15 Октября 2018 г.     0.00 ()     0.00 ()

Утилизационный сбор. Готовы ли мы к предоплате похорон?

Новый налог на ввозимые в Россию автомобили вызвал у автомобилистов небывалую волну возмущения, граничащего временами даже с искренней обидой. Оплату утилизационного сбора за иномарку, которая честные семь лет отъездила по Японии, еще можно объяснить. Но как же невыносимо авансировать будущие «похороны» совсем нового автомобиля, которые, согласно идеалам нового проекта, должны состояться через три-пять лет. Корреспондент AG решил выяснить, существует ли в Приморском крае отлаженная система утилизации автомобилей и связана ли она с новым законопроектом.

Дело в том, что автомобиль по окончании срока службы нельзя просто взять и выбросить на свалку твердых бытовых отходов. Во-первых, неуважительно это по отношению к природе, которая нескоро сможет отойти от подобного «подарка», а во-вторых, из него можно много чего ценного извлечь и пустить на вторичную переработку. Казалось бы, финансовая сторона вопроса ясна: платить должен тот, кто сможет получить что-то полезное из отслужившего свой срок автомобиля. Но мы ведь сами оплачиваем вывоз отходов из своего района, несмотря на то что выбрасываем много полезных предметов, которые можно переработать. Так же происходит и с автомобилем: оплачивать утилизацию должен тот, кто отход произвел, – так работает не только российское, но и зарубежное законодательство. Например, в Европе утилизационный сбор составляет 100 евро и вносится при покупке авто.

Утилизация автомобиля с минимальным ущербом для экологии – это сложный и достаточно долгий процесс. Сегодня автомобили до отказа начинены электроникой, что увеличивает затраты труда на разборку автомобиля и процент неликвидных отходов, таких как электрооборудование, обшивка салона, масляные, воздушные и топливные фильтры, аккумуляторы и отходы пластика.

Времена, когда машины просто спрессовывали и складировали, давно в прошлом. Теперь для каждого элемента автомобиля существует свой процесс переработки. Например, резина и пластик перерабатываются во вторичное сырье, металл готовится к металло заготовке, жидкости проходят процесс очищения. Каждый компонент автомобиля тщательно отсортировывается – именно так, в принципе, и должно быть. Да, так происходит в цивилизованном мире, откуда в принципе и пришел он, утилизационный сбор, к нам в Россию. Но хотелось бы знать, как данный процесс осуществляется в нашем регионе, в частности, в Приморском крае и его столице.

Корреспонденту AG удалось побывать на заводе «Экостар Технолоджи» – единственном во Владивостоке предприятии, занимающемся утилизацией авто, – и воочию лицезреть только процесс переработки покрышек (к сожалению, на период нашего репортажа у компании не было заказов на переработку изживших себя транспортных средств). Сначала происходит выемка металлокорда и дробление резины. На следующем этапе получившаяся резиновая крошка проходит несколько стадий очистки от небольших вкраплений металла, кордного волокна и так далее.

Очевидно, что непригодный по тем или иным причинам автомобиль необходимо утилизировать. Так же очевидно и то, что оплатить эту процедуру должно лицо, ответственное за этот отход. Сейчас от уплаты утилизационного сбора освобождены только производители, которые организовали пункты для приема автомобилей в каждом субъекте Российской Федерации и в каждом городе численностью более 500 тысяч человек. Однако вопрос о целесообразности введения утилизационного сбора остается открытым, так как пока нет иного связующего звена между этим налогом и утилизирующим предприятием, которое бы осуществляло саму процедуру утилизации. Притом он (так же, как и многие другие) остается открытым в том числе и для руководителей специализированных предприятий.

Утилизационный сбор. Готовы ли мы к предоплате похорон?Сергей Лазарев, генеральный директор компании по утилизации опасных отходов «Экостар Технолоджи»:
– Главный вопрос на данный момент таков: как будут распределяться деньги, которые внесли автолюбители в качестве утилизационного сбора? Никаких отчислений на счет компаний, занимающихся переработкой, сейчас нет. А что делать человеку, когда-то заплатившему утилизационный сбор? К кому обратиться с тем, что его автомобиль пришел в негодность? А что делать с автомобилями, которые были ввезены в Россию до 1 сентября 2012 г.? Не случится ли так, что оплатить утилизацию автомобиля напрямую утилизирующему предприятию будет дешевле, чем внести предоплату лет за десять до самих «похорон»? Вопрос остается открытым.