18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Закон и порядок. Что изменилось в 2012 году?

Вслед за всеми изменениями на дорогах, а нередко и раньше, чем мы видим результат на практике, меняется законодательство. Каждый год появляются новые штрафы, правила и судебные решения, которые отражаются на всех без исключения автомобилистах и пешеходах. Вот и в 2012 году на государственном уровне было оформлено немало новых юридических норм, о которых сегодня и пойдет речь.

Про ТО
Но прежде чем рассказывать о свежих нормативах и правилах, вернемся к главной теме начала года, к вопросу о реформе техосмотра, который из государственного по сути превратился в частный. В первые месяцы работы всей «переосмысленной» системы и простые автомобилисты, и власти, и новоиспеченные операторы ТО отзывались о процедуре как о панацее в борьбе с коррупцией и прежней гаишной системой. Но в октябре 2012 года в газете «Коммерсантъ» было опубликовано открытое письмо, под которым подписались более 800 операторов технического осмотра: по их мнению, из-за недобросовестных участников рынка и сговора последних со страховщиками талон ТО превратился в фикцию и большинству автовладельцев купить его проще и дешевле, чем реально «подшаманить» технику и пройти на ней все необходимые проверки. В свою очередь, в Российском союзе автостраховщиков ответили, что реформа техосмотра вовсе не провалилась и очереди на прохождение этой процедуры ликвидированы, а некоторые операторы «просто волнуются» из-за потери прибыли. Между тем только за первые три месяца 2012 года из-за поломок автомобилей произошло на 35% больше ДТП, чем за аналогичный период в 2011-го, когда к проверкам состояния транспорта была «подвязана» и ГИБДД. Число погибших и пострадавших в подобных случаях за этот период также увеличилось – на 35% и 45% соответственно.

Закон и порядок. Что изменилось в 2012 году?

Говоря о правовых итогах года, заметим, что эти цифры и сама дискуссия по поводу правильности реформы в ближайшие месяцы вполне может вылиться в новые изменения в законодательстве. Первой ласточкой в этом роде стала фактическая отмена знакомого всем талона о прохождении ТО – вначале сразу после вступления реформы в силу автоинспекторы потеряли право проверять его наличие, а спустя несколько месяцев к нему приравняли дилерские диагностические карты. То есть, если человек регулярно обслуживает свое авто в официальном сервисе и подтверждает это фирменными бумагами, ему не нужно заново проходить осмотр и тем самым доказывать, что он не верблюд. Эта же диагностическая карта с 29 августа становится основанием для оформления полиса ОСАГО, то есть подтверждает исправность транспортного средства.

Про пошлины
Не меньше споров в 2012-м вызвало и введение пошлин на утилизацию вводимых в обращение транспортных средств. Благое на первый взгляд начинание властей в российских реалиях превратилось в «предоплату похорон» и напрямую связано со вступлением нашей страны в ВТО и обязательствами на высшем уровне снизить ввозные таможенные пошлины. Но по факту люди в больших и дорого обставленных кабинетах посчитали, что частные лица и компании при снижении пошлин тут же массово побегут за рубеж в поисках автохлама и исчерпавшей ресурс коммерческой техники, по сути выбрасывая собственные деньги, а потом государству придется все это старье утилизировать. Вот и появился тот самый утилизационный сбор, от которого, в отличие от частных импортеров и официальных дистрибьюторов зарубежных брендов, «чудесным образом» оказались освобождены отечественные автозаводы и предприятия, собирающие иномарки на территории нашей страны. Как будто их продукция не стареет и вторсырьем стать не может по определению…

Закон и порядок. Что изменилось в 2012 году?

Про штрафы
Реформу обязательного техосмотра и введение утилизационного сбора можно обсуждать еще долго, но за последний год в законодательстве произошло и немало менее спорных изменений. Например, 1 июля в действие вступили очередные поправки в автомобильную часть Кодекса об административных правонарушениях, которые на этот раз коснулись наказаний за неправильную парковку и тонировку «не по ГОСТу». Так, с 300 до 1500 рублей увеличился штраф за игнорирование требований дорожных знаков и разметки, запрещающих остановку или стоянку (новая часть 4 статьи 12.16 КоАП), на ту же сумму придется раскошелиться за движение или остановку на специально выделенной для общественного транспорта полосе (ч. 11 статьи 12.17 КоАП). За парковку на пешеходном переходе и в 5 метрах от него, а также на тротуарах теперь штрафуют на сумму в 1000 рублей вместо прежних предупреждения или протокола на сумму в 300 рублей (часть 3 статьи 12.19 КоАП). В кодексе появились и другие «парковочные» изменения, но простого взгляда на наши дороги достаточно для того, чтобы понять: каким бы суровым ни было наказание, оно должно быть еще и неотвратимым, иначе на тротуарах и пешеходных переходах будут парковаться по-прежнему. В то же время автоинспекторы более чем активно ухватились за авто с тонировкой на лобовом и передних боковых стеклах. Может быть, это связано с тем, что ловить при этом никого не нужно и нарушители сами едут в руки сотрудников ДПС со специальными приборами, измеряющими светопропускание стекол. «Довесок» в виде снятия госномеров с транспортных средств с тонированными стеклами в дополнение к штрафу в 500 рублей (часть 31 статьи 12.5) подействовал хотя и не сразу, но на многих, и теперь даже самые отъявленные любители «глухих» салонов предпочитают проверенные временем сдвижные шторки или новомодную быстросъемную пленку. Конечно, если госномера на их автомобилях не слишком блатные.

Закон и порядок. Что изменилось в 2012 году?

