18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Терпение и труд. Мика Хаккинен

8 сентября 1968 года в местечке Вантаа, близ Хельсинки в семье Харри и Айлы Хаккинен родился сын Мика. Едва научившись ходить, мальчуган стал интересоваться автомобилями, а в шесть лет взялся за руль карта. Первый же круг закончился переворотом. Мика не пострадал, но его отец очень испугался. Однако родители не запретили сыну заниматься автогонками и купили карт. Через два года Мика выиграл первые гонки.
Родители, желая дать сыну счастливое детство, обеспечивали его всем необходимым для автогонок, а не приобретали то, что соответствует «среднему классу», к которому они принадлежали. Отец по выходным подрабатывал таксистом, откладывая деньги на покупку карта, топлива и резины.
В 1981 Мика — чемпион Финляндии в классе минисерии «Ф». В 1983 — в серии «ФН», а следующие три года подряд выигрывает серию «ФА». В международных юниорских соревнованиях его соперниками были те, кто позже встретился на трассах «Формулы 1». Во Франции в 1984 году на мировом чемпионате среди юниоров он впервые встретился с Михаэлем Шумахером. Тогда победил Михаэль, а Мика сошел с трассы.

hakkinen02.jpg

Хаккинен мало общался с механиками, толком не занимался настройкой машины. Тихий, неразговорчивый, внешне совершенно не эмоциональный, он просто от природы быстр на трассе. Мика был поражен, заметив однажды, что отец плачет — у финнов это не принято. Он понимал, как важны для отца его успехи, но слезы?
К 1987 году Хаккинен, пятикратный чемпион Финляндии, переходит в «Формулу 1600». Для получения хорошего, доходного места нужно было стать чемпионом Европы или мира, но Мику не интересовала выгода. Он хотел стать чемпионом «Формулы 1».
В 1988 году Мика стал чемпионом европейской серии «Формула Опель-Лотус». В 1989 году он, выступая в британской «Формуле-3», выиграл лишь одну гонку. В 1990 году, с помощью знаменитого соотечественника Кеке Росберга, Хаккинен постоянно выступает за профессиональную команду «Вестерн Суррей Рейсинг». И становится чемпионом. Тут его присмотрел менеджер «Лотуса» из «Формулы 1».
Совершив гигантский прыжок в Королевские Гонки из «Формулы 3», минуя «Формулу 3000», Хаккинен столкнулся с трудностями, связанными с большими скоростями. Перегрузки. Приходилось учиться держать голову при входе в поворот. Два сезона в «Лотусе» завершились 15-м и 8-м местами в чемпионате с 2 и 1 очками.

hakkinen03.jpg

В 1993 году Рон Деннис после битвы в суде (у Хаккинена действовал контракт с «Лотусом») получил финна в «Макларен». Третьим пилотом. На случай каприза Айртонна Сенны. Мика стал тестировать машины, чего никогда не любил. Но второй пилот, американец Андретти, ничего не показал, и за три гонки до конца сезона его заменил Хаккинен… В квалификации финн был быстрее Сенны, но в гонке сошел с трассы. Следующая гонка, на дождливой Сузуке принесла молодому гонщику первый подиум в «Формуле 1». И какой! Он стоял рядом с занявшим первое место Сенной и пришедшим вторым Простом!!! В 1994 году Сенна ушел в «Вильямс», и Хаккинен занял его место. У команды было хорошее шасси, но мотор «Пежо»... В двух первых гонках по техническим причинам Мика сходил с трассы. В Имоле он – третий. Две смерти на трассе – Ратценберга в квалификации и Сенны на гонке, а также тяжелая травма Вендлингера после аварии на свободных заездах в Монте-Карло привели всех в шоковое состояние. При царившей нервозности лишь два гонщика сохранили хладнокровие – Шумахер и Хаккинен. Но у немца не было проблем с болидом, а недостатки мотора «Пежо» сказались на результатах Мики. Три раза подряд финн сходил. Далее, в Британии, был третьим. В Германии принял участие в завале, был признан его виновником и дисквалифицирован на одну гонку. В следующих шести гонках Мика раз был вторым, трижды третьим и по одному седьмым и двенадцатым – в результате 26 очков и четвертое место в общем зачете.
1995 год был тяжелым и для Хаккинена, и для команды. Сначала взяли Мэнселла, чемпиона 1992 года, но он уже ничего из себя не представлял. Команда поняла, что добиться победы можно только тяжелым трудом, и финн, став первым пилотом после ухода англичанина, стал тянуть лямку. Мотор сменили, но надежности не прибавилось. В четырнадцати гонках Мика восемь раз покидал трассу до финиша. И… оказался на операционном столе с аппендицитом. А потом, в предпоследней гонке, поднялся на вторую ступеньку подиума.

