Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf

Текст перед ссылками: бейдж с булавкой и зажимом Текст после ссылок:

О том, что с существующей системой обучения в автошколах и экзаменов на право управления тем или иным транспортом нужно что-то делать, говорили давно и говорили многие. Люди в погонах, активисты общественных организаций, представители автошкол и сами кандидаты в водители.

Реформа, которая готовилась не один год, сдвинулась с мертвой точки нынешним летом, а именно 6 августа, когда было подписано постановление о внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Часть из этих нововведений уже вступила в силу, и автомобилисты о них прекрасно знают (или как минимум где-то слышали), а вот изменения в «правовой» части документа заслуживают отдельной обстоятельной оценки.

Вместо предисловия
Наверное, никакие факты не проиллюстрируют причины реформы методики обучения в автошколах и приема экзаменов лучше, чем плачевная статистика аварий, совершаемых начинающими водителями, и возмущение касательно нынешнего положения вещей со стороны чиновников из министерства транспорта. В конце сентября глава Минтранса обратился к своим коллегам из профильных ведомств с просьбой разобраться со стоимостью курсов в автошколах, а непосредственно на Максима Соколова вышел руководитель одного из московских автокомбинатов, который сообщил федеральному чиновнику об «анархии», происходящей на местах. Как выяснилось на примере российской столицы, заявленная стоимость обучения на водительское удостоверение категории В варьируется в пределах от 8 до 40 тысяч рублей. И это при условии, что в перерасчете на каждого ученика автошколы одна только практика (а это зарплата инструктора, топливо и амортизация автомобиля) обходится более чем в 10 000 рублей. Образовательные учреждения работают «в минус» и так заботятся о своих клиентах? Вряд ли: как показывает практика, обязательные 56 часов езды на автодромах и в населенных пунктах, как и занятия по устройству техники и оказанию первой помощи, зачастую существуют лишь на бумаге. И автошколы, идущие на демпинг, сознательно выводят на экзамены в ГИБДД и затем на дороги просто недоученных водителей (в целом по стране впервые права ежегодно получают более 2 миллионов человек). Выпускают на страх и риск последних, а ведь в подавляющем большинстве речь идет о молодежи, о нашем будущем.

Всех по полочкам
Очевидно, устами руководителя ведомства в Минтрансе заговорили о нынешних проблемах не просто так: до 5 ноября, когда очередные поправки в федеральный закон и вступят в силу, остается жить считаные недели.

Что именно должно измениться, четко прописано не только в законе «О безопасности дорожного движения», но и в постановлении правительства «О допуске к управлению транспортными средствами». Если не касаться нововведений именно в части приема экзаменов и методики обучения, то всех новоиспеченных водителей будут ждать «корочки» с открытыми категориями транспортных средств, отличающимися от актуальных многие годы. То есть сам формат водительских удостоверений останется прежним, а вот действовавшие ранее категории A, B, C, D (общий «прицепной» класс E отныне исключается) будут дополнены новыми.

Если с отдельными «прицепными» категориями BE (автопоезд с легковым автомобилем в качестве тягача), CE (тягачом выступает обычный грузовик) и DE (здесь прицеп стыкуется с автобусом или же речь идет о так называемой «гармошке», сочлененном автобусе) все понятно, то далее и начинаются основные новшества. Так, право управления трамваем (Tm) и троллейбусом (Tb) отныне становится не особой отметкой в необязательном для рулевых «рогатого» транспорта обычном удостоверении, а отдельными категориями, и работающим на такой технике придется получать стандартное ВУ в общем порядке вне зависимости от стажа.

Еще одна новая категория – М – предназначена для водителей мопедов и легких квадроциклов (техники с двигателями объемом до 50 куб. см с максимальной скоростью до 50 км/ч). Как и обычным мотоциклом, таким малокубатурным транспортом можно будет законно управлять начиная с 16-летнего возраста. Таким образом, начиная с 5 ноября 2013 года скутеры теряют статус панацеи для автомобилистов, лишенных прав, и подростков младше шестнадцати. Только вот кто будет отлавливать нарушителей, если инспекторы ДПС не имеют права преследовать водителей двухколесной техники, а регистрационных знаков на мопедах по-прежнему не будет?

Вводятся нынешней осенью и подкатегории, призванные уберечь молодых водителей от тяжелых аварий. Так, отметка А1 говорит о праве управления мотоциклом с двигателем не больше 125 кубиков, С1 относится к грузовикам с разрешенной максимальной массой от 3500 до 7500 кг, а D1 – к автобусам вместимостью до 16 пассажиров. Соответственно, вводятся и подкатегории С1Е и D1E, для которых максимальная масса автопоездов ограничена 12 тоннами.

А отдельного упоминания заслуживает подкатегория В1: это не разрешение на управление легковыми авто с автоматическими КПП, как подумали многие (по итогам реформы «автоматчики» получат в своих удостоверениях особые отметки), а право управления трициклами и квадроциклами. Если во всех остальных случаях материнские категории включают в себя и новые подкатегории, то здесь техника с мотоциклетными органами управления будет перекрываться удостоверением категории А, и, соответственно, машины с автомобильным принципом управления автоматически подпадут под действие ВУ категории В. Да, спорные моменты есть, но новая терминология – далеко не все составляющие реформы.

Неестественный отбор
Каждый уже прошедший обучение в автошколе помнит хронологию процесса: запись на курсы, получение медсправки, теория, практика на закрытой площадке и в реальных дорожных условиях, и только затем – экзамен в ГИБДД. Но с 5 ноября методика обучения должна измениться кардинально и превратиться в двухуровневую систему приема экзаменов.

