26 Марта 2017 г.    $ 57.42 (-0.10)    € 61.86 (-0.23)

Сага об ОСАГО

К обеспечению своего комфорта Юрий и Ольга подошли конструктивно. Долго копили, но приобрели для своей маленькой семьи сразу два автомобиля. Радости новоиспеченным автовладельцам добавлял щедрый правительственный жест. Юрий и Ольга в страховую компанию пришли в конце марта. О новостях страхового рынка тогда еще не слышали и потому даже не чаяли оказаться в числе первопроходцев. Получили новый полис и официальное разрешение пользоваться дополнительными правами. И задались вопросом: как велико полученное благо?

Скорее, Азиопа, чем Евразия (или Правом, данным мне полисом…)
Пришло время открывать подарки. Ближайшее рассмотрение правительственных даров показало, что упаковка во многих местах куда привлекательнее содержимого. Новые права, сулящие подъем рядового автомобилиста до уровня цивилизованного мира, оказались скрыты толстым панцирем условий и нюансов. Оформить ДТП по Европейскому протоколу можно лишь при определенных обстоятельствах: если в аварии нет пострадавших, если столкнулись не больше двух автомобилей, каждый из которых застрахован по ОСАГО. Причем оба полиса должны быть выписаны после 1 марта этого года. Между участниками не может быть разногласий об обстоятельствах и схеме аварии. ДТП должно соответствовать специально утвержденной типовой схеме. Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения разработал 74 типовые схемы и еще четыре дополнительных, трактующих варианты ДТП. Если постараться, среди такого количества имеющихся схем можно найти свою. Но запомнить список «рекомендуемых» схем, да еще и сопоставить их со своей ситуацией, сможет не каждый.

Кстати, в случае самостоятельного оформления аварии повреждения, причиненные автомобилю потерпевшего, оцениваются в сумму не выше 25 000 рублей. Так что автомобилист должен досконально знать, во сколько обойдется восстановительный ремонт его авто.

Роман Поднебеский
Мнение. Заместитель директора ООО «Правовой компетент» Роман Поднебеский:
– Отказ страховщика в выплате – это еще не приговор. В соответствии со ст. 15 и ст. 1064 Гражданского кодекса, вы вправе требовать компенсации убытков. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме. Поэтому при упрощенном оформлении ДТП рекомендую фиксировать все обстоятельства посредством фото и видеосъемки, а также привлекать не менее трех понятых. Все это позволит вам в судебном порядке доказать обстоятельства причинения вреда и его размер и взыскать ущерб со страховой компании или виновника ДТП.

Подсказка
Даже если участники аварии решили избежать встречи с милицией, они все равно могут прибегнуть к помощи компетентного лица на месте ДТП. Никто не мешает страхователям вызвать аварийного комиссара, который поможет оформить документы, составить схему, обменяться необходимыми данными. Но извещение им придется заполнять самостоятельно, хотя и под контролем специалиста.

Своя рубашка ближе
Пока автомобилисты штудируют новые поправки, выискивают плюсы и злорадствуют над минусами нововведений, страховщикам не до жиру. На плаву бы удержаться. В то время как клиенты ожидали нововведений, страховые компании вынуждены были изыскивать в своем бюджете кругленькие суммы – гарантии того, что смогут рассчитаться с коллегами в случае чего. По закону, все страховщики ОСАГО обязаны внести на банковские депозиты средства для участия в прямом урегулировании (отказ от нововведения чреват лишением лицензии ОСАГО). Сумма определяется с учетом целого ряда показателей и исчисляется порой десятками, а то и сотнями (в зависимости от размеров страховой компании) миллионов рублей.

Это условие страховщики приняли без особого энтузиазма. Дело в том, что добрая часть «федералов» напрямую связана с банками, что ранее давало преимущество перед конкурентами. В нынешних условиях финансовых беспорядков им приходится переживать трудности вместе с этими банками. Добавляет проблем нестабильная ситуация на фондовых рынках, от которых тоже зависят крупные компании. Не удивительно, что «монстрам» страхования нововведения пришлись не по душе. Эксперты даже предполагают, что в этот период более значимые компании могут оказаться менее надежными, нежели их региональные конкуренты.

Так выглядит верхняя часть полиса ОСАГО нового образца
Так выглядит верхняя часть полиса ОСАГО нового образца

К тому же, теперь страховщику нужно изрядно постараться, чтобы привлечь усилившийся поток клиентов к себе, а не в офис конкурентов. Ранее автомобилисты при выборе страховой компании руководствовались лишь удобством ее местоположения относительно своего дома или рабочего места – все равно ущерб оплачивали чужие страховщики. Теперь задумываются о качестве услуг и платежеспособности компании. Но если сервис в компании всегда находился на должном уровне, никаких особо значимых пертурбаций там не происходит. Зато поток довольных страхователей может измениться в разы.