hakkinen07.jpg

Последняя квалификация сезона. На скорости 200 км/час болид финна входит в вираж и… Врачи подскочили через 15 секунд. Выздоровление шло долго. И все это время рядом находилась Эрья Хонкойнен, уволившаяся из крупного турбюро в Ницце. Медики не давали никаких прогнозов, но через неделю перестали считать состояние гонщика критическим, а через десять дней он смог ходить. Мика выполнял все предписания врачей — он хотел участвовать в гонках. В это верила и команда. На ее групповой фотографии перед Новым, 1996 годом, растянут плакат: «Выздоравливай скорее, Мика!». И в начале февраля Хаккинен вновь за рулем болида «Формулы 1»! Первая же гонка, в Мельбурне, показала, что Мика по-прежнему серьезный соперник. Авария заставила его стать настоящим профессионалом. Четырежды за сезон взойдя на подиум, финн набирает тридцать одно очко и занимает пятое место в общем зачете.
К 1997 году Мика полностью восстановил форму. Только Ники Лауде удалось вернуть былые результаты после такой тяжелой аварии. И Хаккинену. Но черная полоса не закончилась. Проблемы с двигателем, гидравликой, шинами… Да еще в бельгийской гонке команду дисквалифицировали за применение в тестах нестандартного горючего… И все-таки, в последней гонке сезона к Мике пришла его первая победа в «Формуле 1»! Он стремился к ней почти восемь лет. Набрав двадцать семь очков и заняв шестое место в общем зачете, он готовился к главному штурму.
В двух подряд Гран При начала сезона 1998 года первые два места были у Хаккинена и Култхарда (второй пилот команды). Превосходство «Макларена» очевидно. С подачи паникующих соперников, ФИА запрещает использование конструкторской новинки – раздельный привод тормозной системы. В третьей гонке победил Шумахер, но у Мики был хороший запас очков. И все же ценой невероятных усилий, используя и прессинг на трассе, и тактические хитрости Шумахеру удалось за два старта до конца сезона догнать финна. Тогда оба пилота «МакЛарен» в Люксембурге и в квалификации, и на тренировках, для создания видимости «слабости» машин, ездили в утяжеленных (заправленных «под завязку») болидах. «Феррари» расслабилась. А в гонке предпринимать что-либо было поздно – Хаккинен первый. Но Шумахер второй. Разрыв всего два очка. Все решает последний старт. Шумахер выигрывает поул, но его машина глохнет. Немец, уходит на трассу последним, обходит пелетон, приближается к финну. Но лопнувшая покрышка решает исход гонки. Хаккинен аккуратно доходит до финиша лидером. Свершилось! Он чемпион!!! К успеху в личной жизни (летом этого же года Эрья стала его женой) он прибавил чемпионскую корону. Мика, за предыдущие восемь лет пришедший первым только однажды, за этот сезон был победителем восемь раз!

