18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Карлос Гон. Скупой рыцарь

Многие считают Карлоса Гона убийцей не только расходов, но и целых автомобильных эпох – тотальная унификация и перестроение модельных рядов французского и японского концернов привели к смене имиджа Renault и Nissan и к потере шарма такими моделями как Skyline. Сравните легендарный спорткар в кузове R34 с его последователем – V35, созданным уже после «прихода к власти» Карлоса. Небо и земля! Какими нелестными были отзывы о базовой версии авто. Зато с каким ажиотажем публика восприняла новинку – спорткар с легендарным названием GT-R! Оставайся Skyline в старом «амплуа», очередей за суперкаром не было бы. Вот что значит грамотный маркетинговый ход. Итак, знакомьтесь – Карлос Гон, «гражданин мира», как он себя называет.

По национальности Карлос – ливанец-христианин, но родился он в Бразилии, 9 марта 1954 года. Позже семья Гонов переехала в Бейрут, а затем во Францию, где Карлос вначале окончил химический факультет Высшей Политехнической Школы (это было в 1974 году), а четырьмя годами позже – Высшую Горную Школу в Париже. Парадокс – у Карлоса Гона, лучшего на сегодняшний день антикризисного менеджера, нет финансового образования! Вот что значит талант.

Биография Карлоса Гона

В 1978 году Гона принимают в концерн Michelin, находившийся в то время не в лучшем положении – его владельцы были вынуждены продать в 1976 все акции автопроизводителя Citroёn, который находился под их контролем более тридцати лет. Карлосу Гону удалось существенно сократить расходы на производство покрышек –благодаря его методу выхода из кризиса Michelin была реорганизована и вновь стала приносить прибыль владельцам. Вначале Гон отвечал за бразильское подразделение концерна, затем стал директором североамериканского филиала, а позже – гендиректором производства легковых шин и покрышек для малотоннажных грузовиков. Главным успехом политики талантливого управленца стала, как тогда считали, бесперспективная покупка компанией Michelin крупного американского производителя шин B.F. Goodrich Company. В те годы из-за нефтяного кризиса в Штатах упал спрос на автомобили, а также на запчасти и расходные материалы для них, зато после выхода из кризиса фирмы, сумевшие «пережить» этот сложный период, получали наибольшую прибыль.

К середине 90-х годов в глубоком финансовом кризисе оказался французский автопроизводитель Renault S.A., и совет директоров концерна во главе с Луи Швейцером пригласил Карлоса Гона на должность исполнительного вице-президента. Гон перешел в новую компанию в декабре 1996. В том году убытки Renault, 40% акций которого принадлежали государству, составили около двух миллиардов франков. Денег не хватало ни на создание новых моделей, ни на модернизацию существующих. Репутация компании падала, как тогда казалось, навсегда. Но совет директоров все же одобрил предложенный Гоном план реорганизации концерна. Первым делом Карлос закрыл завод в Бельгии, и по всему миру не осталось ни одного завода Renault (а также Samsung Motors и Dacia), на котором не сократили бы персонал. Эти меры вызвали волну акций протеста, в адрес нового исполнительного вице-президента посыпались угрозы, но его план работал. Именно в те годы европейская пресса окрестила Карлоса «киллером издержек». Для тех, кто остался работать в прибыльной уже к концу 1997 года компании, талантливый управленец стал настоящим героем.

В те же годы японский концерн Nissan Motor Co. Ltd находился в самом глубоком за свою историю кризисе – убытки росли, доля компании на мировом и даже японском рынках снижалась, падал престиж марки. Руководство Renault S.A. посчитало, что миссия Карлоса в компании закончилась, и он в июне 1999 перешел в Nissan на должность директора по производству. После нескольких дней знакомства с делами, Гон заявил, что выведет японскую компанию из кризиса через год. Почти одновременно закрываются пять заводов фирмы, и «на улице» оказываются около 14% сотрудников концерна. Безработными осталась почти половина управленцев, а квалифицированные рабочие продолжили трудиться – Карлос Гон всегда стремился к сокращению непроизводственных расходов. Были проданы практически все акции компаний-поставщиков, принадлежавшие автопроизводителю. Оценив модельный ряд Nissan, «киллер издержек» решил, что большую часть автомобилей следует снять с конвейера, и взял дизайнерское подразделение концерна под личный контроль. Целью Гона стало поднятие репутации японского концерна. И она была успешно выполнена. Загруженность мощностей Nissan выросла с 53 до 82%, а стоимость закупки комплектующих снизилась на 20%. Работая в японской компании, Гон сменил не одну должность: в июне 2000 (то есть, через год после начала деятельности) он стал президентом концерна, а в июне 2001 – генеральным директором Nissan.

Биография Карлоса Гона

В 2004 году президент Renault Луи Швейцер решил отойти от дел и пригласил Карлоса Гона вернуться в компанию. Но тот посчитал, что его миссия в Nissan не закончена, и предложил советам директоров обоих концернов себя на должности гендиректора и президента. К тому времени Renault выкупил 44,4% акций японской компании, которая в свою очередь имела 15% активов французского автопроизводителя. При этом французскому правительству принадлежало лишь 15% Renault. С легкой руки Гона был создан взаимовыгодный технический и финансовый альянс, известный теперь как Renault Nissan Alliance. Назначение главы двух крупных концернов состоялось в апреле 2005 года. А почти через год, в феврале 2006, Карлос Гон обнародовал план «Обязательства Renault 2009», который предусматривает расширение модельного ряда (например, уже появился первый SUV – Koleos 2009 модельного года), рост операционной прибыли почти вдвое и увеличение числа выпущенных авто на 800 000 в год.