С этого момента кандидат в водители будет сперва проходить теоретический курс обучения и набираться опыта на специальных автодромах, после чего последует оценка приобретенных знаний и навыков государственными автоинспекторами. Непосредственно с разрешения сотрудников ГИБДД каждого отдельно взятого ученика автошколы будут допускать до занятий на реальных дорогах и последующей сдачи основного экзамена на права либо просить пройти первую часть обучения еще раз. Этим новшеством законодатели и исполнительная власть намерены решить сразу две задачи – сделать обучение на обычных дорогах гораздо более безопасным для других участников движения и отсечь от системы недобросовестные автошколы, в которых обучение теории и занятия на автодроме проводятся только для справки, а по факту не существует ни автодромов, ни лицензированных автомобилей.

Одновременно с разделением экзамена на две ступени из законодательства (да здравствует дисциплина и безопасность!) исключается возможность самостоятельного обучения на категории А и В, то есть экстернат. Красиво? Да. Но речь бы шла совсем о другой стране, если бы не важное уточнение: борясь с серыми схемами, чиновники одновременно отменяют отчетность о группах кандидатов в водители для самих автошкол. Теперь только курсант перед сдачей обеих частей экзамена в ГИБДД должен будет предоставить проверяющим в погонах документ, подтверждающий свое отношение к лицензированной автошколе. Выходит, оплатил курсы, получил личную карточку, вызубрил правила и экзаменационный маршрут – и добро пожаловать на дорогу?

Новая методика обучения и приема экзаменов на водительские удостоверения предусматривает и существенное увеличение сроков приобретения навыков. Если сейчас с момента первого теоретического занятия до общего экзамена в ГИБДД проходит ровно три месяца, то вскоре весь этот срок у кандидатов в водители уйдет исключительно изучение правил дорожного движения и «накат» на площадке. Затем для курсанта последует неделя отдыха – и день первого этапа государственного экзамена, уже после которого новичок отправится на полуторамесячные занятия в городских условиях. Как нетрудно догадаться, стоимость обучения после введения новой методики вырастет. Оценив время и необходимое техническое обеспечение процесса, можно предположить, что для прилежных учеников путь к вожделенным правам станет сразу вдвое дороже. Именно для прилежных: как мы помним, каждая повторная сдача экзаменов для невезучих новичков влетает в копеечку. К тому же эксперты опасаются: с момента усвоения теории и до начала практики в реальных условиях пройдет слишком много времени, чтобы неопытный рулевой «собрал мозаику» дорожного движения в единое целое. Значит, будут и нервные потрясения, и очередные финансовые траты… Забавная фраза «хотели как лучше, а получилось как всегда» давно перестала быть фольклором.

С иностранным уклоном
Не останется без внимания и другой насущный спутник автомобилистов – Кодекс об административных правонарушениях. Одна из его статей начиная с 5 ноября будет касаться допуска к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российского национального водительского удостоверения. Наказание для должностных лиц – 50 000 рублей, а указанными в КоАП обязательными случаями будут коммерческие грузовые и пассажирские перевозки, но не езда на личных автомобилях. Как вы, наверное, уже догадались, речь идет об иностранных гражданах, работающих на общественном транспорте и грузоперевозках. Отныне им требуется в массовом порядке получать именно российские права.

Вводя эту норму, законодатели ориентировались не только на менталитет живущих в России иностранцев, но и на разницу в национальных ПДД, которые с момента развала Советского Союза в каждом государстве «мутировали» по-своему. Водителям, желающим продолжать работу на коммерческом транспорте, остается два пути решения проблемы – получение российского гражданства или сдача экзаменов на общих основаниях, с нуля и вне зависимости от национального стажа. Здесь справедливо полагать, что нынешним иностранцам имеет больший смысл стать россиянином (вне зависимости от стоимости такой «услуги»), чем терять реальный способ кормить семьи.

Стоп машина?
Как мы уже заметили, вопросов при внедрении новых нормативных актов появляется немало. В частности, для скутеристов появляется отдельная категория М, которая автоматически появляется при наличии прав любых других категорий и подкатегорий, а вот методики ее получения нет до сих пор. Придется ли сдавать практический экзамен или дело обойдется только теорией? И не потребуется ли регистрация скутеров в РЭО ГИБДД? В какое ведомство обращаться за разъяснениями – в Минобрнауки или Минтранс – тоже пока не ясно. Другой немаловажный момент: как квадроциклы, утилитарная техника с паспортом самоходной машины, подлежащая регистрации в Гостехнадзоре и требующая прав тракториста, попали в список транспортных средств для дорог общего пользования? Или что в нештатной ситуации делать владельцам этих вездеходов, если полисы ОСАГО распространяются только на тракторы, а не на прочие «тракторообразные» с точки зрения законодательства?

Против вступления реформы в действие уже высказались и представители руководства национальной ГИБДД, и первые лица общероссийской ассоциации автошкол, в том числе и дальневосточники. Как-никак, новая методика предусматривает обучение и прием экзаменов исключительно на леворульных автомобилях, достаточного числа которых у некоторых из наших местных компаний нет. А тем временем изменения в федеральном законодательстве вот-вот вступят в силу, но на местах нет даже подробностей об утвержденной методике, как нет и ясности, в каком ключе будет идти работа буквально завтра. Так, может, глава Минтранса раскритиковать действующую схему все же поспешил?