20 Октября 2019 г.     0.00 ()     0.00 ()

Сергей Щербаков: «Дрифт – это моя жизнь!»

Есть автоспортсмены, которые добиваются высоких результатов и «гоняются» на достойных машинах, но болельщиков у них не слишком много. Наш сегодняшний герой, владивостокский гонщик Сергей Щербаков, к таковым не относится – каждый его выезд на трассу сопровождается громким одобрением зрителей. И известный дрифтер всякий раз радует публику, финишируя на своей «фирменной» желтой Toyota Levin AE86 в призовой тройке. Меняются гоночные серии, соперники становятся все серьезнее, но успех всегда остается с Сергеем. Наш корреспондент встретился с автогонщиком и выяснил, как пройти путь от простого любителя заднеприводных спорткаров до чемпиона дальневосточных серий и неоднократного участника красноярской «Супер Drift Битвы».

AG: Наш первый вопрос – традиционный биографический. Откуда вы родом и кто по специальности?

– Я родился в 1977 году в селе Ильмаковка Приморского края. После школы поступил во Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), стал учиться на инженера-механика автомобильной отрасли, но получить диплом так и не удалось. Нужно было работать, и около десяти лет я посвятил компании, которая занимается подбором автоэмалей.

AG: Как было принято решение стать дрифтером?

– Мне всегда нравились классические заднеприводные спорткары Toyota, которые в самой Стране восходящего солнца (да и у нас) знают как «хачироку». И вот однажды буквально на свалке было найдено «то самое» купе – Corolla Levin в кузове AE86 1986 года выпуска. С огромными усилиями автомобиль был буквально возвращен «с того света», а пока продолжался тюнинг, я случайно наткнулся в Сети на видеоролики с японскими дрифтерами, которые выступали именно на таких машинах.

Идея понравилась моментально, и с тех пор управляемый занос стал моей мечтой. В дрифт пришел не сразу – несколько лет методом проб и ошибок «строил» машину. В моих руках машина оказалась в 2006 году, и только в 2009-м удалось впервые проехать первый полный гоночный сезон. Учителей не было, и многое было сделано зря, переделывалось, да и сейчас процесс доработки автомобиля продолжается.

AG: Расскажите подробнее о своей «боевой» машине.

– В отличие от некоторых других гонщиков, которые меняют «родные» двигатели на нестандартные моторы, я остаюсь верен классическому 1,6-литровому блоку 4A-GE, но в то же время все навесное оборудование на нем уже отличается от заводского исполнения. В дрифте требуется не только скорость, но и стабильность, которая достигается в том числе и за счет надежности машины. К предстоящему сезону были установлены коробка передач от «большого» седана Toyota Mark II и задний мост от модели Crown.

nO3RxmgzIBg.jpg

Вообще же упор в нашем проекте был сделан на максимально легкий вес машины, и к настоящему моменту все внешние стальные кузовные элементы уже заменены пластиковыми. Это капот, крышка багажника, крылья и даже двери. В 2013 году буду выступать уже с вваренным каркасом безопасности, что несколько утяжеляет «хачироку», но мы решили компенсировать этот момент системой закиси азота.

AG: Каких мест и в каких чемпионатах удалось добиться на сегодняшний день?

– По итогам дебютного сезона в 2009 году мне досталось третье место в серии «Формула Дрифт. Дальний Восток». Стало ясно, что есть куда расти дальше и что потенциал у автомобиля имеется. В 2010 году борьба за лидерство в чемпионате RDS Восток продолжалась до последнего этапа, но снова сложилось так, что я достиг лишь третьей позиции, а по итогам сезона-2011 уже стал вице-чемпионом, опять же упустив лидерство в финальной гонке. Тот год стал очень тяжелым для нас и морально, и в финансовом плане, поэтому минувший сезон в серии RDS Восток пришлось пропустить. Зато благодаря любительской серии Drift Street Legal, которая впервые прошла именно в 2012 году на картодроме «Змеинка», я стал чемпионом в зачете профессионалов, а теперь вновь хочу попробовать себя в Восточной лиге Russian Drift Series.