В полную силу система прямого урегулирования убытков вступит минимум через полгода. Чтобы обратиться за выплатой в свою компанию, необходимо соблюдение некоторых условий. Как и в случае с «упрощенкой», в ДТП не должно быть пострадавших, участвовать должно не более двух автомобилей и, безусловно, договор ОСАГО потерпевшего должен быть заключен по новым условиям, после 1 марта 2009 года. Время покажет плюсы нововведения и вскроет все подводные камни этой части поправки. Пока же автомобилисты примеряют новую рубаху и надеются на ее прочность. При всем этом ситуация вокруг новых положений по ОСАГО развивалась несколько странно. Вступившие в силу 1 марта 2009 года изменения в законе об ОСАГО, дающие право пострадавшим в ДТП обратиться с требованием о возмещении убытков непосредственно в свою страховую компанию, а не к страховщику виновника аварии, предусматривают заключение между страховщиками соглашения о прямом возмещении убытков, которое определит порядок и условия их работы. И Российский союз автостраховщиков заблаговременно разработал это самое «Соглашение о прямом возмещении убытков». Однако Министерство финансов РФ не стало его утверждать. Камень преткновения – Минфин не считает необходимым прописывать в соглашении положение о том, что новая система должна распространяться лишь на полисы, купленные после 1 марта, тогда как страховщики настаивают на этом. В результате – юридический вакуум.

Алексей Щукин
Мнение. Заместитель генерального директора страховой компании «Дальакфес» Алексей Щукин:
– Я бы не советовал отказываться от привычной практики оформления ДТП. Лучше всего «по старинке» привлекать к делу сотрудников ГИБДД. Они более профессионально сделают необходимые замеры, привязки к местности и составят протокол. Среди документов, предъявляемых сотрудникам претензионного подразделения страховой компании, значится «Извещение о ДТП, надлежащим образом заполненное в соответствии с требованиями Правил ОСАГО». Это значит – правильно и без ошибок! Стоит помнить, что страховщики работают в рамках закона. Контролирующие органы различных ведомств регулярно проводят проверки страховых компаний и особое внимание обращают на обоснованность выплат. То есть подтверждающие документы должны быть в полном порядке. Иначе страховщики будут вынуждены отказать в выплате. Так что, если вы уверены в своей компетенции, если сможете правильно заполнить извещение и самостоятельно зарисовать схему – зеленый путь. Если нет – позвоните в ГИБДД. Сотрудники милиции, конечно, не имеют права заполнять извещение вместо водителя, но схему зарисуют и составят протокол. В этом случае на руках у вас будет документ, позволяющий отстаивать свои права хоть в страховой компании, хоть в суде.

Появилась возможность заключать договор ОСАГО на более короткий срок, нежели ранее. В нашем крае очень актуально сезонное использование транспортных средств. К примеру, дачники пользуются автомобилями лишь в теплое время года. Люди морских профессий периодически уходят в рейс и консервируют автомобили до возвращения. Желающие могут заключить годовой договор ОСАГО, срок действия которого можно разбить на три периода. Для физических лиц минимальный срок страхования составляет три месяца. После окончания указанного периода договор снова можно заключить на нужный срок.

Существенно изменились и страховые суммы за причинение вреда жизни и здоровью граждан, пострадавших в ДТП. Исчезло ограничение в 240 тысяч рублей «на всех» – деньги, которые ранее выплачивались нескольким пострадавшим в одном ДТП. Осталась сумма в 160 тысяч рублей, предназначенная каждому пострадавшему. Появилась фиксированная сумма в 135 тысяч рублей, которая должна быть выплачена иждивенцам погибшего в ДТП водителя, и компенсация расходов на его погребение – не более 25 тысяч рублей.

