18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Автомобильный остров Русский. «Фантомы» пыльного острова

Первое, что бросается в глаза после того, как сходишь на берег острова Русский с парома «Уссурийский Залив» - желтая удушливая пыль, летящая вслед за проехавшей машиной. Дороги здесь достаточно ровные, гораздо лучше, чем на «материке», но, увы, грунтовые. Поэтому в этой «пылевой завесе» сразу не замечаешь, что большое количество автомобилей, перемещающихся по острову – будь то грузовики, внедорожники или обычные легковушки – не имеют госномеров. Это – не мода острова Русский. Это его тенденция.

Автомобили острова Русский

Без номеров здесь ездят так называемые «фантомы» - автомобили, документы на которые были проданы под привоз «автоконтруктора». Само оставшееся «железо» жители Владивостока использовали просто – продали островитянам за символическую цену. Говорят, раньше вообще можно было приобрести машину за 100 долларов, теперь цены почему-то подросли…

Вот и получается, что красивый зеленый остров, хоть и с пыльными дорогами, превратился не в кладбище автомобилей, а в своеобразную «зону реинкарнации», где «бэушные» автомобили приобретают даже не «вторую жизнь» (второй она была во Владивостоке, после приезда из Японии), а уже, скорее всего, «третью». На этот раз – последнюю.

Автомобили острова Русский

Живые «автомертвецы»
Для того, чтобы увидеть «фантомов», не нужно заезжать очень далеко. Поселок Подножье, где на пирсе выгружаются прибывшие на остров гости и хозяева острова. Тут возле закрывшегося продуктового магазина стоят несколько автомобилей без номеров. Стоят в открытую, не прячутся. Оно и понятно: гаишники – редкие гости острова. Глава островной администрации Виталий Козак рассказывает, что на протяжении последнего года пытается решить проблему со стационарным постом ГИБДД на острове. Пока сумел добиться того, что сотрудники Госавтоинспекции стали приезжать чаще. Но оборудованного поста ГИБДД нет по-прежнему. В день нашего приезда мы (о, чудо!) застали на острове приезд сотрудников ГИБДД. Правда, это было чистой случайностью и выглядело так: из припаркованной на Подножье «гражданской» машины вышел сотрудник ГИБДД, остановил машину с номерами (за рулем которой была женщина), проверил документы и отпустил. Сначала уехала женщина, потом гаишник.

Виталий КозакВиталий Козак, глава администрации острова Русский:
- Летом на острове население увеличивается вдвое-втрое за счет приезжих. Люди из Владивостока, Артема, Большого Камня и даже Хабаровского края приезжают отдохнуть. И, если зимой на острове численность населения составляет 5300 человек, то в летний период количество присутствующих здесь доходит до 15 тысяч. Многие приезжают отдыхать с автомобилями, которые перевозят как на пароме, так и на небольших частных катерках. Автолюбители из числа отдыхающих знают: ГАИ на острове нет, а значит, они могут себе позволить сесть за руль, вдоволь «наотдыхавшись», проще говоря, в нетрезвом виде. Дороги здесь сами видите – неплохие, но не сильно широкие. Вот и получается, что летом увеличивается количество ДТП. А эти ДТП, во-первых, нужно оформлять, а во-вторых – профилактировать. Вот если бы на острове был пост ГАИ и на дорогах несли бы службу несколько нарядов Госавтоинспекции – желающих проехаться в нетрезвом виде стало бы меньше. Не скажу, что в результате островных ДТП гибнут люди, но… Аварий действительно бывает много, серьезно страдают в них и машины, и люди. Что же касается «фантомов» - то и с ними пора наводить порядок. Машины эти сняты с учета. Им место на авторазборке, на свалке, в переработке, но не на дороге. Ведь совершенно непонятно, кому принадлежит данный «фантом». По документам его вообще не существует, а в случае аварии с тяжкими последствиями хозяина такого транспортного средства найти будет просто невозможно! Не лучше ли сделать так, чтобы остров просто был очищен от них силами ГАИ?

Автомобили острова Русский

Как они ездят без заправки?
Вообще, есть у Виталия Козака мечта, которую он, как островной «мэр», пытается воплотить в жизнь уже более года – организовать на Русском полноценный отдел милиции с круглосуточной дежурной частью, камерами для задержанных, кабинетами для оперов, дознавателей и следователей. Тогда на сообщение о происшествии где-то в отдаленном районе острова милиция реагировала быстрее бы. Да и силами различных подразделений проще навести порядок с теми же «фантомами». Сегодня же порядок на острове поддерживают трое участковых уполномоченных, которым, понятное дело, не до «фантомов».

