23 Сентября 2019 г.     0.00 ()     0.00 ()

Сергей Заикин. От «кольца» до спецучастков

О таких людях, как молодой и перспективный приморец Сергей Заикин, говорят, что автоспорт заложен у них в крови. Представитель известной гоночной династии, он уже завоевал множество титулов в картинге, летних и зимних кольцевых автогонках и классическом авторалли. В обычной жизни спортсмен трудится в компании «Оверс», за чью команду он и выступает на различных дальневосточных чемпионатах, и без гонок свою жизнь не представляет. Вскоре после победы Сергея на первом этапе чемпионата Владивостока по шоссейно-кольцевым автогонкам с ним и встретился наш корреспондент.

AG: Сергей, в первую очередь расскажите о своей семье, образовании и о том, как технический спорт вошел в вашу жизнь.
– Сейчас мне 27 лет, я женат, а образование у меня высшее автомобильно-техническое (я окончил автотранспортный факультет ИМАПТ ДВГТУ).
Отец – Владимир Ильич Заикин – мастер спорта по картингу, он и привел меня в мир автоспорта, когда мне было всего пять. Картинговую карьеру я продолжал до своих 25 лет. Начинал, естественно, не с первых мест, потихоньку «вкатывался», взрослел, участвовал и выигрывал в чемпионате Дальнего Востока, переходя из класса в класс. В 2003 году руководство нашей местной команды «Босфор» отправляло меня на один из этапов всероссийского первенства в город Курск выступить за коллектив Кирилла Ладыгина. По итогам гонки я занял восьмое место в своем классе. Не скажу, что для первого выступления такого уровня это плохо, но в дальнейшем на гонки на запад нашей страны я уже не ездил.

AG: Обладателем какого спортивного разряда вы являетесь?
– На сегодняшний день являюсь кандидатом в мастера спорта по автоспорту. В 2006 году выполнил норматив на мастера спорта, но, так как в том сезоне картинговый класс, где я выступал, был объединенным, новый разряд мне не присвоили.

Сергей Заикин. От «кольца» до спецучастков

AG: И после свадьбы вы продолжаете заниматься техническим спортом, что со стороны кажется делом довольно опасным. Как жена относится к этому и связана ли она сама с гонками?
– Мы женаты около года, а познакомились, кстати, именно благодаря гонкам – встретились на соревнованиях, в которых я участвовал. Поэтому проблем из-за спорта у нас в семье не возникает, так как жена всегда поддерживает меня.

AG: Какие дисциплины вы представляете в нынешнем сезоне?
– Сейчас выступаю в шоссейно-кольцевых гонках, зимних трековых гонках, и в нынешнем сезоне команда «Оверс» вернулась в авторалли, где лично у меня был большой перерыв – последнюю гонку в этой дисциплине я провел в 2006 году, в сезоне, когда было завоевано чемпионство Дальнего Востока. После этого у нас были разовые выезды, но в целом в этапах первенств участия мы не принимали.
И вот сейчас руководством компании была приобретена раллийная Subaru Impreza WRX, на которой мы и планируем выезжать на все этапы чемпионата Дальнего Востока. Уже побывали на ралли «Тихий океан», поставив себе задачу доехать до финиша, вспомнить какие-то навыки и трассу, лучше узнать автомобиль и разобраться, куда двигаться дальше. Замечу, что перерыв в семь лет в автоспорте – очень большой пробел и восстанавливать в нашей работе и экипажу, и механикам придется многое.

AG: Наверное, забылось многое и без нештатных ситуаций не обошлось?
– Действительно, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Большой перерыв в выступлениях не позволяет просто так сесть и поехать на уровне лучших своих достижений прошлых лет. Нюансов масса. К примеру, раллийная специфика такова, что во время прохождения спецучастков вакуумный усилитель тормозов отключается либо его – как в случае с нашей машиной – нет вовсе. И когда нужно с 200 км/ч «осадить» автомобиль до 40 км/ч, ты прикладываешь массу усилий и испытываешь огромное волнение. В итоге после двух дней «Тихого океана – 2012» правая нога буквально волочилась за мной…

AG: Но до финиша ваш экипаж все-таки добрался?
– Да, мы заняли третье место в своем классе, хотя не обошлось и без проблем: в конце первого гоночного дня у нас срезало один привод, и мы меняли его вне зоны сервиса, понимая, что рискуем наткнуться на протест со стороны соперников и получить штрафные санкции. Но без этого «полевого» ремонта мы не смогли бы понять машину, и, к счастью, все обошлось. А уже на первом скоростном участке второго дня ралли было разом пробито оба правых колеса, и к финишу СУ мы добрались на двух дисках, потеряв уйму времени.

Сергей Заикин. От «кольца» до спецучастков

AG: Кто является вашим штурманом?
– Начиная с 2006 года мы выступаем в паре с моим хорошим товарищем Тимофеем Гостищевым. В паре мы и завоевали титул чемпионов Дальнего Востока. В прошлом году я выезжал на этапы первенства в основном вместе с Кириллом Шкарупеловым, а с Тимофеем мы проехали только заключительное ралли сезона.

