18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Оборона «Зеленки»

Дальневосточный региональный автобизнес, самозародившийся около четверти века назад, демонстрирует кошачью живучесть. Стихийный, часто «серый», а то и прямо криминализованный, но в полном смысле слова народный, он напоминает терминатора, функционирующего даже в виде обгорелого скелета.

Вот и утилизационный сбор, которым с сентября 2012 года обложили каждую ввозимую иномарку, не смог подорвать рынок. Серьезно просев в сентябре, уже к концу года объемы импорта «японок» вернулись на прежний уровень – по крайней мере в части легковушек (жестче всего утилизационный сбор ударил по импорту грузовиков – и не случайно Минтранс уже выступил с инициативой снизить размер сбора на седельные тягачи стандартов «Евро-4» и «Евро-5»).

Казалось, сентябрь стал революционным: впервые в новейшей истории Дальнего Востока автомобили уступили первенство по валу взимаемых платежей другим номенклатурам («электротехника» и «оборудование»), а ввоз грузовой техники вообще практически прекратился. Но уже к ноябрю-декабрю пришел черед реставрации: статус-кво начал восстанавливаться. «Если в августе наблюдался рост импорта автомобилей, а в сентябре – падение, то теперь мы выходим на те же цифры, что имели раньше», – оценил обстановку замначальника Владивостокской таможни Олег Синкевич. Пресс-служба таможни уточнила: «В сравнении с 2011 годом номенклатура импорта практически не изменилась». По словам начальника таможни Виктора Холичева, за первые три квартала 2012 года через Владивосток ввезли 170 тысяч автомобилей, что на 30% (!) выше аналогичного периода прошлого года. 25,1% в общем вале пополнивших казну таможенных платежей обеспечили «механические машины и оборудование», 19,8% – «автотранспорт и его части» (нет нужды уточнять, что под «частями» могут пониматься не только запасные крылья или привода, но и автомобили-«распилы», хотя данную практику правоохранители в последнее время поприжали). Те же самые тенденции отмечены начальником Сахалинской таможни Владимиром Игнатьевым, заявившим о значительном приросте объемов импорта автомобилей по итогам года. Вероятно, и остальные таможни Дальнего Востока, что называется, в тренде. Основную «кассу» на тихоокеанских рубежах по-прежнему делают машины – в основном, естественно, японские, подержанные и праворульные.

Что касается утилизационного сбора, то никто, похоже, толком не знает, куда он идет. О создании в России системы утилизации автомобилей, подобной, скажем, японской, по-прежнему ничего не слышно. Та же самая пресс-служба Владивостокской таможни, цитируя вышеупомянутого Холичева, сообщает с редчайшим для госоргана простодушием: «Введение утилизационного сбора – это протекционистская мера, компенсирующая падение бюджетных доходов от снижения ввозных таможенных пошлин на импортируемые автомобили после вступления в ВТО». Что и требовалось доказать; а ведь государство поначалу пыталось убедить всех, кроме себя, что новый сбор – именно «утилизационный», а не «протекционистский». Но, похоже, никого не убедило и решило называть вещи своими именами, тем более что сбор этот, как уже сказано выше, вовсю взимается дисциплинированной таможней, тогда как утилизировать автохлам (настоящий автохлам, а не то, что порой выдает за него наше византийское государство) по-прежнему негде и некому.

И все-таки авторынок региона начала 1990-х – не авторынок начала 2010-х. Невооруженным глазом видны структурные изменения. Из-за повышения пошлин и выстраивания иных препонов на «Зеленом углу» (в широком смысле слова) в последние годы стало больше машин свежих и малолитражных. Во Владивостоке заметно растет количество леворульных автомобилей. Если еще несколько лет они казались архаикой или экзотикой, то сейчас в глазах рябит от «Мерседесов», «Рено», корейских грузовичков, да даже и русских Patriot’ов, а равно леворуких авто японских кровей.

Но праворульный бастион, подобно блокадному Ленинграду, все же держится. Новые партии «правильных японок» подкрепляют его материально и морально, как полуторки с «дороги жизни». Даже астрологу Александру Ремпелю (а кому верить – не властям же?), чей прогноз о запрете правого руля к 2012 году не сбылся, пришлось теперь скорректировать свои предсказания и обтекаемо заявить РИА PrimaMedia: «Введение различных указов и методик в 2013 году приведет к осознанному выдавливанию праворульных машин».

Именно «выдавливанию». До дуста, похоже, не дойдет.