14 Декабря 2018 г.     0.00 ()     0.00 ()

Внимание, дети!

Когда рулит… компьютер

Говорить о том, насколько прочно и основательно вошел компьютер в жизнь современного человека, значит скатываться в банальности и повторять прописные истины. Очевидно, что влияние компьютера на традиционный жизненный уклад огромно. Благодаря этой умной машине возникли новые профессии и направления деятельности, чувствительный толчок получило развитие технологий и процессов в обществе, появились неведомы ранее способы общения, формы взаимоотношений и даже языки. Но вместе с этим в наш реальный мир пришла и другая реальность – виртуальная. Еще несколько лет назад этот специфический термин знали только фантасты и узкие специалисты-компьютерщики. Сегодня уже другие специалисты (врачи, психологи и педагоги) бьют тревогу – неосязаемая виртуальная реальность плавно и последовательно вытесняет реальность реальную!
И процесс этот идет все более ускоряющимися темпами в немалой степени благодаря компьютерным играм. Увы, но сегодня за невинным определением «игра» скрывается нечто иное, что принято таковым считать у людей взрослых. И несут с собой эти «игрушки» отнюдь не радость достижений и удовлетворение от победы, но огромный пласт проблем. Игнорировать или не замечать которые становится все сложнее, поскольку главными носителями и жертвами их становятся дети. Они оказываются беззащитными перед заложенной в «игрушку» «психической атакой» и «идеологической бомбой».

!(2).jpg

Но если о вреде «стрелялок» говорилось неоднократно, то «виртуальные гонки» до недавнего времени особой тревоги не вызывали. А все потому, что проблема проявилась не сразу, а лишь после того, как победители компьютерных «Ле-Манов» поменяли джойстик на настоящий автомобильный руль, а бестелесный нарисованный «цифровой» автомобиль – на реальный, с двигателем и колесами… 
Детская психология
Но прежде – два слова о детской психологии. Известно, что мозг ребенка развивается постепенно, в зависимости от того, какой род занятии предлагается ребенку на этапе его взросления. Игры с ровесниками, лепка из пластилина или разучивание песен – каждое из этих действий активизирует ту или иную область мозга, позволяя его хозяину расти полноценной и всесторонне развитой личностью. Но лишь в случае, если в созидательную работу включаются ВСЕ органы чувств – слух, зрение, осязание… Так, собственно, и было до недавнего времени. Появление в доме телевизора, а после и компьютера основательно изменило подходы к воспитанию подрастающего поколения. Детские программы и мультики постепенно приучили детей воспринимать картинки с экрана без усилий для сознания. Необходимая часть работы мозга, что прежде возлагалась на чтение книг (воссоздание прочитанного в виде образов посредством сознания), просто ушла за ненадобностью. Что в результате? Задержка в развитии отдельных областей детского мозга и чрезмерное развитие других. В частности той, что отвечает за эмоции. Отсюда повышенная агрессивность отдельных «детишек», их жестокость и невосприимчивость. Компьютер как следующий этап развития ребенка ситуацию не улучшил. И даже, напротив, серьезно осложнил благодаря компьютерным играм. Последние никак не помогают развитию: мозг не включается в процесс, да и необходимых действий – минимум (движение мышкой вперед-назад и двумя пальцами по правой-левой клавише).
Но возникает и еще одна опасность: преступая некую опасную грань в игре (убить, сжечь, «притопить»), сделать то же самое «в реале» становится значительно проще. Так, опасные повороты, рискованные маневры на экране монитора могут закончиться, самое неприятное, перезагрузкой компьютера. В реальности же восприятие настоящей дороги может подменяться (и порой подменяется) виденной в виртуальных гонках. Надо ли говорить, что последствия аварии с настоящими машинами много печальнее тех, что происходят в аналогичных условиях в нарисованном мире. Что уж говорить о христианском «не убий», которое в играх просто игнорируется!
Но смешение реальностей – отнюдь не главная опасность «игр с компьютером». Гораздо серьезнее, что «заигравшийся» задерживается в развитии. Он плохо воспринимает учебный материал, с трудом общается и плохо ориентируется в реальной жизни. Как результат – десоциализация ребенка, его отстраненность и неспособность существовать в обществе себе подобных. Как он будет чувствовать себя в дальнейшем, вне привычных домашних интерьеров и в условиях, далеких от его виртуального всесилия, можно только предполагать.

55176e8e.jpg
Василиса Румянцева, клинический психолог отдела генетического консультирования КЦОМиД:
– Предположение, что жестокость в компьютерных играх снижает агрессию игрока в реальной жизни, не имеет под собой никакой научной основы. Человек, который тренируется на выработку агрессии, будет всегда выражать агрессию. Поскольку он умеет ее выражать, он любит это делать, он привязан к этому. Компьютер учит быть таким же, как герой на экране: возьми саблю – заруби, пистолет – застрели, огнемет – сожги. Может, именно отсюда взрыв такой агрессивности в мире?! Не надо тренировать агрессию в себе (ее и так много), попробуй быть добрым. Позитивная составляющая игр – выплеск негативной энергии – надумана.