AG: Сможете ли в этом году повторить успех на дальневосточном первенстве? Ну или принять участие во всероссийских гонках?
– Пока такую задачу мы себе не ставим. Для начала главное «вкатиться» в региональные гонки, как бы ни хотелось сразу же подняться на более высокий уровень и удовлетворить какие-то собственные амбиции. Возможно, в будущем мы поедем и на этапы чемпионата России, и на международные гонки, но прямо сейчас я прекрасно понимаю, что моей подготовки для борьбы с такими соперниками просто не хватит, а всегда хочется бороться за победу. Поэтому мастерство и нужно оттачивать здесь и сейчас.

AG: Расскажите о своей работе. Реально ли совмещать гонки и интересы компании без ущерба чему-то из них?
– В компании «Оверс» я работаю менеджером по работе с регионами. В основном занимаюсь оптовыми поставками запчастей нашим давним партнерам и новым клиентам.
Автоспорт никак не мешает работе, скорее даже помогает. Я говорю и о своем личном примере, когда участие в соревнованиях часто становится точкой соприкосновения с незнакомым клиентом, и о компании в целом. Когда потенциальные партнеры узнают, что у «Оверса» есть собственный гоночный коллектив, доверие к нам увеличивается.

AG: Помните свой первый автомобиль? На чем ездите сейчас?
– Первой личной машиной была 1,5-литровая «коробчатая» Impreza. В те годы я выступал в ралли именно на Subaru, поэтому и хотелось видеть в качестве повседневного именно автомобиль этой марки. С тех пор я и остаюсь поклонником этого японского бренда, вот и сейчас у меня B9 Tribeca.

AG: Многие гонщики в обычной жизни являются самыми спокойными и предсказуемыми водителями. Вы относитесь к таковым?
– Верно, на гонках ты выплескиваешь адреналин, выкладываешься на все сто. А при движении по обычным дорогам ездишь в очень спокойном темпе, стараясь предугадать ситуацию впереди и не совершая резких маневров. Спортивные навыки помогают избежать каких-то нештатных ситуаций в потоке, особенно если ты отдаешь себе отчет в том, чем твои ошибки за рулем могут закончиться.

Сергей Заикин. От «кольца» до спецучастков

AG: Случалось ли, что инспекторы ДПС узнавали в вас известного автоспортсмена и не наказывали за нарушения?
– Все-таки я себя знаменитостью не ощущаю, да и немногие назовут хотя бы нескольких местных гонщиков, не то что узнают их в толпе. И езжу очень аккуратно, стараясь правил не нарушать. Но все-таки бывало, что инспекторы ГИБДД останавливали меня для проверки документов и, когда понимали, чем я занимаюсь, начинали расспрашивать про автоспорт и про гоночные авто.

AG: Нет ли сейчас желания вернуться в картинг?
– На самом деле, с картингом завязывать не хотелось бы: недавно я посетил соревнования на «Змеинке», где гонялся мой племянник. Лишний раз насмотрелся картинговых баталий, и вновь появилось желание вернуться в этот вид спорта. Увы, травма спины не позволит. Да и приоритеты нужно уметь расставлять.

AG: Хотелось бы узнать подробнее о команде, за которую вы выступаете.
– Команда ведет свою историю с 2004 года. С момента, когда руководитель компании «Оверс» Анатолий Дульцев, преданный поклонник автоспорта, приобрел для участия в классе «Супер Туризм» чемпионата по шоссейно-кольцевым гонкам автомобиль Toyota Starlet, который подготовили к выступлениям силами механиков коллектива. Вскоре начались и выступления в зимних трековых автогонках. А в 2007 году на этапе в Находке в команду пригласили меня. Замечу, что роль компании «Оверс» в помощи молодым увлеченным гонщикам и приморскому автоспорту вообще переоценить сложно. На сегодняшний день в коллективе есть уже три автомобиля для шоссейно-кольцевых гонок, три – для зимних трековых гонок и одна раллийная машина, на которой я и выступаю в качестве пилота.

AG: Вы сами часто касаетесь настройки или ремонта «боевых» машин?
– Разумеется, если речь идет не о профессиональной гоночной команде мирового уровня, многое в автоспорте делается на уровне энтузиазма. Возможность «покрутить гайки» есть и у пилотов, но в основном всю техническую работу выполняют штатные механики компании «Оверс». И порой от их действий зависит очень многое: скажем, на ралли, когда экипаж приезжает в лагерь после изматывающего гоночного дня, и при этом у пилота и штурмана еще есть свои задачи, именно от команды механиков, работающих в полевых условиях, зависит дальнейший успех.

AG: И напоследок пару слов о планах на ближайшее будущее.
– Как всегда, в планах – победа в очередных соревнованиях. Успеха удается достичь не всегда, но это вовсе не означает, что, столкнувшись с поражением, можно опускать руки.