Про отмены
Однозначно положительным для всех кандидатов в водители можно назвать решение Конституционного суда, которое подтвердило возможность сдавать экзамены на получение водительского удостоверения, не обучаясь при этом в автошколах. Сами учебные заведения в последнее время собирают множество негативных отзывов по всей стране, поэтому все больше потенциальных водителей хотели бы отказаться от их услуг. И суд такое право каждого гражданина подтвердил, причем закрепил возможность сдавать экзамены (разумеется, при предоставлении всех документов и оплаты пошлин) вне зависимости от места проживания, то есть в любом удобном специальном отделении ГИБДД. Добавим только, что те новички за рулем, кто уже пробовал сдать на права экстерном, предупреждают: идти в автоинспекцию в обход автошкол крайне желательно только тем, кто уверен в своих теоретических и практических способностях на все сто. Между тем норму с экстерном в скором времени могут отменить законодательно – депутаты Госдумы уже не раз делали попытки протащить запрет сдавать на права без участия автошкол, ссылаясь на рост числа аварий, произошедших по вине молодых водителей.

А одним из наиболее актуальных на данный момент законодательных новшеств является отмена рукописной доверенности на управление транспортом, которая становится лишним документом с 24 ноября. Доверенность называли чисто формальной довольно давно – ведь управлять автомобилем или мотоциклом запрещено уже в случае, когда водитель не вписан в полис ОСАГО, а теперь эту норму закрепили на бумаге. Полис «автогражданки» и свидетельство о регистрации транспортного средства (или ПТС, если машина не поставлена на учет) теперь и служат документами, подтверждающими законность управления не собственником. Самое главное, чтобы техника не числилась в угоне, и тогда сомнений в этом у сотрудников ГИБДД остаться не должно.

Закон и порядок. Что изменилось в 2012 году?

Про автострахование
Вместе с этим новшеством срок «бесштрафной» регистрации транспорта в автоинспекции увеличивается с 5 до 10 дней. Таким образом, нормативные правовые акты на высшем уровне привели в соответствие с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который обязывает новоиспеченных владельцев заключать договор ОСАГО именно в больший срок, чем в прежнем гаишном нормативе.

Добавим, что в самой системе автострахования тоже грядут изменения: если повышение стоимости полиса «автогражданки» примерно на треть ради увеличения сумм выплат еще никак не оформлено, то единая база данных об аварийности начинает действовать уже 1 января 2013 года. Вносить информацию обо всех ДТП, произошедших по вине клиентов, обязывают всех участников Российского союза автостраховщиков (РСА), и на основе этих данных при дальнейшем заключении договора ОСАГО будет меняться стоимость полиса. Так называемая система «бонус-малус» сделает страхование автогражданской ответственности выгоднее для водителей, ни разу за последние 2 года не попадавших в аварию по своей вине, и, наоборот, увеличит стоимость полиса для менее везучих участников дорожного движения.

Касаются изменения в законодательстве за 2012 год и пешеходов. Прецедент, также ставший причиной решения Конституционного суда, вводит ответственность для «безлошадных» участников дорожного движения, по вине которых случилась авария. В Краснодарском крае произошло ДТП, виновницей которого признали девушку-пешехода. Страховая компания наехавшего на человека водителя в рамках договора ОСАГО выплатила пострадавшей девушке компенсацию за лечение, но при этом и выставила требования к оплате ремонта автомобиля в рамках каско. Конституционный суд это требование признал правомерным, но при этом в российском законодательстве сохраняется и прежняя практика компенсации водителями пострадавшим пешеходам (или их семьям) расходов на лечение и моральный ущерб вне зависимости от того, какая из сторон стала виновницей аварии. Нужно полагать, что при должном освещении новой нормы в прессе количество наездов на пешеходов должно уменьшиться – в случаях, когда нужно перейти дорогу в неположенном месте, важную роль может сыграть не только русский авось, но и возможное наказание рублем самого себя.

Закон и порядок. Что изменилось в 2012 году?

Про алкоголь
Наконец, к самой резонансной теме уходящего года. В 2012-м на всю страну прогремели несколько громких случаев, в которых по вине нетрезвых автомобилистов гибли люди. Общественные деятели, гражданские чиновники и высшие руководители ГИБДД как один стали заявлять о необходимости увеличения наказания за вождение под мухой, вплоть до существенных тюремных сроков и конфискации транспортных средств. Но в итоге комиссия депутатов Госдумы под руководством зампреда Вячеслава Лысакова подготовила законопроект, предусматривающий за такое административное правонарушение штраф в размере 50 000 рублей и лишение водительского удостоверения на срок до 3 лет (в настоящее время согласно части 1 статьи 12.8 КоАП этот максимум составляет 2 года). Правительственная комиссия этот документ уже рассмотрела и одобрила, поэтому вероятно, что в скором времени наказание за езду в состоянии опьянения станет именно таким. В то же время правительство отклонило законопроект с введением балльной системы наказаний для водителей, предложенный тем же Лысаковым: если в течение года водитель наберет 200 штрафных баллов из расчета 1 балл за каждые 100 рублей штрафа, его лишат прав сроком на 1 год с последующей пересдачей экзаменов на получение водительского удостоверения. Исполнительная власть посчитала, что эта часть законопроекта выглядит слишком абстрактной, и чиновники не пришли к единому мнению на ее счет. Между тем автор документа ссылается на статистику: «У виновников самых тяжелых ДТП за спиной по 20-30 штрафов, если их не остановить в начале, под их колесами кто-то погибнет».

Словом, закон, как всегда, не стоит на месте, и информированность обо всех его изменениях очень часто оказывается ключом к отсутствию штрафов, долгого стояния в очередях за очередными справками или в ГИБДД, а то и к сохранению водительских прав. Следите за всеми правовыми новшествами, и удачи на дорогах!