Кто укротит «бешеную табуретку»?

Дети и дорога – тема, без преувеличения, неисчерпаемая. Причем как для работников СМИ, так, к сожалению, и для сотрудников таких служб, как ГИБДД, МЧС, скорая помощь… Когда-то давно, во времена застоя, проблемы ограничивались лишь детскими играми в неположенных местах да неспособностью ребенка пересечь проезжую часть. Ныне подобные сложности вспоминаются едва ли не с умилением. Поскольку с открытием железного занавеса на авансцену вышли и встали в полный рост вопросы, до времени им скрываемые. На смену неторопливым «ВАЗам» и «Москвичам» пришли приемистые «Тойоты» и «Ауди», а тихоходный мопед «Карпаты» очень быстро вытеснил скутер, что создало немало проблем и нарушило зыбкий баланс сил на дороге. Ведь «бешеная табуретка» оказалась абсолютно неуязвимой для обычно очень длинных рук закона…

Неприкасаемый ребенок
Едва ли есть смысл подробно рассказывать обо всех достоинствах этого неказистого с виду транспорта. Но главным его «плюсом» неожиданно для всех стал… объем двигателя. Согласно нашим гуманным законам, регистрации подлежат транспортные средства (ТС) с двигателями, превышающими 50 куб см. Скутер с движком в 49 «кубиков» в эту категорию не попадает. И значит, де-юре не подлежит регистрации. А де-факто еще и не подчиняется принятым на дороге правилам. Что стало крайне приятным дополнениям к прочим положительным качествам мокика. Их-то и оценили в полной мере основные «юзеры» этого «мотовелосипеда» – дети (они же подростки, тинейджеры, несовершеннолетние). Шутка ли – можно почти на законных основаниях кататься на скоростной и экономичной «игрушке»?! Не заморачиваясь правилами, разметками, знаками и шлемами. Такой пустяк, как статья административного кодекса, запрещающая выезд на проезжую часть «лицам, не достигшим возраста 16 лет», в расчет, понятное дело, не берется. А вот другая статья того же документа о наступлении административной ответственности с означенного выше возраста, напротив, пользуется повышенным вниманием. Ведь, согласно ей, привлечь ребенка даже к штрафу невозможно. Что там привлечь, даже поймать его порой бывает непросто. Ведь достаточно наряду ДПС предпринять попытку задержать скутер и его седока, как последний совершенно естественно попытается скрыться. А ну как по неумению «уйдет» с дороги? Для сотрудников дорожной полиции это минимум служебное расследование.
Но даже если несовершеннолетний нарушитель задержан – применить к нему хоть какую-то статью ГИБДД не имеется НИКАКОЙ возможности. Да-да, всесильная «гайка» поднимает руки перед недорослями. Единственное, что можно сделать, – передать горе-водилу в инспекцию по делам несовершеннолетних. Поскольку только сотрудники этой службы вправе вызвать родителей и составить протокол на основании статьи 5.35 КОАП («Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»). Если на этом этапе ситуацию не «разрулили», протокол вместе с объяснительными родителей (!) направляется на комиссию по делам несовершеннолетних при администрации муниципального образования или района. Которая (наконец-то!) применяет к нарушителям меры административного воздействия. Строгие? «Очень». Согласно КОАП, комиссия может ограничиться предупреждением или может назначить административный штраф – от 100 до 500 рублей. Непосредственный нарушитель, несовершеннолетний водитель скутера, не наказывается вовсе (ну, может, отец выпорет).

