18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Всё о кабриолетах. О парусности, дугах безопасности и прочем

Все-таки у этих машин с парусниками много общего. В самом деле, в наших климатических условиях ездить зимой на кабриолете – это почти то же самое, что спускать яхту с берега на лед. Но, постойте, кабриолеты, родстеры, спайдеры и ландо бывают самыми разными – с мощными даже не отопительными, а климатическими установками, со съемными или складываемыми жесткими крышами. Давайте рассмотрим их с разных сторон. В первую очередь, разберемся с классификацией.

Все, должно быть, привыкли, что любая открытая машина – кабриолет. Но это выражение в корне отличается от истины: кабриолет (в Европе «cabrio», в Новом Свете – «convertible») представляет собой автомобиль с откидным верхом и опускными боковыми стеклами (обычно сохраняются рамки в дверях, редко – задние стойки). Фаэтон отличается от кабриолета съемными или вовсе отсутствующими боковыми стеклами. В ландо крыша отсутствует только в задней части кузова. Родстер и спайдер довольно похожи, но родстеры нередко делают четырехместными, а спайдеры имеют ярко выраженный спортивный стиль.

Рынок открытых автомобилей

На заре автомобилестроения закрытый кузов считался роскошью. Кабриолеты и фаэтоны преобладали над седанами и лимузинами вплоть до 40-х годов ХХ века. В те годы несущих кузовов практически не встречалось, да и вопрос безопасности не стоял так остро, как в наши дни. Но после того, как был разработан технологичный и выгодный с точки зрения экономики способ штамповки цельнометаллических кузовов, родстеры и ландо производились разве что мелкими фирмами, не имевшими возможности наладить выпуск модных закрытых кузовов. На долгие годы открытые автомобили превратились из наиболее популярных в элитные, а в послевоенные годы далеко не многие могли позволить себе шиковать. В наши дни интерес к кабриолетам возвращается. В Европе их доля на рынке приблизилась к 5%, увеличившись за последние 10 лет почти вдвое.

Тамара Матвеева, Амаяма-автоМнение специалиста. Тамара Матвеева, менеджер по продажам компании «Амаяма Авто»
AG: Компания «Амаяма Авто» предоставляет услуги в приобретении автомобилей с японских аукционов. Как часто поступают заказы на открытые авто?

- Заказов на приобретение в Японии машин с откидным верхом не так уж много. Те, кто хотят купить кабриолет, начинают интересоваться вопросом уже в конце марта – начале апреля, и машины приходят во Владивосток как раз к летнему сезону. Спрос на открытые автомобили пропадает уже к середине июля. Известны и наиболее популярные модели – это Honda S2000, Toyota MR-S и Daihatsu Copen. Но, повторюсь, подобные авто у нас не так популярны, как, например, в Австралии и Новой Зеландии – в этих странах также покупают японские автомобили.

В Соединенных Штатах, в отличие от Европы, в последние годы наблюдается спад спроса на открытые автомобили. Этот процесс начался около 5 лет назад, известны и наиболее популярные модели. В 2003 году в США было поставлено на учет 296 433 единицы открытых автомобилей, что на целых 4,6% меньше, чем в 2002. Лидерами американского рынка кабриолетов и родстеров считаются Chrysler Sebring, Ford Mustang, Volkswagen New Beetle, BMW Z3 и Chrysler PT Cruiser Convertible. В Европе же популярными моделями считаются кабриолеты от ателье Karmann, которое производит открытые модификации машин многих производителей, таких как Mercedes-Benz, Renault и Jaguar.

Алексей Фищенко, Drom.ruМнение специалиста. Алексей Фищенко, руководитель «Drom.ru – японские автомобили»
AG: Ваш сайт очень популярен среди тех, кто покупает и продает бывшие в употреблении автомобили. Как выглядит вторичный рынок кабриолетов и родстеров?

- На самом деле, в летний период предложений о продаже не так много, а вот весной и осенью люди обычно и покупают открытые автомобили. В настоящее время на www.drom.ru насчитывается порядка 40 объявлений о продаже кабриолетов, родстеров и других разновидностей машин со съемным верхом. Какая-то часть техники находится в Японии, авторы некоторых объявлений готовы найти машины под заказ, несколько автомобилей выставлены на продажу в разных регионах России, но большая часть предлагаемого транспорта находится во Владивостоке. И если многие машины, находящиеся в других регионах нашей страны, – это кабриолеты из Европы, то у нас, по традиции, наиболее популярны японские модели, в основном, эти машины не имеют экспортных версий.

Интересна статистика продаж кабриолетов и родстеров по европейским странам. Оказывается, в открытых машинах больше всего любят ездить не жители южных стран, а британцы: в 2005 году в Туманном Альбионе было продано 47 тысяч кабриолетов – больше, чем во Франции, Италии и Испании вместе взятых! На втором месте после Великобритании стоит… Скандинавский полуостров!!! За 2005 год жители северных европейских стран приобрели всего на 10 000 открытых автомобилей меньше, чем англичане.

