22 Августа 2019 г.     0.00 ()     0.00 ()

По ВКАД в рай

Будет ВКАД построена или нет, но она уже состоялась – как мифологема, как идея, как мечта. Призрак Владивостокской кольцевой дороги, выкликанный из архитектурного небытия мэром Игорем Пушкаревым, стал одним из мифов новейшего Владивостока. Наряду с мостами, в которые до сих пор не вполне верится, или одиозной Fresh Plaz’ой с многочисленными метастазами, или перемороженными, как минтай, долгостроями – отелями Hyatt. Для жизнестойкости этого мифа уже не важно, обретет ли блистательный призрак ВКАД асфальтовое тело или так и останется виртуальным.

Возможно, о ВКАД будут писать дипломы студенты, обучающиеся по специальности «public relations». В мэрскую кампанию 2008 года главным предвыборным обещанием «человека Кремля» (так позиционировался кандидат Пушкарев) был лозунг о 50 детсадах. Очередь в садики с тех пор уменьшилась, но все же выполненным обещание назвать трудно. Как бы то ни было, к кампании 2013 года у Пушкарева появился новый лозунг – ВКАД. За эти четыре буквы тогда, говорят, подписались 100 тысяч владивостокцев; на выборах за автора идеи почему-то было отдано вдвое меньше голосов. Остальные, видимо, стояли в пробках, с которыми и должна справиться ВКАД…

Но к черту скепсис. Человеку и городу нужна мечта. Столетняя Большая Мечта владивостокцев – мост на Чуркин – нежданно-негаданно сбылась к саммиту АТЭС. Новой мечтой стала ВКАД. Она способна утолить столичные амбиции Владивостока ничуть не хуже, чем метро (которое, кстати, планировали строить еще в 1980-е) или запущенный недавно аэроэкспресс до Кневичей. Появятся фонетически знакомые термины – «Завкадье», «завкадыши» и т. п.

Сотканная из морских туманов идея ВКАД постепенно обретает все более наглядные очертания. Стройку предполагается разбить на пять участков, причем каждый может не только строиться, но и эксплуатироваться независимо от остальных. 20-километровая трасса пройдет от Седанки через Чапаева до автовокзала, затем через район мыса Кунгасный на Эгершельд – с последующим выходом на острова Елены и Русский. Только тогда дорожная петля затянется, что позволит говорить о полноценной кольцевой дороге. Фуры из торгового порта (который, кстати, намерен наращивать объемы работы, что неизбежно отразится на трафике) смогут отправляться прямиком на Русский, на трассу Патрокл – Седанка, не перегружая тромбозный центр. Значит, нужны еще два моста – на Елену и через Канал. Есть мысль проложить центральный участок ВКАД прямо по морю – по эстакаде вдоль Спортивной набережной или даже в подводном тоннеле, чтобы вид не портить.

Все это замечательно, неясно другое – где взять деньги. Дорога оценивается почти в 50 млрд рублей, а опыт тех же Hyatt’ов показывает, что начальная смета может распухнуть в разы. Вот и вице-мэр Владивостока «по дорогам» Леонид Вильчинский признал: «Не умаляя значения объектов, построенных к саммиту АТЭС, могу сказать: ВКАД будет значительно сложнее».

Городские власти пока надеются на федеральный (главным образом) бюджет и дают понять, что президентский полпред Трутнев проект уже поддержал. Правда, если пройти по ссылкам до первоисточника, то увидим, что Трутнев высказался предельно осторожно: «Как идея мне предложение понравилось… Но проекты, требующие серьезных денежных расходов государства, когда речь идет о десятках миллиардов рублей… нельзя рассматривать на уровне идей». Да и то сказать: после саммита надеяться на второй вал федеральной манны как-то наивно. Есть на Дальнем Востоке и другие города.

Второй вариант, который тоже обсуждается в мэрии, – частный инвестор, может быть даже иностранный. Тогда ВКАД будет платной. Ведь инвестиции – на то и инвестиции, а не спонсорские пожертвования, что должны принести прибыль.

Для нас как рядовых горожан, конечно, предпочтительнее «московский вариант», потому что в этом случае ВКАД обещают сделать бесплатной.

…Неудивительно, что появилась конспирологическая версия, согласно которой майское присвоение звания почетного гражданина Владивостока вице-премьеру Игорю Шувалову якобы преследовало простую цель: повлиять на Шувалова, чтобы он выбил нам в Москве деньги на ВКАД. С одной стороны, торговля регалиями – вещь некрасивая, как и слишком явный «прогиб» перед начальством. Но после присвоения того же титула Борису Грызлову (непонятно за какие заслуги) звание почетного владивостокца все равно настолько дискредитировано, что стыдиться уже нечего. Вот и пусть Шувалов строит.