!(3).jpg


Дорогой наш… скутер
Хорошо, с недисциплинированным водителем справиться нельзя. Но может попробовать лишить его (как взрослого) самого транспортного средства? Увы, здесь тоже «засада». Скутер нельзя поставить даже на штрафстоянку. Поскольку полноценным ТС он не является. Зато является частной собственностью. И если есть документ, подтверждающий право владения им, у сотрудников ГИБДД нет никаких оснований его задержать. На практике это значит, что кто-то из родителей малолетнего нарушителя приходит в ГАИ, предъявляет чек (или договор купли-продажи) и укатывает дорогую игрушку домой. Ждать, когда туда же вернется юный владелец. Кстати, последние быстро сориентировались и сейчас ездят с необходимыми документами на своего «Конька-Горбунка». Что позволяет при случае заявлять откровенно детское: «Не имеете права». Только вот то, что есть еще и обязанности с их стороны, деткам в голову пока не приходит… 
Доколе?! 
Ответ на этот вопрос повисает в воздухе. Несмотря на крайне высокую аварийность, скутер по-прежнему остается «вне закона». Вернее, закон его не замечает. Равно как и проблемы, с ним связанные. Зато жестко ограничивает меры воздействия и предельно сокращает возможности специализированных служб. Так, ГИБДД отводится лишь почетная роль проповедника правильного поведения на дороге. А это значит – только лекции и «страшилки» в школах и трудовых коллективах (поскольку скутеры все же приобретают не сами дети, а их старшие родственники или друзья). К сожалению, эффект от такой работы неудовлетворительный. Отчего-то взрослые не хотят слушать людей в форме и продолжают делать своим детям очень опасные подарки в виде мокиков. Не задумываясь о последствиях, но ставя на первое место желание быть «не хуже других». Более действенная мера – узаконить существование скутер и его владельца на дороге – пока натыкается на… отсутствие сколько-нибудь внятной законодательной базы. Предложения ввести по примеру наших европейских коллег подкатегории А1 и А2 так и остались на уровне разговоров и благих пожеланий. И когда начнется хоть какое-то движение в этом направлении, совершенно непонятно. Ну а в ожидании этого судьбоносного момента наши дети продолжают каждый день играть в «русскую рулетку» на дороге. Нарушая все правила и договоренности. А, как известно, дорога ошибок не прощает. 

3fa4fe2c.jpg
Елена Лебединская, инспектор по пропаганде Управления ГИБДД УВД по Приморскому краю:
– С нашей стороны мер воздействовать на ситуацию немного. Ведь даже с родителями мы не имеем права работать. Все меры административного воздействия – только у инспекции по делам несовершеннолетних. У нас лишь профилактическая работа, воздействие на сознание. Отсюда беседы с родителями в школах на родительских собраниях и трудовых коллективах и с детьми. Причем начиная буквально с детсадовского возраста…

Детский картинг. По стопам Шумахера

Ни для кого не секрет, что практически все профессиональные автоспортсмены, в том числе и чемпионы самой престижной из всех автомобильных гоночных серий – Формулы-1 – свои первые шаги в мир четырех колес начинали с картинга. Для многих взрослых в наши дни это не более чем модное развлечение, но для детей езда на самой настоящей машине с четырьмя колесами, рулем и ревущим двигателем – это «машина времени», благодаря которой у самых маленьких появляется возможность самостоятельно ощутить высокую скорость, научиться быстро принимать решения, оценивать ситуацию на дороге, преодолевать трудности и стремиться к успеху на трассе и вне ее.

!(4).jpg
Петр Никитин, отец спортсменки, тренер СТК «Турбина»

AG: Как давно вы сами пришли в картинг, и почему привели в этот спорт дочь?
– Мои друзья занимаются картингом уже давно, я же сел за руль карта пять лет тому назад и с тех пор занимаюсь этим видом спорта постоянно, выступаю не только сам, но и тренирую подрастающее поколение. Не так давно посадил за руль свою шестилетнюю дочь, ей понравилось, и мы решили начать ее спортивную карьеру.
AG: В чем преимущество картинга как вида спорта и почему детей стоит отдавать в картинговые клубы?
– Любой спорт – не важно, технический он, физический или же связанный с развитием умственных способностей, – это не только развитие определенных навыков, но, прежде всего, воспитание ребенка как личности. А картинг – это постоянное поддержание спортсмена в хорошей физической форме, знакомство с техникой, постоянная работа над своим мастерством и, наконец, удача на трассе.
AG: Расскажите о том, что требуется для того, чтобы ребенок занимался картингом?

!(5).jpg

– Во-первых, нужна сама машина. Техника для соревнований делится на классы в зависимости от объема двигателей и возраста гонщиков. Класс для самых маленьких спортсменов – «Микро» – представляет собой машины с 40-кубовыми моторами от бензопил, которые способны развивать скорость до 60 км/ч. Такие карты созданы специально для 4-8-летних детей, на них и совершаются первые шаги в мир автоспорта. Следующий класс, «Ракет», предназначен для ребят постарше, эти машины с 85-кубовыми моторами уже способны на более «взрослые» скоростные показатели. В более «старших» классах техника делится уже не по возрасту участников, а по объему двигателей.
Чтобы приобрести ребенку его первый карт, нужно будет выложить за саму машину порядка 30-60 тысяч рублей, но особенности самых «младших» картов таковы, что в ходе гоночного сезона на какие-то расходные материалы, помимо топлива, тратиться практически не приходится. Плюс потребуется экипировка – это еще 10-15 тысяч рублей. Также от родителей может понадобиться присутствие на тренировках – не всегда у членов спортивно-технических клубов есть возможность возить карты к месту сборов. Для того чтобы юный гонщик смог добиться хороших результатов на трассе, нужны постоянные тренировки – минимум по одной среди недели и как можно больше в течение выходных. Значит, требуется и максимум внимания со стороны и тренеров, и самих родителей, но результат того стоит.
AG: Вопрос не как к тренеру, а как к отцу – не опасаетесь за здоровье ребенка?
– Я выступаю и сам, поэтому знаю картинг, что называется, изнутри. Согласно статистике, наш вид спорта в рейтинге наиболее травмоопасных видов спорта стоит на одном из последних мест. Современная промышленность, выпускающая экипировку, делает картинг довольно безопасным, хотя и здесь у гонщиков встречаются серьезные ушибы и переломы, пусть и крайне редко. Но все же спорт есть спорт