Рынок открытых автомобилей

В России тоже наблюдается рост продаж кабриолетов и родстеров. Связывают это с улучшением уровня жизни наших соотечественников. Правда, по данным на 2007 год, открытые автомобили пока занимают всего 1-2% от общего рынка автомобилей в России, но в этом сегменте ожидается значительный прирост. За прошедший год в нашей стране было продано порядка 500 новых кабриолетов и родстеров, и лидерами стали марки Mercedes-Benz и BMW. Основное препятствие для популяризации открытых автомобилей в России – наш климат: во многих регионах теплая погода держится даже не полгода, а 2-3 месяца, в остальное время обладатели кабриолетов вынуждены ездить на других автомобилях. Некоторые открытые модели продаются единицами в год, и только «избранные» автомобили находят своих владельцев десятками.

Евгений Ващенко, АвтотеатрМнение специалиста. Евгений Ващенко, администратор, установочная студия «Автотеатр» компании «НЭК-2»
AG: В первую очередь, хотелось бы узнать о наиболее действенных способах защиты открытых автомобилей.
- Владельцам машин с откидным верхом нужно помнить об опасности проникновения в салон автомобиля преступников. Мягкая крыша – это не только возможность прокатиться с ветерком, но и боязнь за содержимое салона. Следует дополнить стандартную сигнализацию датчиком объема, который также называется датчиком движения. Это устройство придется отключать в плохую погоду, иначе ложных срабатываний не избежать. Датчик движения отключается и включается при помощи брелока сигнализации или охранного комплекса. Но преступник может причинить вред автомобилю с мягким верхом за очень короткое время, а на то, чтобы среагировать на опасность, владельцу требуется гораздо больше времени.
AG: Что бы Вы посоветовали для увеличения возможности среагировать на опасность?
- Сигнал брелока автосигнализации можно просто не услышать, можно оказаться слишком далеко от своего автомобиля, а можно находиться близко, но в том месте, где связь отсутствует. Но есть весьма действенный способ – дополнение охранной системы GSM-модулем. Это устройство будет оповещать автовладельца СМС-сообщениями обо всем, что происходит с машиной, даже о нахождении посторонних в опасной близости от авто.
AG: О чем нужно помнить при установке в открытый автомобиль аудиосистемы?
- Во-первых, машина со съемным верхом, в том числе и с жестким, имеет худшую шумоизоляцию, чем ее аналог с закрытым кузовом, поэтому аудиосистема для кабриолета должна быть мощнее. Во-вторых, открытые автомобили имеют довольно мало места для установки акустики. В случае с машинами с посадочной формулой 2+2 есть возможность установить колонки во многих местах салона, тем более, двигатели в этих автомобилях расположены спереди, и в багажниках находится место для сабвуферов и усилителей. Если кабриолет или родстер сделан двухместным, компоновка обычно заднемоторная, и в этом случае с размещением компонентов аудиосистемы возникают трудности. Но позади сидений обычно есть места для мелкой поклажи, именно туда чаще всего и устанавливается сабвуфер и усилители. Таким образом, открытую машину можно не только защитить должным образом, но и оснастить понравившейся «музыкой».

Впрочем, не подходящий для кабриолетов климат в наши дни не является непреодолимым барьером между потенциальным автолюбителем и машиной. Конечно, шумо- и теплоизоляция у моделей с мягким или съемным жестким верхом по сравнению с привычными всем аналогами оставляет желать лучшего, но отопительные установки в кабриолетах не зря отличаются от установок для седанов и закрытых купе. Единственный существенный недостаток машин с мягкой крышей – значительное снижение ресурса тента при его использовании зимой. На морозе материал, из которого сделан верх, грубеет, провисает под тяжестью снега, деформируется рамка лобового стекла и дуги, на которые опирается тент.

Ирина Онасенко, ГИБДД ВладивостокаМнение специалиста. Ирина Онасенко, инспектор отдела пропаганды ГИБДД Владивостока
AG: Кабриолет – редкость на дорогах Владивостока. Насколько часто такие машины угоняют?
- Действительно, открытые автомобили на дорогах встречаются не часто. А угонщики при выборе объекта в первую очередь обращают внимание на возможность быстро продать похищенное. Именно по этой причине в рейтинге угоняемости по Владивостоку на первых местах уже долгое время значатся Toyota Corolla, Toyota Land Cruiser, Toyota Land Cruiser Prado и Honda Fit – наиболее популярные в Приморской столице машины. Владельцам таких авто следует опасаться не только оставлять свой транспорт возле супермаркетов, но и хранить их на плохо подготовленных автостоянках. Кабриолетов и родстеров у нас крайне мало, машины приметные, и злоумышленники обходят их стороной. Как, скажем, авто с аэрографией. За последние два года во Владивостоке не было угнано ни одного кабриолета, в том числе и моделей с жестким съемным верхом. Но в любом случае, владельцам кабриолетов не следует забывать об элементарных правилах охраны собственного транспорта.

