18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Рынок топлива в Приморье. Сага о бензине

Передел рынка
По данным прошлого года розничной торговлей нефтепродуктами через АЗС на рынке Приморского края занимаются 74 компании, которым принадлежит более 400 автозаправочных станций. Между тем сложилось представление, что НК Альянс присутствует повсеместно. Действительно, доля этой компании на розничном рынке достаточно высока. Например, согласно отчетам администрации Владивостока, на территории городского округа насчитывается порядка 120-130 заправок, 27 из которых принадлежат НК «Альянс».

Впрочем, рынок нефтепродуктов в Приморье однозначно ждут перемены уже в этом году. В прошлом году «Роснефть», одна из крупнейших российских нефтяных компаний страны, приобрела ряд ключевых активов компании «Юкос». А ведь компания имени Михаила Ходорковского занимала раньше в Приморье достаточно серьезные позиции. В общем объеме поставок нефтепродуктов за 2006 год она занимала 25 процентов. Но сейчас компания на территории края фактически не действует.

Помимо добывающих активов, «Роснефть» приобрела в прошлом году два нефтеперерабатывающих завода – Ачинский и Ангарский. Кроме того, «Роснефть» продолжает поставлять топливо с Комсомольского НПЗ. Кстати, именно этот завод работает на дальневосточный рынок. Компания выходит с предложениями ко всем владельцам автозаправочных станций в Приморье о сотрудничестве в какой-либо форме: предлагает приобретать продукты, работать по договорам франчайзинга, комиссии, взять в аренду или приобрести АЗС.

- Перед нами поставлена задача к 2010-2011 году приобрести в собственность и построить на территории края 150 заправок, - говорит директор приморского филиала №4 «РН-Востокнефтепродукт» Владимир Земченков. - Сейчас их на территории Приморья 21. До настоящего времени во Владивостоке у нас этого не получалось. Жители краевой столицы фактически не знают компанию «Роснефть», поскольку в городе просто нет наших автозаправочных станций. Надеемся, в этом году произойдет перелом в этом отношении. Проведены необходимые деловые переговоры, достигнуты договоренности, и полагать, что «Роснефть» займет лидирующее положение на розничном рынке нефтепродуктов, есть все основания.

cracking.jpg

Пока нет нефтепровода…
Как же попадает топливо к нам в бензобаки? В основном в Приморье его везут с Комсомольского («Роснефть») и Хабаровского («Альянс») НПЗ. Кстати, у НК «Альянс» в этом деле более чем вековой опыт, ведь она является преемницей традиций нефтепродуктового бизнеса в крае, зарождавшегося еще в позапрошлом веке. В 1994 году произошло акционирование бывшей государственной компании «Приморнефтепродукт» в акционерное общество.

- Мы работаем в рамках холдинга НК «Альянс», в который входят сбытовые компании Хабаровского края и ЕАО («Хабаровскнефтепродукт»), а также Амурской области(«Амурнефтепродукт»), - говорит директор департамента оптовой реализации НК «Альянс» ОАО «Приморнефтепродукт» Андрей Перехожук. – Также в структуру НК «Альянс» входит Хабаровский нефтеперерабатывающий завод - наш поставщик в настоящее время. Своих добывающих активов у компании нет. Мы закупаем нефть на свободном российском рынке, поэтому продукция у нас бывает несколько дороже, чем у других компаний – ведь мы вынуждены покупать нефть у своих же конкурентов. Сильно сказывается и большая протяженность транспортных путей от основных нефтедобывающих районов страны до Дальнего Востока – доставка нефти по железной дороге влетает в копеечку.

Что касается «Роснефти», то она является классической вертикально интегрированной компанией. У них есть все, начиная от скважины, заканчивая заправкой. Схема от скважины до заправочного пистолета – является наиболее экономически целесообразной, поэтому компания так стремится продавать свою продукцию сама.

