22 Августа 2019 г.     0.00 ()     0.00 ()

Александр Соколов. Ралли как часть работы

Мы привыкли видеть генеральных директоров успешных компаний если не в строгих пиджаках, то точно не в ярких спортивных костюмах. А что, если главным увлечением бизнесмена является автоспорт и гоночный шлем и перчатки для него такой же привычный атрибут, как смартфон и визитница? Можно ли организовать собственный график так, чтобы без ущерба собственному делу выступать на региональных чемпионатах и даже создать одну из сильнейших команд в этом виде спорта? Генеральный директор компании «ДальТрансЛогистик» и чемпион Дальнего Востока по ралли Александр Соколов доказал, что такое возможно, на собственном примере.

AG: В первую очередь хотелось бы узнать о транспортной компании, которой вы руководите.

– Компания «ДальТрансЛогистик» была основана в 2007 году, а направление нашей работы – это грузоперевозки по Дальнему Востоку и всей России. Приоритетными являются контейнерные перевозки и доставка тяжелой техники, но работаем мы и по другим направлениям. Сейчас готовится к открытию новая собственная площадка, в которой будут хорошие условия для работы всего большого коллектива.

TM6A8919.jpg

В настоящее время в собственном автопарке компании уже есть более 40 седельных тягачей, а также полуприцепы самого разного назначения, плюс около 20 машин мы привлекаем дополнительно. А также «ДальТрансЛогистик» позволяет своим клиентам следить за перемещением грузов в режиме реального времени с использованием круглосуточной диспетчерской службы и спутниковой системы мониторинга транспорта.

AG: Какими же качествами должен обладать успешный бизнесмен и автогонщик?

– Наверное, самое главное – желание победить. В одном случае – соперников на трассе, а в другом – «коллег по цеху». Причем победа всегда должна быть честной – если речь идет о бизнесе, то действовать нужно по закону, а в гонках также нужно проявлять уважение друг к другу и четко выполнять все правила.

AG: Очевидно, что вся ваша жизнь связана с автомобилями. Почему решили посвятить себя миру моторов?

– Моя «болезнь» техникой началась еще в подростковом возрасте, когда очень хотелось приобрести мотоцикл, а средств не хватало. Тогда и начал, как говорится, «крутить гайки» в автосервисе. Профильного образования получить так и не удалось, но повысить собственный уровень знаний получилось уже на практике. Позже стал заниматься автобизнесом, и вот теперь пришел в авторалли и занялся грузоперевозками.

AG: Давно ли участвуете в авторалли?

– В автоспорт я пришел в 2005 году и долгое время принимал участие в раллийных гонках в личном зачете, а в минувшем году было принято решение основать полноценную команду. За коллектив «ДальТрансЛогистик» со мной выступает мой постоянный штурман Александр Лаптиев, с которым мы стали ездить вместе с 2007 года, тогда еще «построив» раллийный автомобиль на чистом энтузиазме. В состав другого экипажа входят Алексей Новиков и Алексей Наумец, как и мы, выступающие в зачете полноприводных автомобилей. Несмотря на молодость коллектива, по итогам 2012 года мы стали победителями командного зачета в Чемпионате Дальнего Востока по авторалли, а также каждый из экипажей добился серьезных успехов в личном первенстве. Без лишней скромности скажу, что в региональном чемпионате наша команда смогла выиграть практически все гонки.

AG: В этом году на старт уже выходили?

– К сожалению, на первое ралли нынешнего сезона, «Амур – Зея», нашему экипажу выехать не удалось. Неожиданно для многих спортсменов дата соревнований стала более ранней, а не у каждого была возможность отказаться от личных планов ради одного соревнования. Все-таки работа есть работа.

AG: Получается, на первом месте для вас безусловно стоит свое дело?

– Выбирая между работой и гонкой, главным для себя считаю все-таки бизнес, хотя и автоспорт давно стал чем-то гораздо большим, чем просто хобби. Поэтому и потребовалось решить текущие дела, отложив для себя старт гоночного сезона.

AG: А можно ли на нашем местном уровне превратить автогонки в прибыльное дело?

– К большому сожалению, на сегодняшний день дальневосточный автоспорт во многих своих дисциплинах еще не способен приносить прибыль не только гонщикам, как это заведено на мировом уровне, но и организаторам. Например, в минувшем году компания «ДальТрансЛогистик» стала одним из главных спонсоров двух гонок, в частности «Ралли Восток», которое проводится в Красноармейском районе Приморского края и проходит по самому живописному маршруту. Приморская автомобильная федерация обратилась за помощью к нескольким заинтересованным организациям, и только благодаря поддержке со стороны гонка с богатой историей состоялась. Все-таки государство не всегда готово оказать спортсменам помощь – зачастую властям некоторые виды спорта просто не интересны.

AG: Речь идет об удаленности спецучастков ралли от большинства болельщиков?

– Есть дрифт, спидвей, картинг и другие дисциплины «шаговой доступности», которые интересны огромному числу зрителей и, соответственно, бизнесу, а вот ралли – это уже спорт для «сильных» болельщиков, готовых преодолеть многое, чтобы посмотреть на соревнования. На местном уровне там меньше интереса и со стороны зрителей, и от представителей СМИ, поэтому аудитория подобных соревнований гораздо меньше, чем в некоторых других дисциплинах.