В мотоспорт с юных лет

!(8).jpg

Каждый из нас помнит утверждения наших родителей, которые запрещали нам, детям, кататься на мотоциклах со старшими товарищами и уж тем более самим садиться за руль байков. Главная причина тому – опасности, которые поджидают юных участников движения на дороге и от которых юных водителей или пассажиров двухколесных «коней» способны защитить разве что шлем с наколенниками. Другое дело – мотоспорт. Отдав свое чадо в спортивно-технический клуб, где из него сделают настоящего чемпиона по мотокроссу, эндуро или шоссейно-кольцевым гонкам, вы будете уверены, что характер ребенка вскоре поменяется и ни о каких «плохих компаниях» слышать он не захочет.
Придя в мотоспорт, юный спортсмен не только познает его техническую составляющую и учится управлять пусть и маленьким, но настоящим байком в самых разных дорожных и внедорожных условиях, он еще и получает бесценный опыт нахождения в коллективе сверстников и взрослых, в которых вы можете быть уверены. Наконец, спорт есть спорт, и благодаря постоянным тренировкам и участию в соревнованиях ваше чадо будет находиться в хорошей физической форме, а наличие современной экипировки и особенности мотоциклов для молодежи не даст юному спортсмену получить серьезных травм. В регламентах абсолютного большинства мотоциклетных дисциплин прописано наличие так называемых детских классов, а соревнования по этим дисциплинам проводятся многими региональными отделениями Российской автомобильной федерации (РАФ).

Под детскими мотоциклами обычно понимаются модели со специфическими габаритами и двигателями объемом около 50 куб. см. Во многих случаях такие байки лишены коробок передач, что особенно удобно для начинающих спортсменов. Помимо так называемого детского класса, соревнования проводятся и в так называемом юношеском – специально для спортсменов-подростков были созданы практически идентичные настоящим байки с двигателями рабочим объемом порядка 65 куб. см.

!(7).jpg
Алена Ковальчук, мама спортсмена, организатор соревнований по мотоспорту:
– На вопрос, зачем родителям отдавать ребенка в мотоспорт, ответить можно простой фразой: «А кто нас, родителей, спросит?» Любой ребенок вправе сам выбирать свои пристрастия, как произошло с нами, а задача родителей – приложить все силы к тому, чтобы мечты наших детей реализовывались. В наше непростое время свободы алкоголя и наркотиков увлечения детей особенно нуждаются в поддержке. Меня много раз спрашивали, не страшно ли мне позволять сыну заниматься таким опасным спортом. На это ответить тоже достаточно легко. Во-первых, мотоспорт далеко не самый травмоопасный вид спорта (посмотрите любые сводки), во-вторых, если ребенку до помрачения нравятся мотоциклы, он на них все равно сядет – хотите вы этого или нет. Но либо он сядет в полной экипировке под присмотром и контролем тренера на официально организованном мероприятии, где есть и медики, и механики, либо втайне от родителей с друзьями за углом, без прав, без навыков, без шлема, а то и после бутылочки пивка. Думаю, выводы даже озвучивать не стоит.

!(6).jpg
Сергей Димитриченко, тренер по мотоспорту, организатор соревнований, идейный лидер автомотоклуба «Заря»:
– Дети – это наше будущее, как и будущее любого спорта, поэтому мы особое внимание уделяем именно детскому мотовоспитанию. Ошибочно считать, что, отдавая ребенка тренеру, вы оставляете ему лишь один путь. То, что ребенок получит навыки езды на мотоцикле, еще не говорит о том, что он станет звездой мотоспорта, но эти навыки, как и многие другие в его жизни, когда-нибудь могут пригодиться. Кроме того, как и любой другой вид спорта, мотоспорт способствует развитию в характере ребенка таких качеств как дисциплинированность, упорство воли, умение достигать поставленной цели. О физическом развитии тоже не стоит забывать. Помимо прочего, мотоспорт учит ребенка не только взаимодействовать с техникой, но и разбираться в ней. Однако нельзя заставлять ребенка заниматься мотоспортом, если он нравится вам. Можно и даже нужно дать возможность попробовать, но это должен быть целиком его выбор.