18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Поправки в КоАП. В новый год с новыми требованиями

К сожалению, по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, эти цифры выросли на 3,4% и 3,6% соответственно. На 3,6% выросло общее число дорожно-транспортных происшествий по стране (за 10 месяцев 2007 года произошло 193 973 ДТП). Наверное, каждый, исходя из такой печальной статистики, должен согласиться с тем, что ужесточение наказаний необходимо…

2 - Александр Николаев.jpgМнение. Александр Николаев, директор автошколы «АНИК»:
– Я как руководитель автошколы, то есть учебной организации, занимающейся подготовкой кандидатов в водители, считаю, что, прежде чем изменять наказания за правонарушения, совершаемые участниками дорожного движения, нужно провести меры, благодаря которым отношение к правонарушениям изменится. То есть соблюдение правил следует контролировать не только сверху, руководствуясь приказами и таблицами штрафов, но и каждому человеку самостоятельно. Одними штрафами вопрос безопасности на дорогах России не решить. Решение проблемы может затянуться на долгие годы – и при обучении вождению, и до него каждый должен понимать, что соблюдение ПДД – его личная обязанность. В Европе число погибших и раненых чрезвычайно мало по сравнению с нашей статистикой, отчасти именно из-за менталитета. Во многих странах существует множество общественных организаций, деятельность которых направлена на повышение безопасности путем пропаганды. Например, участникам вечеринок рассказывают о вреде алкоголя за рулем, об опасности превышения скорости, в результате приходит понимание: лучше оставить машину, добраться до дома на такси, чем стать виновником аварии. Немаловажную роль в такой деятельности играют средства массовой информации. Опять же, с точки зрения подготовки водителей, нужно оптимизировать контроль над сдачей экзаменов – знания теории и навыков вождения. И здесь очень важна роль автоинспекции. И лишь тогда, когда вчерашние выпускники автошкол, хорошо знающие ПДД и понимающие серьезность нарушений, получат водительские удостоверения, когда такие понимающие люди на дорогах будут в большинстве, мы и получим снижение аварийности.

IMG_1846.JPG

В настоящее время действует КоАП – Кодекс об административных нарушениях, принятый и вступивший в силу в 2002 году. Именно согласно ему сотрудники автоинспекции определяют наказания за совершение правонарушений на дорогах. 11 августа 2007 года в действие вступил ряд поправок в этот документ, с 1 января начинают действовать следующие изменения, и, наконец, 1 июля 2008 года вступят в силу последние нововведения. Считается, что поправки (которые, по сути, предусматривают только усиление карательной составляющей) вводятся не с целью наполнить государственную казну получше, а ради нашей с вами безопасности. Конечно, многие выполняют новые требования, но, в силу особенностей российского менталитета, лишь когда ГИБДД проводит соответствующую спецоперацию или в первые месяцы после принятия этих самых поправок.

Максим ФилиппеняМнение. Максим Филиппеня, предприниматель, автолюбитель со стажем вождения 13 лет:
– На мой взгляд, изменения КоАП выражают мнения высоких начальников ГИБДД и абсолютно не соответствуют жизненным реалиям. Трудно даже представить, насколько эти люди далеки от настоящей жизни. Полномочия обычного инспектора увеличиваются настолько, что просто ни в какие рамки не укладывается. Происходит полный перегиб в милицейскую сторону. Проблема номер один в России – это дороги. В этом же случае вторая проблема нашей страны – дураки – вместо того чтобы сделать дороги, решили ужесточить закон. Половину всех нарушений и ДТП происходит из-за ужасного состояния дорожного полотна. Что касается водителей в состоянии алкогольного опьянения... Однажды я задержал пьяного водителя в районе города Артема, прижав его трехтонным «Фордом» к обочине, а затем попытался вызвать патрульную машину, на что в ответ услышал, что у них нарядов нет и им некогда. Вот и ответ на вопрос о пьяных за рулем. Пока мы не сделаем упор на техническое усовершенствование, не поставим автоматические фоторадары и видеокамеры, нет смысла повышать штрафы.
Это приведет только к очередному скачку коррупции в России, которая и так уже разрослась до невероятных размеров. Во Владивостоке стоит только один такой прибор, на пункте ГИБДД около Ботанического сада, и тот постоянно неисправен. Инспекторам выгоднее его поломать и договариваться с водителем по-другому. А вот в Хабаровском крае все работает как надо. Таких приборов много, и все исправны. В случае зафиксированного ими нарушения от штрафа уже никуда не денешься, и корочки не помогут – вот тебе фотография, вот твоя скорость, вот твоя машина, твой номер, твое лицо, твой штраф.