Люди говорят…
В страховых компаниях до сих пор нет новых бланков полисов и извещений о ДТП.
Неправда! Наличие бланков могут подтвердить не только сотрудники страховых компаний Приморского края, но и автомобилисты, которые приобретали ОСАГО, начиная со второго квартала прошлого года – уже тогда они получили новые зеленые полисы. Дело в том, что большую массу бланков невозможно изъять из обихода в один момент. Замена шла постепенно. С 1 января текущего года старые полисы отменены, и в обиходе остались лишь те бланки синего цвета, срок действия которых еще не истек. Все остальные автомобилисты – обладатели новых полисов. А вместе с полисом страхователи по закону получают по два новых бланка извещения о ДТП.
Тарифы повысились, и за ОСАГО теперь «дерут три шкуры»
Новые поправочные коэффициенты вступили в силу с 25 марта этого года. Тарифы действительно несколько изменились. Страховщики уверяют, что суммы не столько повысились, сколько стали справедливее. Наш регион менее всего пострадал от поправок. Главная головная боль страховщиков – территориальный коэффициент – повышен, в основном, для сельской местности. В городах нашего края он остался на прежнем уровне. К тому же, владельцы мощных автомобилей – более 100 «лошадок» – даже выиграли от нововведений. Коэффициент за мощность автомобиля понизился в среднем на 10%. Настолько же возрос коэффициент для малолитражек. Такой вот парадокс – экономьте деньги на мощном моторе! При этом лучше пересмотреть список лиц, допущенных к управлению вашим авто. И при возможности ограничить его. Поскольку, коэффициент для неограниченного доступа изменился с 1,5 до 1,7. Более всего досталось так называемым «чайникам». В категорию опытных молодые водители теперь смогут перейти лишь через три года вместо привычных двух. Максимальный коэффициент для автолюбителей младше 22 лет с недостаточным стажем увеличился с 1,3 до 1,7.

Недоправленные поправки
Едва сошедшие с «автошкольной» скамьи водители назубок помнят вымученные формулировки ПДД. Особенно ту часть, что инструктирует попавших в аварию участников об их дальнейших действиях. Правила позволяют автолюбителям самостоятельно оформить ДТП, если оно произошло с учетом определенных обстоятельств, и покинуть место происшествия. Но после обязательно прибыть на ближайший пост, в подразделение ГИБДД или в орган милиции, где это происшествие будет оформлено в установленном порядке.

В соответствии с поправками в ОСАГО, изменения в ПДД не вносились. Получается, на основании правил инспектор ГИБДД имеет право применить соответствующие санкции к водителям, не предоставившим в ГИБДД схему происшествия? Пока юристы не могут дать однозначный ответ на этот вопрос. Водителям советуют опираться на нормативно-правовой акт (поправки в ОСАГО), позволяющий им оформлять аварию без привлечения милиции. И надеяться на благоразумие сотрудников ГИБДД. Ну да. Конечно же, на благоразумие! Сотрудников ГИБДД. Которым, в свою очередь, придется положиться на честность и порядочность автолюбителей. Поскольку та же поправка, позволяющая оформить ДТП без привлечения ГИБДД, дает возможность нетрезвым водителям избежать заслуженного наказания. Так что око за око, уважаемые участники дорожного движения!

А вообще, в настоящий момент от оформления ДТП по «европротоколу» пока лучше отказаться. Целесообразно в любой ситуации по старинке вызывать для этой цели сотрудников ГИБДД. Так надежнее будет.

Удивительно, что…
До изменения тарифов гораздо больше доверия было к тем людям, которые достигли 22 лет, но не имеют определенного стажа вождения. Взрослые люди совершенно справедливо считались более мудрыми и аккуратными на дороге. Коэффициент для таких водителей составлял 1,15, сейчас – 1,5. По каким-то необъяснимым причинам он подорожал на 35%! В свою очередь, уменьшился коэффициент для молодых людей, не достигших 22 лет, но уже «наездивших» трехгодичный опыт. В реальном пересчете изменения видны невооруженным глазом. Насколько велика разница, судите сами.

На самом деле Юрий и Ольга чудом успели приобрести страховые полисы за день до введения новых тарифов. Юра заплатил за Honda Odyssey 4440 рублей 15 копеек. При условии того, что приписан он во Владивостоке, имеет опыт вождения более трех лет, но в списке лиц, допущенных до управления автомобилем, имеется водитель с маленьким опытом вождения. Ольга заплатила за Mitsubishi RVR 5032 рубля 17 копеек. Ее опыт вождения менее трех лет. В соответствии с новыми тарифами, страховая премия Юрия составила бы 5405 рублей 40 копеек, а Ольге пришлось бы заплатить 6177 рублей 60 копеек.

Анна Немтинова
Мнение. Страховой агент Анна Немтинова:
– Повышение тарифов отразилось на обстоятельствах страхования. Гораздо меньше людей теперь страхуется на целый год. Автолюбители предпочитают оформлять договор на минимальный срок – три месяца, а после доплачивать деньги за остальные периоды. Не все могут сразу найти общую сумму, предпочитают выплачивать частями. Хотя в итоге, конечно, стоимость полиса остается такой же.

Это нужно помнить!
За каждый день просрочки выплаты страховщик обязан уплатить потерпевшему неустойку. Размер пени составляет одну семьдесят пятую ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день выплаты, от установленной страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему. Сумма неустойки не может превышать размер фиксированной страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему. А она, согласно Правилам ОСАГО, «составляет: в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей». То есть на настоящий момент, исходя из обусловленной правилами суммы, за каждый день просрочки страховщик должен заплатить потерпевшему 204 рубля.