18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

ABS. Обратная сторона педали

В таких случаях опытные шоферы тормозят прерывисто, в нужные моменты убирая ногу с педали. Водители кремлевского Гаража особого назначения после долгих лет тренировки способны проделывать это семь раз в секунду! А для простых автомобилистов для предотвращения потери управления при резком торможении была создана антиблокировочная система, или ABS.

Первые попытки создать систему, которая бы временно блокировала усилие на тормозные механизмы, были проведены в начале 70-х годов прошлого века, но из-за большой стоимости и недолговечности аналоговых процессоров, отслеживавших параметры движения колес и управлявших устройством, дальше постройки опытных образцов создатели не продвинулись. И лишь в 1978 году компания Bosch создала совершенно новый механизм, в основе которого лежали цифровые микросхемы, а концерн Mercedes-Benz стал предлагать его в качестве опции к представительскому седану 450 SEL.

Из чего же состоит ABS и как она работает? Все составляющие системы можно отнести к трем компонентам – электронному блоку управления, колесным датчикам скорости и гидравлическому блоку. При включении зажигания компьютер антиблокировочной системы включается и начинает опрашивать компоненты и их электропроводку на предмет готовности к работе, на автомобилях японского производства это занимает 1-2 секунды, а во время процесса самотестирования на панели приборов горит красная сигнальная лампа «ABS». Если же не все в порядке и по истечении этих секунд лампочка продолжает гореть, это указывает на неисправность в работе, а тормозная система работает в нормальном режиме, но электроника, нередко спасающая жизни водителей и пассажиров, отключается. Принцип работы колесных датчиков состоит в наличии на ступице специального ротора – при вращении колеса мимо датчика проходят зубцы и впадины этого элемента и наводят в обмотке датчика электрический сигнал, частота которого зависит от скорости вращения колеса.

При поступлении сигнала о начале блокировки электронный блок управления отдает импульс электромагнитным клапанам гидравлического блока, который включен в рабочую тормозную систему автомобиля сразу же за главным тормозным цилиндром. Его клапаны управляют движением жидкости в контурах магистрали (на современных образцах, согласно требованиям безопасности, сделаны два независимых контура, при утечке жидкости в одном из них два тормоза других колес смогут остановить машину). Клапаны механизма понижают или временно останавливают подачу тормозной жидкости к рабочему тормозному цилиндру того колеса, с датчика которого пришел сигнал об опасности. Если простого снятия усилия оказывается недостаточно и вероятность потери управления становится все выше, электромагнитный клапан переводит имеющуюся жидкость в отводную магистраль, а затем – назад в бачок главного цилиндра.

3 - Как работает ABS.jpg

Наконец, колесо снова начинает вращаться или вращается с безопасной скоростью, электронный блок освобождает магистраль, и давление вновь подается к рабочему цилиндру. Водитель ощущает работу ABS в виде частых резких толчков на педали тормоза вплоть до полной остановки или до момента исчезновения угрозы потери контроля над машиной. Это происходит именно из-за многократно повторяющихся «скачков» давления, или модуляции. Многократные сравнения автомобилей с ABS и аналогов без нее подтвердили, что на скользком покрытии тормозной путь первых может быть на 15% короче, чем у вторых, а ресурс шин увеличивается на 5-7%.

Каковы ресурс и основные причины отказа ABS? Электронный блок управления выходит из строя крайне редко, так как этот дорогостоящий узел защищен массой предохранителей и реле. Основная причина выхода системы из строя – падение напряжения в бортовой сети автомобиля, поэтому существует ряд рекомендаций по его предотвращению. Ни в коем случае нельзя разъединять электрические разъемы при включенном зажигании, крайне нежелателен запуск двигателя методом «прикуривания» от другого аккумулятора. А если вы решили помочь с запуском чужого двигателя своей АКБ, то перед этой процедурой батарею нужно отключить от вашей машины (этот совет полезен и владельцам автомобилей без ABS). При проведении ремонтных работ с использованием электрической сварки проводку от электронного блока управления необходимо отсоединить. Предохранительное реле само отключает ABS в случае достижения отметки в 10,5 В с целью предотвращения отказа электроники, в таком случае антиблокировочная система перестает действовать и оставляет водителя один на один со сложной дорожной обстановкой.

Самые частые отказы среди компонентов антиблокировочной системы происходят в колесных датчиках, потому что эти элементы расположены в крайне уязвимом месте – вблизи вращающихся деталей ступицы или полуосей, а значит, летящая из-под колес грязь и пыль попадает именно туда. Также обязательно следить за состоянием подшипников ступиц, ведь ротор при излишних колебаниях колес даст неверную информацию о скорости вращения, что со временем выведет датчик из строя. Нередко случается, что при достижении определенной скорости (так называемой «скорости принятия решения», для автомобилей Toyota – 10 км/ч) загорается контрольная лампа «ABS» – это также ответ на неверное считывание информации датчиком, например из-за сколов на зубчатом колесе ступицы или наличия большого воздушного зазора между элементами. Электропроводка, подведенная к колесам, также из-за попадания грязи может отказать, а на приборной панели высветится сигнальная лампочка «ABS» – это один из самых частых дефектов системы, а значит, при поступлении информации о сбое в работе в первую очередь стоит проверить состояние проводов под днищем.

2 - Как работает ABS.jpg

Теперь информация для тех, кто самостоятельно желает заняться обслуживанием рабочей тормозной системы, оснащенной ABS. Здесь также существует ряд особенностей, которые отличают этот процесс от обслуживания более простых систем. Одно из условий работоспособности тормозов – регулярная замена жидкости, перед этим в нашем случае требуется разрядить аккумулятор давления в гидравлическом блоке ABS: для этого нужно выключить зажигание и порядка 20 раз нажать до упора на педаль тормоза. При прокачке тормозной жидкости антиблокировочная система может оказаться крайне полезной – можно включить зажигание (а значит, и электронасос в гидроблоке) ровно на то время, пока из надетого на штуцер для прокачки прозрачного шланга будут выходить пузырьки воздуха.

Теперь немного статистики: несколько лет назад страховые компании в Соединенных Штатах проанализировали параметры и техническую оснащенность автомобилей, попадавших в ДТП, и цифры показали, что на сухом покрытии машины с ABS участвовали в авариях на 42% больше раз, чем машины без нее. На влажном покрытии эта цифра увеличилась до 65%. После проведения соответствующих исследований специалисты сделали вывод: водители получили иллюзию безопасности при торможении, не осознавая, что тормозной путь при этом меньше не становится, а обеспечение сцепления с дорогой не входит в компетенцию систем торможения. ABS, как и все остальные механизмы и системы автомобиля, призвана наилучшим образом обеспечить выполнение команд водителя, но принятие решений все равно остается за человеком. Так что безопасность в любом случае начинается с рассудка и ответственности сидящего за рулем.