Правила дорожного движения существуют не сами по себе. Есть по крайней мере три стороны, которых они касаются. Про водителей и пешеходов, то есть участников дорожного движения, вроде бы все понятно. Но присутствует также сама дорога – то место, где это самое движение осуществляется. И имеется еще ГИБД – служба, которая определяет, как на дорогах будут двигаться участники, а также контролирует выполнение ими ПДД. А теперь вопрос – сильно ли возрастет безопасность на дорогах, если с водителей и пешеходов будет двойной спрос, тогда как люки останутся открытыми, ливневка работать не будет, разметка останется полустертой, асфальт – разбитым, дорожные знаки скроются за ветвями деревьев, а зимние завалы снега на дорогах будут очищаться только посредством весеннего тепла? Если постовые будут не столько следить за исполнением ПДД и организовывать оптимальное движение, сколько прятаться за кустами, чтобы время от времени выловить нарушителя (да не любого, а того, у которого нет «нужных связей», а то сам же потом окажешься виноватым) и оштрафовать его? Простой пример: до 11 августа 2007 года наказание за непристегнутый ремень безопасности или отсутствующий мотоциклетный шлем составляло 50 рублей, многие водители, а тем более пассажиры, не пользовались приспособлениями, зачастую способными спасти жизнь и здоровье.

IMG_8724.JPG

Мнение. Адвокат Вячеслав Свинаренко:
– Безусловно, водитель не должен нарушать Правила дорожного движения. Водитель, нарушивший Правила дорожного движения, должен быть привлечен к административной ответственности. Изменения, внесенные в «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в основном касаются усиления ответственности водителей за нарушения Правил дорожного движения. Увеличены размеры штрафов, увеличены сроки лишения права управления, появились новые статьи. Можно долго рассуждать о соразмерности размеров штрафов применительно к размеру заработной платы или насколько целесообразно усиление ответственности. Для меня как адвоката главный вопрос как был так и остается: каким образом обеспечить соблюдение прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Государство, с одной стороны, ужесточает наказание за многие виды нарушений, с другой – совершенно не позаботилось о каких-либо дополнительных гарантиях при привлечении к ответственности либо ограничениях для инспекторов ГИБДД. С августа отменена статья 12.36 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств». Некоторые скажут: ведь осталась же статья 12.35 КоАП РФ «Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию». Но статья 12.36 КоАП РФ предусматривала большую ответственность инспекторов ГИБДД и других лиц за нарушение прав водителей транспортных средств. Незнание закона не освобождает от ответственности – это старый и неоспоримый принцип. А что делать лицу, которого обманули, например, на 19 КП, ввели в заблуждение, поставили в такие условия, когда он подписал протокол и отказался от медицинского освидетельствования. Скажут – не надо отказываться. Скажут те, кто сам не попадал в подобную ситуацию.
Ложь, обман – вот главные союзники некоторых инспекторов ГИБДД, чтобы сделать соответствующий протокол. А мировой судья не принимает во внимание объяснения лица о том, что его просто обманули, – и в итоге полтора года лишения права управления. Во многих случаях протоколы об административных правонарушениях составляются незаконно. Но протокол – априори доказательство вины для мирового судьи. Вводить в заблуждение, врать и не бояться, что тебе что-либо за это будет, – вот позиция многих инспекторов ГИБДД. Многие забыли, а некоторые, подозреваю, и не знают, что их функция скрыта в названии органа, в котором они работают, – обеспечение безопасности дорожного движения. Естественно, есть инспекторы, которые честно и добросовестно выполняют свой долг. И именно поэтому с ними я сталкиваюсь очень редко.
Игнорирование процессуальных прав лиц, привлекаемых к ответственности, привело к 1937 году. После десятилетия безвластия наведение порядка в разных областях нашей жизни многие, и я лично, воспринимают положительно. Однако принцип презумпции невиновности должен быть основополагающим при привлечении лиц к ответственности. Сначала принцип презумпции невиновности, а потом интересы общества. Только это правильно. Принятые изменения в КоАП РФ не решают данной проблемы.

