18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Китайский автопром. На родине драконов и риса

Недавно руководство британской Rolls-Royce Motor Cars, славящейся своими лимузинами и кабриолетами люкс-класса, объявило о начале разработки нового престижного автомобиля – на треть меньше и дешевле нынешнего Phantom. Основным рынком сбыта этой машины станет Китай. Да, в Поднебесной нынче – автомобильный бум, и даже на столь престижную марку находится достаточно покупателей.

Чуть более полувека назад, в 1956 году, «I Автомобильный завод» в Чанчуне начал сборку грузовиков «Цзефан-СА140» (в переводе означает «Освобождение»), которые были полными копиями советского «ЗиС-150», а сам завод был построен под контролем советских специалистов. Инженеры Московского завода имени Сталина (будущего «ЗиЛа») передали китайцам чертежи, наладили работу советского оборудования и обучили специалистов. Тогда наши народы считались братскими, «старший брат» помогал «младшему», стараясь развить экономику молодой коммунистической страны.

В начале пятидесятых по приказу Сталина в Пекин были доставлены пять бронированных лимузинов «ЗиС-115», которые тут же закрепили за верхушкой ЦК Коммунистической партии Китая. По легенде, довольный таким подарком Мао Цзэдун распорядился о подготовке к выпуску первого китайского лимузина, названного «Хунцы» - «Красное Знамя». Машина длиной около 6 метров, оснащённая двигателем мощностью в 200 л.с. и автоматической КПП, начала выпускаться в 1958 году, и производилась до 1983! Всего было изготовлено порядка 1800 «Красных Знамён», а сборку свернули не по причине однообразия правительственного парка или организации производства преемника – вышел циркуляр об экономии бензина, а «Хунцы» славился своим «аппетитом». Но спустя пять лет выпуск был возобновлен благодаря другому документу, обязывавшему чиновников пересесть на отечественный транспорт.

Административное здание FAW.JPG
Административное здание FAW

С выпуском массовых легковых автомобилей было гораздо сложнее. Весной 1958 года был представлен прототип «Чинканчан», построенный по заднемоторной схеме с двигателем в 36 л.с., но серийным он так и не стал. 12 Мая того же года была развёрнута конвейерная сборка классического седана «Дон Фен» - «Восточный ветер», который стал, наряду с советскими «Победами» и «Волгами», популярным таксомотором.

Седан «Шанхай» с 6-цилиндровым мотором объёмом 2,2 л в небольших количествах строили для государственных и партийных чиновников, но это было уже в совсем другие времена: отношения китайцев со «старшим братом» и многими другими странами испортились, страна «закрылась», что нанесло ощутимый удар и по автопрому.

Дилерский центр Ssang Yong и Citroen.JPG
Объединённый дилерский центр Citroen и SsangYong

От производства легковушек практически отказались, а на устаревшие шасси копий советских грузовиков изредка добавляли новые детали, например, лицензионные японские дизели в начале 80-х. Выпуск автомобилей всячески ограничивался. Причинами такой политики были и состояние дорог, и количество и качество топлива, и низкая квалификация персонала автозаводов и мастерских. Все это могло проявить отсталость экономики и требовало больших инвестиций. В 50-е – 80-е годы правительство Китая вложило в импорт автотранспорта примерно 3 миллиарда долларов, а на развитие собственной промышленности не потратили и миллиарда. Но в середине 80-х отношение властей к автомобилям, в том числе и личным, заметно изменилось. Так, «Ауди-100», хотя и носили уже знакомое нам имя «Хунцы», собирались из немецких деталей на государственном заводе Поднебесной, но с вложением немецких инвестиций. Около 20 лет назад и началось возрождение китайских автомобильных компаний в том виде, в котором мы их знаем.

За первые три месяца этого года в Китае было реализовано 1,54 млн. пассажирских автомобилей, а если исключить из этой цифры автобусы, то мы получим 1,12 млн. легковых авто, а если сравним этот показатель с январём-мартом 2006 года, то увидим рост в 30,14%. Впечатляющий показатель! Какие же компании лидируют по объёмам продаж?

Армейский Dong Feng - Восточный ветер.JPG
Армейский Dong Feng - "Восточный ветер"

Первое место заняло совместное производство «Шанхай-Дженерал Моторс», основанное в 1999 году и начавшее свою деятельность на активно развивающемся рынке с «отвёрточной» сборки американских Buick. Партнёром американского концерна стала государственная «Шанхайская компания автомобильной промышленности», которая, согласно договорённости с GM, выставила единые цены на произведённые в поднебесной представительские «Бьюики» и организовала мощную дилерскую сеть с предпродажной подготовкой и сервисным обслуживанием. Вскоре после организации СП китайские власти объявили о проведении конкурса на создание «народного автомобиля», который и выиграла Shanghai GM, получив инвестиции от правительства. С 2001 года в автосалоны стали поступать те самые «народные» – Buick Sail – четырёхдверные седаны с двигателями 1,6 л, с ABS в тормозной системе и двумя подушками безопасности. Машина ценой в 12 – 15 тыс. долларов, адаптированная для Китая и большинство деталей которой изготовляются там же, стала очень популярна среди тех, у кого не хватает средств на более «продвинутые» модели, но микролитражки за 7 тысяч долларов им не подходят. Наряду с крупнейшим производителем из Шанхая, действуют ещё 11 предприятий, построенных совместно с GM.

