26 Июня 2017 г.    $ 59.66 (-0.49)    € 66.68 (-0.47)

Печалиться не о чем?

Форс-мажор по-русски

А у нас в этот перечень еще включают решения правительственных органов… Видимо, такое понимание не случайно. Во всяком случае, вопрос последних изменений Правил дорожного движения оказался именно форс-мажором – и для водителей, и для законодателей страны, и даже для дорожно-патрульной службы… События, как часто в таких случаях бывает, развивались стремительно. 14 декабря 2005 года принято Постановление об изменении Правил дорожного движения, которые должны были вступить в действие с 1 января 2006 года. Реально же те, кого эти вопросы касаются непосредственно (водители и автоинспекторы), узнали о нем буквально за четыре дня до его вступления в силу, поскольку оно было опубликовано лишь 27 декабря. И, естественно, подготовиться не успели. Еще бы! Ведь изменения вводятся в ряде случаев весьма существенные.

Появляются новые знаки, изменяются некоторые старые. Появляются пункты, запрещающие обгонять автомобили, имеющие спецокраску с включенными спецсигналами (даже если таковые разъезжают под вой сирен по крайнему правому ряду со скоростью 20 километров в час), а в зоне действия знака «Обгон запрещен» – ЛЮБЫХ, в том числе и самых тихоходных транспортных средств. Но наибольший общественный резонанс вызвали запреты на использование светооптики, не соответствующей европейскому стандарту, а также на перевозку детей в легковых автомобилях без специальных технических средств, обеспечивающих их безопасность. И вызвано это вовсе не склонностью российских водителей к демаршам. Просто действия наших властей, даже если они искренне стремятся облегчить жизнь народу, почти всегда можно охарактеризовать крылатой фразой Черномырдина про то, как хотели, и как получилось…

И если с вопросом перевозки детей проблема состоит в том, что практически всем необходимо приобрести специальные средства (в противном случае даже бездетный водитель, подвозя к детскому саду родную сестру с племянником, оказывается нарушителем), что, хотя и недешево, но, по крайней мере, возможно, то с запретом «американских» поворотников ситуация гораздо хуже. Да, значительная часть американских, а также (что для Приморского края особенно важно) многие японские и корейские модели имеют европейские аналоги, но даже простая замена световых приборов в ряде случаев сопоставима по стоимости с ценой подержанной машины – до 4000 долларов. Кроме того, далеко не все машины с красными указателями поворота имеют европейские аналоги. Это означает, что машину, на которой можно было бы ездить годами, практически нужно выбрасывать (кстати, под этот запрет попадают и многие старые ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ модели, в частности, знаменитая «Волга» – ГАЗ-21). Между тем авто, не соответствующих новому стандарту, в России без малого три миллиона…

Водители тут же стали выражать свое недовольство, а дорожно-патрульная служба – недоумение. Наиболее зримая форма донесения позиции – Всероссийская акция протеста – стала организовываться различными автомобильными клубами практически сразу, и к середине первого месяца года уже была известна дата ее проведения – 28 января. А 16 января депутаты Государственной Думы обратились к премьер-министру с предложением приостановить действие новых пунктов правил. Более того, эту инициативу поддержало даже управление автомобильной инспекции России, поскольку не только водители, но и автоинспекторы оказались в сложном положении, так как в большинстве случаев механизм воздействия на нарушителей не был указан... И 27 января, накануне все-таки состоявшейся Всероссийской акции протеста, Фрадков, будучи в Белгороде, заявил журналистам, что правительство приостановит действие новых правил до 1 января 2007 года. Такое решение, по-видимому, было бы оптимальным. Впрочем, кто знает, как будут выдаваться талоны техосмотра уже в марте…

Как будто обычная история для современной России. И можно сказать, что наши руководители почти способны к обучению – на этот раз они даже вроде отменили свое решение. Но почему все-таки возможны такие события? Как известно, каждый предпринимает те действия, какие необходимы в настоящий момент, исходя из своих возможностей. Обстановка на дорогах нашего Отечества всем известна и, мягко говоря, оптимизма не вызывает. При том что у нас автомобильный парк существенно меньше, чем во многих развитых странах (а именно на них мы как будто стремимся равняться), случаев травматизма на дорогах в несколько раз больше. Так, по данным ГИБДД, на дорогах Российской Федерации в 2005 году погибли 33 957 человек. Понятно, что подобное положение нетерпимо. Вот и пытается каждый внести свою лепту (порой весьма неуклюже) в решение вопроса. Безусловно, правила должны способствовать сокращению трагедий на дорогах и вводить изменения нужно, но таким образом, чтобы люди могли выполнять их, не страдая при этом (или неся минимальные потери). Правда, для повышения безопасности, помимо ужесточения требований к водителям, необходимы также хорошие машины и дороги (как в развитых странах). А вот тут…

Ситуацию надо менять

Про дороги говорить, наверное, не стоит – когда будут преодолены две российские беды, видимо, не знает никто. Лучше про автомобили… То, что иномарки в основном попадают на российский рынок, уже довольно побегав по родным дорогам, ни для кого не секрет. Естественно, чем больше у машины пробег, тем выше вероятность отказа ее деталей и механизмов и, следовательно, риск возникновения аварийной ситуации. Известно также, что нынешний российский автопром выпускает продукцию, которая, едва сойдя с конвейера, по качеству (во всех отношениях) соответствует иномаркам с весьма внушительным пробегом. Это, собственно, и является одной из главных причин высокой аварийности на наших дорогах. С целью переломить ситуацию не так давно введен ряд существенных таможенных льгот на ввоз запчастей и комплектующих импортного производства для промышленной сборки автомобилей на территории Российской Федерации.

"Камри" собирается под Санкт-Петербургом, хотя могла бы "прописаться" и в Приморье
"Камри" собирается под Санкт-Петербургом, хотя могла бы "прописаться" и в Приморье

Расчет (и это сказано открытым текстом) на то, что иностранные производители откроют у нас свои сборочные предприятия и, таким образом, возникнет стимул повышения качества у российских автомобилестроителей. Действительно, мировые промышленные автогиганты проявили интерес к российскому рынку, в том числе и в рассматриваемом ракурсе. Казалось бы, у Приморья есть определенные преимущества перед другими регионами – близость едва ли не самой развитой автомобильной державы мира и тесное знакомство с ее продукцией как будто внушали оптимизм. И действительно, поначалу известный концерн «Тойота» рассматривал вариант открытия двух сборочных предприятий – и в Петербурге, и в Приморье. Но в конечном счете решил ограничиться только балтийским заводом… В европейской части больше спрос, значит, больше будет и прибыль. Получается, Дальний Восток так и остается заброшенной окраиной? При всем этом, как ни странно, в столице Приморья только на «Зеленом углу» ЕЖЕДНЕВНО выставляется на продажу до восьми тысяч автомобилей! А ведь под понятие «промышленной сборки» попадают предприятия, выпускающие 25 000 машин в год…

И разве не бывает так: то, что невыгодно промышленному гиганту, оказывается приемлемым для более мелких предпринимателей? Почему нужно ждать, что приедет какой-то дядя и организует предприятие? Или нет в Приморье тех, у кого есть и капитал, и опыт работы на авторынке, и желание самоутвердиться? Ведь Генри Форд и Соичиро Хонда – имена собственные… Есть ли ответы на эти вопросы?