Владимир Земченков, «Роснефть»:
- Самый простой вариант – это транзитная поставка. Заказчик, у которого есть фронт слива, то есть нефтебаза, заключает с нами договор, с завода отгружается товар, заказчик получает его на своей базе. Как он сливает, хранит, кому продает и так далее – мы не знаем.
Вторая схема – это когда с завода отгружаются нефтепродукты на базы, владельцем которых является компания «Роснефть» и с них продаем либо мелким оптом бензовозами, либо отвозим как на свои, так и на чужие автозаправочные станции.
Третья схема – когда «Роснефть» отгружает нефтепродукты и продает с баз владельцам, с которыми у нас заключен договор на перевалку. Сегодня места, где гарантированно продают нефтепродукты «Роснефти» – это заправочные станции с логотипом «Роснефть» и одна во Владивостоке – АЗС компании «Компетент-сервис» в районе Зеленого угла. С этой станцией у нас заключен особый договор, в соответствии с которым она оказывает нам услугу по реализации только наших нефтепродуктов.
Зачастую можно встретить на информационных табло, что здесь продаются продукты «Роснефти». Это не совсем так. Да, какую-то часть продуктов они, может быть, действительно приобрели у «Роснефти», но необязательно, что всю. А смешивание продуктов разных компаний не очень хорошо сказывается на качестве топлива.

Андрей Перехожук, НК «Альянс»:
- Практически все нефтепродукты мы приобретаем на Хабаровском НПЗ. Железной дорогой из Хабаровска они поступают в Приморский край. Хранятся потом на наших нефтебазах, откуда отгружаются потребителям – часть на АЗС, часть оптовым покупателям. Также мы занимаемся бункеровкой судов. У нас есть два морских терминала во Владивостоке и в поселке Ольга. Есть также морская топливная станция, где могут заправляться маломерные суда. Мы работаем по любым схемам удобным клиенту: с договором или без, за любой вид расчета, по предоплате и с отсрочкой платежа. Можем отгрузить топливо с завода на реквизиты клиента, можем выдать топливо на танкер, можем доставить его до потребителя нашими бензовозами. Стараемся максимально удовлетворять пожелания покупателей.

Немного фантазии – и бензин готов!
Важнейшим нынче критерием выбора той или иной АЗС той или компании остается качество топлива. Конечно, хотелось бы, чтобы оно сопровождалось не самой высокой ценой. Здесь потребитель вступает в противоречие с продавцом, порой нерадивым, который так и хочет продать вместо дорогого бензина ослиную мочу.

IMG_5964.JPG

Владимир Земченков, «Роснефть»:
- Контроль качества в небольших компаний, конечно, не такой, как в крупных. У последних нет заинтересованности продавать нефтепродукт одной марки под видом другой или некачественное топливо. Репутация дороже. Порой удивляюсь, как компании, купившие у нас нефтепродукты, умудряются торговать ими по ценам с минимальной надбавкой. Природа этого явления, по-моему, очевидна. К сожалению, у нас нет ни технической, ни юридической возможности отслеживать, продукт какого качества, приобретенный у «Роснефти», продает коммерсант. Мы продали топливо, и оно находится в полном распоряжении купившей его компании.
Конечно, никто огульно не хает небольшие компании, которые делают очень хорошее дело на рынке – создают, по крайней мере, ценовую конкуренцию. Однако у малого «нефтепродуктового» бизнеса есть одна проблема: у них недостаточно оборудования для приема и хранения топлива. Не всегда соблюдается технология этих процессов. В одном резервуаре хранится один вид топлива, затем заливается другой.

Но это еще цветочки. Есть коммерсанты, которые хотят выжать максимум из доставшегося им во владение топлива. Так на рынке появляется бензин со всевозможными примесями. Бывает, продают вместо дизельного топлива судовое маловязкое, в котором не нормируется содержание серы, что приводит к постепенному изнашиванию двигателя. Кстати, необязательно, что такие недобросовестные коммерсанты приобрели топливо у крупного поставщика. Не обращали внимания на объявления в небольших автомагазинчиках или вдоль дорог о приобретении дизельного топлива?