Как пример идеального уровня авторалли можно привести чемпионат мира, легендарную серию WRC. Однажды я побывал на гонке этого уровня в Великобритании, где и так хватает самых разных автоспортивных состязаний. Тем не менее зрителей на спецучастки приезжает множество, гонки освещаются буквально повсюду, и эта давно сложившаяся традиция сейчас привела к тому, что спонсоры буквально выстраиваются в очередь за право поддерживать ту или иную гонку или команду. За рубежом есть культура автоспорта, и развитие технических дисциплин интересно всем заинтересованным сторонам.

Image00064.jpg

AG: Похоже, тот визит на этап WRC был для вас неслучайным?

– Да, я давний фанат ралли и слежу за гонками мирового уровня. Уже упомянутая поездка на ралли Великобритании лично для меня запомнилась не только посещением спецучастков в качестве рядового зрителя. Дело в том, что в Англии живет моя сестра и на гонку мы поехали вместе. А на чемпионате мира технический парк, а значит и участники гонок, находятся в особых зонах, куда большинство болельщиков просто не знает, как попасть. И хотя мы долго искали нужную площадку, доступ все-таки был получен, пусть и гоночный день подходил к своему завершению. Пообщаться со звездами WRC все-таки не удалось, хотя на память я и сфотографировался с одним из ведущих гонщиков серии, экс-чемпионом мира норвежцем Петтером Сольбергом.

AG: Кто из пилотов мировой серии привлекает внимание больше всего?

– Долгое время болел за француза Себастьяна Леба, лучшего раллиста последних лет, а с приходом в мир WRC россиянина Евгения Новикова стал следить и за его успехами. Кстати, этот пилот долгое время успешно выступал на этапах чемпионата России, но шансов показать себя в схватке с иностранцами у него не было до тех пор, пока Евгения не заметили спонсоры, и в этом проявляется несовершенство российских взаимоотношений спорта и бизнеса.

AG: Как вы считаете, могут ли приморцы оказаться на том же высоком уровне, где сейчас выступает прославленный москвич?

– Конечно же, в Дальневосточном чемпионате «гоняется» целый ряд перспективных раллистов, особенно среди них можно выделить Алексея Новикова и Андрея Ядова. И это не только мое личное мнение.

В минувшем году в Приморье приезжал Марис Нейкшанс, неоднократный чемпион Латвии и призер WRC – гонщик мирового уровня, учениками которого хотят стать и становятся только лучшие. На нашем «Ралли Восток» латвиец стал первым, но, посмотрев на езду и результаты приморцев, он заявил, что при возможности их полноценного участия в чемпионате России первые строчки в турнирных таблицах главного первенства страны выглядели бы иначе. Все-таки дальневосточникам приходится сложнее, чем раллистам из западных регионов, – к недешевому самому по себе спорту добавляется географический фактор.

AG: То есть свой личный уровень оцениваете не так высоко?

– Пусть наш экипаж и занимает первые места на региональных гонках, я считаю, что пришел в автоспорт уже поздновато для какого-то серьезного роста в этом направлении. Все-таки существует свой бизнес и, конечно же, семья. Я женат, и мы с женой Юлией воспитываем ребенка.

AG: Ралли – довольно опасная дисциплина даже по общим меркам автоспорта. Нет ли в семье пожеланий оставить гонки?

– Разумеется, нет. Юля прекрасно понимает, что для меня спорт – это не просто увлечение, а способ снять стресс и выплеснуть адреналин. Это те эмоции, которые в обычной жизни, особенно в бизнесе, не стоит выставлять напоказ. Не раз жена присутствовала на ралли в качестве зрителя и помогала команде всеми силами, как делает это каждый день в нашей общей работе. Конечно, за наши достижения она испытывает огромную гордость, но случается, что ей приходится и понервничать из-за случившегося на трассе.

AG: Находите ли время для других увлечений, помимо автогонок?

– Да, я люблю рыбалку и охоту. Особенно привлекает охота на мелкую водоплавающую дичь, и в свободное время могу уехать подальше от цивилизации.

AG: Напоследок хочется задать несколько неудобный вопрос, вновь о сочетании спорта и бизнеса. Дорого ли обходится участие в ралли?

– Лично я из этого секретов не делаю. Авторалли на том уровне, на котором этот вид спорта закрепился в нашем регионе, считается одной из самых дорогих технических дисциплин даже без учета форс-мажорных ситуаций, которых на каждой гонке может возникнуть множество.

Нужно понимать, что серьезно подготовленные «боевые» машины с вварными каркасами безопасности и специфической подвеской – это уже не дорожные авто и их транспортировка к старту гонки своим ходом невозможна. Помимо пилота и штурмана, каждый автомобиль на ралли сопровождают механики. В нашем случае за подготовку и ремонт техники отвечают штатные специалисты компании «ДальТрансЛогистик», а вот частным спортсменам в этом плане приходится сложнее. Людей, необходимые запчасти и расходники также нужно доставить до места проведения гонки. К расходникам на соревнованиях такого рода можно отнести и недешевые спортивные шины, которые и становятся одной из главных расходных статей.

В качестве примера могу привести расходы нашей команды на выставление двух машин на старт «Ралли Восток – 2012». Это порядка 500 000 рублей. Повторюсь, без учета форс-мажора, то есть поломок и «крыш», которые случались с каждым. Словом, ралли – удовольствие не из дешевых, но удовольствие все-таки без кавычек. Гонки – это реальная борьба, адреналин и свой собственный мир.