После введения поправки в статью 12.6 КоАП наказание удвоилось, заговорили о грядущем поднятии штрафа до 500 рублей, и большинство автомобилистов стало пристегиваться, а большинство мотоциклистов – надевать мотошлемы. Но – посмотрите на нынешнюю ситуацию на дорогах – опять все как будто забыли о собственной безопасности (а ведь с 1 января 2008 года штраф составит 500 рублей)… Все, в том числе и работники ГИБДД. В этой ситуации вспоминается недавний случай в Оксфордском университете. Студент, явившись на экзамен, потребовал от ректората кружку пива – в соответствии со старинным, не отмененным по сей день пунктом университетского устава. Пиво он получил. И тут же был оштрафован за то, что пришел в университет без мундира и шпаги, как того требовал другой – тоже старинный и тоже не отмененный пункт университетского устава. Думаете, оксфордские студенты все как один стали носить шпаги? Как бы не так! С них за отсутствие такого атрибута НЕ СПРАШИВАЮТ.

4 - Константин Мусофронов.jpgМнение. Константин Мусофронов, автомеханик, водитель со стажем 15 лет:
– Мое личное мнение – одной из главных причин такой сложной дорожной обстановки, какая сложилась на дорогах Владивостока, является отношение водителей друг к другу. Многие из тех, кто садится за руль, ставят своей задачей проезд из пункта «А» в пункт «Б», не считаясь с остальными участниками движения. Мало кто обращает внимание на знаки приоритета, на разметку.
Очень сложная ситуация возникает на перекрестках – каждый хочет проехать первым, не понимая, что когда он остановится посреди перекрестка, то перекроет одну или несколько полос движения. Очень часты случаи, когда на дороге в одном направлении движение затруднено, при этом занимают и полосу встречного движения. А иногда бывает и так, что едущие по этой самой «встречке» попросту не могут проехать. В этом отношении не радует работа сотрудников ДПС – во многих случаях заторы можно устранить, а вместо этого идет простой сбор штрафов. С другой стороны, после недавнего ужесточения наказания за непристегнутый ремень безопасности многие стали пользоваться этими средствами, нередко сохраняющими жизнь и здоровье. В последние годы произошло множество ДТП, связанных с превышением скорости, и как раз ремни безопасности и мотоциклетные шлемы защитили большое количество водителей и пассажиров. Что касается пешеходов, то очень часто вне обозначенных переходов буквально перед капотом на дорогу выбегают несознательные лица. В таких случаях, особенно ночью, водители не всегда успевают отреагировать и сбивают людей. Возможно, увеличение штрафа за переход в неустановленном месте и сократит число подобных происшествий. Но в любом случае, занимаясь безопасностью на дорогах, нужно начинать с себя, хотя новые штрафы – уже хороший повод, чтобы задуматься о последствиях.

Вопрос ведь не в размере штрафа, а в его неотвратимости. Начни сейчас все постовые ГИБД взимать не по 500 даже – всего по 30 рублей, но каждый раз, как видят, скажем, водителя или пассажира, не пользующегося ремнем безопасности, и через три часа все в городе будут ездить только пристегнувшись. А пока создается такое впечатление, что заинтересованных в наведении порядка на дорогах нет. Водители и пешеходы, нарушая правила, таким образом повышают самооценку, дорожные строители, укатывая некачественное полотно, элементарно готовят задел для будущих заработков на ремонте и реконструкции этой же самой трассы, сотрудники ГИБД тоже блюдут какой-то свой интерес… Вот и законодатели приняли решение ужесточить наказание за нарушение. Вроде как «озаботились народными проблемами». Только статистика аварийности почему-то неуклонно растет…