Отметим, что кожаных мягких крыш не существует. Имеется ряд материалов, похожих на кожу. Современный тент состоит из трех слоев, и его основные задачи – не впитывать влагу и не пропускать тепло. В верхнем слое используют кожзаменители или синтетическую ткань, эти материалы приспособлены к условиям окружающей среды и рассчитаны на многократное (до 100 тысяч раз) складывание. Второй слой – утеплитель – выполняется из поролона или синтепона, а третий – декоративный тканевый – прикрывает конструкцию дуг и замки мягкой крыши изнутри. Остановимся на конструкции электропривода крыши, который устанавливается на многих моделях автомобилей с мягким или жестким складным верхом. Наиболее сложный механизм устанавливается на автомобили с жестким верхом, но принцип одинаков практически везде.

Рынок открытых автомобилей

Гидравлический насос (им управляет электронный блок) создает давление масла в специальной магистрали, это давление приводит в действие рычаги, движущие дуги тента или панели жесткой крыши. Кабриолет или родстер обычно становится закрытым автомобилем меньше, чем за полминуты, при том, что жесткий верх может весить до 50 кг. Именно о парусности (той самой, о которой упоминалось в начале статьи) идет речь в инструкциях к кабриолетам, в пунктах, где указано, на какой максимальной скорости можно поднимать крышу. Дело в том, что при открытии или закрытии крыши потоки встречного ветра могут сделать машину неуправляемой. Чтобы этого избежать, многие производители открытых автомобилей позволяют трансформировать кузов только при затянутом «ручнике».

Андрей Коваль, Альтаир-автоМнение специалиста. Андрей Коваль, заместитель начальника отдела продаж ООО «Альтаир-Авто»
AG: Хотелось бы узнать о премиум-сегменте рынка кабриолетов и родстеров в Приморье. Какова сезонность спроса на новые модели?
- Наши клиенты – это состоявшиеся люди, многого добившиеся в жизни и следящие за новинками в модельном ряду Mercedes-Benz. С наступлением первых теплых дней (обычно такое происходит в апреле) к нам приходят потенциальные покупатели оригинальных автомобилей, подходящих в первую очередь для езды летом. Нередко такие машины приобретают в подарок родным и близким. У нас представлены родстеры классов SL и SLK, вторая модель относится к более низкой ценовой категории. Также желающим выделиться из толпы понравятся оригинальные «Мерседесы» классов CLS (это четырехдверное купе с очень интересной внешностью) и CL – спорткупе на базе S-класса.
AG: В какие города «уезжают» новые кабриолеты и родстеры Mercedes-Benz?
- Большая часть автомобилей, конечно, принадлежит жителям Владивостока, у нас есть филиал в Хабаровске – там также есть открытые «Мерседесы», и небольшая часть продаваемых нами машин колесит по дорогам крупных городов Приморья.

Теперь о надежности и безопасности открытых автомобилей. Для усиления структуры кузова применяют известные способы – приваривают под днище усилители (на купе-кабриолете Peugeot 307 CC балки диаметром 40 мм выполнены из стали толщиной 3 мм), соединяющие точки крепления двигателя и багажник с серединой пола. Рамки дверей также усиливают прочными балками, а рамки лобовых стекол выполняют из более прочных материалов. Перегородка, отделяющая пространство для пассажиров от багажника, также «серьезнее» обычной. Внешние кузовные панели, выглядящие точно так же, как и на седане или купе, имеют усиленную структуру. Плата за оригинальный внешний вид - увеличение веса (на компактных моделях до 80 кг, на четырехместных авто и вариантах с жестким съемным верхом – до 200 кг) и уменьшение размера багажника. Кстати, кабриолеты и родстеры с мягким верхом обладают худшей по сравнению с закрытыми аналогами аэродинамикой, и расход топлива у них выше в среднем на 0,1 – 0,7 л/100 км.

Рынок открытых автомобилей

Хорошо, с обычными столкновениями довольно жесткий кузов кабриолета справится. Но ведь согласно европейской статистике, 8% дорожно-транспортных происшествий заканчиваются опрокидыванием, причем, каждый пятый перевернувшийся в Старом Свете автомобиль имел мягкую или жесткую съемную крышу. Тут основной защитой при опрокидывании служит рамка лобового стекла, состоящая из нескольких профилей разной жесткости и формы. На многих моделях позади сидений устанавливаются дуги безопасности, которые обычно жестко связаны с поперечиной, которая находится между салоном и багажником. Причем, на некоторых моделях эти дуги подняты не постоянно, а «выстреливают» только при опасности опрокидывания (так делают, в первую очередь, на самых дорогих моделях). Также иногда при опасности могут подниматься подголовники.

