18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Через Japan

Оказывается, в августе на видеоконференцию премьер-министра Владимира Путина прорвались активисты движения «Убитые дороги» из Читы и пожаловались на то, что в Забайкалье дико дорогой бензин. В ответ Путин привычно сослался на «характерную для Дальнего Востока проблему монополизма» (ау, Федеральная антимонопольная служба!). Вроде бы после этого и начались – если начались – закупки японского бензина, хотя, скорее всего, решение было принято раньше.

Цены на ГСМ в России действительно продолжают расти, в чем новости нет. Восточные регионы страдают от этого роста сильнее всего: расстояния – больше, население – меньше, дорог иногда просто нет, что не может не влиять на ценообразование. По данным Росстата на начало сентября, самое дешевое моторное топливо в России обнаружилось в Кемерово: 21,25 рубля. В Москве тот же показатель равен 26,62 рубля, в Хабаровске – уже 28,61, а в Петропавловске-Камчатском – и вовсе 33,44. На Чукотке стоимость ходового АИ-92 уже зашкаливает за 40 рублей, так что южному и сравнительно благополучному Владивостоку еще есть к чему стремиться. Помимо непрекращающегося роста цен, летом 2011 года на Дальнем Востоке – и в том числе в Приморье – замаячил изрядно подзабытый призрак топливного дефицита.

Тут-то и появились сообщения о начале импорта бензина из Японии. Новость очень странная: ведь Япония, в отличие от России, не относится к нефтедобывающим странам и поэтому вынуждена закупать углеводороды. Бензин в Японии довольно дорог. Его цена в последние годы колебалась в зависимости от различных показателей в достаточно широком диапазоне (в среднем от 1,2 до 1,6 доллара за литр), но дешевого топлива в Стране восходящего солнца не было никогда. Как, собственно, и в России последних лет, но что естественно для крошечной островной Японии – неестественно для огромной нефтеносной России. Которая к тому же строит на Дальнем Востоке новые экспортные трубопроводы. Почему японский бензин окажется после импорта в РФ дешевле нашего – непонятно, хотя надо сделать поправку на то, что «общечеловеческие» экономические законы в России не всегда работают. К тому же если наше топливо продолжит дорожать сегодняшними темпами, то мы быстро перегоним не только Японию, но и весь мир.

Вслед за недоумением приходит вторая реакция, позитивная: наконец-то наши машинки вспомнят вкус родного «японческого» бензина! Ветераны владивостокских дорог вспоминают чудесный японский бензин марки RON, который к нам когда-то уже завозили…

Правдивы сообщения информагентств или нет – но так или иначе их появление свидетельствует только о том, что наше государство (в отличие, например, от нефтедобывающих государств Ближнего Востока) не в силах удержать разумные цены на внутреннем рынке нефтепродуктов. Ни половинчатые усилия ФАС, ни периодические гневные окрики Путина серьезного влияния на ситуацию не оказывают, имея скорее маскирующее или кратковременное обезболивающее действие. То ли в России главные – все-таки нефтяники, а не члены правительства, то ли просто страна существует сама по себе, а правительство – само по себе.

Странная идея ввоза бензина из Японии кажется менее странной, если вспомнить другую отрасль – лесную: мы продаем в Китай лес, после чего покупаем у китайцев изделия из нашего же леса. Чем «нефтянка» хуже? Хорошо бы, кроме бензина, освоить импорт японских дорог, чтобы наши «япономарки» чувствовали себя на чужбине еще комфортнее. Дальше – больше: не удивлюсь, если скоро начнется импорт воздуха и воды из района АЭС «Фукусима-1», которые окажутся чище наших…

На заправках Владивостока, впрочем, никто пока не заметил японского бензина. Может быть, сообщения об импорте топлива были уткой – для воздействия на совесть дальневосточных торговцев бензином?