Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


К началу 2003 года в Хабаровске сплотилась группа мотоциклистов с хорошей спортивной формой, имеющих технику, подготовленную для тяжелых дорог. Будущие эндуристы отправляли мотоциклы самолетами на Камчатку, чтобы совершать незабываемые подъемы по склонам вулканов и преодолевать долины, похожие на лунную поверхность. Мотоциклы порой приходилось нести на себе – настолько сложными становились тропы, ведущие через ущелья к смотровым площадкам, до которых другие путешественники добирались только пешком. На острове Сахалин, где развитие мотопутешествий началось чуть ранее, тропы были более объезжены и понятны. Но путешествия по береговой линии Приморского края оставались самыми желанными. За годы совместных выездов сложилась карта путешествий от бухты Владимира до южной части Приморского края, поселка Хасан, – тысячи километров сложных дорог, речных бродов и скалистых троп.

В таких поездках проверялись верность слову, сила воли, аккуратность, техническая подкованность, взаимовыручка, толерантность. Многим эти навыки помогают и в других направлениях активной жизни. Опыт преодоления сложнейших препятствий и уложен в идею слова «эндуро» (от латинского iduro – «крепнуть», «укрепляться»).

В 2006 году было принято решение об учреждении некоммерческого партнерства «Спортивно-технический клуб «Ледокол». Название клуба символизирует раскол ледяной толщи, покрывшей затихшее в конце 1980-х развитие мотоспорта в Хабаровском крае. Клуб разместился в небольшом мотоцентре, на территории, арендованной у автотехцентра. Мотоклуб стал принимать новых ребят, помогая с приобретением экипировки, расходных запчастей. Бывалые мотоциклисты передавали новичкам опыт управления мотоциклами внедорожного класса.

Усилиями костяка клуба было подписано дилерское соглашение с компанией IRC, которое дало возможность распространять на территории Хабаровского края мотопокрышки широкого спектра. Так решилась проблема самой расходной позиции в мотоспорте – шин. Следующий шаг – подписание соглашения об официальном представительстве канадской фирмы Explorer на Дальнем Востоке РФ. Компания выпускает специальное гусеничное приспособление, идущее на замену заднего колеса мотоцикла без особых технических переделок и позволяющее двигаться по рыхлому грунты, песку и снегу. Важным событием стало соглашение, подписанное совместно с сахалинской компанией Weston-Creek об официальном дилерстве с австрийской компанией KTM. К союзу с KTM подтолкнуло одно путешествие. Автор этих строк и два его друга из Южно-Сахалинска совершили 8500-мильный мотопробег по территории Северной Америки, проехав от берегов Мексиканского залива до юго-западной части Аляски и обратно. Путь, в котором ливни сменялись снегом, а жара у асфальта доходила до 50 градусов, занял шесть недель. По возвращении в Техас мы имели уже достаточно впечатлений, чтобы сравнивать мотоциклы разных фирм – двое из нас были на BMW, один на KTM. Так возникла идея согласовать дилерство с KTM.

2010 год. Первой вехой в истории возрождения спортивных состязаний эндуро в Хабаровске стал этап кантри-кросса, проведенный в мае совместно с мотокроссменами и эндуристами. На трассе, по сути используемой для проведения соревнований по мотокроссу, первое и второе места заняли представители эндуро. Далее мы договариваемся с владельцем детской школы «Дерсу» об использовании территории его парка и преобразовании ее в сложную трассу для соревнований на мотоциклах класса эндуро. Делаем все так, как привыкли наблюдать в многочисленных видеороликах с этапов чемпионатов мира по эндуро, таких как Romaniacs в Румынии, Last Man Standing в США, Erzberg в австрийских Альпах и других. Рождается и похожее название гонки – KHABARIGENS («хабаровские аборигены»). Находятся единомышленники в Сети, оказавшие содействие в создании веб-сайта: www.khabarigens.ru. Снова успех! Учитывая интерес зрителей к этому виду спорта, 26 сентября проводим очередной этап KHABARIGENS. Для его проведения трассу удлинили от первоначальной на 2 километра и усложнили дополнительными препятствиями, такими как огромные качели, «колбаса» из вкопанных покрышек, высокий трамплин с длинным грунтовым приемником, тростниковый брод с коварными поворотами и ямами. Четыре первых места снова заняты мотоциклистами на KTM!

Но козырная карта этого года хотя уже раскрыта, еще трудна для восприятия большинством. Идея проведения шоу звезд мотофристайла еще в середине июля даже организаторам казалась сродни полету на Луну. События такого рода подготавливаются годами, и было непросто решиться на организацию этого шоу в оставшийся месяц теплого сезона. Тот, кто когда-либо проводил массовые мероприятия, может понять, какой титанический труд проделала команда, взявшаяся за решение этой невероятно сложной, но непостижимо интересной задачи. И организаторы с блеском реализовали практически все намеченные идеи! Количество зрителей превзошло самые радужные ожидания, хотя всего за несколько дней до события ввиду плохой погоды целую неделю билеты не продавались.

Сами мотофристайлеры утверждают, что у них остались самые приятные впечатления от того, что произошло в Хабаровске. Мы сразу стали друзьями. Ребята даже приняли приглашение остаться у нас еще на несколько дней, чтобы принять участие в показательном эндуро-кантри-кроссе, но синоптики пообещали плохую погоду, и эти планы свернули до следующей весны.

Нет сомнений, что история мотоциклизма в мире, в России и в нашем городе вступает едва ли не в самую динамичную фазу, несмотря на утверждения экономистов о продолжающихся кризисных явлениях в экономике. Интерес подрастающей молодежи к двухколесной технике велик, потому все, кто собирается связать свою судьбу с мотоциклом, должны усвоить одну важную истину. Чтобы стать полноправным участником мотосообщества, совершенно недостаточно скопить денег на байк. Не обладая навыками безопасной езды, легко стать угрозой для окружающих и для самого себя. Опыт вождения мотоцикла нарабатывается годами. Отрабатывать навыки мотоциклетной езды необходимо либо на загородных лесных тропах (коих у нас немало), либо на специально подготовленных мотополигонах, под присмотром видавшего виды мотоциклиста. Только так можно осмыслить свое пребывание в новой форме существования, которая навсегда изменит твой образ мыслей и всей жизни. Без создания субкультуры мотоциклистов, признания ее на всех уровнях проблема сосуществования на дорогах двухколесной и четырехколесной техники может только усугубляться в связи с уплотняющимся с каждым годом транспортным потоком в больших городах.

Сейчас мы вплотную подходим к организации первой профессиональной мотошколы на базе мотоклуба, идея которой вынашивалась давно. Ведь мы сами несем ответственность за небывалый ажиотаж, создавшийся вокруг мотоцикла! Репортажи о мотоспорте в теленовостях в этом году затмили все привычные виды спорта. В наших планах объединение сил, финансов и административного ресурса таким образом, чтобы на ограниченной территории создать центр, включающий и мотошколу, и мастерскую мототехники, и магазин мотоэкипировки и сменно-запасных частей, и выставку-продажу новых гарантийных и подготовленных пробежных мотоциклов. Реализация этого проекта начнется уже в текущем году. Жизнь продолжается! И чтобы успеть за ее течением, нужно все время двигаться вперед.