Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf

Текст перед ссылками: аренда прозрачного шатра Текст после ссылок:

До последнего я не очень верил, что Россия всерьез намерена вступать во Всемирную торговую организацию. Мне казалось, что наши правители ведут с западными коллегами тактическую игру, но на самом деле в ВТО не рвутся. Вот и возникают, словно козыри из рукава, те или иные препятствия. Патриотическая составляющая моей личности этому радовалась, а вступления в ВТО, как можно догадаться, побаивалась. Ведь этот шаг, по словам ряда авторитетных и вроде бы независимых экспертов, окончательно подорвет наше производство, которое без протекционистских мер станет неконкурентоспособным в мировом масштабе. По разным (от климатических до коррупционных) причинам. 

Но вот точка невозврата, кажется, пройдена. Процесс вступления России в ВТО вышел на финишную прямую, причем недлинную. И если патриотическая составляющая моей личности в связи с этим изрядно опечалена, то эгоистически-автолюбительская составляющая, напротив, готова обрадоваться. Не иначе как Москве придется снизить запретительные пошлины на ввоз иномарок, а значит, у нас снова появятся дешевые и качественные японские автомобили б/у. Тем более что из текста техрегламента для стран Таможенного союза (Россия, Казахстан, Белоруссия) вроде бы вычеркнули пункт о запрете правого руля в РФ. Значит, прощай, отечественная промышленность (за исключением разве что нефтяной), здравствуй, вторая золотая эпоха правого руля?

Далеко не факт. С одной стороны, трудно представить, чтобы правительство, находящееся в здравом уме, перестало поддерживать свою промышленность, отдав все внутреннее потребление на откуп товарам made in China. С другой стороны, еще труднее представить, чтобы подержанные иномарки из Японии, Америки и Европы, которые жестко прессовали на протяжении как минимум последнего десятилетия, вдруг «амнистировали». Мы давно приучены к тому, что при желании между любыми (даже самыми жесткими) нормами находятся хитрые лазейки.

Самое же главное заключается в том, что попадание в ВТО отнюдь не рушит таможенные барьеры, а лишь постепенно их видоизменяет, причем вовсе не до неузнаваемости. Действительно, пошлины на новые иномарки, судя по сообщениям прессы, должны заметно снизиться: с нынешних 30% до 15%. Но этот процесс будет небыстрым: в 2012-м пошлина составит 25% и на этом уровне зависнет на три года. До 15% пошлина опустится только через семь лет, причем основное снижение придется на последние годы этой семилетки. Нельзя, мол, «подставлять» мировых автопроизводителей, разместивших или размещающих в России свои сборочные предприятия (так, буквально в конце ноября принято решение о начале сборки на мощностях владивостокского «Соллерс-ДВ», выпускающего корейские джипы SsangYong, японских легковушек Mazda). Кроме того, легко представить, что сделают с ценами на машины за семь будущих лет инфляция, возросшие из-за подорожания топлива расходы по их доставке и т. п. Или, скажем, продавцы решат вообще оставить цены прежними, но за эти деньги предложат дополнительные «бесплатные» опции. В общем, надеяться на то, что автосалоны станут на порядок доступнее для народа, не стоит.

Что касается подержанных иномарок, столь популярных на Дальнем Востоке, то их вступление в ВТО касается еще меньше, потому что никто не запретит самостоятельному государству, коим себя считает и Россия, устанавливать барьеры на ввоз бэушного транспорта («автохлама»). Внимательно изучив публикации о параметрах присоединения РФ к ВТО, найдем: «…на подержанные автомобили старше семи лет остаются запретительные пошлины… На автомобили от трех до семи лет пошлины снижаются до уровня 20% за семь лет». 20% – оно вроде бы неплохо. Но никакая ВТО не помешает нашим чиновникам воздвигнуть для пяти-шестилетних машин заграждения иного характера – например, экологического.

Далее: российские производители (в том числе предприятия, собирающие в РФ иномарки), оказывается, уже обсуждают вместе с правительством России компенсации, которые, возможно, они будут получать из бюджета как раз для того, чтобы остаться на плаву после вступления страны в ВТО.

Суммируя все эти пункты, приходим к осторожному выводу (для кого-то грустному, для кого-то обнадеживающему): похоже, ВТО не изменит принципиальным образом климат на российском авторынке, хотя определенных подвижек не избежать.