AG: Расскажите подробнее о соревнованиях, организованных на «Змеинке».

– Основная идея чемпионата Drift Street Legal – привлечение в дрифт молодых любителей, которые раньше могли «гоняться» разве что на городских улицах. Но благодаря организаторам этой серии, а моя жена Евгения принимает в этой работе непосредственное участие, вчерашние любители могут почувствовать себя настоящими гонщиками, выступая на закрытой трассе под взглядами судей и болельщиков.

Для таких новичков участники профессионального зачета – настоящие учителя. Поначалу парни просто боялись подойти, спросить совета, но за четыре прошлогодних этапа мы стали хорошо общаться на равных, и более опытные гонщики для молодежи стали просто старшими наставниками. Глядя на нас, любители набираются опыта – как водительских навыков, так и знаний о «постройке» дрифтовых автомобилей – и задумываются о переходе в «старшие» классы и серии. В частности, многие любители намерены всерьез «гоняться» в RDS Восток. А самое главное, участников серии Drift Street Legal просто нереально встретить в рядах нелегальных гонщиков на городских улицах – наши пилоты прочувствовали вкус серьезных соревнований, и им подобные «покатушки» уже просто неинтересны.

AG: Участие в соревнованиях – всегда затратный процесс. Как удается решить текущие материальные сложности?

– Когда автомобиль уже готов к соревнованиям, наиболее затратной частью тренировок и гонок является смена резины. Одного комплекта совершенно новых шин у грамотного пилота, который на дистанции всегда находится в скольжении, надолго, разумеется, не хватает. Поэтому даже на тренировки мы берем с собой минимум 2-3 комплекта спортивной резины, а она к дешевым точно не относится. Плюс после каждой гонки спортсменам приходится менять моторное масло: двигатель работает на пределе и лучше лишний раз перестраховаться, чем загубить дорогостоящую «начинку». В сравнении с этими затратами стоимость бензина скорее можно назвать погрешностью в расчетах.

Поэтому сегодня в дрифте без спонсоров не обойтись. За годы выступлений мы успели наладить партнерство с разными компаниями, а среди главных помощников в моих выступлениях можно выделить бренды MOTUL, «Трилитон» и информационный холдинг PrimaMedia. Наконец, с резиной очень здорово выручает шинный центр «БРИЗ», и у нас всегда есть возможность опробовать колеса, к которым соперники только присматриваются.

AG: В минувшем сезоне вы успешно выступили в красноярской «Супер Drift Битве». Какими стали ощущения от гонки на «Красном кольце»?

– Эта «Битва» лично для меня стала уже не первой. Но в 2012 году именно благодаря спонсорской поддержке я и еще один участник серии Drift Street Legal – Эдуард Маляров, представитель класса Light – заявились на эту гонку в частном порядке. Уже в Красноярске неожиданно выяснилось, что двигатель стал «троить», и достаточной мощности у нас просто не было. Но повезло, что в день квалификации шел сильный дождь и было холодно, и мне удалось показать 11-й результат. Увы, но решение технической проблемы так и не нашли, и пробиться в самой гонке выше топ-16 не получилось, хотя «сборная Дальнего Востока» и стала на «Drift Битве 2012» лучшей.

AG: Что вы чувствуете, выходя на старт? Как удается справиться с волнением?

– Конечно, поначалу было очень сложно – волнение за результат сказывалось на самом результате, и только опыт помогает настроиться на успешную гонку. Главное, о чем нужно помнить, выходя на старт, – это уважение к сопернику и его навыкам. Даже когда едешь в паре с новичком или гонщиком на машине слабее твоей, никогда не нужно расслабляться. Всегда нужно выкладываться по полной, а не подстраиваться под других, и тогда все твои старания увидят и судьи, и зрители. Кстати, болельщики всегда чувствуют сильных гонщиков и сами для себя определяют лучших, какой бы вердикт ни вынесли судьи соревнований. Возможно, поэтому только у некоторых из участников чемпионатов и есть столь сильная поддержка трибун.