На посту руководителя Renault Nissan Alliance, Карлос Гон одну неделю в месяц находиться в Токио, другую – в Париже, а оставшуюся половину месяца топ-менеджер проводит в поездках на заводы и офисы компаний во многих странах мира. Для передвижения по свету Карлос использует личный авиалайнер под названием Golfstream, на котором он пролетает по 240 000 км в год. Но при этом талантливый управленец не забывает о семье. В 1985 году Карлос женился на соотечественнице, ливанке Рите. Он является отцом четверых детей. Сейчас семья Гонов живет в Париже, и старший сын Карлоса учится в Стенфордском университете. В интервью европейскому бизнес-изданию «убийца расходов» сказал: «Если и есть на свете работа сложнее, чем быть гендиректором двух компаний, так это быть хорошим мужем и отцом». Сколько же получает Карлос Гон? Nissan не раскрывает этой тайны, а вот Renault говорит об 1,6 миллиона евро за восемь месяцев 2005 года. И самая важная цифра, указывающая на вклад Карлоса в мировой автопром: французско-японский альянс вышел на второе место в мире по доходности, хотя еще десять лет назад и Renault, и Nissan находились на грани банкротства.

При Карлосе Гоне закрывались заводы, а рабочие получали извещения об увольнении. Теперь же, после того, как финансовый кризис миновал, строятся новые предприятия и осваиваются новые рынки. Сотрудничество ведется как с владельцами автомобилестроительных компаний, так и с государствами. Так, Nissan заключил с китайской Dongfeng Motor, которая принадлежит государству, контракт на создание совместных предприятий. 4 апреля нынешнего года в Индии стартовал конвейер по производству популярного во многих странах седана Logan на совместном предприятии Renault и Mahindra & Mahindra, производственные мощности завода рассчитаны на 50 000 автомобилей в год. Постепенно наращивается и производство «Логанов» на московском заводе «Автофрамос». Очевидно, строящийся сейчас вблизи от марокканского города Танжер завод, рассчитанный на выпуск до 200 000 машин в год, должен будет выпускать подобные недорогие авто. В конце прошлого года руководство Renault Nissan Alliance во главе с Карлосом Гоном приняло решение о покупке контрольного пакета акций российского «АвтоВАЗа». Планы, как и всегда, грандиозные: поднять репутацию бренда Lada, повысить качество автомобилей, увеличить долю на рынке, и, конечно же, снизить расходы. Появятся ли на наших дорогах новейшие отечественные авто, в которых будут использованы новейшие французские и японские технологии? Вряд ли – «убийца расходов» уже точно знает, что делать. Карлосу Гону, как никому другому, подходит лозунг «экономика должна быть экономной», и вот результат: на конвейере остается Lada 2105, конструкция которой уходит во вторую половину 60-х годов.

Биография Карлоса Гона

Поклонники Формулы 1 знают, что команда Renault – одна из самых сильных в чемпионате. Как Карлос Гон относится к гонкам? Несмотря на полную отдачу работе, «киллер издержек» считает, что финансовые вложения в команду еще не являются залогом успеха, что многое зависит и от конструкторов, и от пилотов, и от техников. Он говорит: «Мы собрали профессионалов, которые не сорят деньгами». Но при этом Гон признается, что успехи в «Формуле 1» способствуют хорошим продажам автомобилей Renault по всему миру.

Карлос Гон – наш современник. Его заслуги признаны мировым сообществом. Азиатской версией журнала Fortune он признан «Человеком года-2003». В 2006 году Гон стал кавалером высшего ордена Британской империи, хотя, как не британский подданный, он не имеет права называть себя «сэр». Однако объективно о результатах его работы можно будет говорить только через много лет. Кто знает, к чему приведет тотальная унификация между японскими и французскими моделями? Бесспорно одно: Карлос Гон «продлил жизнь» двум концернам с громкими именами, позволил многим людям приобрести собственные автомобили. Карлос Гон, «убийца расходов», отслеживает все, даже малозаметные, тенденции в автомобильной промышленности. И всегда оказывается впереди своих конкурентов.

Резюме. Michelin, Renault, Nissan. Эти торговые марки продолжают существовать благодаря Карлосу Гону, возможно, лучшему антикризисному менеджеру современности. Как он находит свои решения? Разумеется, сказывается талант и чутье. Но своей уникальной стратегией Карлос пользуется много лет. Основные принципы вывода предприятий из кризиса – сокращение непроизводственных расходов (прежде всего, путем увольнения управленцев), продвижение на рынок наиболее конкурентоспособных товаров и использование передовых технологий. Поиск оптимального соотношения цены и качества – козырь Карлоса Гона: ярчайший пример – созданный под его руководством бестселлер наших дней Renault Logan.