А вот еще один способ надувательства владельцев автомобилей. В КНР закупается железо- или магниевосодержащая специальная добавка, стоимость ведро которой 10-15 долларов. Зато сколько выгоды! Это самое ведро добавки может повысить октановое число (то есть из 80-го можно сделать 95-й) топлива небольшого «двухкубового» бензовоза. Но только на время. Через неделю-полторы октановое число начинает падать. Если при техосмотре вы обнаружили красные свечи, значит, заправлялись не там, где нужно. А ведь документы продавец показывал: приобрел-де у солидной компании топливо, вот и сертификат. В этом случае стоит обратить внимание на дату покупки. Если сделка свершилась пару месяцев назад, стоит задуматься. Вряд ли бензин будут так долго продавать.

Использование некачественного топлива приводит к необходимости частой замены фильтров, поломке топливной системы, засору форсунок.

Впрочем, и на солидные компании жалуются. Только, как показывает практика, порой необоснованно. Вообще стоит придерживаться советов компании-изготовителя автомобиля по использованию топлива. К примеру, претензии безосновательны, если современную гоночную машину заправлять 80-м или 92-м. А не так давно покупатель принес в лабораторию на экспертизу 98-й бензин, приобретенный на АЗС НК «Альянс». Он был недоволен покупкой: машина едет не так, как должна. Начали разбираться. Оказалось, был пробит шланг и в систему поступал воздух. Жалобщик забрал пробу и извинился.

IMG_7085.JPG

Как правило, люди, которые находят деньги на дорогие автомобили, не заправляются где попало и определяются с каким-то одним поставщиком и заправляются, как правило, на одной или нескольких гарантированных заправках.

Андрей Перехожук, НК «Альянс»:
- Топливо Хабаровского НПЗ полностью соответствует ГОСТам и техническим условиям. В 2005 году мы первыми на Дальнем Востоке перешли на стандарт «Евро-4». Данный стандарт предусматривает значительное снижение вредного воздействия автомобиля на атмосферу. К слову, правительство планирует только к 2010 году перейти на стандарт «Евро-4». Только две нефтяные компании в стране выпускают сейчас нефтепродукты соответствующие стандарту «Евро-4».
Все нефтепродукты, производимые и отгружаемые с Хабаровского НПЗ, проходят многоэтапную процедуру контроля качества. Первый этап происходит на заводе. Каждая партия топлива контролируется в процессе производства, при выпуске, затем при погрузке на ЖД. Когда топливо приходит на наши нефтебазы в Приморье, мы берем пробы из железнодорожных цистерн и резервуаров как после слива, так и в процессе хранения. И обязательно проверяем качество при погрузке на бензовоз перед отправкой на АЗС.
В нашей компании есть несколько собственных хорошо оснащенных лабораторий. Кроме того, НК «Альянс» закупила передвижные лаборатории, способные проводить экспресс-анализ нефтепродуктов. Такая лаборатория в любой момент может подъехать к заправке и взять пробу. Это делается в большей мере даже для внутреннего спокойствия. Заправляясь на АЗС НК «Альянс», вы будете гарантированы от красных свечей, налета, осадка, машина будет ехать так, как ей положено.

Владимир Земченков, «Роснефть»:
- Контроль качества проходит на каждом этапе поставки нефтепродуктов. Сейчас мы проверяем нефтепродукты с помощью имеющихся на каждом участке и на крупных АЗС лабораторий экспресс-анализа. А также в соответствие с требовании законодательства в независимой лаборатории МГУ им. адмирала Г.И. Невельского. В следующем году планируем обзавестись собственными лабораториями, которые разместим на нефтебазах, принадлежащих «Роснефти». Таким образом, мы сможем собственными силами отслеживать качество нефтепродуктов на каждом этапе движения топлива.

!Это интересно! Все большее распространение во Владивостоке получает безналичный расчет на автозаправках. В период отпусков такая система оплаты становится наиболее актуальной, когда по всему Дальнему Востоку можно рассчитаться картой оплаты за бензин определенной компании. Экономия в случае пользования картой составляет от 50 до 70 копеек с литра. Впрочем, есть и недостаток. Видимо, карты получили не столь широкое обращение в глубинке. Как показала практика, отнюдь не все автозаправки в Приморье оснащены терминалами для приема средств с карты.