рынка, цены на горючее ничуть не ниже, чем в регионах с меньшим числом крупных поставщиков, а тенденции на рост или снижение топлива адекватны общероссийским.
AG: Как в ближайшее время изменится стоимость автомобильного топлива? Какими будут цены к началу 2009 года?
- Основная проблема нашего топливного рынка – это жесткая привязка к мировым ценам на нефть через такой налог как НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых. А в мировой цене нефти, по нашей оценке, около 25-30% – это спекулятивная составляющая, не обусловленная никакими экономическими показателями. Отчасти одной из причин сегодняшнего мирового кризиса является именно эта. Нашему Правительству пришлось снизить экспортную пошлину на нефть с 485 американских долларов за тонну до 372 доллара, поскольку цена нефти с поставкой в октябре на НПЗ России оказалась ниже себестоимости (с учетом налогов). По итогам только что прошедшей торговой сессии цена нефти на российском рынке составила примерно 6700 рублей за тонну, что соответствует уровню прошлого месяца. Хочу отметить, что в конечной стоимости автомобильного топлива цена на сырье составляет не более 5%. Именно поэтому мы не видим на АЗС таких скачков цен, какие имеют место в течение года с ценой на нефть (например, в июле 2008 года цена нефти в России достигла 13300 рублей за тонну). Если для Москвы стоимость литра бензина АИ-92 на АЗС составляет 24 рубля, то только 10 рублей из этой суммы составляют затраты на добычу, производство и транспортировку, а 14 рублей – это государственные сборы. При некотором снижении налогового бремени можно добиться соответствующего снижения цен на бензин и дизтопливо. Но повторюсь, российский топливный рынок слабо защищен от такого важного фактора как мировая цена на нефть, и, быть может, если мировые цены опять пойдут наверх к отметке в 200 долларов за баррель, 50 рублей за литр горючего к началу следующего года – вполне вероятный показатель, а не взятая «с потолка» цифра. Но я надеюсь, что к концу года цена нефти будет находиться в пределах 90-100 долларов за баррель.
Определенную роль в сложившейся ситуации играет российский менталитет: когда цены на топливо поднимаются в Европе, недовольные автолюбители Старого Света организовывают акции протеста, которые действуют на власть, тогда как у нас никакой акции протеста не наблюдается, и, возможно, оттого проблемы топливного рынка имеют такое проявление. Хочу пожелать нашим автолюбителям большей организованности в отстаивании своих интересов.

Пути к решению проблем
18 апреля текущего года в Москве прошла первая международная конференция «Бензины 2008». Свои данные и методику решения сложившихся на российском топливном рынке проблем представила московская организация «ИнфоТЭК-Консалт». Согласно независимым исследованиям, ровно половина россиян недовольна качеством горючего, а цена не устраивает 65% наших сограждан. Привязка стоимости топлива на внутреннем рынке к рынку мировому, мягко говоря, нелогична, если не сказать жестче – абсурдна. Избавившись от этой взаимосвязи, рост цен на бензин и дизтопливо можно будет остановить или хотя бы замедлить. Но это касается только стоимости. По российским дорогам ездят те же машины, что и в Соединенных Штатах, в Европе и в Японии, и горючее для них должно соответствовать мировым стандартам. Кроме того, цепочка «скважина-АЗС» необходимо разрушить и заменить цепочкой «скважина-потребитель», то есть, участники рынка должны обратить максимум внимания на обычных автовладельцев.

Рынок топлива в России

Чтобы решить проблемы приморского топливного рынка, следует добиться максимального снижения стоимости перевозки горючего (оптимальным станет запуск в строй нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» и создание в крае нефтеперерабатывающего комплекса – сейчас разрабатывается проект НПЗ в районе г. Находка). Что касается освоения приморских месторождений, то, должно быть, начинать добычу нефти и газа у нас пока рановато, расходы придется покрывать за счет потребителей. И, разумеется, на топливном рынке должно присутствовать больше компаний, имеющих «собственную» нефть. При этом не стоит «выметать» с рынка фирмы-посредники, ведь их услуги – это обеспечение автолюбителей и организации горючим.