Buick под названием HRV.JPG
Китайский Buick под "провокационным" названием HRV

Второе и третье места по объёмам продаж занимают совместные предприятия с немецким концерном VW – это «Шанхай-Фольксваген» и «Первый автозавод-Фольксваген» в городе Чанчуне. В первом квартале этого года потребители получили порядка 203 тысяч китайских «немцев», и к этому показателю промышленники шли более 20 лет. Предприятия, изначально только собиравшие автомобили из зарубежных комплектующих, стали действовать в 1984, а «Фольксваген» является одним из важнейших деловых партнёров народной республики в отрасли.

Сборочное предприятие Volkswagen-FAW.JPG
Сборочное предприятие FAW-Volkswagen

Машина, ставшая визитной карточкой компании – Volkswagen Santana – была разработана бразильским филиалом немецкого концерна и изначально стала очень популярна на государственной службе, в том числе и как такси. Модернизированная Santana 2000 получила впрысковый двигатель и несколько изменённый внешний вид, и, несмотря на возраст, даже в прошлом году заняла первое место в своей ценовой категории (от 6 до 10 тысяч долларов). А лидерами продаж завода FAW-Volkswagen стали Jetta и Audi-100, производившаяся в Германии с 1982 по 1990 годы. Таким образом, можно говорить о продукции совместных с немцами китайских предприятий как о доработанных, но устаревших моделях, которые остаются востребованными благодаря своей проверенной временем конструкции и «родословной».

Chery QQ3.JPG
Chery QQ3. Никому Daewoo Matiz не напоминает?!

А как же развивается чисто китайский автопром? Группа компаний «Цзили» (Geely) – крупнейший частный автоконцерн Поднебесной. В её состав входят пять заводов, выпускающие 8 различных моделей. В 2005 году объём производства составил порядка 150 тысяч автомобилей, которые поставляются за рубеж, в том числе и в Россию. В модельном ряду Geely представлены городские образцы, которые постоянно обновляются, имеют массу модификаций и различные варианты кузовов, благодаря чему потенциальный покупатель имеет возможность выбрать машину из модельного ряда компании, не обращаясь к конкурентам за аналогами.

На базе «Первого автозавода» (FAW) действуют и FAW-Toyota, и FAW-Mazda, которые входят в группу компаний FAW. В настоящее время под общим руководством действуют 40 основных предприятий, а также 26 – дочерних, 17 совместных, большая часть из которых производит запасные части и комплектующие. В модельном ряду представлены представители практически всех классов: грузовики от сверхтяжёлых до компактных городских, автобусы любой вместимости, джипы, пикапы, «паркетники», легковые авто от лимузинов Hongqi до микролитражек Jiaxing, и даже спецтехника. Агрегаты к различным моделям либо выпускаются в Китае (по лицензии или без неё), либо, что реже, закупаются в Японии и Корее. Так, например, популярное семейство городских малолитражек Xiali на самом деле является заметно доработанным Daihatsu Charade.

Автобусы от FAW.JPG
Автобусы от FAW

Резкий рост благосостояния населения в конце 90-х годов связан с высокими доходами государства от экспорта товаров. С тех пор многие китайцы захотели купить машину, но промышленность позволила сделать это не всем – в 1999 в стране с численностью населения более чем в 1 миллиард насчитывалось всего около 10 миллионов автомобилей, в основном это были грузовики и автобусы. Вот с тех пор и стали появляться многочисленные заводы и фирмы. В 80-х – начале 90-х наиболее популярными в стране и отправлявшимися на экспорт были микровэны, копировавшиеся по японским лицензиям или без них. Затем, в середине 90-х, на первое место по популярности «выехали» большие внедорожники, также скопированные с «японцев» или произведённые по американской лицензии Cherokee. Лицензию на выпуск пикапа Toyota Hilux после снятия его с японского конвейера купило несколько фирм, ставших знаменитыми именно благодаря такому «клонированию». В последнее время на лицензии относительно внешнего вида моделей перестали обращать внимание практически все заводы КНР, а абсолютным рекордсменом в области незаконного копирования считается Honda CR-V: в 2005 её копии продавали 14 фирм, а японский концерн выиграл три суда, затеянных по вопросу защиты интеллектуальной собственности.

Седан F3-R от BYD Auto.JPG
Седан F3-R от BYD Auto

Самыми популярными в стране считаются небольшие седаны и семейные автомобили стоимостью от 6 до 16 тысяч долларов, с двигателями от 1,6 до 2,0 л – это Volkswagen Jetta, Buick Excelle (аналог известного в России Chevrolet Lacetti) и Hyundai Elantra. Все эти машины выпущены в Китае на совместных предприятиях, поэтому, чтобы не отстать от конкурентов, чисто китайские компании нередко приглашают специалистов – двигателестроителей, дизайнеров, топ-менеджеров и других – для создания новинок. А в части экспорта лидируют именно производители, славящиеся оригинальными образцами – Great Wall, Chery и Geely.

Правительство КНР стало активно бороться с небольшими кустарными предприятиями, в том числе и «ворующими» дизайн у зарубежных производителей. Теперь каждый, кто хочет выпускать автомобилями, должен вступить в альянс, занимающий минимум 10% рынка. Альянс, отвечающий за свои «компоненты» перед государством и потребителями. Значит, время поддельных Land Cruiser и HiAce ушло, Китай стремится стать самой автомобильной державой в мире, уже куплены такие бренды как Rover и SsangYong, а качество «китайцев» стоит в одном ряду с российскими, польскими и румынскими авто. И может быть, совсем недалеко до тех времён, когда…