AG: Помните свою первую победу?

– Да, это было еще на «Змеинке», и тогда удалось в финальном заезде «объехать» действующего чемпиона Приморского края Андрея Тараненко. Честно говоря, поначалу я сам не понял, что поднялся на вершину подиума, – уже при объявлении результатов все встало на свои места, хотя эмоции и переполняли.

Тогда проходил этап на Кубок главы администрации Владивостока, и организаторы подготовили достойные призы для лидеров этапа, в том числе и финансовую награду победителю. Тогда я и сдержал свое обещание жене, подарив ей новую шубу.

AG: А как семья относится к вашему увлечению дрифтом?

– Для Евгении дрифт стал такой же важной частью жизни, как и для меня. Еще студентами мы сами возились с нашей первой машиной, вместе приезжали смотреть на «Змеинку» соревнования по шоссейно-кольцевым гонкам, болели за нынешних ветеранов автоспорта, в особенности за Геннадия Потехина.

Когда я стал «строить» свою «хачироку» и принял решение выступать в дрифте, Женя меня поддержала, а на сегодняшний день фактически стала менеджером нашей команды Z-Garage, за что все мы ей очень благодарны. Помимо организации чемпионата Drift Street Legal, на ее плечах лежит общение с журналистами и спонсорами, и ни одной гонки она не пропускает. Да и дочка гордится моими выступлениями, правда, не все одноклассники верят, что ее отец – гонщик. Похоже, что на ближайшие соревнования нужно будет пригласить их всех (смеется. – Прим. авт.).

AG: Вы упомянули команду Z-Garage. Кто в нее входит и какие цели вы ставите перед собой?

– В этот неофициальный коллектив, помимо меня, входят еще два владивостокских дрифтера – это Денис Ри и Алексей Резник. Нас объединяет увлечение «ездой боком» и любовь к классическим спорткарам – Toyota Levin и Trueno серии AE85 / AE86. Мы вместе тренируемся и помогаем друг другу в доводке автомобилей, но соперниками на трассе на сегодняшний день не являемся. Алексей участвует в чемпионате Drift Street Legal в профессиональном классе, а Денис успешно выступает в Восточной лиге Russian Drift Series. На предстоящий год он поставил перед собой сложную цель – «гоняться» еще и в Западной лиге, для чего сейчас и строится еще одна «хачироку». Но за последнее время Денис стал очень быстро адаптироваться к новым трассам и соперникам, поэтому мы ждем от него высоких результатов.

klo-dkCqInQ.jpg

AG: А что касается ваших личных планов на сезон 2013 года?

– Сейчас полным ходом идет «достройка» машины, и я планирую вернуться в чемпионат RDS Восток. Разумеется, цель – побеждать и радовать болельщиков, ведь, только настроившись на достойный результат, можно за что-то браться. А что касается серии Drift Street Legal, то я думаю, что на «Змеинку» профессионалы будут приезжать только для участия в шоу-заездах. Вообще же, в рамках этой любительской серии в этом сезоне должно состояться четыре зачетных этапа и еще два так называемых «Дрифт Мацури», когда у всех желающих будет возможность попрактиковаться на обновленном треке в окружении таких же фанатов управляемого заноса.

AG: И напоследок еще один традиционный вопрос. Как вы проводите свободное от дрифта и работы время?

– Если честно, то все наши с женой увлечения – это и есть дрифт. Бывает, даже вне гоночного сезона мы просто сидим и скучаем дома и в один момент приходим к общему решению – собираемся и едем в бокс что-то делать с машиной. Разумеется, находим время и для походов в кино с дочкой, и для общения с друзьями, но именно дрифт давно стал нашим главным хобби и неотъемлемой частью жизни.