Футуристический этюд в правоохранительных тонах
Михаил КузьминО перспективах, которые ожидают водителей-нарушителей в 2008 году, размышляет старший госинспектор по исполнению административного законодательства ОГИБД по г. Владивостоку майор милиции Михаил Кузьмин.
AG: С 1 января 2008 года вступают в действие поправки к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), касающиеся нарушений Правил дорожного движения. В чем их суть?
– Начнем с того, что уже изменено в КоАП РФ : штрафные санкции отныне установлены в жестких фиксированных суммах, минимальная из которых – 100 рублей. В качестве первого новогоднего «подарка» лихачам законодатели преподнесли введение понятия «повторность», и особо хочется выделить, что этот «гостинец» ожидает, в первую очередь, нарушителей правил проезда железнодорожных переездов (ст.12.10). На сегодняшний день пока существует альтернатива в выборе административных взысканий – либо штраф, либо лишение права управления транспортным средством (причем вне зависимости от количества правонарушений). В новом году – в случае повторности – санкция однозначная: лишение на 6 месяцев. Ужесточение ответственности грядет и для тех, кто оставляет места происшествий (ст. 12.27). Им светит административный арест на срок до 15 суток…
AG: Позвольте, куда же этих «пятнадцатисуточников» девать? Арестных домов-то нет и в помине.
– Что правда – то правда. В советское время у нас были приемники-распределители (аналог того, что сейчас пытаются называть «арестным домом») – сейчас во Владивостоке такового нет. Впрочем, и во многих других местах подобных заведений тоже не наблюдается. Поэтому у нас, сотрудников ГИБДД, есть большой вопрос о возможности каким-то образом воздействовать на таких «побегушников».
AG: А каковы «сюрпризы» для любителей держаться за руль, чтоб не упасть от выпитого алкоголя?
– Им тоже придется несладко: согласно нововведениям в КоАП РФ, снижена допустимая доза содержания алкоголя в крови– с 0,5 промилле (ныне действующий норматив) до 0,3 промилле.
AG: А суперделовые люди, которым даже за рулем приходится пользоваться услугами сотовой связи?
– Им – хочется или нет – придется приобретать Bluetooth-гарнитуру: руки должны заниматься управлением автомобилем, а не держать сотовый телефон.
AG: Перевозка детей тоже регламентирована?
– Да, необходимо устанавливать специальные детские кресла. Или – если ребенок в них не помещается – усаживать его на заднем сиденье и фиксировать ремнями безопасности. Иначе кошелек «похудеет» на 100 руб.
AG: Появятся ли основания для лишения водителя права управления как однозначной санкции?
– Таким основанием (исключение суд может сделать только тогда, когда возникает крайняя необходимость) является отказ водителя от прохождения медицинского освидетельствования.
AG: Как изменилась обстановка на дорогах после того, как ввели в действие последние по времени поправки в Кодекс об административных правонарушениях?
– Наполовину увеличилось количество случаев лишения водителей прав управления ТС по основаниям алкогольного опьянения и отказа от прохождения медицинского освидетельствования. Что еще? Аварийность на улицах и дорогах возросла, количество жертв ДТП (единственное отрадное обстоятельство) уменьшилось. У меня и моих коллег по службе сложилось устойчивое впечатление, что наш народ не прочувствовал или не хочет прочувствовать изменения ситуации. Более того, могу выразить мнение: шансы на улучшение законопослушания равны нулю. Поэтому, полагаю, надо жестче спрашивать с нарушителей. Чтобы неповадно было подвергать опасности окружающих…
AG: Поговаривают, что для упрощения процедуры наложения штрафов машины Госавтоинспекции оборудуют кассовыми аппаратами.
– Об этом речи не идет. Штрафы, как и прежде, нарушителям придется платить в банке. Причем предоставлять сведения об оплате исключительно в то подразделение, сотрудники которого наложили штраф. Есть еще нюанс: уже были случаи, когда из-за неоплаченных штрафов кое-кого уже не пускали на борт самолета – при намерении покинуть наш край. Поэтому лучше не осложнять себе жизнь. Правда, пока нарушители пытаются чувствовать себя вольготно. На их счастье (хочется верить, недолгое), единая информационная система, объединяющая различные государственные структуры, сейчас находится в стадии формирования. Другая проблема – срок взыскания штрафов ограничен одним календарным годом. За пределами этого срока у автохулигана развязаны руки. Еще вопрос: если решение суда по делу о нарушении ПД в течение 40 дней не поступит к судебным приставам – пиши пропало. Взыскать деньги с нарушителя – зряшная затея. Нечистоплотные в правоохранительных вопросах граждане пользуются такими лазейками в законе: из примерно 16 миллионов рублей (на эту сумму были выставлены штрафы нарушителям ПДД) в бюджет поступило хорошо если 40 процентов…
AG: Не очень-то радостные вести под Новый год…
– Какие есть… А в честь предстоящего праздника хочу пожелать всем сидящим за рулем: чистой дороги вам и безаварийной езды!