Вообще, ситуация с «автомобильным Русским» просто удивительна. Дело в том, что на острове нет «гражданских» автозаправок. Да, есть военные топливные резервуары из которых могут заправлять машины Министерства Обороны. Но многочисленным гражданским лицам въезд туда заказан. Однако проблему с обеспечением топливом решают просто: один из владельцев легализованного автотранспортного средства, отправляясь на материк, набирает кучу канистр, заливается (в зависимости от пожеланий заказчиков) бензином или дизельным топливом и перевозит свой легковоспламеняющийся груз на пароме. Паром и автомобили – отдельная тема. Дело в том, что заехать на аппарель парома, равно, как и съехать с нее – задача не из простых. Зазор между бетонной поверхностью пирса («землей») и поверхностью аппарели составляет где-то 10-12 сантиметров. Вроде бы немного, если машина не сильно низкая, не спортивная, не тюнинговая, не обладательница «скребущих землю» обвесов. Паромщики жестами объясняют неопытным в островных делах водителям, что заезжать нужно по диагонали, но «приземленным машинам» это мало помогает – все равно цепляют днищем, обвесами, жгут резину, обдирают бамперы. Практика показывает, что идеальными машинами для острова являются полноприводные микроавтобусы, чаще всего – «Мицубиси Делика». Они легко перешагивают через аппарель и не менее легко (даже с грузом десятка заправленных канистр) перемещаются по острову. Кстати, сам глава островной администрации тоже ездит по вверенной ему территории на «Делике». И хотя этот микроавтобус далеко не самый новый, на ровных, но все-таки грунтовых дорогах острова чувствует себя идеально.

Автомобили острова Русский

Еще одна зарисовка с натуры. Есть такой район на Русском, называется Аякс-81. Это мини-микрорайон, состоящий из одного пятиэтажного дома, базы отдыха «Полина» и нескольких коттеджей. Не таясь, возле пятиэтажки стоят несколько побитых жизнью «фантомов». Местный житель – мужчина неопределенного возраста (от 30 до 45 лет), принявший с утра на грудь пару литров пива, объясняет мне особенности островной жизни. «Ты понимаешь, у меня все есть. Магазин вот в доме, свежий воздух, молоко, пиво. Курочек вот тут выращиваем, яйца есть. А если чего-то не хватит – прямо щас сяду и поеду!» На вопрос, насколько он считает допустимым ездить за рулем пьяным, местный житель непонимающе возражает: «Так я ж только пивка хлебнул! Да и вообще, гаишников тут нет, как хочу, так и езжу!» Конечно же, это говорит счастливый обладатель «фантома».

Автомобили острова Русский

В ожидании моста
Активизация борьбы с островными «фантомами» вполне объяснима. Во-первых, в ближайшие год-два будет окончательно решен вопрос с асфальтированием дорог острова Русский. Часть средств на это выделит администрация края, намерена решить этот вопрос и мэрия Владивостока. Займутся развитием дорожной сети острова и федеральные власти в рамках подготовки саммита АТЭС. Асфальтированные дороги, конечно же, дадут возможность ездить по острову с большей, нежели сейчас, скоростью. (сегодня без ущерба для подвески здесь можно ездить со скоростью 40 км в час). Остров перестанет быть «пыльным». Во-вторых, вот-вот машин на дорогах станет больше – в том числе строительной техники. А нетрезвые рулевые «фантомов» реально начнут представлять угрозу для увеличивающегося транспортного потока. В-третьих, техническое состояние «фантомов» представляет угрозу для самих водителей данных машин. Дело в том, что большинство автомобильных «живых мертвецов» имеет совершенно убитую ходовую часть, давно не ремонтированную тормозную систему и лысую резину. Наступает такой день, когда одно из этих «слабых звеньев», все-таки «рвется» и вот тогда лихач на какой-нибудь «реинкарнированной» Короле 1989-го выпуска оказывается либо в кювете, либо в ДТП с другим транспортным средствам. Как ни крути, а «бэушная» машина без соответствующей «техподдержки» рано или поздно должна «обрести покой»…

Автомобили острова Русский

…Цивилизация, которая должна прийти на остров вместе с мостом и инфраструктурой саммита, конечно же, многое из того, что сейчас есть на острове, отправит в прошлое. В том числе и «фантомы». Но в сегодняшнем дне они еще существуют. Видите островную пыль, поднятую их колесами?