Mika_Hakkinen.jpg

1999 год. Изменение регламента, психологическое давление, неполадки… Основным соперником «Макларена», опять была «Феррари», но прошлогоднего гандикапа уже не было. Сначала Шумахер вырвался вперед, но после шестой гонки – Гран При Канады – Хаккинен стал лидером чемпионата. А через этап, в Сильверстоуне, Шумахер в аварии ломает ногу. Мика словно забыл, что есть другие конкуренты. Ирвайн, второй пилот «Феррари», подхватил флаг из выпавших рук Михаэля, и через два этапа опередил финна. Хаккинен, спохватившись, вновь вышел вперед, но за три этапа до финала Ирвайн опять догоняет его, а на следующей гонке выходит вперед. Перед последним этапом Мики отстает от лидера на четыре очка. И тут – скандал. На предпоследнем этапе сезона «Феррари» нарушила технический регламент. И вернувшегося Шумахера, и Ирвайна лишают очков, заработанных в этой гонке. Хаккинен – чемпион? Но техническая комиссия ФИА, рассмотрев апелляцию команды, отменила дисквалификацию – чиновникам автоспорта нужна была интрига в последней гонке. Они ее получили, сильно подорвав свой авторитет. Но Мика невозмутимо обошел стартовавшего с поула Шумахера, и, не дав никакого шанса конкурентам, пришел первым. Так он второй раз подряд стал чемпионом мира.
2000 год. «Мерседес» предоставил команде новый мотор. Надежность упала. На первом этапе две первые позиции на старте у «Макларена». И оба пилота сходят с трассы в гонке. У Хаккинена ситуация повторяется и на втором этапе. Лишь в третьей гонке Мика финишировал вторым. И получил шесть очков. А у Шумахера – тридцать. Стиснув зубы, финн бросился догонять немца. И догнал, не смотря на придирки судей, провоцируемые «Феррари». Но за два этапа до конца сезона, на Гран При США, Мику опять подвел мотор. Отставание от лидера составляло 8 очков. В Японии Шумахер тактически переиграл Хаккинена, и досрочно стал чемпионом. Мика был на втором месте. А в следующем сезоне Хаккинен в восьми этапах из семнадцати не доезжает до финиша — подводит техника. Тем не менее, набрав 37 очков, он занимает пятое место в общем зачете. И уходит из «Формулы 1». Как он сам сказал, чтобы заняться семьей.

hakkinen01.jpg

Но не так просто оставить автоспорт, которому ты отдал всю жизнь. Хаккинен приходит туда, куда его звали еще юношей – в ралли. И учится водить машину, отрывая руку от руля – для себя у Мики машина с автоматом, а в «Формуле 1» рычаг коробки передач находится на руле. Его вновь зовут вернуться в Королевские Гонки – у Шумахера нет достойных конкурентов. Но финн остается в ралли. А в 2005 году он приходит в DTM. За три сезона, которые Мика выступает за Mercedes, он трижды финишировал на подиуме и трижды был первым.
Но даже прирожденный гонщик рано или поздно заканчивает карьеру. Об окончательном уходе финна из автоспорта стало известно 4 ноября 2007 года. С этого момента Хаккинен – уже просто частное лицо. Как у частного лица у Микки, естественно, продолжается жизнь. В мае 2008 года в одном из французских поместий двукратного чемпиона Формулы 1 случился пожар – по счастью, никто из людей не пострадал. В 2008 году Мика и Эрья Хаккинен объявили о разводе (у них сын Уго Ронан, 200 года рождения и дочь Айна Джулия, 2005 года рождения). А в 2010 году у Мики и его девушки Маркеты Кроматовой, родилась дочь Элла.
Как любой чемпион Формулы 1, Мика Хаккинен пользуется авторитетом в мире автогонок. Эксперты спрашивают его мнение по поводу тех или иных изменений в регламенте, касательно возможностей гонщиков и команд. Журналисты нередко берут у него интервью. Даже единожды заполучив чемпионскую корону Большого цирка ты обречен быть всю жизнь публичным человеком, а ведь «летучий финн» обладал ею дважды.