Дмитрий Дедовец, АВА-СервисМнение специалиста. Дмитрий Дедовец, установщик охранного оборудования компании «АВА-Сервис»
AG: Есть ли у открытых автомобилей какие-нибудь особенности, касающиеся их защиты?
- Основная особенность открытых машин – это высокая доступность их салонов для преступников. Но это касается только моделей с мягкой крышей, а машины с жестким верхом можно защитить, используя то же самое оборудование, которое применяется для закрытых автомобилей.
AG: Тогда остановимся подробнее на «мягких» моделях. Что нужно, чтобы защитить салон такой машины?
- Для защиты от проникновений в салон потребуются датчики объема. Они реагируют на изменение объема салона и не входят в комплекты автосигнализаций и охранных комплексов, но подключаются ко многим моделям. Приблизительная стоимость датчиков – от 600 до 3 000 рублей, включая установку. На автомобиль требуется один датчик, в инструкции к которому указано, где его расположить в зависимости от объема салона. Самый лучший вариант – это цифровой датчик объема, он не будет постоянно срабатывать, скажем, в дождь – такая неприятность ждет владельцев аналоговых устройств.
AG: Если же в салон все-таки проникли, какие способы есть для защиты содержимого багажника и моторного отсека?
- Для этого можно воспользоваться дополнительными механическими или электромеханическими замками, похожими на те, что устанавливают в двери. У каждого из этих типов замков есть свои плюсы и минусы, но электромеханические замки удобнее в эксплуатации – они открываются и закрываются в зависимости от того, поставлена машина на охрану, или нет.
AG: А часто ли к вам обращаются владельцы открытых автомобилей? Что это за машины?
- Кабриолеты и родстеры к нам пригоняют не часто, но наиболее популярные модели известны. Это Toyota MR-S и Mazda Miata, а среди авто со съемной жесткой крышей можно выделить Toyota Soarer последнего поколения.

Наверное, можно подвести итоги. У открытых автомобилей есть как преимущества, так и недостатки. Правда, у какой машины нет недостатков? Кабриолеты, ландо, родстеры и спайдеры выделяются из потока, они очень органично смотрятся на каком-нибудь пляже или на загородной трассе. С другой стороны, на таких авто нельзя ездить круглый год (но это – в России), и при возникновении проблем запчасти на такой транспорт найти очень сложно.

Нас пугают глобальным потеплением. Но, наверное, автомобилистам это самое потепление на руку. Возможно, кабриолеты снова станут сверхпопулярными, а в технических музеях будут фотографироваться на фоне какого-нибудь седана, скажем, Toyota Crown 2008 года выпуска.

Рынок открытых автомобилей

Авто для города у моря
Какие кабриолеты и родстеры наиболее популярны в Приморье? Анализ предложений, размещенных на одном из популярных дальневосточных сайтов показал, что открытые машины, безо всяких сомнений, покупаются и продаются только в летний период и в нашу «золотую осень».

Казалось бы, кабриолеты и родстеры должны быть очень популярны в городе, который находится южнее Сочи. Однако в целом картина получается такой же, как и в других регионах России – наиболее популярны у нас автомобили высшей ценовой категории (победитель рейтинга – Nissan Fairlady Z, производимый до сих пор). Привозятся в Приморскую столицу и машины, ставшие культовыми по всему миру (такие как BMW Z3 и Dodge Viper). Но только на дорогах Дальнего Востока можно встретить кабриолеты и родстеры, которые выпускаются исключительно для внутреннего рынка Страны восходящего солнца, такие как Daihatsu Copen и Honda Beat.

Рынок открытых автомобилей

Найти запчасти на открытый вариант Toyota Celica или Mitsubishi Eclipse – не проблема. Другое дело – Mazda Miata первых поколений. При покупке открытых авто, не имеющих закрытых модификаций, следует помнить, что любая машина, даже японская, когда-нибудь не только потребует профилактического ремонта, но и попросту сломается, а запчастей во Владивостоке или в Находке может не оказаться.

С появлением сезонного ажиотажа на открытые модификации на популярном Интернет-сайте не удалось найти ни одного кабриолета Nissan March, Suzuki Escudo и Mitsubishi Pajero. Очевидно, стоявшие не так давно на продаже машины раскупили знатоки – открытый компактный «Марч» будет очень кстати для поездок в выходные по городу, а «Паджеро» и «Эскудо» – это те самые автомобили, которые незаменимы летом во время загородных прогулок и поездок на пляж. В качестве альтернативы этим моделям в продаже имеются Honda CR-X Delsol и Suzuki Jimny в модификации Freetop.